Геральдика Екатеринбурга. Презентация 9 Номинации: «Герб моего города» Создатели презентации учащиеся 10 А класса МОУ СОШ 62 Моисеенко Валерий Хлызов.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ГЕРАЛЬДИКА ПЛАН 1. Происхождение гербов. Определение герба. 2. Виды гербов. Гербовые щиты. Гербовые фигуры. 3. Геральдика.
Advertisements

Консультант Плюс: право на творчество! Макарова Анастасия Ярославовна, учитель ИЗО МБОУ «СОШ 1» г. Емвы.
Учитель: Пензина А. П. МОУ Зеньковская СОШ 2014 г.
«Символы государства Российского». У России величавой, На гербе орел двуглавый. Чтоб на запад, на восток Он смотреть бы сразу мог. Сильный мудрый он и.
Л Е Г Е Н Д А К О П Е Й К А Р Е В Е Р С Р У Б Л Ь 1. Надпись на монетах называется …2. На ней с XVI века изображали всадника с копьём. 3. Оборотная.
МОУ «СОШ 4» Сенин В.Г.. Познакомиться с основными частями классического герба, символическим значением цвета и формы Выполнить проект своего собственного.
Из истории геральдики В средние века непрестанные войны заставили высоко ценить тех, кто отличался своей доблестью и храбростью. В знак великих воинских.
Урок ИЗО в 5 классе. Познакомить учащихся с основными частями классического герба, символическим значением цвета и формы в них. Сформировать представление.
Геральдика. О чем рассказывают гербы и эмблемы.. Что такое геральдика? Что такое символ? Что такое герб? Как герб и символ могут рассказывать?
Исторический экскурс Выполнила группа учащихся 8 «Г» в рамках проекта «Официальная символика Владимирского края»
О чём рассказывают гербы. Герб - немецкое слово, в переводе на русский язык оно означает «наследство». Герб – это условное изображение, являющееся символом.
Презентация к уроку по теме : « Геральдика » для учащихся 5- ых классов.
5 КЛАСС Самые первые гербы появились в Западной Европе в средние века. Это были личные знаки рыцарей, которые ставили на боевых щитах, а также на шлемах,
Слова – Сергей Михалков Музыка – Эль - Регистан Познакомиться с основными частями классического герба, символическим значением цвета и формы Выполнить.
Появление гербов связано с эпохой крестовых походов. Рыца- рям, отправившимся на освобождение Ие- русалима, нужно было отличать друг друга и противника.
Введение в геральдику. содержание Определение геральдики Герб Разновидности гербов Элементы герба Отечественная геральдика.
О чем говорят гербы? Познакомить с основными частями классического герба, символическим значением цвета и формы в них Познакомить с основными частями классического.
История создания государственного герба Российской Федерации ГЕРБ РОССИИ.
Основа любого герба щит. Формы щитов Основные способы разделения щита на разноцветные части.
Автор: учитель ИЗО и черчения МОУ СОШ 54 Котина В.В.
Транксрипт:

Геральдика Екатеринбурга

Презентация 9 Номинации: «Герб моего города» Создатели презентации учащиеся 10А класса МОУ СОШ 62 Моисеенко Валерий Хлызов Денис руководитель проекта Титова Инна Владимировна Екатеринбург 13 января 2009 год Телекоммуникационный конкурс компьютерных проектов «66.ru»

Что такое Геральдика? Геральдика (лат. heraldus глашатай) гербоведение, вспомогательная историческая дисциплина, занимающаяся изучением гербов. Геральдика (лат. heraldus глашатай) гербоведение, вспомогательная историческая дисциплина, занимающаяся изучением гербов. Геральдика точно определяет, что и как может быть нанесено на государственный герб, фамильный герб и т. д., объясняет значение тех или иных символов. Корни геральдики уходят в Средние века, когда требовалось получить информацию о человеке, зачастую не видя даже его лица, закрытого шлемом. По этой причине геральдическая символика была легко читаемой, без сложных рисунков и надписей, зато с крупным цветным полем. Такие гербы обобщённо назывались блузонами (от фр. blason щит). Геральдика точно определяет, что и как может быть нанесено на государственный герб, фамильный герб и т. д., объясняет значение тех или иных символов. Корни геральдики уходят в Средние века, когда требовалось получить информацию о человеке, зачастую не видя даже его лица, закрытого шлемом. По этой причине геральдическая символика была легко читаемой, без сложных рисунков и надписей, зато с крупным цветным полем. Такие гербы обобщённо назывались блузонами (от фр. blason щит). В России геральдика заимствована с Запада во второй половине XVII в. Первые сочинения представляли собой собрания гербов («Титулярник», 1672). По указу императора Петра I, в 1722 создана Герольдия, в 1726 при Петербургской Академии наук учреждена кафедра геральдики. С 1797 составлялся «Общий гербовник дворянских родов Всероссийской империи» (20 томов, включает ок. 5 тыс. гербов). Теория геральдики свод правил составления и описания гербов разрабатывалась с середины XIX в. В России геральдика заимствована с Запада во второй половине XVII в. Первые сочинения представляли собой собрания гербов («Титулярник», 1672). По указу императора Петра I, в 1722 создана Герольдия, в 1726 при Петербургской Академии наук учреждена кафедра геральдики. С 1797 составлялся «Общий гербовник дворянских родов Всероссийской империи» (20 томов, включает ок. 5 тыс. гербов). Теория геральдики свод правил составления и описания гербов разрабатывалась с середины XIX в.

Цвета в геральдике. Геральдические цвета разделяются на металлы, меха и финифти (эмали или тинктуры). В геральдике используется семь цветов: два металла и пять эмалей. Первоначально было только четыре цвета красный, синий, черный и белый, но затем появились дополнительные цвета: зелёный, жёлтый и пурпурный. Жёлтый и белый, сначала независимые от золота и серебра цвета, позднее стали заменять эти два металла, и как самостоятельные уже не использовались. Особым типом геральдических цветов являются меха горностаевый и беличий. Геральдические цвета разделяются на металлы, меха и финифти (эмали или тинктуры). В геральдике используется семь цветов: два металла и пять эмалей. Первоначально было только четыре цвета красный, синий, черный и белый, но затем появились дополнительные цвета: зелёный, жёлтый и пурпурный. Жёлтый и белый, сначала независимые от золота и серебра цвета, позднее стали заменять эти два металла, и как самостоятельные уже не использовались. Особым типом геральдических цветов являются меха горностаевый и беличий.

Символика цветов. Можно предположить, что только самые первые гербы несли произвольно взятые изображения, не наделённые каким-то особым смыслом. Но в проникнутую духом мистицизма эпоху средневековья, когда даже в элементарных вещах старались разглядеть скрытый смысл, некое божественное откровение, цветам, как и другим геральдическим элементам, начали придавать конкретное символическое значение. Поскольку нет жёсткой системы, способной помешать каждому желающему вкладывать в геральдические цвета какой угодно смысл, вполне естественно, что существует множество разнообразных толкований, предлагаемых разными источниками. Можно предположить, что только самые первые гербы несли произвольно взятые изображения, не наделённые каким-то особым смыслом. Но в проникнутую духом мистицизма эпоху средневековья, когда даже в элементарных вещах старались разглядеть скрытый смысл, некое божественное откровение, цветам, как и другим геральдическим элементам, начали придавать конкретное символическое значение. Поскольку нет жёсткой системы, способной помешать каждому желающему вкладывать в геральдические цвета какой угодно смысл, вполне естественно, что существует множество разнообразных толкований, предлагаемых разными источниками. Золото король металлов, символизирует знатность, могущество и богатство, а также христианские добродетели: веру, справедливость, милосердие и смирение. Золото король металлов, символизирует знатность, могущество и богатство, а также христианские добродетели: веру, справедливость, милосердие и смирение. Серебро символизирует благородство, откровенность, а также чистоту, невинность и правдивость. Серебро символизирует благородство, откровенность, а также чистоту, невинность и правдивость. Червлёнь символизирует храбрость, мужество, любовь, а также кровь, пролитую в борьбе. Червлёнь символизирует храбрость, мужество, любовь, а также кровь, пролитую в борьбе. Лазурь символизирует великодушие, честность, верность и безупречность, или просто небо. Лазурь символизирует великодушие, честность, верность и безупречность, или просто небо. Зелень символизирует надежду, изобилие, свободу и радость, но может и просто означать луговую траву. Зелень символизирует надежду, изобилие, свободу и радость, но может и просто означать луговую траву. Пурпур символизирует благочестие, умеренность, щедрость и верховное господство. Пурпур символизирует благочестие, умеренность, щедрость и верховное господство. Чёрнь символ осторожности, мудрости, постоянства в испытаниях, а также печали и траура. Чёрнь символ осторожности, мудрости, постоянства в испытаниях, а также печали и траура. Но символическое толкование геральдических цветов уместно только тогда, когда заранее известно, что составитель герба вложил смысл в его расцветку. В противном случае есть опасность очень далеко зайти, пытаясь обнаружить скрытый смысл там, где его нет. Можно с уверенностью сказать, что в большинстве гербов цвет выбирается не в соответствии с его символическим значением, а в соответствии с эстетическими принципами составления композиции. Но символическое толкование геральдических цветов уместно только тогда, когда заранее известно, что составитель герба вложил смысл в его расцветку. В противном случае есть опасность очень далеко зайти, пытаясь обнаружить скрытый смысл там, где его нет. Можно с уверенностью сказать, что в большинстве гербов цвет выбирается не в соответствии с его символическим значением, а в соответствии с эстетическими принципами составления композиции. В геральдике также существует градация цветов по степени «благородства». Первым идёт золотой, затем голубой, потом белый, красный… и т. д. последним считается чёрный. В геральдике также существует градация цветов по степени «благородства». Первым идёт золотой, затем голубой, потом белый, красный… и т. д. последним считается чёрный.

