Выявление и поддержка детей, пострадавших от домашнего насилия.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Статистика жестокого обращения с детьми Ежегодно 9 тысяч родителей лишаются родительских прав из-за фактов жестокого обращения с детьми. В 2009 году только.
Advertisements

Жестокое обращение с ребенком в семье Научными исследованиями установлено, что: Научными исследованиями установлено, что: - насилие в той или иной форме.
Жестокое обращение с детьми. Термин «жестокое обращение с детьми» как юридическое понятие впервые появилось в нашей стране в 1968 г. в Кодексе о браке.
Жестокое обращение с ребенком в семье Научными исследованиями установлено, что: насилие в той или иной форме совершается в каждой четвертой российской.
Жестокое обращение с ребенком в семье Из истории Упоминания о жестокостях к детям в различных литературных источниках встречаются до II в. н.э. детей.
Жестокое обращение с ребенком в семье. Научными исследованиями установлено, что: насилие в той или иной форме совершается в каждой четвертой российской.
Эмоциональное (психологическое насилие). Общественный резонанс По данным ООН, Генеральной прокуратуры РФ жертвами насилия являются около 300 млн. детей.
Консультация для педагогов. Содержание : Жестокое обращение с детьми: виды, определение, причины и последствия. Правовая защита детей от жестокого обращения.
Презентация к уроку на тему: Насилие над детьми
Формы жестокого обращения Насилие любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля силой над другим человеком. Физическое.
Всё многообразие действий и бездействий со стороны взрослых, обязанных заботиться о ребенке и опекать его, которые наносят вред психическому и физическому.
Жестокое обращение с ребенком в семье Из истории Упоминания о жестокостях к детям в различных литературных источниках встречаются до II в. н.э. детей.
«Формирование позиции родителей в отношении жестокого обращения с детьми» Разработано педагогом-психологом МОУ СОШ 8 г. Камышин Родионовым А.А.
Из истории Упоминания о жестокостях к детям в различных литературных источниках встречаются до II в. н.э. детей убивали в ритуальных целях: считалось,
ФИЗИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ ПСИХИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕПРЕНЕБРЕЖЕНИЕ ОСНОВНЫМИ НУЖДАМИ РЕБЕНКАСЕКСУАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ.
« НАСИЛИЕ : МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ ». « Насилие над детьми » жестокое обращение с детьми. Может выражаться в форме физического, сексуального, эмоционального.
Как бы нам ни хотелось думать иначе, жестокое обращение с детьми является широко распространенным явлением. От 3,5 до 14% всех детей подвергаются жестокому.
Содержание работы с детьми-жертвами насилия. Помощь ребёнку-жертве насилия Педагоги -вовремя выявить(беседа, наблюдение) -поддержать Психолог -выявить.
Профилактика жестокого обращения с детьми. Что такое жестокое обращение с детьми? Жестокое обращение с детьми в семье (то есть несовершеннолетними гражданами.
ФИЗИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ ПСИХИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕПРЕНЕБРЕЖЕНИЕ ОСНОВНЫМИ НУЖДАМИ РЕБЕНКАСЕКСУАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ.
Транксрипт:

Выявление и поддержка детей, пострадавших от домашнего насилия.

Жестокое обращение с ребенком в семье

НАСИЛИЕ является одной из самых острых и распространенных социальных проблем

ДОМАШНЕЕ НАСИЛИЕ это повторяющийся с увеличением частоты цикл: физического, словесного, духовного и экономического оскорбления с целью контроля, запугивания, внушения чувства страха это повторяющийся с увеличением частоты цикл: физического, словесного, духовного и экономического оскорбления с целью контроля, запугивания, внушения чувства страха э то ситуация, в которых один человек контролирует или пытается контролировать поведение и чувства другого э то ситуация, в которых один человек контролирует или пытается контролировать поведение и чувства другого

Насилие в семье характеризуется следующими чертами: Если уже имело место физическое насилие, то обычно с каждым последующим разом возрастает частота его повторения и степень жестокости. Если уже имело место физическое насилие, то обычно с каждым последующим разом возрастает частота его повторения и степень жестокости. Насилие и оскорбительное поведение чередуются с обещаниями измениться и извинениями, приносимыми обидчиком. Насилие и оскорбительное поведение чередуются с обещаниями измениться и извинениями, приносимыми обидчиком. При попытке порвать отношения наблюдается эскалация опасности для жертвы. При попытке порвать отношения наблюдается эскалация опасности для жертвы. Насилие в семье происходит в любых слоях и категориях населения, независимо от классовых, расовых, культурных, религиозных, социо-экономических аспектов, а также возможно как в семьях гетеросексуалов, так и геев, и лесбиянок. Насилие в семье происходит в любых слоях и категориях населения, независимо от классовых, расовых, культурных, религиозных, социо-экономических аспектов, а также возможно как в семьях гетеросексуалов, так и геев, и лесбиянок.

