МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ В ПОСТКРИЗИСНЫЙ ПЕРИОД ФОРМИРОВАНИЕ ТУРИСТСКИХ КЛАСТЕРОВ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ ВЪЕЗДНОГО И ВЫЕЗДНОГО ТУРИЗМА В РОССИИ ТЕ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПЕРСПЕКТИВЫ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ НА ОСНОВЕ КЛАСТЕРИЗАЦИИ Лачкова Виктория Константиновна Студентка 4 го курса Филиал МГУ им.М.В.ломоносова.
Advertisements

Информационное обеспечение в менеджменте транспортно-логистических систем туристической отрасли Проф. Козак Л.С., доц. Седой В.Г., доц. Бакулич Е.А.
Тематический план научных исследований Института экономики и управления (г. Пятигорск) на г.г Правовые проблемы государства и предпринимательства.
СТРАТЕГИЯ социально-экономического развития Заволжского муниципального района Ивановской области до 2020 года.
Включение инвестиционных туристских проектов регионов Северо-Западного федерального округа в федеральную целевую программу «Развитие внутреннего и въездного.
Егоров Н.Е. «ОСОБЕННОСТИ СТРАТЕГИИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ В УСЛОВИЯХ СЕВЕРА» ФГНУ «Институт региональной экономики Севера», Якутск, Республика.
Тема 2. Формы, виды и разновидности туризма. Факторы развития туризма.
Сельский туризм - перспективное направление развития сельских территорий III Калужский Туристский Форум, 29 ноября 2013.
Управление и внешняя среда организации.. Организация это сознательно координируемое социальное образование с определенными границами, функционирующее.
Системный подход к оценке местоположения территории как фактор повышения конкурентоспособности муниципальных образований Сачук Татьяна Викторовна, д.э.н.,
Кластерные организационные технологии, как инструмент повышения конкурентоспособности территорий Докладчик: Киселев Артем Николаевич Президент НП «Национальное.
Нормативно-правовая база, обеспечивающая взаимодействие вуза и участников кластера Эксперт Национального фонда подготовки кадров Туликов Алексей Викторович.
МИНИСТЕРСТВО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА ПЕРМСКОГО КРАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА «РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА В ПЕРМСКОМ КРАЕ НА ГОДЫ» ПРОЕКТ.
ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЙ КЛАСТЕР «ПЛЁС» ПРАВИТЕЛЬСТВО ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ ДЕПАРТАМЕНТ СПОРТА И ТУРИЗМА ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ.
Выполнили: Матвеева О. Кандикова А. Карасева Е. Семенова А.
СТРОИТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР ХАБАРОВСКОГО КРАЯ ЧТО ЭТО ТАКОЕ И КАК ЕГО РАЗВИВАТЬ?
Ускоренное развитие индустрии туризма и улучшение качества туристических услуг в Узбекистане.
«РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА КАК ИНСТРУМЕНТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СБАЛАНСИРОВАННОГО РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ (НА ПРИМЕРЕ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ)» Гренишин Андрей Викторович Гренишин.
Региональная экономика в системе наук.
Инновационные процессы в социально-культурном сервисе и туризме Работу выполнил студент группы БТРз(Э)-401 Мамонова М. В. Проверил: ст. пр. Коровина Н.
Транксрипт:

МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ В ПОСТКРИЗИСНЫЙ ПЕРИОД ФОРМИРОВАНИЕ ТУРИСТСКИХ КЛАСТЕРОВ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ ВЪЕЗДНОГО И ВЫЕЗДНОГО ТУРИЗМА В РОССИИ ТЕ ДИАНА ВЛАДИСЛАВОВНА ФГОБУ ВПО « ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ » ИНСТИТУТ ТУРИЗМА И РАЗВИТИЯ РЫНКА КАФЕДРА СТАТИСТИКИ Научный руководитель: Пожидаева Елена Сергеевна, к.э.н.

Одним из наиболее перспективных направлений развития экономики является отрасль туризма. Россия обладает мощнейшими природно-климатическими, социально-экономическими, культурно- историческими туристскими ресурсами. На их основе можно создать уникальную туристскую индустрию, отвечающую современным требованиям, сформировать конкурентоспособные туристские продукты и успешно развивать как внутренний, так и въездной туризм. Однако на сегодняшний день имеется целый ряд проблем, препятствующих этому развитию. Формирование туристских кластеров – важнейший инструмент их эффективного разрешения.

Туристический кластер - сосредоточение в рамках одной ограниченной территории взаимосвязанных предприятий и организаций, занимающихся разработкой, производством, продвижением и продажей туристического продукта, а также деятельностью, смежной с туризмом и рекреационными услугами. Цель создания - повысить конкурентоспособность территории на туристическом рынке за счет синергетического эффекта.

Внутренняя структура туристического кластера

Внешняя структура туристического кластера

Пример активной кластерной политики - Республика Карелия.

Основной принцип, создающий преимущество кластера: сотрудничать на мест­ном уровне, чтобы конкурировать на глобальном. Давно известно, что в конкурентной борьбе за клиента и за место на рынке всегда побеждает объеди­нение, создающее большее количество предложений, более высокий уровень качества, более низкие цены. Кластерный подход применительно к развитию туризма в регионе заключается в следующем: на начальном этапе необходимо определить основные конкурентные туристские преимущества региона среди других в России, возможно, и мире, и обозначить территории, где выделенные преимущества проявляются наиболее ярко.

