Экономика общественного сектора Тема 2. «Причины существования и функции общественного сектора». Занятие 4. Лектор: Молчанов Игорь Николаевич, д.э.н.,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
РЫНОК КАК ФОРМА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ. 2 Рынок как форма функционирования экономики 1. Формирование рыночных механизмов координации экономического.
Advertisements

Раздел 1 Введение в экономическую теорию Тема 4. Экономические системы и институты. 1.Типологизация хозяйственно-экономических систем. Критерии типологизации.
Экономические задачи государства Должно ли государство вмешиваться в экономику?
Тема 6. Несовершенства рынка и роль государства. Основные вопросы Что понимается под экономической эффективностью? При каких условиях состояние экономики.
Рыночные отношения в современной экономике Выполнила: Юрченко Наталья,гр.ПО-330.
ГОСУДАРСТВО КАК ПОСТАВЩИК ОБЩЕСТВЕННЫХ БЛАГ ПРЕЗЕНТАЦИЮ ПОДГОТОВИЛ СТУДЕНТ РАНХИГС ЩЕРБАКОВ ИГОРЬ.
Экономические системы 1-й способ – административно- плановая система Государственное планирование выпуска эк. благ, распределение факторов производства.
Главные вопросы экономики Бочкарёва Т.Н., учитель истории и обществознания.
Городской общественный сектор Цилинская Е.Н. ФЭУТ IV-1.
ОСНОВЫ РЫНОЧНОГО ХОЗЯЙСТВА И ЕГО СТРУКТУРА Цель лекции: выявить объективные причины появления и условия существования рыночной экономики, ее основные черты,
Провалы рынка Провалы рынка, связанные с асимметрией информации Провал рынка в регулировании производства общественных благ Побочные эффекты (« экстерналии.
Экономика 3-4 тренажер. В традиционной экономической системе 1) основная масса произведенных продуктов предназначена для обмена 2) имеет место всеобщая.
Сущность рынка предприятия в условиях рынка. ПОНЯТИЕ ЭКОНОМИКИ.
Урок по теме: Несостоятельность рынка и роль государства в экономике.
ТЕМА 2 РЫНОК КАК ФОРМА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ.
1 Смешанный сектор городского хозяйствования. 2 Существуют 2 точки зрения на роль общегородского сектора: Неолиберальна я I. Социальные задачи, вызванные.
Неотъемлемой составной частью системы финансового управления выступают прямые, косвенные и смешанные формы регулирования. Непосредственное (прямое) влияние.
Тема: «Характеристика фармацевтического рынка» Лекция 45.
Р Ы Н О К Витебский государственный профессиональный лицей 1 машиностроения им. М.Ф. Шмырева 2009.
Лекция 5. Регулирование социального развития и уровня жизни.
Транксрипт:

Экономика общественного сектора Тема 2. «Причины существования и функции общественного сектора». Занятие 4. Лектор: Молчанов Игорь Николаевич, д.э.н., доцент кафедры экономики социальной сферы экономического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова,

2 Молчанов И.Н План лекции 1. Роль общественного сектора в разрешении проблем внешних эффектов. 2. Корректирующая роль субсидий производителям и потребителям. 3. Меры государственного регулирования естественных монополий. 4. Информационная асимметрия: причины возникновения, методы нейтрализации.

3 Молчанов И.Н Роль общественного сектора в разрешении проблем внешних эффектов. Специалистами по экономике общественного сектора В.Остромом, Риксором, Фрейем и другими предложены развернутые классификации и типологии общественных благ (в виде комбинационных группировочных таблиц, дерева группировочной классификации, кубического и сферического графического изображения сочетания критериев-свойств общественных благ). Более полную характеристику общественных благ дает построенная на сложной комбинации возможностей исключаемости и степени использования (в т.ч. убываемости потребления этих благ), с учетом внешнего (экстернального) эффекта (таблица 1). Внешний эффект может быть положительным (например, эффект повышения образовательного уровня населения, укрепления здоровья, развития науки и культуры и т.д.) и негативным (например, ущерб окружающей среде и здоровью людей вследствие внедрения экологически несовершенных производств и технологий).

