1 СМ 1.3. Государственная поддержка инновационной деятельности (часть 1) 1. Роль государства в осуществлении инновационной деятельности субъектами рынка.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 ТЕМА 13 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ КОМПЛЕКСНОГО СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ СПК ПС ОМС.
Advertisements

Развитие нормативно-правового регулирования в науке и инновационной деятельности Москва 2006.
Company LOGO Источники финансирования инновации Манатауов А.М.
Коммерциализация и охрана интеллектуальной собственности: условия, институты, перспектива.
1 Региональная энергетическая комиссия Удмуртской Республики О механизмах государственной поддержки энер О механизмах государственной поддержки энергоэффективных.
Неотъемлемой составной частью системы финансового управления выступают прямые, косвенные и смешанные формы регулирования. Непосредственное (прямое) влияние.
«ПРОБЛЕМА СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ УЧЕТА И КОНТРОЛЯ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ ИННВАЦИОНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ» Алексеева Марина Борисовна, док.экон.наук., профессор.
Государственное регулирование экономики (на примере Свердловской области)
Сущность и задачи финансового менеджмента. Под финансовым менеджментом понимают: систему управления формированием, распределением и использованием финансовых.
Инвестиции
ИНВЕСТИЦИИ (англ. «invest» - «вкладывать» ) - денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную.
Тема 4. Выручка от реализации продукции предприятия.
РОЛЬ ТПП В ОКАЗАНИИ СОДЕЙСТВИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА Г.А. Дементьев, генеральный директор Торгово-промышленной палаты РМЭ.
КОМИТЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ И ТОРГОВЛИ Выполнил: Березовский Д.К. Группа:5221/3.
СТРОИТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР ХАБАРОВСКОГО КРАЯ ЧТО ЭТО ТАКОЕ И КАК ЕГО РАЗВИВАТЬ?
Задачи государственной финансовой политики РФ и механизмы из реализации на современном этапе Выполнил студент группы ФК-202 Тарасов Дмитрий Выполнил студент.
«ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» Тема 4. Финансовые ресурсы. Понятие финансовых ресурсов Поскольку финансы - экономические отношения, опосредованные деньгами, под финансовыми.
Государственный Фонд Развития Информационных Технологий Эльчин Р. Зейналов Заведующий отделом Стратегического планирования, инвестиций и научного потенциала.
ПОНЯТИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВА ПЗ 28. ВОПРОС 2.
29 сентября 2010 г. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПЛАТФОРМЫ как инструмент содействия инновационному развитию российской экономики.
Транксрипт:

1 СМ 1.3. Государственная поддержка инновационной деятельности (часть 1) 1. Роль государства в осуществлении инновационной деятельности субъектами рынка. 2. Государство как главный субъект управления инновационной деятельностью. 3. Особенности поддержки инновационного развития в ведущих индустриальных странах. 4. Влияние государства и общественности на формирование благоприятной к инновациям институционной среды в Украине. СРС + 5 инноваций на макроуровне Литература 1. Стадник В.В., Йохна М.А. Інноваційний менеджмент: навч.посібник - К.: Академвидав, c. 2. Медынский В.Г Инновационный менеджмент: учебник - М.: ИНФРА-М, c. 3. Краснокутська Н.В. Інноваційний менеджмент: навч.посібник - К.: КНЕУ, c. 4. Василенко В.О., Шматько В.Г. Інноваційний менеджмент: навч.посібник - Київ: ЦУЛ, Фенікс, c.

2 1. Роль государства в осуществлении инновационной деятельности субъектами рынка. Государственная инновационная политика - совокупность форм и методов деятельности государства, направленных на создание взаимосвязанных механизмов институционного, ресурсного обеспечения поддержки и развития инновационной деятельности, на формирование мотивационных факторов активизации инновационных процессов. Главная цель государственной инновационной политики состоит в создании социально-экономических, организационных и правовых условий для эффективного воспроизводства, развития и использования научно-технического потенциала страны, обеспечение внедрения современных экологически чистых, безопасных, энерго- и ресурсов сохраняющих технологий, производства и реализации новых видов конкурентоспособной продукции.