Герб Герб (польск. herb от нем. Erbe наследство) эмблема, отличительный знак, передаваемый по наследству, на котором изображаются предметы, символизирующие владельца герба (человека, сословие, род, город, страну и т. п.). Изучением гербов занимается геральдика. Герб (польск. herb от нем. Erbe наследство) эмблема, отличительный знак, передаваемый по наследству, на котором изображаются предметы, символизирующие владельца герба (человека, сословие, род, город, страну и т. п.). Изучением гербов занимается геральдика. Гербы обычно состоят из следующих элементов: щит, шлем, намёт (выходящие из шлема украшения), корона, нашлемник, щеткодержатели (изображения людей, аллегорических фигур или «геральдических зверей», стоящих на задних лапах), мантия и девиз. Гербы обычно состоят из следующих элементов: щит, шлем, намёт (выходящие из шлема украшения), корона, нашлемник, щеткодержатели (изображения людей, аллегорических фигур или «геральдических зверей», стоящих на задних лапах), мантия и девиз. Гербы, в близкой к современной форме, появились в средние века в западной Европе, в Англии и Франции. Первым гербом считается щит с шестью золотыми львами в голубом поле. Согласно оспариваемой сегодня версии, Жоффруа V Анжуйский получил его в 1127 году (1128) от своего тестя, короля Англии Генриха I, по случаю женитьбы на его дочери Матильде, вдове императора Генриха V. Гербы, в близкой к современной форме, появились в средние века в западной Европе, в Англии и Франции. Первым гербом считается щит с шестью золотыми львами в голубом поле. Согласно оспариваемой сегодня версии, Жоффруа V Анжуйский получил его в 1127 году (1128) от своего тестя, короля Англии Генриха I, по случаю женитьбы на его дочери Матильде, вдове императора Генриха V. Распространение гербов связано с расцветом боевой техники, прежде всего с появлением шлема, закрывающего лица воинов. Герб изображался яркими цветами на щите. Вместе с нашлемником выполнял важную идентификационную задачу. Распространение гербов связано с расцветом боевой техники, прежде всего с появлением шлема, закрывающего лица воинов. Герб изображался яркими цветами на щите. Вместе с нашлемником выполнял важную идентификационную задачу. Гербы можно систематизировать по принадлежности, рангам, изображениям юридического состояния, стилям. Гербы можно систематизировать по принадлежности, рангам, изображениям юридического состояния, стилям.

Геральдические фигуры Геральдические фигуры гербовые фигуры, которые имеют свои символические значения. Геральдические фигуры гербовые фигуры, которые имеют свои символические значения. Разделяются на почётные и простые. Разделяются на почётные и простые. К почётным геральдическим фигурам относятся: глава, столб, пояс, перевязь, крест, стропило, кайма, оконечность, щиток и вольная часть. К почётным геральдическим фигурам относятся: глава, столб, пояс, перевязь, крест, стропило, кайма, оконечность, щиток и вольная часть. Как все первоначальные деления отождествляются с вооружением и щитом рыцаря, так и для каждой из второстепенных, более сложных геральдических фигур отыскивают основание в том же источнике, а именно: столб представляет копье рыцаря, перевязь его перевязь, пояс шарф, крест меч, стропило сапоги, а кайма и щиток кольчугу и броню. Как все первоначальные деления отождествляются с вооружением и щитом рыцаря, так и для каждой из второстепенных, более сложных геральдических фигур отыскивают основание в том же источнике, а именно: столб представляет копье рыцаря, перевязь его перевязь, пояс шарф, крест меч, стропило сапоги, а кайма и щиток кольчугу и броню. Простые фигуры получаются из почётных. Они располагаются на почётных фигурах или в их направлении. По форме простые фигуры бывают треугольные, четырёхугольные, круглые и условные. Простые фигуры получаются из почётных. Они располагаются на почётных фигурах или в их направлении. По форме простые фигуры бывают треугольные, четырёхугольные, круглые и условные. Гербовые фигуры, которые не относятся к геральдическим называются негеральдическими. Гербовые фигуры, которые не относятся к геральдическим называются негеральдическими. В следующем слайде можно посмотреть почётные геральдические фигуры.

Почётные геральдические фигуры. Глава СтолбПояс Перевязь вправо Перевязь влево КрестСтропило Кайма Щиток Вольная частьX-образный крестY-образный крест

Гербовые фигуры. Гербовые фигуры все фигуры, размещённые в щите герба. Гербовые фигуры подразделяют на геральдические имеющие условное значение и негеральдические все остальные фигуры, заимствованные из действительности: животные, растения, инструменты и т. п., и мифологии гарпии, грифоны, драконы и т. п. Гербовые фигуры все фигуры, размещённые в щите герба. Гербовые фигуры подразделяют на геральдические имеющие условное значение и негеральдические все остальные фигуры, заимствованные из действительности: животные, растения, инструменты и т. п., и мифологии гарпии, грифоны, драконы и т. п. Гербовыми фигурами часто украшались шлемы, сюрко, наплечные щитки и иногда их наносили на намет. Наносили их так же на конские попоны. Гербовыми фигурами часто украшались шлемы, сюрко, наплечные щитки и иногда их наносили на намет. Наносили их так же на конские попоны.

Блазонирование животных. Для сокращения и упрощения описания животных выработаны специальные термины. Существует ограниченное и строго определённое число положений, в которых - и только в них - может изображаться животное в гербе. В геральдике принято изображать не конкретные предметы, а предметы обобщённые, иначе говоря, идею предмета, а не сам предмет. Геральдика - суть система военных опознавательных знаков, поэтому гербы должны нести на себе именно знаки - упрощённые образы, обнажающие суть предмета. Применительно к животным это означает, что изображаются только обобщённые виды существ, без учёта их породы и видовых особенностей - просто лев, просто медведь, просто конь, просто ворон и т.д., и т.п. Для сокращения и упрощения описания животных выработаны специальные термины. Существует ограниченное и строго определённое число положений, в которых - и только в них - может изображаться животное в гербе. В геральдике принято изображать не конкретные предметы, а предметы обобщённые, иначе говоря, идею предмета, а не сам предмет. Геральдика - суть система военных опознавательных знаков, поэтому гербы должны нести на себе именно знаки - упрощённые образы, обнажающие суть предмета. Применительно к животным это означает, что изображаются только обобщённые виды существ, без учёта их породы и видовых особенностей - просто лев, просто медведь, просто конь, просто ворон и т.д., и т.п. Животное идентифицируется, кроме собственно названия, по трём признакам - позе, цвету и атрибутам. Животное может стоять, шествовать, сидеть, бежать или лететь; принятые в геральдике позы и положения животных подробно рассматриваются ниже. К атрибутам относятся различные предметы, дополняющие фигуру животного - обычно это какие-либо вещи, которые животное держит во рту, несёт на себе или сжимает в лапах. Животное идентифицируется, кроме собственно названия, по трём признакам - позе, цвету и атрибутам. Животное может стоять, шествовать, сидеть, бежать или лететь; принятые в геральдике позы и положения животных подробно рассматриваются ниже. К атрибутам относятся различные предметы, дополняющие фигуру животного - обычно это какие-либо вещи, которые животное держит во рту, несёт на себе или сжимает в лапах. Стандартное положение геральдического животного, почти всегда изображаемого в профиль, есть обращённое геральдически вправо, поэтому специально не блазонируется. Животное, обращённое в противоположную сторону - геральдически влево - блазонируется как обращённое. Стандартное положение геральдического животного, почти всегда изображаемого в профиль, есть обращённое геральдически вправо, поэтому специально не блазонируется. Животное, обращённое в противоположную сторону - геральдически влево - блазонируется как обращённое. Для льва стандартное, принятое по умолчанию, положение - вздыбленное. Для орла - обращённое впрям, с головой, повёрнутой вправо, с распростёртыми крыльями, с расставленными лапами с растопыренными пальцами, с хвостом, опущенным вертикально вниз. Во всех остальных случаях поза, положение геральдического животного должно быть описано с использованием принятой терминологии. Для льва стандартное, принятое по умолчанию, положение - вздыбленное. Для орла - обращённое впрям, с головой, повёрнутой вправо, с распростёртыми крыльями, с расставленными лапами с растопыренными пальцами, с хвостом, опущенным вертикально вниз. Во всех остальных случаях поза, положение геральдического животного должно быть описано с использованием принятой терминологии.