4 Молчанов И.Н Роль общественного сектора в разрешении проблем внешних эффектов. Таблица 1

5 Молчанов И.Н Роль общественного сектора в разрешении проблем внешних эффектов. Внешние эффекты различаются по масштабам и долгосрочности своего воздействия. Комбинация внешних эффектов с учетом их масштабности и временного лага воздействия с общественными благами дает возможность выделить следующие виды чистых общественных благ: чистое общественное благо, внешний эффект воздействия которого имеет национальное и мировое значение (например, открытия в области фундаментальной науки, мировые шедевры искусства, культуры, международные стандарты, спутниковая связь и т.д.); чистые общественные блага с региональным и локальным эффектом воздействия (например, местное радио и телевидение, муниципальная полиция, пожарная охрана, противоэпидемиологические мероприятия и т.д.). Внешние эффекты общественных благ оказывают влияние не только на непосредственных участников деятельности, связанных с общественным благом, но и на другие лица, которые являются посторонними по отношению к данной деятельности.

6 Молчанов И.Н Роль общественного сектора в разрешении проблем внешних эффектов. Рынок, применительно к экономическим благам, может работать эффективно только тогда, когда эффект их внешнего воздействия может быть взят под контроль участниками сделки, связанными с этим благом, если внешний эффект будет ими интернализирован, то есть «замкнут на себя» в своей экономической деятельности. Интернализация означает исключение возможности посторонним (третьим) лицам извлекать пользу и выгоду от внешнего эффекта общественного блага, не платя на это. Иными словами, речь идет о том, чтобы не допустить так называемых «безбилетных пассажиров», «зайцев» в сфере потребления общественных благ. Способы и методы интернализации («замыкания на себя») внешних эффектов, а следовательно, решения проблемы «зайцев» могут быть разными. Они зависят от объема и интенсивности внешнего воздействия, а также от положительного и отрицательного характера внешнего эффекта. Немаловажное значение для интернализации внешнего эффекта, т.е. для «замыкания его на себя», имеет возможность делимости тех или иных общественных благ, степень их исключаемости и свободы выбора в использовании, а также возможность количественного измерения внешнего эффекта.

7 Молчанов И.Н Роль общественного сектора в разрешении проблем внешних эффектов. Если масштабы внешнего эффекта невелики и круг экономических субъектов, охваченных им небольшой, то побочное внешнее воздействие может быть без участия государства взято под контроль самоуправляемой общественной организацией и непосредственными участниками экономической сделки, имеющими дело с общественным благом. Так, если пасека расположена в изолированной местности, имеющей вокруг себя ограниченное число садовых участков, то владелец пасеки может оценить положительный эффект опыления садовых деревьев его пчелами и потребовать от садоводов денежного вознаграждения за содержание пасеки. История Англии знает случаи, когда железная дорога была вынуждена выплачивать фермерам, чьи постройки и посевы были расположены вблизи железнодорожного пути, денежную компенсацию за вред, причиняемый искрами и сажей от паровозов, топливом для которых служили дрова. В Англии в начале ХIX века, когда торговый флот был малочисленным, маяки находились в частной собственности и существовала практика взимания платы с владельцев судов, воспользовавшихся их услугами. С ростом объема торговых перевозок усложнилась процедура взимания платы с судовладельцев и участились случаи их уклонения от уплаты владельцам частных маяков. Это привело к тому, что государство было вынуждено взять маяки в свою собственность и ввести обязательную портовую пошлину (сбор) на их содержание со всех владельцев судов, заходящих в английские порты.