3 1. Политика "технологического толчка". Сущность этого типа политики заключается в том, что приоритетные направления научно-технологического и инновационного развития определяет государство. Она предусматривает разработку разных государственных программ, направление капиталовложений в масштабные инновационные проекты, использование других прямых форм государственного участия в регулировании инновационных процессов. Осуществляя такую политику, государство поддерживает лишь долгосрочные инновационные проекты, которые учитывая большие финансовые вложения могут реализовываться лишь мощными предприятиями. В зависимости от стратегических задач страны в сфере экономики выделяют четыре типа государственной инновационной политики:

4 2. Политика "рыночной ориентации". Такая политика предусматривает ведущую роль рыночного механизма в распределении ресурсов и определении направлений развития науки и техники, а также ограничение роли государства в стимулировании фундаментальных исследований. Она ориентирована на формирование благоприятного экономического климата и развитие информационной среды для осуществления нововведений в фирмах, сокращение прямой участия государства в НИОКР и исследованиях рынков и прямых форм регулирования, которые препятствуют стимулированию рыночной инициативы и эффективной перестройке рынка. Направлена политика "рыночной ориентации" на краткосрочные и недорогие инновационные проекты, которые реализуются отдельными фирмами.

5 3. Политика "социальной ориентации". Она предусматривает социальное регулирование следствий НТП: процессы принятия решений происходят с привлечением широких кругов общественности; решения принимают за достижение социально- политического консенсуса. 4. Политика, нацеленная на изменения экономической структуры хозяйственного механизма. Ориентирована на решение социально- экономических проблем с помощью передовых технологий, изменения отраслевой структуры в сторону развития наукоемких технологий и сферы их обслуживания. Ныне лишь Япония последовательно придерживается такой политики, осуществляя ее параллельно с рыночной.

6 2. Государство как главный субъект управления инновационной деятельностью Государство является главным субъектом управления инновационной деятельностью, которое реализуя инновационную модель развития: 1. определяет приоритеты научно-технической деятельности и поддерживает их развитие через систему финансово- кредитных и налоговых инструментов, 2. формирует организационные механизмы информационного и ресурсного обеспечения инновационной деятельности, 3. создает условия для роста научно-технического потенциала страны, 4. определяет стратегические и текущие задачи в сфере инновационной деятельности, формируя долгосрочную и текущую инновационную политику

7 Задачи: - определение государственных приоритетов инновационного развития; - прямое государственное финансирование важных инновационных проектов для реализации программ структурной перестройки экономики; - поддержка новых конкурентоспособных наукоемких областей и производств, которые могут осуществить технологический прорыв страны (биотехнологии, аэрокосмический комплекс, информационные технологии, производство новых материалов и т.п.); - формирование единого технологического пространства; - осуществление благоприятной кредитной, налоговой и таможенной политики в сфере инновационной деятельности, которая бы создавала соответствующие мотивационные преференции в предпринимательской среде; - создание условий для сохранности, развития и эффективного использования отечественного научно-технического и инновационного потенциала; - поддержание высокого общественного статуса всех участников инновационного процесса (ученых, конструкторов, инженеров и др.); - формирование нормативно-правовой базы в сфере инновационной деятельности, т.е. обеспечение охраны прав интеллектуальной собственности с целью гарантирования неотъемлемого права субъекта инновационной деятельности на коммерческую выгоду от производственной реализации своего права на объект интеллектуальной собственности; - прямое государственное финансирование развития современной инновационной инфраструктуры; - регулирование инновационной деятельности в регионах (рациональное размещение инновационного потенциала, выравнивание социально-экономических диспропорций развития регионов); - содействие международной научно-технической кооперации, в частности через участие в общих научно- технических и исследовательских проектах. 1. Долгосрочная инновационная политика - создание условий для общего социально-экономического развития страны на инновационной основе с привлечением прямых и косвенных инструментов экономического влияния путем формирования стимулирующей законодательной и институционной среды для всех субъектов инновационного процесса

