Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения. (ФИЗИКА. Основная школа) Демидова Марина Юрьевна, demidovaktv1@yandex.ru 8-903-509-58-08.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Подходы к разработке планируемых результатов обучения и системы оценки учебных достижений по физике в стандартах второго поколения. (Основная школа)
Advertisements

ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru Примерная программа учебного предмета «Естествознание»
Разделы 1.Тепловые явления (20%) – Нагревание (охлаждение) вещества – Сгорание топлива 2.Изменение агрегатных состояний вещества (16%) – Плавление (кристаллизация)
Подготовила учитель физики МБОУ СОШ 1 Хусяинова Л. Н.
Примерная основная образовательная программа начального общего образования.
Образовательная программа. Система требований. Образовательная программа. Система требований.
Образовательная программа. Система требований. Образовательная программа. Система требований.
Подходы к диагностике учебных достижений по физике в рамках требований ФГОС Демидова М.Ю. Логинова О.Б.
Семинар ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Основные характеристики нового стандарта Команда МОУ Нижнекужебарскоая СОШ.
Основные образовательные программы начального и основного Основные образовательные программы начального и основного общего образования.
Требования к разработке рабочих программ по предмету.
ПРИМЕРНАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА 10 – 12 марта 2010 года.
Основная образовательная программа I ступени как объект стандартизации общего образования.
СОБРАНИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым.
Требования к структуре основной общеобразовательной программы (ООП) основного общего образования 3 раздела программы: - Целевой - Содержательный - Организационный.
Естественнонаучная грамотность и новый стандарт основной школы Пентин А.Ю., зав. кафедрой естественно-математического образования АПК и ППРО, к.ф.-м.н.
В соответствии со статьей 9 п.1. Закона РФ "Об образовании" (в ред. Федерального закона от ФЗ) единственным официальным нормативным документом.
Основная образовательная программа основного Основная образовательная программа основного общего образования общеобразовательного учреждения.
Требования нового государственного стандарта: 1. К результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования; 2. К структуре.
Транксрипт:

Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения. (ФИЗИКА. Основная школа) Демидова Марина Юрьевна,

Государственный стандарт общего образования является основой: разработки федерального базисного учебного плана, учебных планов образовательных учреждений, примерных программ по учебным предметам; объективной оценки уровня подготовки выпускников образовательных учреждений; объективной оценки деятельности образовательных учреждений; определения объема бюджетного финансирования образовательных услуг, оказание которых гражданам на безвозмездной основе гарантируется государством на всей территории Российской Федерации; установления эквивалентности (нострификации) документов об общем образовании на территории Российской Федерации; установления федеральных требований к образовательным учреждениям в части оснащенности учебного процесса, оборудования учебных помещений. и т.д.

Особенности подхода к разработке стандартов второго поколения Особенности подхода к разработке стандартов второго поколения 1. Ориентация на результат образования Цели=идеалы заданные средства результат Цели=результаты средства избираемые педагогом оценка 2. Понимание результата как деятельности Ориентация на деятельностный подход: развитие личности на основе освоения способов деятельности

Стандарт как система требований Стандарт к структуре образовательных программ к результатам образования к условиям образования организация и содержание Планируемые результаты достижения ОП ресурсы и условия

ФГОС: Требования к результатам освоения основной образовательной программы (личностные, метапредметные, предметные) Требования к структуре основной образовательной программы Требования к условиям реализации основной образовательной программы (финансы, кадры, материально-техническое оснащение и т.д.) СТРУКТУРА СТАНДАРТА

Естествознание (средняя школа) осознание роли естественных наук в развитии цивилизации; приобретение опыта, позволяющего на основе имеющихся знаний и умений вырабатывать собственную гражданскую позицию по отношению к обсуждаемым в обществе социально-значимым вопросам, связанным с использованием достижений естественных наук, техники и технологий; приобретение опыта применения естественнонаучных знаний для объяснения окружающих явлений, для сохранения здоровья, обеспечения безопасности жизнедеятельности, энергосбережения, рационального природопользования и выполнения роли грамотного потребителя; овладение знаниями о наиболее важных идеях и принципах, лежащих в основе современной естественнонаучной картины мира, знакомство с наиболее важными открытиями и достижениями в области естествознания, оказавшими определяющее влияние на эволюцию представлений о природе, на развитие техники и технологий; формирование убежденности в познаваемости мира, представлений о научном методе познания природы, овладение приемами естественнонаучных наблюдений, опытов и исследований, формирование представлений об оценке достоверности полученных результатов; овладение коммуникативными умениями, позволяющими участвовать в дискуссиях по естественнонаучным вопросам, использовать справочную литературу и другие источники информации для подготовки собственных работ, понимать и критически относится к сообщениям СМИ, содержащих научную информацию; формирование умения видеть и понимать значимость естественнонаучного знания для каждого человека, независимо от его профессиональной деятельности; умений различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей. ПРИМЕР ПРЕДМЕТНЫХ ТРЕБОВАНИЙ