8 Молчанов И.Н Роль общественного сектора в разрешении проблем внешних эффектов. Услуги мостов, шоссейных дорог и туннелей, относящиеся к исключаемым общественным благам перегружаемого характера, создают эффект от внешнего воздействия, который может быть локализован и взят под контроль владельцев этих благ. Он интернализуется с помощью мостовой, дорожной и туннельной пошлины, выполняющей функцию цены. У потребителей таких услуг обычно имеются альтернативные варианты в их выборе, что, в частности, позволяет отказаться от платного моста и платной автодороги и поехать другой бесплатной окружной дорогой или воспользоваться бесплатным мостом. Априорно, здесь имеет место добровольность, но как только лицо воспользовалось услугой, оно обязано уплатить за нее пошлину и сбор. В добровольных ассоциациях (например, жилищных кондоминиумах) и в клубах по интересам существует аналогичная ситуация. Эти общественные структуры, где производятся и потребляются коллективные, клубные блага, образуются на демократических началах самоуправления путем добровольной кооперации денежных средств их участников. Однако с созданием таких структур общественного сектора и с принятием их членами уставных обязательств, вступает в силу фактор общественного принуждения.

9 Молчанов И.Н Роль общественного сектора в разрешении проблем внешних эффектов. Поскольку добровольно-общественные структуры являются небольшими по численности институциональными образованиями, то не составляет большого труда учесть вклад, вносимый каждый участником в организацию совместного пользования соответствующим общественным благом. Многие виды смешанных общественных благ обычного типа характеризуются преобладанием свойств частных благ и высокой степенью исключаемости, конкурентности. Их важная особенность – внутренне присущая направленность (положительная или отрицательная) их внешнего воздействия. К смешанным благам с характерными положительными качествами относятся лекарственные препараты и медицинская техника, а к благам с отрицательными внешними эффектами – табак, алкогольные напитки, экологически опасные технологии. Эти виды смешанных благ входят в сферу действия рынка и они являются объектом купли-продажи, то есть представляют собой платные блага. Но в отличие от чистых частных благ, действие рынка при производстве и потреблении таких смешанных общественных благ корректируется государством: при отрицательных эффектах потребление сдерживается посредством специальных налогов (акцизного налога, экологического налога), а при положительных эффектах – наоборот, поддерживается через субсидии. Благодаря указанным инструментам и государственному вмешательству удается интернализировать внешний эффект в цену такого рода благ.

10 Молчанов И.Н Роль общественного сектора в разрешении проблем внешних эффектов. Неделимость и объективный характер совместного потребления национальных и локальных чистых общественных благ, например обороны, общегосударственных программ вакцинации населения от инфекционных заболеваний, местных пожарных и полицейских служб, исключают возможность передачи их в собственность частных фирм. Это обусловлено тем, что при свободном потребительском выборе и добровольном участии в оплате невозможно силами частной фирмы и с помощью рыночных регуляторов (например, через цену) решить проблему «зайца», т.е. предотвратить бесплатное пользование чистыми общественными благами тех лиц, которые уклоняются от внесения своей доли в общие затраты на предоставление таких благ. Предотвратить уклонение от участия в оплате чистых общественных благ можно с помощью государственного принуждения через взимание налогов в интересах всех членов общества.

11 Молчанов И.Н Роль общественного сектора в разрешении проблем внешних эффектов. Представим, что частная фирма решила бы организовать бизнес по реализации общественной медицинской программы вакцинации. Для этого понадобилось, в первую очередь, установить цену за пользование услугой, которую она предоставляет всему населению. Оплачивая цену указанной услуги, потребитель уменьшает личный риск заражения, но он может не отдавать себе отчета о пользе, которую он приносит другим людям и обществу в целом, поскольку в случае отказа от вакцинации, он рискует не только своим здоровьем, но и здоровьем других. Чтобы учесть этот дополнительный риск частная фирма должна установить некую идеальную систему цен, которая бы включала издержки на компенсацию за возможный ущерб здоровью, наносимый лицами, не желающими получать вакцину. Затраты на выявление лиц, уклонившихся от гражданского долга сделать прививку, для частной фирмы будут непомерными. Они будут больше, чем все ее производственные издержки. Следовательно, объективно невозможно с помощью установления цены на чистые общественные блага закрыть доступ к ним тех, кто уклонился от добровольной оплаты этих благ.