Бегущий (Шаблон:Lang-efr) – изображается с конечностями, вытянутыми вместе вперёд и назад, то есть оторвавшийся от поверхности Бегущий (Шаблон:Lang-efr) – изображается с конечностями, вытянутыми вместе вперёд и назад, то есть оторвавшийся от поверхности Вздыбленный (фр. Rampant) – изображается стоящим на задних конечностях, причём правая выставлена вперёд, с передними конечностями, выставленными перед собой, причём правая несколько поднята вверх, а левая – вниз. Эта поза считается нормальной только для льва, поэтому при его описании не уточняется, но при блазонировании всех остальных животных должно быть упомянуто (например, "вздыбленный грифон" и т.п.). Вздыбленный (фр. Rampant) – изображается стоящим на задних конечностях, причём правая выставлена вперёд, с передними конечностями, выставленными перед собой, причём правая несколько поднята вверх, а левая – вниз. Эта поза считается нормальной только для льва, поэтому при его описании не уточняется, но при блазонировании всех остальных животных должно быть упомянуто (например, "вздыбленный грифон" и т.п.). Впрям (англ. Affronty) – изображается повёрнутым передней своей частью к зрителю, анфас; это относится как к целым животным, так и к отдельным их головам; человек в гербах почти всегда изображается впрям. Впрям (англ. Affronty) – изображается повёрнутым передней своей частью к зрителю, анфас; это относится как к целым животным, так и к отдельным их головам; человек в гербах почти всегда изображается впрям. Впрям смотрящий (фр. Guardant) – изображается с головой, повёрнутой к зрителю, так что видны оба глаза. Впрям смотрящий (фр. Guardant) – изображается с головой, повёрнутой к зрителю, так что видны оба глаза. Всплывающий (фр. Haurient) – применяется к рыбе, изображаемой вертикально, головой вверх; то же, что «в столб». Всплывающий (фр. Haurient) – применяется к рыбе, изображаемой вертикально, головой вверх; то же, что «в столб». Завязанный узлом (англ. Nowed) – применяется к змее, изображаемой с телом, изогнутым и переплетённым на подобие кренделя, а также к каким-либо частям животного (например, к хвосту). Завязанный узлом (англ. Nowed) – применяется к змее, изображаемой с телом, изогнутым и переплетённым на подобие кренделя, а также к каким-либо частям животного (например, к хвосту). Кровоточащий (англ. Vulned, Distilling drops of blood) – может применяться к геральдическому пеликану, кормящему птенцов кровью из своей расклёванной груди, или к отдельным частям тела человека или животного (голове, руке или лапы), изображаемых с капающей с них кровью (также см. «раненый»). Кровоточащий (англ. Vulned, Distilling drops of blood) – может применяться к геральдическому пеликану, кормящему птенцов кровью из своей расклёванной груди, или к отдельным частям тела человека или животного (голове, руке или лапы), изображаемых с капающей с них кровью (также см. «раненый»). Летящий (фр. Volant) – применяется к птице или крылатому зверю, изображаемому с распростёртыми крыльями, оторвавшимся от поверхности. Летящий (фр. Volant) – применяется к птице или крылатому зверю, изображаемому с распростёртыми крыльями, оторвавшимся от поверхности. Ныряющий (фр. Urinant) - применяется к рыбе, изображаемой вертикально, головой вниз; то же, что «опрокинутый в столб» (ср. «всплывающий»). Ныряющий (фр. Urinant) - применяется к рыбе, изображаемой вертикально, головой вниз; то же, что «опрокинутый в столб» (ср. «всплывающий»). Обернувшийся (фр. Reguardant) – изображается оглядывающимся назад, то есть с головой, повёрнутой в противоположную сторону. Обернувшийся (фр. Reguardant) – изображается оглядывающимся назад, то есть с головой, повёрнутой в противоположную сторону.

Обращённые (фр. Contourne) – применяется к фигурам, изображаемым развёрнутыми передней своей стороной влево, то есть противоположно нормальному геральдическому расположению. Обращённые (фр. Contourne) – применяется к фигурам, изображаемым развёрнутыми передней своей стороной влево, то есть противоположно нормальному геральдическому расположению. Отдыхающий (фр. Couchan) – изображается лежащим, с вытянутыми вперёд передними конечностями и поднятой головой. Отдыхающий (фр. Couchan) – изображается лежащим, с вытянутыми вперёд передними конечностями и поднятой головой. Плывущий (фр. Naiaint) применяется к рыбе, изображаемой горизонтально, головой вправо; однако такое положение рыбы есть нормальное, поэтому может вовсе не блазонироваться (ср. «всплывающий» и «ныряющий»). Плывущий (фр. Naiaint) применяется к рыбе, изображаемой горизонтально, головой вправо; однако такое положение рыбы есть нормальное, поэтому может вовсе не блазонироваться (ср. «всплывающий» и «ныряющий»). Пожирающий (фр. Vorant) – изображается заглатывающим кого-то или что-то, то есть с частью добычи, виднеющейся из разверстой пасти; часто так изображается геральдический дельфин, пожирающий небольшую рыбу, но самый известный пример – герб Герцогства Миланского со змеем, пожирающим младенца (хотя в действительности – в соответствии с легендой, иллюстрацией к которой является герб – змей не заглатывает, а наоборот – изрыгает из себя младенца). Пожирающий (фр. Vorant) – изображается заглатывающим кого-то или что-то, то есть с частью добычи, виднеющейся из разверстой пасти; часто так изображается геральдический дельфин, пожирающий небольшую рыбу, но самый известный пример – герб Герцогства Миланского со змеем, пожирающим младенца (хотя в действительности – в соответствии с легендой, иллюстрацией к которой является герб – змей не заглатывает, а наоборот – изрыгает из себя младенца). Пронзённый (англ. Enfiled) – проткнутый насквозь каким-либо предметом горизонтально, вертикально, наискось справа или слева. Пронзённый (англ. Enfiled) – проткнутый насквозь каким-либо предметом горизонтально, вертикально, наискось справа или слева. Противоидущие (фр. Counter Passant) – применяется к двум животным, расположенным рядом и идущим в противоположных направлениях, причём правое обращено головой вправо, а левое животное – головой влево; или, как это чаще бывает, к двум животным, расположенным в столб, одно под другим, из коих верхнее повёрнуто, как и положено, вправо, а нижнее – влево. Противоидущие (фр. Counter Passant) – применяется к двум животным, расположенным рядом и идущим в противоположных направлениях, причём правое обращено головой вправо, а левое животное – головой влево; или, как это чаще бывает, к двум животным, расположенным в столб, одно под другим, из коих верхнее повёрнуто, как и положено, вправо, а нижнее – влево. Противопоставленные (фр. Combattant) – применяется к фигурам, изображаемым рядом, повёрнутыми друг к другу передними сторонами (то же, что «борющиеся» применительно к двум вздыбленным животным в этой же позиции). Противопоставленные (фр. Combattant) – применяется к фигурам, изображаемым рядом, повёрнутыми друг к другу передними сторонами (то же, что «борющиеся» применительно к двум вздыбленным животным в этой же позиции). Противопоставленные обращённые (англ. Addorsed) – применяется к фигурам, изображаемым рядом, повёрнутыми друг к другу задними сторонами, а к краям щита - передними сторонами. Противопоставленные обращённые (англ. Addorsed) – применяется к фигурам, изображаемым рядом, повёрнутыми друг к другу задними сторонами, а к краям щита - передними сторонами. Прыгающий (фр. Salient) – изображается стоящим на сомкнутых задних конечностях, с передними конечностями, вытянутыми вперёд и несколько вверх. Прыгающий (фр. Salient) – изображается стоящим на сомкнутых задних конечностях, с передними конечностями, вытянутыми вперёд и несколько вверх.