1) пояснительная записка; 2) планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы; 3) учебный план; 4) программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся; 5) программы отдельных учебных предметов, курсов; 6) программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся; 7) программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни; 8) программа коррекционной работы; 9) система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы. ООП разрабатывается каждым ОУ ПРИМЕР ТРЕБОВАНИЙ К ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ПРИМЕР ТРЕБОВАНИЙ К ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ

Фундаментальное ядро содержания общего образования Примерные программы (УУД, ИКТ и по учебным предметам) Планируемые результаты (общие и по учебным предметам) Оценка достижения планируемых результатов СОПРОВОЖДЕНИЕ ФГОС.

Требования к результатам образования и система оценки Требования к результатам образования и система оценки Итоговая аттестация Мониторинговые исследования Требования к результатам освоения основных образовательных программ документы об образовании федеральные показатели региональные показатели Открытый доклад школы: обязательные показатели региональные показатели Открытый доклад школы: добровольные показатели федеральные показатели

Учебные года 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс 11 класс Введение ФГОС по мере готовности ОУ - Обязательное введение ФГОС

умение учиться, т.е. способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному успешному усвоению новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

выделяются в соответствии: со структурными компонентами учебной деятельности; этапами процесса усвоения; формой реализации – совместной деятельностью с учителем и сверстниками в учебном сотрудничестве ВИДЫ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

Универсальные учебные действия действия Универсальные учебные действия действия УУД Личностные УУД Регулятив- ные УУД Познаватель- ные УУД Коммуникатив- ные УУД

Основная школа: Формирование УУД Формирование ИКТ-компетентности Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности Основы смыслового чтения и работы с информацией Междисциплинарные программы и планируемые результаты Междисциплинарные программы и планируемые результаты

Регламентация содержания предмета: определение обяза-тельных дидактических единиц, включаемых в рабочую программу по предмету. Ориентация в требованиях к результатам обучения: уровень усвоения каждой из дидактических единиц, уровень овладения умениями, формируемыми в рамках предмета Стандарты для учителя-предметника

Элементы содержания образования данной предметной области. Перечень умений и способов деятельности, на формирование которых направлено изучение предмета. Уровни усвоения содержания образования. Примеры заданий, иллюстрирующих эти требования Что необходимо для диагностики учебных достижений Что необходимо для диагностики учебных достижений

Действующий стандарт Обязательный минимум содержания основных образовательных программ. Требования к уровню подготовки выпускников. ? Отсутствие регламентации учебной нагрузки на изучение дидактических единиц Обобщенная формулировка требований Отсутствие заданий, демонстрирующих уровень требований

Два поколения стандартов Стандарт второго поколения Примерная программа и тематическое планиро-вание. Планируемые результаты освоения образовательной программы. Система заданий для оценки планируемых результатов. Подробное описание содержания с указанием учебной нагрузки. Операционализация планируемых результатов (определение перечня умений, формируемых предметным содержанием). Задания разного уровня для одного умения

3 года, 210 часов, 2 часа в неделю Физика и методы научного познания – 5 ч Механические явления (кинематика, динамика, законы сохранения, мех. колебания и волны) – 70 ч Тепловые явления – 30 ч Электромагнитные явления (электрические, магнитные, электромагнитные колебания и волны) – 70 ч Квантовые явления – 20 ч Строение Вселенной – 5 ч Концепция - изучение физических явлений и описывающих их эмпирических законов Примерная программа по физике. 7-9 классы

Два блока: Выпускник научится Оценка освоения опорного материала на уровне, характеризующем исполнительскую компетентность. Задания базового и повышенного уровня. Единственное основание для перехода на следующую ступень обучения - выполнение учащимися заданий базового уровня. Выпускник получит возможность научиться Невыполнение учащимися заданий, с помощью которых ведется оценка достижения планируемых результатов этой группы, не является препятствием для перехода на следующую ступень обучения. Структура планируемых результатов

Выпускник научится решать задачи, используя физические законы и формулы, связывающие физические величины: на основе анализа условия задачи выделять физические величины и формулы, необходимые для ее решения и проводить расчеты. Выпускник получит возможность научиться: находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему на основе имеющихся знаний с использованием математического аппарата, оценивать реальность полученного результата. Пример двух уровней планируемых результатов

Планируемый результат: Понимать принципы действия машин, приборов и технических устройств, различать условия их безопасного использования в повседневной жизни. Умения, характеризующие достижение этого результата: Различать явления, лежащие в основе принципа действия машин, приборов и технических устройств. Объяснять (с опорой на схемы, рисунки и т.п.) принцип действия изученных машин, приборов и технических устройств и условия безопасного использования машин, приборов и технических устройств в повседневной жизни. (Для каждого умения приводятся примеры заданий базового и повышенного уровней) Операционализация планируемых результатов. Пример Пример