8 Предусматривает: - координацию инновационной деятельности, в т.ч. на уровне регионов: разработка программ инновационного развития, содействие кооперации и взаимодействия науки, образования, производства, финансово-кредитных учреждений в процессе осуществления инновационной деятельности; - защита прав и интересов субъектов инновационной деятельности; - подготовку высококвалифицированных рабочих кадров, ориентацию на непрерывность развития знаний и повышение квалификации; - анализ нормативно-правовой базы в сфере инновационной деятельности для оценивания результативности соответствующих норм и законов; - определение целесообразности предоставления финансовой поддержки для реализации конкретных инновационных проектов; - осуществление мониторинга реализации инновационных проектов по целью определения эффективности вложения инвестиций; - организацию, планирование и контроль ресурсного обеспечения поддерживаемых государством инновационных проектов по государственным и негосударственным источникам; - разработка организационных форм поддержки инновационной деятельности на уровне регионов (технопарки, технополіси, инновационные центры и т.п.); - создание венчурных инновационных фондов, которые пользуются налоговыми льготами; - предоставление индивидуальным изобретателям и малым инновационным предприятиям беспроцентных банковских займов; - обеспечение реализации права предприятий, которые используют современные технологии, на ускоренную амортизацию оборудования; - обеспечение благоприятных торговых условий для формирования конкурентоспособного национального товаропроизводителя инновационных продуктов; - отстаивание прав и интересов отечественных инноваторов на внешних рынках; - осуществление других действий, направленных на поддержку деятельности інноваторів. 2. Текущая инновационная политика предусматривает оперативное регулирование и поддержку инновационной деятельности на микроэкономическом уровне.

9 Согласно Закона субъектам инновационной деятельности для выполнения ими инновационных проектов может быть предоставлена финансовая поддержка на таких условиях: 1. Полное беспроцентное кредитование (на условиях инфляционной индексации) приоритетных инновационных проектов за счет средства Государственного бюджета Украины, средств бюджета Автономной Республики Крым и средства местных бюджетов. 2. Частичное (до 50%) беспроцентное кредитование инновационных проектов за счет средства Государственного бюджета Украины, средств бюджета Автономной Республики Крым и средства местных бюджетов при условии привлечения к финансированию проекта сдачи необходимых средств исполнителя проекта и (или) других субъектов инновационной деятельности. 3. Полная или частичная компенсация (за счет средства Государственного бюджета Украины, средств бюджета Автономной Республики Крым и средства местных бюджетов) процентов, которые уплатили субъекты инновационной деятельности коммерческим банкам и другим финансово- кредитным учреждениям за кредитование инновационных проектов. 4. Предоставление государственных гарантий коммерческим банкам, которые осуществляют кредитование приоритетных инновационных проектов. 5. Имущественное страхование реализации инновационных проектов у страховщиков соответственно Закону Украины "О страховании".

10 Кроме кредитных преференций инновационным проектам, в Украине предприятиям-инноваторам предоставляются определенные налоговые льготы: 1) 50% налога на прибыль и 50% налога на добавленную стоимость остается в распоряжении предприятия при условиях, что выполнение инновационного проекта начнется не позднее, чем через полтора года от даты его государственной регистрации. Эти средства должны быть зачисленные на специальный счет и использоваться исключительно на финансирование инновационной деятельности. Если эти средства не использованные на протяжении срока льготного налогообложения и одного года после его окончания, они подлежат зачислению в Государственный бюджет Украины. Однако льготное налогообложение реализуется при условии, что субъект инновационной деятельности сообщает в месячный срок соответствующий орган Государственной налоговой администрации о начале реализации инновационного проекта и из всех хозяйственных операций, связанных с выполнением инновационного проекта, ведет отдельный бухгалтерский учет; 2) инновационным предприятиям разрешается ускоренная амортизация основных фондов и устанавливается ежегодная двадцятивідсоткова норма ускоренной амортизации основных фондов третьей группы. При этом амортизация основных фондов группы ІІІ осуществляется к достижению их балансовой стоимости нулевого значения; 3) инновационные предприятия платят земельный налог по половинной ставке от действующей ставки налогообложения; 4) необходимые для выполнения приоритетного инновационного проекта, который предусматривает выпуск инновационного продукта и относительно которого принятое постановление Кабинета Министров Украины о его особой важности, сырье, оборудование, оборудование, комплектующие и другие товары (кроме подакцизных товаров), которых не вырабатывают в Украине или вырабатывают, но они не отвечают требованиям проекта, при ввозе в Украину на протяжении срока действия свидетельства о государственной регистрации инновационного проекта освобождаются от уплаты ввозной пошлины и налога на добавленную стоимость. При этом номенклатура и объемы ввоза сырья, материалов, оборудование, оборудование, комплектующих и других товаров должны быть определенные в инновационном проекте перед его государственной регистрацией.