Раненый (англ. Vulned) – изображается с пятном червлёной крови, причём указывается место, где находится рана (например, раненый в плечо, раненый в грудь и т.п.) (также см. «кровоточащий»). Раненый (англ. Vulned) – изображается с пятном червлёной крови, причём указывается место, где находится рана (например, раненый в плечо, раненый в грудь и т.п.) (также см. «кровоточащий»). Сидящий (фр. Sejant) – изображается сидящим, опирающимся на прямые передние конечности; но имеется исключение из этого правила для белок и мышей, которые изображаются сидящими с передними лапками поднятыми перед собой, наподобие "вздыбленно-сидящего льва" (см.). Сидящий (фр. Sejant) – изображается сидящим, опирающимся на прямые передние конечности; но имеется исключение из этого правила для белок и мышей, которые изображаются сидящими с передними лапками поднятыми перед собой, наподобие "вздыбленно-сидящего льва" (см.). Согнутый (англ. Embowed) – применяется к рыбе, изображаемой вертикально и несколько согнутой в дугу вправо; также применяется к руке, согнутой в локте. Согнутый (англ. Embowed) – применяется к рыбе, изображаемой вертикально и несколько согнутой в дугу вправо; также применяется к руке, согнутой в локте. Соединённые (англ. Conjoined) – применяется ко всем фигурам, расположенным так, что касаются друг друга. Соединённые (англ. Conjoined) – применяется ко всем фигурам, расположенным так, что касаются друг друга. Спящий (фр. Dormant) – изображается лежащим, с вытянутыми вперёд передними конечностями и положенной на них головой. Спящий (фр. Dormant) – изображается лежащим, с вытянутыми вперёд передними конечностями и положенной на них головой. Стоящий (фр. Statant) – изображается, в отличие от «шествующего», стоящим на всех четырёх прямых конечностях. Стоящий (фр. Statant) – изображается, в отличие от «шествующего», стоящим на всех четырёх прямых конечностях. Шествующий (фр. Passant) – изображается ступающим на три конечности, причём правая передняя вытянута вперёд и немного вверх, левая передняя и правая задняя выставлены немного вперёд, а задняя левая несколько вытянута назад. Шествующий (фр. Passant) – изображается ступающим на три конечности, причём правая передняя вытянута вперёд и немного вверх, левая передняя и правая задняя выставлены немного вперёд, а задняя левая несколько вытянута назад.

Геральдический язык. Некоторые термины Некоторые термины 1. АЛЕКСАНДРОВСКАЯ ЛЕНТА – лента красного цвета, применявшаяся в гербах областей, градоначальств и в гербах уездных городов. 1. АЛЕКСАНДРОВСКАЯ ЛЕНТА – лента красного цвета, применявшаяся в гербах областей, градоначальств и в гербах уездных городов. 2. АНДРЕЕВСКАЯ ЛЕНТА – лента голубого цвета, применявшаяся в гербах губернских городов, гербах столиц и городов временного пребывания царствующих особ. 2. АНДРЕЕВСКАЯ ЛЕНТА – лента голубого цвета, применявшаяся в гербах губернских городов, гербах столиц и городов временного пребывания царствующих особ. 3. АРМАТУРА – украшение из военных и других эмблем и предметов, располагающихся вокруг щита или за щитом. 3. АРМАТУРА – украшение из военных и других эмблем и предметов, располагающихся вокруг щита или за щитом. 4. БОЕВОЙ КЛИЧ – восклицание, призыв в форме изречения возвышенного, чаще всего воинственного характера. Помещается над гербовым щитом и его верхними украшениями на ленте. 4. БОЕВОЙ КЛИЧ – восклицание, призыв в форме изречения возвышенного, чаще всего воинственного характера. Помещается над гербовым щитом и его верхними украшениями на ленте. 5. БУРЕЛЕТ – фигура в виде матерчатого жгута с чередующимися цветами, повторяющими цвета герба. Помещается поверх шлема. 5. БУРЕЛЕТ – фигура в виде матерчатого жгута с чередующимися цветами, повторяющими цвета герба. Помещается поверх шлема. 6. БЫК – символ труда и терпения, плодородия и скотоводства. 6. БЫК – символ труда и терпения, плодородия и скотоводства. 7. ВЕНЕЦ – основание короны в виде обруча. 7. ВЕНЕЦ – основание короны в виде обруча. 8. ВЕНЗЕЛЬ – фигурное декоративное сплетение одной или нескольких букв с цифрой или без нее, имеющее отношение к гербовладельцу. 8. ВЕНЗЕЛЬ – фигурное декоративное сплетение одной или нескольких букв с цифрой или без нее, имеющее отношение к гербовладельцу. 9. ВЗЛЕТАЮЩИЙ – положение птицы с поднятыми вверх крыльями. 9. ВЗЛЕТАЮЩИЙ – положение птицы с поднятыми вверх крыльями. 10. ВИЛООБРАЗНЫЙ КРЕСТ – почетная геральдическая фигура, образуемая слиянием в центре щита двух полос, выходящих из верхних углов щита, и одной полосы, выходящей из середины нижней кромки щита. 10. ВИЛООБРАЗНЫЙ КРЕСТ – почетная геральдическая фигура, образуемая слиянием в центре щита двух полос, выходящих из верхних углов щита, и одной полосы, выходящей из середины нижней кромки щита. 11. ВОЗРАСТАЮЩИЙ – положение фигуры, когда над горизонтальной линией возвышается только часть основной фигуры. 11. ВОЗРАСТАЮЩИЙ – положение фигуры, когда над горизонтальной линией возвышается только часть основной фигуры. 12. ВОЛК – символ алчности, злости и прожорливости. Помещается в гербах как знак победы над алчным, злым противником. 12. ВОЛК – символ алчности, злости и прожорливости. Помещается в гербах как знак победы над алчным, злым противником. 13. ВОЛЬНАЯ ЧАСТЬ – почетная геральдическая фигура в виде прямоугольника в одном из углов щита. Ее размер определяется площадью фигуры, называемой прямым крестом. Вольная часть применяется в гербах городов, где помещается эмблема губернии или области. 13. ВОЛЬНАЯ ЧАСТЬ – почетная геральдическая фигура в виде прямоугольника в одном из углов щита. Ее размер определяется площадью фигуры, называемой прямым крестом. Вольная часть применяется в гербах городов, где помещается эмблема губернии или области.