12 Молчанов И.Н Роль общественного сектора в разрешении проблем внешних эффектов. Важная особенность чистых общественных благ состоит в том, что общественно-обязательный подход к формированию средств на их производство с помощью принудительного, государственного налогообложения сочетается с государственной и общественной формой организации предоставления и использования этих благ. В решении проблем внешних эффектов важное место занимает Теорема Коуза и трансакционные издержки. К трансакционным издержкам относятся все издержки, которые связаны с обменом (например, расходы на рекламу), издержки на поиск, сбор и обработку информации по поводу сделки, издержки на четкую фиксацию прав собственности и защиту ее правового режима, затраты, вызванные оппортунистическим поведением экономических агентов.

13 Молчанов И.Н Роль общественного сектора в разрешении проблем внешних эффектов. Теорема Коуза развивается в рамках углубленных проработок теории прав собственности. Важная составная часть трансакционных издержек – затраты на четкое определение и защиту прав собственности, на справедливое распределение прав собственности между членами общества. Четкая спецификация и защита прав собственности означает законодательное, правовое оформление института исключительности (эксклюзивности). Право собственности – это право исключения из числа собственников других лиц (несобственников) присваивать и отчуждать экономические блага, которые не являются их собственностью. Полное право собственности и традиционная триада правомочий (владение, распоряжение и использование) рассматриваются в «расщепленном» виде различных комбинаций элементов прав собственности.

14 Молчанов И.Н Роль общественного сектора в разрешении проблем внешних эффектов. Чем четче дается спецификация прав собственности, тем точнее можно определить объем трансакционных издержек и сравнить их с непосредственными производственными издержками фирмы. На этой основе делается вывод о целесообразности предпринимательской деятельности в соответствующей сфере. Если трансакционные издержки фирмы четко определены и они невелики по сравнению с производственными, то сделка совершается и бизнес организуется. Определение трансакционных издержек представляет собой часть проблемы выявления внешних (положительных и отрицательных) эффектов и их интернализации (трансформации) во внутренние с помощью рыночных инструментов (цен, налогов и субсидий). Трансформация отрицательных внешних эффектов во внутренние издержки предусматривает добавление к имеющимся индивидуальным издержкам предельных внешних издержек. В результате этого увеличивается цена товара, порождающего этот эффект, а следовательно, это ведет к снижению спроса на данный товар. При трансформации положительного внешнего эффекта к имеющейся предельной индивидуальной выгоде (полезности) добавляют предельную внешнюю выгоду (полезность). Это стимулирует рост спроса.

15 Молчанов И.Н Роль общественного сектора в разрешении проблем внешних эффектов. Правовой режим собственности, при наличии небольших трансакционных издержек, облегчает решение проблем трансформации внешних издержек во внутренние. Как правило, вопрос о внешних побочных эффектах возникает на переговорах при выяснении прав собственности на соответствующий ресурс и соответствующее экономическое благо. Если ясно, кто собственник данного ресурса и кто должен ему платить за право использования ресурсов, вопрос о внешних побочных эффектах легко решается в ходе переговоров. Успеху переговорного процесса способствует малочисленность его участников. От государства не требуется вмешательство в сферу таких сделок, от него зависит гарантия прав собственности, и следовательно, гарантия правового режима для рынка продажи прав собственности (лицензионного рынка). Четкая спецификация прав собственности и точное определение трансакционных издержек, трансформация внешних эффектов во внутренние дает возможность предотвратить оппортунистическое поведение участников сделки, не допустить использование внешних позитивных эффектов потребителями без их оплаты, а издержек отрицательного эффекта в собственные производственные издержки фирм-продавцов, не перекладывая их на потребителей.