Затем следует провести туристское районирование, при котором необходимо интегрировать подходы и принципы природного и социально-экономического районирования. Одним из основных его принципов должен быть принцип завершенности туристских маршрутов, а так же учет выделенных конкурентных туристских преимуществ. Далее в пределах выделенных районов следует наметить территории, которые отличались бы выражением основного преимущества. В таком случае каждый район мог бы предлагать особенные турпродукты и взаимодополнять друг друга в региональной системе. Туристский район при таком подходе является протокластером, т.е. территорией потенциально способной выполнять туристские функции.

На следующем этапе в каждом протокластере необходимо выделить доминанту, объект который способен своим появлением и развитием структурировать пространство вокруг себя. В таком случае на основе туристских районов складываются или могут сложиться в перспективе территориальные сочетания предприятий – туристские кластеры. В связи с этим на основе сетки туристских районов следует определить пространственную структуру будущих туристских кластеров. Географические масштабы туристского кластера могут варьироваться от одного города или региона до страны или даже ряда соседствующих стран. Туристический кластер может принимать различные формы в зависимости от своей глубины и сложности, но в большинстве случаев он включает турпредприятия, предприятия готового продукта; поставщиков факторов производства, а также сервисных услуг; финансовые институты; предприятия в сопутствующих отраслях

Под единым брендом «Урал» создается единый туристский кластер Челябинской области и Башкирии.

Центральным понятием кластера являются туристские ресурсы, так как им принадлежит решающая роль в развитии туризма, так как они в большей степени являются основным мотивом и причиной участия людей в туристских поездках. Туристские ресурсы могут быть как природные, так и искусственно созданные. Для создания искусственных туристских ресурсов привлекаются большие инвестиции. В состав кластера также входят туристские фирмы, главными задачами, деятельности которых является создание привлекательных туристских продуктов, соответствующих потребностям туристов, поддержание стандарта обслуживания.

В контексте данного исследования следует отметить необходимость регионального подхода к решению проблем кластеризации.Региональный туристский кластер состоит из следующих элементов (блоков), каждый из которых включает в себя представителей различного бизнеса и видов деятельности. Это позволяет решить основную проблему, а именно организовать представителей бизнеса и государственных служб, а также скоординировать работу различных организаций, так или иначе связанных с туризмом: общественного питания, медучреждений, развлекательных комплексов и др. Только объединив усилия, создав условия для высококачественного сервиса, безопасности, можно сделать область действительно привлекательной для туристов всего мира.

Проект Северокавказского туристического кластера стал победителем престижного конкурса MIPIM Asia Awards 2011 в номинации "Лучший проект будущего Центральной и Западной Азии"

Развитие кластера зависит от динамики экономических, природных, социокультурных и политических условий. При формировании туристского кластера необходимо идентифицировать его географические границы и учитывать природные факторы. Географические границы во многом создают транспортные коммуникации (состояние автомобильных дорог, развитие малой авиации, водного транспорта), которые соединяют между собой основные центры притяжения туристов. Важно учитывать традиции и культуру местного населения – социо-культурные условия, которые непосредственно влияют на индустрию гостеприимства. К социальным факторам следует отнести и сферу образования, которая является не только потенциалом для развития квалифицированного персонала для туристских предприятий, но и базой для развития образовательного и научного туризма. Сюда относится и научно-исследовательские институты разного профиля, присутствие которых способствует всестороннему анализу составляющих кластера, его возможностей развития, а также динамичному развитию научного туризма.

Включение предприятий сельского хозяйства, в качестве составляющих части туристской дестинации, будет способствовать значительному расширению набора туристических услуг предлагаемых потенциальным потребителям, повышению эффективности функционирования туристического кластера в целом и как следствие комплексному развитию региона. Сельскохозяйственный туризм в рамках кластерного подхода Агротуризм (сельский туризм) - это отдых в сельской местности, в деревнях и на хуторах, в крестьянских домах и агроусадьбах. Горожане приезжают в сельскую местность, и некоторое время ведут сельский образ жизни, знакомятся с местной культурой и обычаями, принимают участие в сельском труде.

Другим направлением развития отрасли туризма является совершенно новое направление – сельскохозяйственный туризм. Взаимосвязь сельскохозяйственной отрасли и туризма в регионе весьма важна и может развиваться во многих направлениях: развитие туризма способствует росту потребления продуктов питания в связи с увеличением количества туристов в регионе; развитие сельского туризма основано на использовании инфраструктуры сельской местности и агропромышленных предприятий; развитие сельского туризма может привлечь дополнительную рабочую силу, так необходимую в настоящее время в сельском хозяйстве и агропромышленном комплексе; уникальные сельскохозяйственные предприятия могут быть основой развития разных видов туризма (экскурсионного, тематического, делового, обучающего, гастрономического и других); туристы, приносящие деньги в село, способствуют развитию экономики, появлению новых рабочих мест, улучшению инфраструктуры не только населенного пункта, но и региона в целом.

Другим направлением развития кластеризации в туризме служит промышленный туризм - организация регулярных туристических туров на действующие (или когда-то действовавшие) промышленные предприятия.

Промышленный туризм в рамках кластерного подхода Развивая в рамках туристического кластера практику промышленного туризма, мы предлагаем людям новое увлекательное туристическое направление, что значительно повышает интерес к региону, а также конкурентоспособность предприятий, действующих на его территории. Промышленный туризм представляет собой организацию регулярных туристических туров на действующие (или когда-то действовавшие) промышленные предприятия.

Формирование туристского кластера способствует созданию современного конкурентоспособного туристского комплекса. Его функционирование обеспечивает широкие возможности для обеспечения занятости местного населения и удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в туристских услугах. Внесение значительного вклада в развитие экономики осуществляется за счет налоговых поступлений в бюджет, притока иностранной валюты, увеличения количества рабочих мест, сохранения и рационального использования культурного и природного потенциала.

Спасибо за внимание