Различать явления, лежащие в основе принципа действия машин, приборов и технических устройств. Задание (повышенный уровень) На рисунке представлена схема демонстрационного опыта. А. Какое явление наблюдается в этом опыте? Ответ: _____________ Б. В работе какого из перечисленных ниже технических устройств используется это явление? 1) генератор электрической энергии 2) электродвигатель постоянного тока 3) двигатель внутреннего сгорания 4) электронагревательный элемент Объяснять (с опорой на схемы, рисунки и т.п.) принцип действия изученных машин, приборов и технических устройств и условия безопасного использования машин, приборов и технических устройств в повседневной жизни. Задание (повышенный уровень) Перед вами рисунок ножниц для резки металла. Какой из известных вам простых механизмов лежит в основе создания этих ножниц? Ответ: ______________ Укажите, какие особенности конструкции ножниц позволяют преобразовать небольшие усилия человека в большое давление на металл. Ответ: _______________

Описание физических явлений и процессов с использованием понятийного аппарата школьного курса физики (величины, законы, модели, понятия). Итоговый контроль: 1) Справочник (физические величины, формулы, константы и т.д.) 2) От памяти к деятельности (не «Как это называется?», а «Как это используется?») Физика. Основные группы планируемых результатов Физика. Основные группы планируемых результатов

Вещество Плотность Гранит 2700 кг/м 3 Древесина (сосна) 400 кг/м 3 Железо 7800 кг/м 3 Задание базового уровня В коробке находятся кубики одинаковой массы из разных веществ, но потерялись наклейки с названиями веществ. В таблице приведены плотности веществ, которые находились в коробке. Из каких веществ могут быть сделаны два неизвестных кубика? Подпиши их названия. 1.___________ 2. ______ 3. гранит

Применение изученных физических величин и законов для объяснения физических явлений и решения задач. «Вектор развития» - приоритет качественных задач. Расчетные задачи – возможность описать явление «в числах». Физика. Основные группы планируемых результатов Физика. Основные группы планируемых результатов

Жарким летним днем туристы в деревенском колодце набрали чистой холодной воды. Воду они разлили в пластиковые бутылки и понимали, что вскоре вода нагреется. Термосами туристы, к сожалению, не запаслись, но им очень хотелось подольше сохранить воду холодной, ведь ей так приятно освежится в жару. Предложите способ хранения пластиковой бутылки с водой, который позволит уменьшить скорость нагревания воды. Свой ответ поясните, указав, знания о каких физических явлениях или закономерностях вы использовали. Качественные задачи

Задание повышенного уровня На рисунке представлен график зависимости температуры от полученного количества теплоты для вещества массой 2 кг. Первоначально вещество находилось в твердом состоянии. Определите удельную теплоту плавления вещества. Ответ: __________( к Дж/кг) Задание повышенного уровня Какое количество теплоты выделится при превращении 400 г воды, имеющей температуру 0°С, в лед, температура которого –10°С? Расчетные задачи: 1-2 формулы

Ирина Петровна сказала мужу, что на кухне недостаточно розеток. Она хочет по утрам одновременно включать электрический чайник для себя и кофеварку для мужа, а также тостер и микроволновую печь. Напряжение в электрической сети квартиры 220В, а на линии, к которой относятся розетки на кухне, установлен предохранитель. Он отключает подачу электроэнергии, если сила тока в цепи оказывается выше 16 А. Муж Ирины Петровны готов установить дополнительные розетки, но сначала решил ознакомиться с характеристиками приборов. Микроволновая печь Мощность микроволн: 800 Вт Материал камеры: эмаль Тип управления: электронное Габариты (Шх ВхГ): 470 х 280 х 350 мм Цвет: белый Электрочайник Питание 220В, Мощность 1800Вт, емкость-1,7 л., защита от перегрева. Кофеварка Потребляемая мощность 900 Вт Емкость до 10 чашек готового напитка, резервуар для воды на 1 л. Тостер Мощность 850 Вт. Вес – 1,6 кг Можно ли на кухне Ирины Петровны делать дополнительные розетки и одновременно включать все эти электроприборы? Свой ответ подтвердите расчетами. Расчетные задачи: практико-ориентированные задания Расчетные задачи: практико-ориентированные задания

Владение экспериментальными умениями: Наблюдения и опыты Прямые измерения Косвенные измерения Исследование зависимости одной величины от другой (график) Отличие – самостоятельное планирование и проведение опытов. Физика. Основные группы планируемых результатов Физика. Основные группы планируемых результатов