16 Молчанов И.Н Корректирующая роль субсидий производителям и потребителям. Широкое применение в хозяйственной практике многих стран находит государственное регулирование цен с помощью субсидий. Они призваны интернализовать (трансформировать) положительный внешний эффект в цены. Принято различать субсидии со стороны спроса (потребителям) и со стороны предложения (производителям). Субсидии со стороны спроса имеют своей целью повышение покупательной способности малообеспеченных групп населения на приобретение конкретных товаров и услуг, которые дают положительные внешние эффекты. Это проявляется в предоставлении правительством бедным семьям соответствующих талонов (карточек) на соответствующие товары и услуги. Потребители могут приобретать их по пониженным ценам или бесплатно, а продавцы и производители, принимая карточки (талоны), получают денежную эквивалентную компенсацию и имеют возможность для всех групп населения поддерживать цены на равновесном уровне. Производители могут продавать товары и услуги, связанные с положительными внешними эффектами по рыночным ценам свободной конкуренции. Но при этих ценах без субсидий в силу низких доходов бедные семьи могут быть полностью лишены возможности приобретать или же могут приобретать в меньшем размере указанные социально значимые блага. На них положительный внешний эффект целиком не распространяется.

17 Молчанов И.Н Корректирующая роль субсидий производителям и потребителям. Субсидии производителям и установление социально низких, дотационных цен имеют ряд существенных недостатков. Во-первых, от применения дотационных цен в большей степени выигрывают высоко- и среднеоплачиваемые слои населения, чем малообеспеченные. Выплаты из бюджета при выделении субсидий производству выше, чем при субсидировании потребителей. Последнее носит адресный, целевой характер и охватывает специальные группы потребителей. Во-вторых, субсидии производителя деформируют структуру цен, подрывают их основную информационную, сигнальную функцию. А это ведет к нарушению ценового равновесия, к нерациональному размещению и использованию ресурсов. Дотационные цены устанавливаются в виде потолка цен, когда он ниже равновесных цен. Без этого теряется смысл введения ценового потолка. Установление потолка цен на конкретный товар при солидных правительственных субсидиях производителям этого товара может решить проблему спроса на него. Но это сопряжено с большими излишествами, ибо формирует неэкономический тип мышления, нерациональный, нерачительный подход к дешевому благу.

18 Молчанов И.Н Корректирующая роль субсидий производителям и потребителям. Субсидии потребителям, функция индивидуальной полезности которых является аддитивной, могут быть представлены в денежной либо в натуральной форме. Натуральная форма субсидий исключает возможность использования субсидий не по назначению и придает процессу потребления принудительный характер. Денежные выплаты дают возможность их получателям маневра и более рационального использования ресурсов и с учетом индивидуальных предпочтений потребителей. Поэтому вопрос о соотношении между пособиями в денежной либо натуральной форме должен решаться с учетом конкретной ситуации сведения к минимуму факторов «безбилетника» и оппортунисти­ческого поведения получателей данных пособий. Финансирование потребителей через механизмы социальных ваучеров (образовательный, жилищный, талоны на питание и т.д.) предоставляет потребителям общественных благ свободу выбора, с одной стороны, и создает условия для конкуренции в работе организаций и учреждений, представляющих соответствующие услуги, с другой стороны. К сожалению, социальный ваучер не решает проблем морального риска и оппортунистического поведения потребителя либо оппортунистического поведения института, предоставившего социальный ваучер потребителю, например, отсутствие механизмов, гарантирующих надежность индексации стоимости ваучера в случаях инфляции или девальвации национальной валюты, либо отсутствие финансовых ресурсов для обеспечения стоимости ваучера по причине бюджетного дефицита.