14. ВОССТАЮЩИЙ – положение животного, стоящего на задних ногах, когда правая нога впереди, а левая сзади. Символизирует готовность напасть на врага или добычу. Если в тексте описания герба сказано, что в поле щита лев, то это означает, что он изображен именно в этом положении. 14. ВОССТАЮЩИЙ – положение животного, стоящего на задних ногах, когда правая нога впереди, а левая сзади. Символизирует готовность напасть на врага или добычу. Если в тексте описания герба сказано, что в поле щита лев, то это означает, что он изображен именно в этом положении. 15. ВОРОН – символ предусмотрительности и долголетия. 15. ВОРОН – символ предусмотрительности и долголетия. 16. ГАРПИЯ – женщина-птица с головой и грудью женщины, телом и крыльями орла и железными когтями. Символ омерзительных порочных страстей. Помещается в гербах как знак победы над низменным противником. 16. ГАРПИЯ – женщина-птица с головой и грудью женщины, телом и крыльями орла и железными когтями. Символ омерзительных порочных страстей. Помещается в гербах как знак победы над низменным противником. 17. ГЕОРГИЕВСКАЯ ЛЕНТА – лента с тремя черными и двумя оранжевыми полосами. Применялась как элемент украшения в гербах городов-крепостей, отличившихся во время осады неприятелем. 17. ГЕОРГИЕВСКАЯ ЛЕНТА – лента с тремя черными и двумя оранжевыми полосами. Применялась как элемент украшения в гербах городов-крепостей, отличившихся во время осады неприятелем. 18. ГЕРАЛЬДИКА – наука о составлении, описании и расшифровке гербов. В геральдике имеются свои правила, терминология, семантика и символика, позволяющие не только кратко и ясно описывать герб, но и проводить гербовую экспертизу. 18. ГЕРАЛЬДИКА – наука о составлении, описании и расшифровке гербов. В геральдике имеются свои правила, терминология, семантика и символика, позволяющие не только кратко и ясно описывать герб, но и проводить гербовую экспертизу. 19. ГЕРАЛЬДИЧЕСКИЕ МЕТАЛЛЫ – золото и серебро. Золото изображается желтым цветом или множеством точек на поверхности. Серебро изображается белым цветом. 19. ГЕРАЛЬДИЧЕСКИЕ МЕТАЛЛЫ – золото и серебро. Золото изображается желтым цветом или множеством точек на поверхности. Серебро изображается белым цветом. 20. ГЕРАЛЬДИЧЕСКИЕ МЕХА – беличий и горностаевый. В зависимости от цвета и положения стилизованных фигур, изображающих мех, имеется большое разнообразие видов этих мехов. 20. ГЕРАЛЬДИЧЕСКИЕ МЕХА – беличий и горностаевый. В зависимости от цвета и положения стилизованных фигур, изображающих мех, имеется большое разнообразие видов этих мехов. 21. ГЕРАЛЬДИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ – геометрические фигуры, занимающие определенную часть щита и представляющие собой площадь для помещения на ней других фигур. Геральдические фигуры делятся на почетные и второстепенные. Среди почетных выделяются глава, пояс, столб, перевязь, стропило, прямой крест, косой крест, вилообразный крест, оконечность, кайма, вольная часть, четверть и средний щиток. 21. ГЕРАЛЬДИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ – геометрические фигуры, занимающие определенную часть щита и представляющие собой площадь для помещения на ней других фигур. Геральдические фигуры делятся на почетные и второстепенные. Среди почетных выделяются глава, пояс, столб, перевязь, стропило, прямой крест, косой крест, вилообразный крест, оконечность, кайма, вольная часть, четверть и средний щиток. 22. ГЕРАЛЬДИЧЕСКИЕ ЦВЕТА – голубой (лазурь), зеленый, красный (червлень), пурпурный и черный. Негеральдические фигуры могут изображаться в натуральном цвете. 22. ГЕРАЛЬДИЧЕСКИЕ ЦВЕТА – голубой (лазурь), зеленый, красный (червлень), пурпурный и черный. Негеральдические фигуры могут изображаться в натуральном цвете. 23. ГЕРБ – совокупное изображение условных или естественных фигур, составленных на основе правил геральдики. 23. ГЕРБ – совокупное изображение условных или естественных фигур, составленных на основе правил геральдики. 24. ГЕРБОВНИК – гербовая книга, в которой помещено собрание гербов с их описанием и родословными данными. 24. ГЕРБОВНИК – гербовая книга, в которой помещено собрание гербов с их описанием и родословными данными.

25. ГЛАВА – почетная геральдическая фигура в виде горизонтальной полосы шириной в 2/7 щита, примыкающей к верхней кромке щита. 25. ГЛАВА – почетная геральдическая фигура в виде горизонтальной полосы шириной в 2/7 щита, примыкающей к верхней кромке щита. 26. ГОЛУБОЙ ЦВЕТ – символизирует красоту, величие, верность, доверие, безупречность, а также развитие, движение вперед, надежду, мечту. Изображается горизонтальными линиями. 26. ГОЛУБОЙ ЦВЕТ – символизирует красоту, величие, верность, доверие, безупречность, а также развитие, движение вперед, надежду, мечту. Изображается горизонтальными линиями. 27. ГОЛУБЬ – символ смирения и чистоты, святого Духа. 27. ГОЛУБЬ – символ смирения и чистоты, святого Духа. 28. ГРИФОН – чудовищная птица с орлиным клювом и телом льва. Символизирует могущество, власть, бдительность, быстроту и силу. 28. ГРИФОН – чудовищная птица с орлиным клювом и телом льва. Символизирует могущество, власть, бдительность, быстроту и силу. 29. ДЕВИЗ – выразительное изречение, афоризм, имеющий прямое или аллегорическое отношение к гербовладельцу. Помещается на узкой ленте под или над щитом. Цвет ленты и букв должен соответствовать цвету или металлу герба. 29. ДЕВИЗ – выразительное изречение, афоризм, имеющий прямое или аллегорическое отношение к гербовладельцу. Помещается на узкой ленте под или над щитом. Цвет ленты и букв должен соответствовать цвету или металлу герба. 30. ДЕСНИЦА – правая рука с вытянутыми указательным и средним пальцами. Символизирует верность клятве, присяге, обещанию. 30. ДЕСНИЦА – правая рука с вытянутыми указательным и средним пальцами. Символизирует верность клятве, присяге, обещанию. 31. ДРАКОН – фантастическое существо с головой и ногами орла, языком в виде жала, туловищем змея, крыльями летучей мыши и толстым кольчатым хвостом. Символизирует силу и могущество. Как змий (змей), которого поражает всадник, символизирует зло и смуту. 31. ДРАКОН – фантастическое существо с головой и ногами орла, языком в виде жала, туловищем змея, крыльями летучей мыши и толстым кольчатым хвостом. Символизирует силу и могущество. Как змий (змей), которого поражает всадник, символизирует зло и смуту. 32. ДУБОВЫЙ ЛИСТ – символизирует силу, могущество, прочность, борьбу и победу. Дубовые листья помещались в гербах губерний. 32. ДУБОВЫЙ ЛИСТ – символизирует силу, могущество, прочность, борьбу и победу. Дубовые листья помещались в гербах губерний. 33. ЕДИНОРОГ – мифическое животное с телом лошади и длинным рогом на лбу. Символизирует силу, непобедимость, устрашение. В христианстве – символ чистоты и девственности. 33. ЕДИНОРОГ – мифическое животное с телом лошади и длинным рогом на лбу. Символизирует силу, непобедимость, устрашение. В христианстве – символ чистоты и девственности. 34. ЖУРАВЛЬ – символ бдительности. 34. ЖУРАВЛЬ – символ бдительности. 35. ЗЕЛЕНЫЙ ЦВЕТ – символизирует изобилие, плодородие, радость, свободу, покой и мир. Изо 35. ЗЕЛЕНЫЙ ЦВЕТ – символизирует изобилие, плодородие, радость, свободу, покой и мир. Изо 36. ЗЕРКАЛО – символ осторожности и общественной власти, честного выполнения общественного долга, правдивости и чистоты помыслов. 36. ЗЕРКАЛО – символ осторожности и общественной власти, честного выполнения общественного долга, правдивости и чистоты помыслов. 37. ЗМЕЯ – символ мудрости, добра и предосторожности. Змея, свернувшаяся кольцом – символ здоровья; держащая во рту хвост – символ вечности, бесконечности, бессмертия; ползущая – символ печали; пьющая из чаши – символ врачевания, медицины. 37. ЗМЕЯ – символ мудрости, добра и предосторожности. Змея, свернувшаяся кольцом – символ здоровья; держащая во рту хвост – символ вечности, бесконечности, бессмертия; ползущая – символ печали; пьющая из чаши – символ врачевания, медицины.