11 В соответствие с новым нологовым кодексом стимулирование приоритетных отраслей предусматривает следующие налоговые преференции: 1) предприятия авиастроительной промышленности на десять лет освобождаются от налогообложения прибыли и проведения научно-исследовательских и исследовательско- конструкторских работ. Данная привилегия распространяется также на судостроительную отрасль, машиностроение для аграрного комплекса, предприятия легкой промышленности (кроме тех, которые изготавливают продукцию на давальческом сырье). 2) Приоритетными являются и отрасли по производству космической техники, ракетоносителей, самолетостроения (освобождаются от уплаты НДС до 1 января 2016 года), издательская деятельность, производство бумаги и картона (не будут платить НДС до ), также временно освобождаются от таможенных сборов товары полиграфии до ). На пять лет освобождаются от уплаты НДС субъекты самолетостроения при ввозе на территорию Украины товаров и результатов научно- исследовательских и исследовательско-конструкторских работ, используемых для их нужд; на четыре года (период действия международных договоров Украины) поставка товаров для создания космической техники (включая агрегаты, системы и их комплектующие для космических комплексов, космических ракет-носителей, космических аппаратов и наземных сегментов космических систем). 3) До 1 января 2016 года имеют право не платить за землю субъекты хозяйствования, занимающиеся самолетостроением и кинематографией (производители национальных фильмов). 4) В преддверии Евро–2012 предусмотрены налоговые преференции и для комплекса подготовительных работ к мероприятию: до 1 января 2021-го освобождаются от налога на прибыль субъекты хозяйственной деятельности при предоставлении отельных услуг в категориях отелей «пять звезд», «четыре звезды» и «три звезды», в том числе вновь построенных или реконструированных и в которых сделан капитальный ремонт либо реставрация существующих зданий и сооружений..

12 Согласно Закону все министерства и ведомства Украины ежегодно в первом квартале подают в Кабинет Министров Украины отчеты о мероприятиях, которые осуществлялись ими в прошлом году в контексте реализации стратегических и среднесрочных инновационных приоритетов, и достигнутые результаты. Обобщенная информация министерств и ведомств ежегодно до 1 апреля подается Кабинетом Министров Украины к Верховной Раде Украины и содержит, кроме других, такие показатели: - объем инновационных капиталовложений относительно годового уровня амортизационных отчислений; - размер дохода от инновационных капиталовложений за год относительно объема инновационных капиталовложений; - размер совокупного финансирования науки и техники относительно годового ВВП; - объем годовой продажи новообразованной продукции относительно годового общего объема продажи; - количество изобретений на 1 млн. население; - количество упроваджених изобретений за год относительно общего их количества. Закон Украины "О приоритетных направлениях инновационной деятельности в Украине" от г. среди других мероприятий предусматривает и осуществление мониторинга инновационной деятельности путем систематизированного сбора, обработку и анализа информации о ходе инновационных процессов, практические следствия мероприятий государства относительно стимулирования и регулирование инновационной деятельности в стране, результаты реализации приоритетных направлений инновационной деятельности.

13 3. Особенности поддержки инновационного развития в ведущих индустриальных странах В странах с развитой рыночной экономикой косвенные методы управления касаются преимущественно сферы налогообложения, где действуют: - льготное налогообложение прибыли путем уменьшения налогооблагаемой базы и ставок налогообложения, вычитаний из налоговых платежей; - льготное налогообложение операций, связанных с оборотом научно-технической продукции (например, налогообложение по нулевой ставке из налога на добавленную стоимость); - предоставление исследовательского и инвестиционного налогового кредита, т.е. отсрочка налоговых платежей на инновационные цели; - уменьшение налога на прирост инновационных затрат; - "налоговые каникулы" на протяжении нескольких лет на прибыль, полученная от реализации инновационных проектов; - льготное налогообложение дивидендов юридических и физических лиц, полученных за акциями инновационных предприятий; - льготное налогообложение прибыли, полученной вследствие использования платежей, лицензий, ноу-хау и других нематериальных активов интеллектуальной собственности; - снижение ставок налога на прибыль на заказанные и общие НИОКР; - уменьшение налогооблагаемой прибыли на сумму стоимости приборов и оборудования, которые передаются высшим учебным заведениям; - вычитание из налогооблагаемой прибыли взносов в благотворительные фонды, деятельность которых связана с финансированием инноваций; - зачисление части прибыли инновационных предприятий на специальные счета с дальнейшим льготным налогообложением в случае использования средства на инновационные цели.