19 Молчанов И.Н Корректирующая роль субсидий производителям и потребителям. Субсидирование потребителей в отличие от субсидирования производителей не предполагает использования регулируемых жестких цен, а следовательно, и не противоречит условиям эффективного рыночного хозяйствования. В то же время существует проблема трансакционных (административных) издержек и есть серьезные основания полагать, как писали Э.Б. Аткинсон и Дж.Э. Стиглиц, что в некоторых областях при государственном обеспечении они окажутся ниже, например, благодаря экономии на масштабах производства или из-за того, что не требуется мониторинг индивидуального использования. Проведенные в последние годы исследования показали, что уровень трансакционных издержек по предоставлению социальных услуг в форме субсидий потребителям оказывается в 7-10 раз выше, чем в форме субсидирования производителей.

20 Молчанов И.Н Корректирующая роль субсидий производителям и потребителям. Несмотря на описанные выше преимущества, субсидии потребителям имеют существенный недостаток, что и не позволяет широко применять их в практике реализации экономической и социальной политики большинства государств, поскольку, как уже отмечалось выше, в отличие от субсидий производителям, функция благосостояния которых утилитарна и, соответственно, их применение способствует формированию среднего класса, субсидии потребителям, у которых функция индивидуальной полезности аддитивна, действуют особенно в отношении низкодоходных групп населения (степень риска оппортунистического поведения которых достаточно велика) в основном прямо наоборот. Для решения данной проблемы возможно применение нормативного метода финансирования, так называемое подушевое финансирование, которое позволяет сохранить порядок предоставления субсидий производителям, но осуществляя их финансирование в соответствии с числом конкретных потребителей.

21 Молчанов И.Н Меры государственного регулирования естественных монополий. Блага, создаваемые в отраслях естественной монополии, представляют собой исключаемые блага совместного потребления, их принято называть квазиобщественными благами. В этих благах больше свойств частного блага и меньше характерных свойств общественного блага. К отраслям естественной монополии относятся коммунальное хозяйство, снабжение электроэнергией, газом и водой, теплом, а также связь, транспорт и т.д. Особенность этих отраслей состоит в крупномасштабности производства и в большой капиталоемкости, что требует значительного первоначального капитала для вступления в эти отрасли новых конкурентов. Это ограждает рынок услуг и продукции естественных монополий от потенциальных конкурентов. Экономия от масштаба, особенно в сфере услуг, нередко служит главным аргументом в пользу сохранения естественной монополии. Действительно, параллельное проведение, например, водо-, газо-, теплоснабжающих магистралей экономически нецелесообразно, поскольку единая (монопольная) система создает эффект от масштаба.

22 Молчанов И.Н Меры государственного регулирования естественных монополий. В отраслях с естественной монополией имеются более предпочтительные условия для работающих здесь предприятий, чем для новых фирм. Первые, по сравнению со вторыми, выигрывают в ценовой конкурентной борьбе за счет использования резервов мощностей и приведения в действие фактора экономии от масштаба. Другойособенностью отраслей с естественной монополией является трансмиссионность технологии (сетевой тип производства), который исключает дублирование и разукрупнение, что мешает созданию конкурентной среды. Естественные монополии представляют собой собирательные отрасли, поскольку включают, наряду с трансмиссионным, сетевым производством хозяйственные структуры обычного типа, услуги и продукция которых относятся к частным благам. Разновидностями естественной монополии считаются уникальные природные ресурсы, требующие общественного (совместного) распоряжения, а также монополия на интеллектуальный продукт (в частности, право интеллектуальной собственности).

23 Молчанов И.Н Меры государственного регулирования естественных монополий. Вследствие ограниченности конкуренции монополии могут неоптимально использовать ресурсы. В отраслях естественных монополий, таких как электро-, водо-, газо-, теплоснабжение и др. может возникать противоречие между экономическими и социальными аспектами их деятельности. Внедрение дорогостоящих технологий, модернизация оборудования, создание внутрисистемных региональных компаний, разделение функций производства и сбыта и др. увеличивает себестоимость услуг и продукции естественных монополий. Стремление обеспечить нормальную рентабельность отражается на росте цен и тарифов, что создает неравенство в доступе к услугам и продукции естественных монополий, исключает из круга потребителей низкодоходные слои населения.