39. КАБАН – символ неустрашимости и могущества. 39. КАБАН – символ неустрашимости и могущества. 40. КАДУЦЕЙ (жезл Меркурия) – жезл, обвитый глядящими друг на друга змеями. Символ торговли, изобилия, острого разума, красноречия и прилежания в труде, мирного разрешения споров. 40. КАДУЦЕЙ (жезл Меркурия) – жезл, обвитый глядящими друг на друга змеями. Символ торговли, изобилия, острого разума, красноречия и прилежания в труде, мирного разрешения споров. 41. КАЙМА – почетная геральдическая фигура в виде полосы, проходящей вдоль всей кромки щита. 41. КАЙМА – почетная геральдическая фигура в виде полосы, проходящей вдоль всей кромки щита. 42. КОЛОС – символизирует земледелие, богатство земли. Помещался в гербах городов и посадов, отличающихся земледелием. 42. КОЛОС – символизирует земледелие, богатство земли. Помещался в гербах городов и посадов, отличающихся земледелием. 43. КОРОНА – символизирует господство и власть. В гербах используется множество различных корон: античная, баронская, герцогская, графская, дворянская, императорская и многие другие. В гербах городов широко применялись и стенные (башенные) короны, различавшиеся по цвету и количеству зубцов на них: золотого цвета – в гербах губернских, серебряного – в гербах уездных городов. Башенная корона о пяти зубцах – в гербах городов с населением больше 50 тысяч человек, о трех зубцах – в гербах городов с населением меньше 50 тысяч человек. 43. КОРОНА – символизирует господство и власть. В гербах используется множество различных корон: античная, баронская, герцогская, графская, дворянская, императорская и многие другие. В гербах городов широко применялись и стенные (башенные) короны, различавшиеся по цвету и количеству зубцов на них: золотого цвета – в гербах губернских, серебряного – в гербах уездных городов. Башенная корона о пяти зубцах – в гербах городов с населением больше 50 тысяч человек, о трех зубцах – в гербах городов с населением меньше 50 тысяч человек. 44. КОСОЙ КРЕСТ – почетная геральдическая фигура, образуемая двумя диагональными полосами шириной в 2/7 ширины щита, выходящими из углов щита. Такой крест называют и андреевским. 44. КОСОЙ КРЕСТ – почетная геральдическая фигура, образуемая двумя диагональными полосами шириной в 2/7 ширины щита, выходящими из углов щита. Такой крест называют и андреевским. 45. КОШКА – символ независимости. 45. КОШКА – символ независимости. 46. КРАСНЫЙ ЦВЕТ – символизирует любовь, мужество, смелость, великодушие, а также кровь, пролитую за веру, государя, отечество. 46. КРАСНЫЙ ЦВЕТ – символизирует любовь, мужество, смелость, великодушие, а также кровь, пролитую за веру, государя, отечество. 47. КРЕСТ – символ христианства и верности четырем его добродетелям – умеренности, благоразумию, справедливости и мужеству. Как древний знак – символ огня (огонь добывали трением двух палочек), спасения и благополучия. 47. КРЕСТ – символ христианства и верности четырем его добродетелям – умеренности, благоразумию, справедливости и мужеству. Как древний знак – символ огня (огонь добывали трением двух палочек), спасения и благополучия. 48. ЛАВРОВЫЙ ВЕНЕЦ – символ нерушимости, твердой славы, величия и победы. 48. ЛАВРОВЫЙ ВЕНЕЦ – символ нерушимости, твердой славы, величия и победы. 49. ЛЕВ – символ власти, силы, храбрости и великодушия. 49. ЛЕВ – символ власти, силы, храбрости и великодушия. 50. ЛЕОПАРД – символ стойкости, смелости и отваги в бою. 50. ЛЕОПАРД – символ стойкости, смелости и отваги в бою. 51. ЛЕСТНИЦА – символ больших возможностей для развития, новых средств для повышения благосостояния. 51. ЛЕСТНИЦА – символ больших возможностей для развития, новых средств для повышения благосостояния.

52. МАНТИЯ – накидка в виде плаща или палатки, прикрывающая герб. Применяется в гербах государей, принцев и князей. Изготавливается из темно-малинового бархата, подбитого горностаевым мехом и отделанного золотой бахромой. Верхние углы мантии перевязаны золотыми шнурами с кистями. 52. МАНТИЯ – накидка в виде плаща или палатки, прикрывающая герб. Применяется в гербах государей, принцев и князей. Изготавливается из темно-малинового бархата, подбитого горностаевым мехом и отделанного золотой бахромой. Верхние углы мантии перевязаны золотыми шнурами с кистями. 53. МЕДВЕДЬ – символ предусмотрительности и силы. 53. МЕДВЕДЬ – символ предусмотрительности и силы. 54. МЕЧ – старинное оружие в виде длинного обоюдоострого ножа с рукоятью и эфесом. Символизирует готовность к защите отечества, рода, города от врагов, а также участие в сражениях. В гербах часто изображается и так называемый огненный (пламенеющий) меч – символ не только военного, но и духовного оружия, которое символизирует просветительство, свет, добро. 54. МЕЧ – старинное оружие в виде длинного обоюдоострого ножа с рукоятью и эфесом. Символизирует готовность к защите отечества, рода, города от врагов, а также участие в сражениях. В гербах часто изображается и так называемый огненный (пламенеющий) меч – символ не только военного, но и духовного оружия, которое символизирует просветительство, свет, добро. 55. МОЛОТ – символизирует упорный нелегкий труд ремесленников и рабочих. Помещался в гербах городов, отличающихся промышленным производством. 55. МОЛОТ – символизирует упорный нелегкий труд ремесленников и рабочих. Помещался в гербах городов, отличающихся промышленным производством. 56. НАМЕТ – композиция из украшений в виде причудливых листьев, соединенных между собой и выходящих из верхней части шлема вправо и влево. Изображается финифтью сверху и металлом снизу. 56. НАМЕТ – композиция из украшений в виде причудливых листьев, соединенных между собой и выходящих из верхней части шлема вправо и влево. Изображается финифтью сверху и металлом снизу. 57. НАШЛЕМНИК – фигура, помещаемая на шлеме, короне или поверх буралета. Символизировал особое отличие у рыцарей. В качестве нашлемника употреблялись фигуры, обычно повторяющиеся в щите, а также страусовые или павлиньи перья и другое. 57. НАШЛЕМНИК – фигура, помещаемая на шлеме, короне или поверх буралета. Символизировал особое отличие у рыцарей. В качестве нашлемника употреблялись фигуры, обычно повторяющиеся в щите, а также страусовые или павлиньи перья и другое. 58. НЕГЕРАЛЬДИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ – фантастические, а также фигуры, взятые из жизни, созданные природой или человеком. Изображаются в гербах натуральными цветами. 58. НЕГЕРАЛЬДИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ – фантастические, а также фигуры, взятые из жизни, созданные природой или человеком. Изображаются в гербах натуральными цветами. 59. ОВЦА – символ кротости, доброты и сельской жизни. 59. ОВЦА – символ кротости, доброты и сельской жизни. 60. ОКОНЕЧНОСТЬ – почетная геральдическая фигура, образованная линией, соединяющей боковые кромки щита на высоте, равной 2/7 ширины щита. Нижняя кромка оконечности совпадает с нижней кромкой щита. 60. ОКОНЕЧНОСТЬ – почетная геральдическая фигура, образованная линией, соединяющей боковые кромки щита на высоте, равной 2/7 ширины щита. Нижняя кромка оконечности совпадает с нижней кромкой щита. 61. ОЛЕНЬ – символ воина, перед которым бежит неприятель. 61. ОЛЕНЬ – символ воина, перед которым бежит неприятель. 62. ОЛИВКОВАЯ ВЕТВЬ – символ мира и процветания. 62. ОЛИВКОВАЯ ВЕТВЬ – символ мира и процветания. 63. ОРЕЛ – символ власти, господства, независимости, силы, а также великодушия и прозорливости. Двуглавый российский орел – символ единства европейской и азиатской частей России, преемственности христианства от Византии, символ высшей власти. 63. ОРЕЛ – символ власти, господства, независимости, силы, а также великодушия и прозорливости. Двуглавый российский орел – символ единства европейской и азиатской частей России, преемственности христианства от Византии, символ высшей власти.

64. ПАВЛИН – символ тщеславия и суетности. Помещался в гербах как знак победы над гордым противником. 64. ПАВЛИН – символ тщеславия и суетности. Помещался в гербах как знак победы над гордым противником. 65. ПЕЛИКАН – символ бескорыстия и самопожертвования, благотворительной помощи и заботы. 65. ПЕЛИКАН – символ бескорыстия и самопожертвования, благотворительной помощи и заботы. 66. ПЕРЕВЯЗЬ – почетная геральдическая фигура в виде диагональной полосы шириной в 2/7 ширины щита, проходящей по диагонали из верхнего угла щита в нижний, поэтому перевязь может быть справа или слева. 66. ПЕРЕВЯЗЬ – почетная геральдическая фигура в виде диагональной полосы шириной в 2/7 ширины щита, проходящей по диагонали из верхнего угла щита в нижний, поэтому перевязь может быть справа или слева. 67. ПЕРЕСЕЧЕННЫЙ – поле щита, разделенное посередине горизонтальной линией. 67. ПЕРЕСЕЧЕННЫЙ – поле щита, разделенное посередине горизонтальной линией. 68. ПЕТУХ – символ бодрствования, бдительности, верного стражника, символ боя, сражения, борьбы. Петух также символизирует мужское активное начало, силу и энергию. 68. ПЕТУХ – символ бодрствования, бдительности, верного стражника, символ боя, сражения, борьбы. Петух также символизирует мужское активное начало, силу и энергию. 69. ПОЛУМЕСЯЦ – полукруг с вогнутой средней частью. Может изображаться с человеческим профилем. Символизирует победу над мусульманством или связь с ним. 69. ПОЛУМЕСЯЦ – полукруг с вогнутой средней частью. Может изображаться с человеческим профилем. Символизирует победу над мусульманством или связь с ним. 70. ПОСОХ – символ духовной власти и святительства. 70. ПОСОХ – символ духовной власти и святительства. 71. ПОЯС – почетная геральдическая фигура в виде полосы шириной в 2/7 ширины щита, проходящей горизонтально посередине щита. 71. ПОЯС – почетная геральдическая фигура в виде полосы шириной в 2/7 ширины щита, проходящей горизонтально посередине щита. 72. ПРЯМОЙ КРЕСТ – почетная геральдическая фигура, образованная двумя полосами шириной 2/7 ширины щита, выходящими из середины противоположных кромок щита. 72. ПРЯМОЙ КРЕСТ – почетная геральдическая фигура, образованная двумя полосами шириной 2/7 ширины щита, выходящими из середины противоположных кромок щита. 73. ПУРПУРНЫЙ ЦВЕТ – символ достоинства, благочестия, умеренности, щедрости и верховного господства. Изображается диагональными линиями слева направо. 73. ПУРПУРНЫЙ ЦВЕТ – символ достоинства, благочестия, умеренности, щедрости и верховного господства. Изображается диагональными линиями слева направо. 74. ПЧЕЛА – символ трудолюбия и неутомимости. 74. ПЧЕЛА – символ трудолюбия и неутомимости. 75. РАЗДЕЛЕННЫЙ ВИЛООБРАЗНО – деление щита тремя линиями, выходящими из верхних углов и середины нижней кромки щита и сходящимися в центре щита. 75. РАЗДЕЛЕННЫЙ ВИЛООБРАЗНО – деление щита тремя линиями, выходящими из верхних углов и середины нижней кромки щита и сходящимися в центре щита. 76. РАЗДЕЛЕННЫЙ ГОНТОВИДНО – деление щита на прямоугольники четырьмя вертикальными и тремя горизонтальными линиями. 76. РАЗДЕЛЕННЫЙ ГОНТОВИДНО – деление щита на прямоугольники четырьмя вертикальными и тремя горизонтальными линиями. 77. РАЗДЕЛЕННЫЙ ЧЕТВЕРОЧАСТНО – деление щита на четыре части линиями, выходящими из середины противоположных кромок щита. 77. РАЗДЕЛЕННЫЙ ЧЕТВЕРОЧАСТНО – деление щита на четыре части линиями, выходящими из середины противоположных кромок щита.