14 1. Модель научно-технического лидерства. Она реализуется в странах с высоким инновационным коэффициентом, которые ориентируются на масштабные целевые инновационные проекты, которые охватывают все стадии инновационного процесса (США, Великобритания, Франция). В этих странах поддерживают низкий уровень налогообложения корпораций, считая именно их структурами, которые способны осуществлять масштабные научно-технические исследования. Низкий уровень налогообложения дает возможность накапливать ресурсы для значительных и рискованных технологических изменений. Установление налоговых льгот зависит от того, какая модель научно- инновационного развития реализуется в стране. Ныне используют три модели:

15 2. Модель быстрого распространения перспективных нововведений. Страны, которые ее используют, ориентированы на распространение и кластеризацию (группирование в классы) базисных нововведений через создание благоприятной научно- технической среды и поощрение через финансово-кредитные рычаги рискованных проектов (Германия, Швеция, Швейцария). В этих странах действует общий высокий уровень налогообложения субъектов хозяйствования и льготный режим относительно налогообложения инновационных проектов.

16 3. Модель всестороннего инновационного развития. Присуща странам, где государство координирует действие разных секторов в сфере науки и технологий и стимулирует развитие инновационной инфраструктуры (технополисы, технопарки), которая обеспечивает реализацию современных достижений мирового научно-технического процесса (Япония и Южная Корея). Поддержка инновационной деятельности здесь заключается не в предоставлении налоговых льгот, а в создании условий для активной творческой деятельности жителей страны, прежде всего в научно-технической сфере. Для этого разрабатывают и реализуют разнообразные государственные образовательные программы, в т.ч. инициированные местными органами управления.

17 Украинское издание Forbes в 2012 году составило рейтинг 10 инноваций, внедряемых украинскими мэрами

18 1. Городской транспорт Зимой во Львове кардинально изменили схему движения общественного транспорта, чтобы максимально разгрузить центр от транзитных маршрутов. Так стартовала масштабная реформа транспортной системы города стоимостью 38 млн. евро. Летом начнут установку интеллектуальных светофоров Swarco, которые будут передавать информацию о трафике на центральный пункт управления движением. Где еще внедряется: Днепропетровск, Донецк 2. Альтернативная энергетика Львовские власти собираются использовать специальную установку для добычи метана из осадка, который остается после очистки сточных вод. Продавая ее по более высокому «зеленому» трафику, город сможет зарабатывать минимум 3 млн. евро в год. Где еще внедряется: Луцк, Донецк 3. Электронное управление Мэр Винницы Владимир Гройсман хочет полностью перевести свой город на электронное управление, сведя к минимуму личное общение с чиновниками. Благодаря новой системе, с среднем эта операция займет восемь минут. Где внедряется: Луцк, Черновцы 4. Видеонаблюдение После апрельских взрывов в Днепропетровске на оживленных перекрестках и местах скопления людей установили камеры видеонаблюдения. Кроме того, 11 камер уже появились на набережной и центральной площади. Где еще внедряется: Луцк, Полтава 5. Чистый воздух В прошлом году в Днепропетровске, как в одном из самых грязных городов Украины, в промышленных зонах начали устанавливать мини-станции для измерения концентрации вредных веществ в атмосфере.

19 6. Энергосбережение До 2015 года употребление газа в Луцке должно уменьшиться на 30% за счет многоэтажек и бюджетных учреждений. Для этого в домах будут внедрены индивидуальные тепловые пункты – автоматические установки, реагирующие на погоду. Где еще внедряется: Тернополь 7. Электронный гид Во Львове, подойдя к историческому зданию, можно навести камеру смартфона или планшета на специальный QR-код, размещенный на пластиковой табличке. Таким способом без экскурсовода можно получить информацию об объекте. В городе уже насчитывается около 80 таких точек. 8. Раздельное гуляние Городские парки Запорожья будут разбиты на зоны для разных категорий гуляющих. У каждой из возрастных групп появятся свои развлечения. 9. Музеефикация Во Львове заработала программа восстановления старинных зданий. В прошлом году город отреставрировал 120 старинных окон и 40 дверей. Где еще внедряется: Черновцы 10. Краудсорфинг Мэр Луцка Николай Романюк решил благоустраивать центр города с помощью идей студентов Луцкого национального технического университета. Понравившиеся решения студентов пройдут техническую экспертизу и будут рассматриваться на городском совете.