24 Молчанов И.Н Меры государственного регулирования естественных монополий. Преодоление противоречий между экономическими и социальными аспектами деятельности естественных монополий требует вмешательства государственных и муниципальных органов власти для сдерживания тенденций роста цен и тарифов. Государство должно создавать условия для возможностей выхода на рынок новых кампаний, для деления монополистов и создания конкурентной среды. На муниципальном уровне деятельность естественных монополий в коммунальном обслуживании, метро, почте может ограничиваться заполнением отдельных рыночных ниш муниципальными предприятиями и реализацией целевых программ.

25 Молчанов И.Н Информационная асимметрия: причины возникновения, методы нейтрализации. Социально-экономические процессы по своей природе вероятностные, стохастические, отличающиеся различной степенью неопределенности, вследствие которых принятие решений в условиях конкуренции сопряжено с немалым предпринимательским риском. Рынок, благодаря гибкой сигнальной системе цен и маркетингу, как прогнозно- исследовательскому инструменту, обладает способностью минимизировать действия фактора неопределенности. Однако о некоторых видах экономической деятельности информация с помощью рыночных инструментов может быть получена неполной или асимметричной. Так, при рассмотрении концепции общественного блага и внешнего эффекта было отмечено наличие высокого уровня неопределенности в тех случаях, когда речь шла об экономической деятельности, связанной с чистыми и социально значимыми общественными благами, обладающими внешним эффектом национального масштаба. Это создает непреодолимые трудности количественного измерения общественного блага и порождает возможности оппортунистического поведения людей.

26 Молчанов И.Н Информационная асимметрия: причины возникновения, методы нейтрализации. Наряду с проблемой «безбилетника» существуют обстоятельства, свидетельствующие о нерациональном экономическом поведении участников рыночных отношений и возникновении асимметрии информации, т.е. неравномерного распределения информации между агентами сделки (исполнителем и потребителем). Классическим примером считается асимметрия информации на рынке медицинских услуг, складывающаяся во взаимоотношениях врача и пациента. В этой ситуации не пациенту принадлежит решающее слово в объективной оценке своего здоровья, а врачу. Пациенту намного труднее оценить нравственные качества и профессиональное мастерство врача, от которых зависит исход операции и эффективность медицинской помощи.

27 Молчанов И.Н Информационная асимметрия: причины возникновения, методы нейтрализации. На рынке медицинских услуг пациент оказывается в неравном положении по сравнению с врачом, поскольку нарушается суверенитет потребителя. Если рынок медицинских услуг оказывается монопольным, то всевластная частная монополия демонстрирует не меньше пороков, чем государственная. Прежде всего, искусственно завышаются цены на медицинские услуги, идет увеличение ненужных лечебных действий. На рынке медицинских услуг потребитель нуждается в квалифицированной поддержке, ее оказывают страховые компании, которые контролируются государством. Асимметрия информации порождает такие последствия оппортунистического поведения, как моральная опасность нерационального потребительского выбора и неблагоприятный (тенденциозный) отбор.

28 Молчанов И.Н Информационная асимметрия: причины возникновения, методы нейтрализации. Моральная опасность нерационального потребительского выбора – это проблема неспособности потребителя получить и оценить визуально информацию о действиях своего исполнителя, обусловленная трудностями оценки качества услуг. Оценка услуги производится после ее завершения и приходится учитывать влияние на качество множества внешних факторов, не зависящих от поставщика услуг. Например, в госпитале больной, лежа на операционном столе, не может контролировать качество операции, проводимой врачами, и не может вмешаться в ход операции. О качестве операции он может судить только после ее проведения, по данным анализов послеоперационного состояния своего здоровья. Разумеется, на исход операции влияет не только профессиональное мастерство хирургов, но и многие другие факторы (например, возрастные особенности, количество перенесенных до этого операций и т.д.).