Пример (базовый уровень) У вас имеется стеклянная палочка, полоска шелковой ткани и легкая гильза из фольги, подвешенная на тонкой шелковой нити к штативу. При помощи этой установки продемонстрируйте, что гильза из фольги заряжается при соприкосновении с заряженной палочкой. 1)Опишите, что вы наблюдаете. 2)Какой заряд приобрела гильза, если известно, что стеклянная палочка, потертая о шелковую ткань приобретает положительный заряд. Наблюдения и опыты

Поставьте опыт, демонстрирующий, что при изменении направления тока в проводнике, изменяется и направление магнитного поля вокруг проводника с током. Выберите необходимое оборудование. Соберите установку. (Учтите, что провода в наборе имеют незначительное сопротивление, подключение провода к источнику тока без реостата вызывает короткое замыкание). Продемонстрируйте опыт и прокомментируйте его по следующему плану: -Какое предположение проверялось в опыте? -Какое оборудование было выбрано для опыта и почему? -Что наблюдалось при проведении опыта? -Какой вывод можно сделать по результатам опыта? Наблюдения и опыты

Планируемый результат: использовать при выполнении учебных задач научно-популярную литературу о физических явлениях, справочные издания (на бумажных и электронных носителях и ресурсы Internet). Умения, характеризующие достижение планируемого результата: Использовать при выполнении учебных задач справочные издания. При чтении научно-популярных текстов отвечать на вопросы по содержанию текста. Понимать смысл физических терминов при чтении научно-популярных текстов. Понимать информацию, представленную в виде схем, графиков и диаграмм и преобразовывать информацию из одной знаковой системы в другую. Физика. Основные группы планируемых результатов Физика. Основные группы планируемых результатов

Прочитайте небольшой текст о Байкале. «Озеро Байкал огромное хранилище пресной воды. Температура поверхностных слоёв воды в Байкале летом +8…+9 °С, а в отдельных заливах +15 °C. Температура же глубинных слоёв в любое время года около +4 °C. Водная масса Байкала оказывает влияние на климат прибрежной территории. Наступление весны на Байкале задерживается на 1015 дней по сравнению с прилегающими районами, а осень часто бывает довольно продолжительная». Объясните: А) почему температура глубинных слоев озера +4 °C. Б) почему вблизи озера Байкал и весна, и зима наступают позже, чем в прилегающих районах. Для ответа воспользуйтесь справочными материалами о свойствах воды. (Для выполнения задания предлагаются справочные материалы: таблица плотности воды при различной температуре, значение теплоемкости воды по сравнению с другими веществами и значение удельной теплоты плавления). Работа с информацией: справочная литература

Задание базового уровня Среди естественнонаучных терминов часто встречаются слова, в состав которых входят корни, имеющие греческое происхождение. Ниже приведено значение некоторых греческих слов. morphe форма metron мера meros часть tribos трение trombos сгусток Выберите утверждение, которое объясняет значение слова трибометрия. Трибометрия это метод 1) уничтожения сгустков крови воздействием ультразвука 2) уменьшения трения между трущимися поверхностями различных металлических механизмов 3) измерения силы или коэффициента трения, величины износа трущихся поверхностей и т.п. 4) измерения сильных давлений с использованием кристаллов различных форм. Задание повышенного уровня Предположим, что в одном из научно-популярных текстов вам встретилась следующая фраза: «Использование нового пирометра позволило нам решить возникшую проблему». Пояснения значения слова «пирометр» в статье не было, зато в сносках было указано значение двух других слов: Пирометаллургия совокупность металлургических процессов, протекающих при высоких температурах. Гигрометр прибор для измерения влажности воздуха. Объясните значение термина «пирометр». РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ: ТЕРМИНЫ

Накопленная оценка: o отражает динамику освоения всего спектра планируемых результатов. Специфика физики. Планируемые результаты: разные разделы – одинаковая деятельность. Оценка за итоговую работу: o Итоговая работа ИЛИ o Экзамен по выбору (в настоящее время ГИА в новой форме) Итоговая оценка = накопленная оценка + оценка за итоговую работу Итоговая оценка = накопленная оценка + оценка за итоговую работу

Государственная итоговая аттестация в новой форме - ГИА (Особенности: бланковая технология, задания по тексту, задания с РО – качественная задача, расчетные задачи и экспериментальное задание на реальном оборудовании) Итоговая работа. Основа для конструирования работы – ПР, т.е. распределение заданий по видам умений, а не по содержанию. ИТОГОВАЯ РАБОТА

Динамика формирования одного ПР при изучении разных разделов. Пример. Планируемый результат – проведение исследования одной физической величины от другой. Умения: конструирование экспериментальной установки на основе предложенной гипотезы и избыточной номенклатуры оборудования, проведение прямых измерений двух физических величин, построение графика зависимости по результатам измерений, вычисление значения коэффициента пропорциональности и понимание его физического смысла. В процессе изучения курса: отметка за л.р. + динамика освоения умений. Накопленная оценка