78. РАЙСКАЯ ПТИЦА (ГАМАЮН) – мифическая птица счастья. Символизирует также мир, богатство, благополучие, величие. На Руси считалась и вещей птицей. Связана с удивительными преданиями и легендами, уходящими в глубокую древность Востока. 78. РАЙСКАЯ ПТИЦА (ГАМАЮН) – мифическая птица счастья. Символизирует также мир, богатство, благополучие, величие. На Руси считалась и вещей птицей. Связана с удивительными преданиями и легендами, уходящими в глубокую древность Востока. 79. РАССЕЧЕННЫЙ – деление щита пополам вертикальной линией. 79. РАССЕЧЕННЫЙ – деление щита пополам вертикальной линией. 80. СВЕЧА – символ бескорыстного служения делу, созидания и освобождения. В христианстве огонь свечи – символ Христа. Погасшая свеча – символ смерти. 80. СВЕЧА – символ бескорыстного служения делу, созидания и освобождения. В христианстве огонь свечи – символ Христа. Погасшая свеча – символ смерти. 81. СВИТОК – символ учености, отношения к большой науке. 81. СВИТОК – символ учености, отношения к большой науке. 82. РУКА С МЕЧОМ – символ верности воинскому долгу. 82. РУКА С МЕЧОМ – символ верности воинскому долгу. 83. СЕНЬ – фигура шатрообразной формы или в виде балдахина, изображаемая в гербе поверх мантии. Изображается золотым цветом, оторачивается бахромой и венчается короной. 83. СЕНЬ – фигура шатрообразной формы или в виде балдахина, изображаемая в гербе поверх мантии. Изображается золотым цветом, оторачивается бахромой и венчается короной. 84. СЕРЕБРО – геральдический металл, изображаемый белым цветом. Символ веры, чистоты, искренности, чистосердечности, благородства, откровенности и невинности. 84. СЕРЕБРО – геральдический металл, изображаемый белым цветом. Символ веры, чистоты, искренности, чистосердечности, благородства, откровенности и невинности. 85. СКИПЕТР – фигура в виде жезла с наконечником сверху. Символизируя высшую власть монарха, изображался в гербах столиц и городов постоянного пребывания царствующих особ. 85. СКИПЕТР – фигура в виде жезла с наконечником сверху. Символизируя высшую власть монарха, изображался в гербах столиц и городов постоянного пребывания царствующих особ. 86. СКОШЕННЫЙ – деление щита диагональной линией, проходящей из верхнего угла щита в нижний. В зависимости от направления и количества диагональных линий щит может быть скошенный слева, справа или четверочастно. 86. СКОШЕННЫЙ – деление щита диагональной линией, проходящей из верхнего угла щита в нижний. В зависимости от направления и количества диагональных линий щит может быть скошенный слева, справа или четверочастно. 87. СОБАКА – символ верности, преданности, бдительности и послушания. Редко – символ врачевания (зализывает раны). 87. СОБАКА – символ верности, преданности, бдительности и послушания. Редко – символ врачевания (зализывает раны). 88. СОВА – символ мудрости, смекалки и расторопности. 88. СОВА – символ мудрости, смекалки и расторопности. 89. СОКОЛ – символ храбрости, ума и красоты. 89. СОКОЛ – символ храбрости, ума и красоты. 90. СОЛНЦЕ – символ истины, провидения, богатства и изобилия. 90. СОЛНЦЕ – символ истины, провидения, богатства и изобилия. 91. СТОЛБ – почетная геральдическая фигура в виде вертикальной полосы шириной 2/7 ширины щита, проходящей посередине щита. 91. СТОЛБ – почетная геральдическая фигура в виде вертикальной полосы шириной 2/7 ширины щита, проходящей посередине щита. 92. СТРОПИЛО – почетная геральдическая фигура, образованная двумя полосами шириной 2/7 ширины щита, выходящими из нижних углов щита и соединяющимися у середины верхней кромки щита. 92. СТРОПИЛО – почетная геральдическая фигура, образованная двумя полосами шириной 2/7 ширины щита, выходящими из нижних углов щита и соединяющимися у середины верхней кромки щита.

93. ФАКЕЛ – символ правды, стремления к знаниям, духовного горения и желания творить, готовности к самопожертвованию. Факел, склоненный к земле – символ смерти. 93. ФАКЕЛ – символ правды, стремления к знаниям, духовного горения и желания творить, готовности к самопожертвованию. Факел, склоненный к земле – символ смерти. 94. ФЕНИКС – мифическая птица, возрождающаяся из огня и пепла. Символ возрождения и бессмертия. 94. ФЕНИКС – мифическая птица, возрождающаяся из огня и пепла. Символ возрождения и бессмертия. 95. ЧЕТВЕРТЬ – почетная геральдическая фигура в виде прямоугольника, образованного двумя линиями, выходящими из середины двух прилегающих сторон щита. 95. ЧЕТВЕРТЬ – почетная геральдическая фигура в виде прямоугольника, образованного двумя линиями, выходящими из середины двух прилегающих сторон щита. 96. ЧЕРНЫЙ ЦВЕТ – символ образованности, скромности, осторожности, постоянства в испытаниях, скорби и печали. Изображается пересекающимися вертикальными и горизонтальными линиями. 96. ЧЕРНЫЙ ЦВЕТ – символ образованности, скромности, осторожности, постоянства в испытаниях, скорби и печали. Изображается пересекающимися вертикальными и горизонтальными линиями. 97. ШЛЕМ – символ принадлежности к титулованному роду. В гербах применялись шлемы самой различной формы для указания титула владельца герба: княжеский, графский, дворянский и многие другие. Как украшение применялся и древний русский шлем. 97. ШЛЕМ – символ принадлежности к титулованному роду. В гербах применялись шлемы самой различной формы для указания титула владельца герба: княжеский, графский, дворянский и многие другие. Как украшение применялся и древний русский шлем. 98. ЩИТ – геометрическая фигура, на которой помещаются гербовые фигуры. В русской геральдике принят так называемый французский щит – четырехугольной формы с закругленными нижними углами, с заострением в средней части нижней кромки щита, с соотношением ширины к высоте, равной 7:8. Среди других форм щита выделяются треугольный (варяжский), круглый (английский), овальный (итальянский), фигурный (немецкий), плоский сверху и закругленный внизу (испанский) и многие другие. 98. ЩИТ – геометрическая фигура, на которой помещаются гербовые фигуры. В русской геральдике принят так называемый французский щит – четырехугольной формы с закругленными нижними углами, с заострением в средней части нижней кромки щита, с соотношением ширины к высоте, равной 7:8. Среди других форм щита выделяются треугольный (варяжский), круглый (английский), овальный (итальянский), фигурный (немецкий), плоский сверху и закругленный внизу (испанский) и многие другие. 99. ЩИТОДЕРЖАТЕЛИ – фигуры, изображенные по сторонам щита и как бы поддерживающие его. Ими могут быть изображения человека, святых, животных, а также фантастических существ. Щитодержатели изображаются натуральными цветами. Они могут повторять фигуры, помещенные в щите, или иметь какое-либо отношение к владельцу – например, могут изображать подчиненных гербовладельца, его покровителей, национальность владельца герба и другое. 99. ЩИТОДЕРЖАТЕЛИ – фигуры, изображенные по сторонам щита и как бы поддерживающие его. Ими могут быть изображения человека, святых, животных, а также фантастических существ. Щитодержатели изображаются натуральными цветами. Они могут повторять фигуры, помещенные в щите, или иметь какое-либо отношение к владельцу – например, могут изображать подчиненных гербовладельца, его покровителей, национальность владельца герба и другое ЯЙЦО – символ начала всего живого, надежды и новой жизни ЯЙЦО – символ начала всего живого, надежды и новой жизни.