29 Молчанов И.Н Информационная асимметрия: причины возникновения, методы нейтрализации. С фактором моральной опасности тесно связана проблема тенденциозного отбора, которая особо остро возникает в медицинских и страховых услугах. Поскольку у врачей существует преимущество, по сравнении с пациентом, в отношении информации о состоянии здоровья, они могут отказаться принять на лечение или операцию пациента с высоким риском отрицательного исхода, чтобы не подорвать свою репутацию. Для преодоления асимметрии информации необходимо вмешательство государства с тем, чтобы поддерживать и развивать неценовую сигнальную систему (лицензирование, аккредитацию и стандартизацию качества услуг и работ, аттестацию работников по уровню квалификации и т.д.). Государство содействует организации страхования, призванного помочь уменьшить фактор риска путем его объединения и равномерного распределения между экономическим агентам. Так, страховые компании в здравоохранении берут на себя функцию представлять и защищать интересы пациентов, используя для этого квалифицированную помощь экспертов-медиков.

30 Молчанов И.Н Информационная асимметрия: причины возникновения, методы нейтрализации. Но, разумеется, проблема моральной опасности и тенденциозного отбора с созданием страховых компаний полностью не снимается. Они сами могут оказаться в ситуации моральной опасности, поскольку, выдавая пациенту страховой полис, они полностью не контролируют отношения врача и пациента. В результате возможна ситуация, когда больной выздоравливает в более короткие сроки, чем предусмотрено в страховке. Больной, по договоренности с врачом, может быть не выписан из больницы до конца указанного в страховке срока, а соответствующие расходы оплачиваются за счет средств страховых компаний. Если страховка позволяет оплатить расходы, врач может выписать пациенту излишнее количество лекарств или медицинских манипуляций.

31 Молчанов И.Н Информационная асимметрия: причины возникновения, методы нейтрализации. Большую неопределенность в экономические отношения привносят процессы интеллектуализации человеческой деятельности. Чем творчески бочаге трудовая и предпринимательская деятельность, тем выше степень непредсказуемости в оценке результатов такой деятельности с помощью ценообразования, как рыночной сигнальной системы. Риск свойственен рынкам, содержащим элементы монополии интеллектуальной собственности, включая монополию на человеческий капитал. К ним относятся рынки научно- информационных, правовых, образовательных и культурных услуг, в т.ч. артрынок и кинорынок, услуг работников свободных творческих процессий. Рынки подобного типа в западной экономической литературы из-за неполноты и асимметрии информации (из-за свойств «черного рынка») принято образно называть «рынками лимонов».

32 Молчанов И.Н Информационная асимметрия: причины возникновения, методы нейтрализации. На микроэкономическом уровне рыночной сигнальной системе не подвластны или находятся вне ее сферы следующие ситуации: расхождения между критерием экономической эффективности рыночной системы (определяемой в соответствии с оптимумом Парето) и оценочными суждениями о справедливости распределения богатства (доходов); институционально-правовой порядок разграничения (спецификации) прав собственности хозяйствующих субъектов и связанное с этим определение приемлемого, с точки зрения организации бизнеса, уровня трансакционных издержек, а также предотвращения оппортунистического поведения участников рыночных отношений; случаи игрового поведения хозяйствующих субъектов, допускающих возможности как кооперативного, солидарного, так и индивидуалистского поведения в условиях усложняющихся контрактных отношений в современной экономике. Во всех этих ситуациях возникает необходимость подхода к микроэкономическим процессам с гражданских позиций, с позиции понимания взаимосвязи общественных и индивидуальных интересов, взаимозависимости рыночного и общественного сектора, соотношения прав и обязанностей, высокой социальной ответственности хозяйствующих субъектов перед местным сообществом и обществом в целом.

33 Молчанов И.Н Тема 2. Занятие 4. Спасибо за внимание!