История геральдики Екатеринбурга

Герб Екатеринбурга утвержден 17 июля 1783 года вместе с другими гербами Пермского наместничества. В верхней половине щита герб Пермский, в нижней половине "в зеленом поле серебряная плавильная печь и рудокопная шахта, означающие, что округа сего города изобильна разными рудами" изобильна разными рудами" Во второй половине XIX века в рамках геральдической реформы Б.Кене был создан проект герба для Екатеринбурга. В серебряном поле помещалась черная плавильная печь, мурованная червленью, над печью червленое пламя. В подножии щита беличий мех, чернь и золото.

Герб Свердловска был утвержден решением 320 Исполнительного Комитета Свердловского городского Совета народных депутатов 13 июня 1973 года (в "Каталоге современных гербов городов, поселков и сел СССР" Меликаева В.И. и Сержана В.В. (Минск, ) приведена дата 25 июля 1973 года, что вероятно ошибочно). Авторы герба - Г.И.Дубровин, А.В.Овечкин, М.Фаттахуддинов. В 1994 году был организован конкурс по разработке нового герба для города. В итоге Р.М.Будником и В.В.Типикиным был создан такой проект герба, опубликованный в газете "Вечерний Екатеринбург". Изображение проекта герба г..Екатеринбурга было опубликовано в газете "Вечерний Екатеринбург" 29 декабря 1995 года. Официальное описание проекта герба гласило: "1. Описание герба города Екатеринбурга. В красном поле золотой контур крепости и вписанное в него серебряное колесо с восемью спицами. Щит герба - прямоугольник, имеющий загругленные нижние углы с остроконечным завершением в центре. Щит увенчан пятиглавой золотой городской короной и украшен перекрещенными за щитом золотыми молотом и бердышом, соединенными голубой Андреевской лентой. Символика герба. Красное поле - символ храбрости и мужества. Золото обозначает богатство, справедливость и великодушие. Серебро символизирует чистоту. Голубой цвет обозначает красоту и величие. Контур крепости - символ зарождения города-крепости на Среднем Урале. Колесо - символ времени, движения из прошлого в будущее, непременный атрибут святой Екатерины, имя которой носит город; клеймо, разработанное В.Татщмевым для завода, давшего начало застройке города Екатеринбурга. Украшения: молот - символ высокоразвитой промышленности города Екатеринбурга, бердыш - старинное русское оружие, напоминает о ратных подвигах уральцев при защите Отечества.".

В Уставе Екатеринбурга (принят Решением Екатеринбургской городской Думы первого созыва 16 октября 1995 года, 24/3) о гербе говорится следующее: "Статья 4. Герб города Екатеринбурга 1. Символом Екатеринбурга является его герб, Положение о котором утверждается решением городской Думы и является приложением к настоящему Уставу. 2. Использование символа города в качестве товарного знака или в рекламе допускается только в соответствии с решением городской Думы". Герб города утверждён Решением 43/1 Екатеринбургской городской Думы от 23 июля 1998 года. Описание герба: "В пониженно-пересеченном зеленом и золотом поле вверху - серебряные рудокопная шахта (в виде колодезного сруба с воротом о двух рукоятках) и плавильная печь с червленым (красным) огнем внутри, внизу - повышенный лазоревый (синий, голубой) волнистый пояс, окаймленный и продольно тонко разделенный серебром. Щитодержатели - золотые, с червлеными языками, медведь и соболь, имеющие ошейники из черно-золотого беличьего меха (в два ряда) и стоящие на подножии в виде золотой ленты, посредине которой серебряная друза из пяти кристаллов". Герб внесён в Государственный геральдический регистр под 401.

Художник-геральдист Дмитрий Иванов в 2003 году разработал свой вариант графического воплощения герба по старому описанию. В проекте Д.Иванова щит венчает золотая стенчатая корона, приличествующая по статусу областному центру. В 2008 году герб был несколько изменён: добавилась стенчатая корона, символизирующая статус городского округа - центра субъекта федерации. По сообщениям новостных агентств Положение о гербе МО "город Екатеринбург" утверждено Решением Екатеринбургской городской Думы от 20 мая 2008 года 34/59. Согласно тексту Положения: "3. Геральдическое описание Герба: "В пониженно пересеченном зеленом и золотом поле вверху - серебряные рудокопная шахта (в виде колодезного сруба с воротом о двух рукоятках) и плавильная печь с червленым (красным) огнем внутри, внизу - повышенный лазоревый (синий, голубой) волнистый пояс, окаймленный и продольно тонко разделенный серебром. Щитодержатели - золотые, с червлеными языками, медведь и соболь, имеющие ошейники из черно-золотого беличьего меха (в два ряда) и стоящие на подножии в виде золотой ленты, посередине которой - серебряная друза из пяти кристаллов. Щит увенчан золотой башенной короной о пяти зубцах, имеющей на обруче золотой лавровый венок".

Герб Екатеринбурга

Описание: Современный герб города Екатеринбурга (геральдический знак города Екатеринбурга): "В пониженно пересеченном зеленом и золотом поле вверху - серебряные рудокопная шахта (в виде колодезного сруба с воротом о двух рукоятках) и плавильная печь с червленым (красным) огнем внутри, внизу - повышенный лазоревый (синий, голубой) волнистый пояс, окаймленный и продольно тонко разделенный серебром. Щитодержатели - золотые, с червлеными языками, медведь и соболь, имеющие ошейники из черно - золотого беличьего меха (в два ряда) и стоящие на подножии в виде золотой ленты, посередине которой - серебряная друза из пяти кристаллов." С 2008 г. щит увенчан золотой городской башенной корной о пяти зубцах. Утвержден решением Екатеринбургской городской Думы #43/1 от г. Зарегистрирован в областном регистре под номером 2.

Герб прошел экспертизу в Герольдии РФ, однако, с рядом оговорок. Автором нового герба Екатеринбурга является заслуженный архитектор России Герман Иванович Дубровин. Работа по созданию герба шла на протяжении трех лет. По итогам проведенного конкурса базовый эскиз был послан на экспертизу в Государственную Герольдию при Президенте РФ, которая прислала екатеринбургским разработчикам официальный отказ, так как увидела в нем немало нарушений. Тогда же посоветовали взять за основу герб Пермской губернии (в состав которой входил Екатеринбург до революции), добавив в него элементы, отражающие специфику и исторические особенности нынешней столицы Урала. 2 июля 1998 года на экспертизу в Герольдию был отправлен новый вариант. На этот раз в Екатеринбург пришел положительный ответ. Государственный герольдмейстер Г.В. Вилинбахов сообщил в письме, что "общая композиция предлагаемого изображения заслуживает одобрения, так как основные нововведенные элементы геральдического и художественного оформления (кристаллы, медведь, соболь, фигурная форма щита) вполне удачно сочетаются с историческим гербом Екатеринбурга, не внося в него искажений". Было внесено лишь несколько изменений. В частности, красный цвет поля был заменен на традиционно уральский зеленый, даже малахитовый, а с золотой ленты внизу изображения убрали год основания города: включать в герб цифры и название города запрещает Положение, утвержденное Президентом РФ. Верхняя часть щита похожа на крепость, которой был Екатеринбург первые годы своего существования. Волнистая лазуревая полоса в нижней части - это река Исеть, соединяющая историю и современность, Европу и Азию. Медведь - европейский символ, соболь - азиатский. Более того, соболь еще при Демидовых был маркой уральского металла. Животные стоят за пределами щита, высунув языки и оскалив зубы, - такое проявление агрессивности вполне объяснимо, ведь они охраняют город. Золотая лента в самом низу Герба является признаком столичности Екатеринбурга.