ЦИКЛ НАСИЛИЯ ФАЗА 2 Стадия активного насилия ФАЗА 3 Стадиялюбви и раскаяния ФАЗА 1 Стадия нарастающего напряжении

Цикл насилия в семье имеет три фазы: 1. Напряжение - отдельные вспышки оскорблений. Женщины обычно реагируют спокойно, стараясь разрядить обстановку или пытаются защитить свое положение в семье. Оба партнера могут оправдывать поведение мужчины его реакцией на стресс из-за работы, денег и т.д. С ростом напряжения способности женщины балансировать становятся все слабее. Именно на этой стадии для женщин наиболее необходимо и эффективно найти поддержку и помощь. 1. Напряжение - отдельные вспышки оскорблений. Женщины обычно реагируют спокойно, стараясь разрядить обстановку или пытаются защитить свое положение в семье. Оба партнера могут оправдывать поведение мужчины его реакцией на стресс из-за работы, денег и т.д. С ростом напряжения способности женщины балансировать становятся все слабее. Именно на этой стадии для женщин наиболее необходимо и эффективно найти поддержку и помощь. 2. Острое насилие - всплеск напряжения в самой негативной форме. Припадки гнева настолько сильны, что обидчик не может отрицать их существование, а женщина не может отвергать, что они имеют на нее сильное влияние. Однако женщина обычно заранее чувствует приближение такой ситуации, и с ее приближением растут страх и депрессия. Но тем не менее острое насилие существует потому, что мужчина выбирает насильственный способ отношений. После этого обычно наступает отрицание серьезности инцидента, обращения в милицию, за медицинской помощью. На этой стадии женщине необходимо помочь осознать, что предугадываемого, ожидаемого акта насилия можно и нужно избежать-уйти из дома, укрыться, позвать на помощь друзей. 3. "Медовый месяц" В этом периоде мужчина может быть добрым, любящим, виноватым, обещать никогда не повторять насилие или, наоборот, обвинять женщину в том, что это она спровоцировала насилие. В этот период женщина счастлива, верит, что этот человек изменится. Это время, когда женщине труднее всего уйти, но необходимо помнить, что, однажды случившись, насилие, скорее всего, будет продолжаться с постепенным усилением.

НАСИЛЬСТВЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ совершаются специально и направлены на достижение определенной цели совершаются специально и направлены на достижение определенной цели наносят вред (физический, моральный, материальный) другому человеку наносят вред (физический, моральный, материальный) другому человеку нарушаются права и свободы этой особы нарушаются права и свободы этой особы делают невозможным эффективную самозащиту потерпевших от насилия (тот, кто совершает насилие, в большинстве случаев имеет преимущества) делают невозможным эффективную самозащиту потерпевших от насилия (тот, кто совершает насилие, в большинстве случаев имеет преимущества)

Научными исследованиями установлено, что: насилие в той или иной форме совершается в каждой четвертой украинской семье; насилие в той или иной форме совершается в каждой четвертой украинской семье; ежегодно около 2 млн. детей в возрасте до 14 лет избиваются родителями; ежегодно около 2 млн. детей в возрасте до 14 лет избиваются родителями; для 10% этих детей исходом становится смерть, а для 2 тыс.- самоубийство; для 10% этих детей исходом становится смерть, а для 2 тыс.- самоубийство; более 50 тыс. детей в течение года уходят из дома, спасаясь от собственных родителей, а 25 тыс. несовершеннолетних находятся в розыске; более 50 тыс. детей в течение года уходят из дома, спасаясь от собственных родителей, а 25 тыс. несовершеннолетних находятся в розыске; 85% пациентов психиатрических клиник имеют историю сексуального насилия в детстве 85% пациентов психиатрических клиник имеют историю сексуального насилия в детстве Дети-жертвы в 7 раз чаще злоупотребляют алкоголем и(или) наркотиками. Дети-жертвы в 7 раз чаще злоупотребляют алкоголем и(или) наркотиками.

В 55% случаев, когда мужчины избивают своих партнерш, они также обижают и своих детей, поэтому дети убегают на улицу. В 55% случаев, когда мужчины избивают своих партнерш, они также обижают и своих детей, поэтому дети убегают на улицу. Практически все бездомные дети – жертвы домашнего насилия. Практически все бездомные дети – жертвы домашнего насилия. Среди малолетних убийц большинство было осуждено за расправу над мужчинами, издевавшимися над их матерями Среди малолетних убийц большинство было осуждено за расправу над мужчинами, издевавшимися над их матерями

в 2008 году от жестокого обращения с детьми погибло 1914 детей, искалечено 2330 детей; в 2008 году от жестокого обращения с детьми погибло 1914 детей, искалечено 2330 детей; около 10 тыс. родителей лишаются судами родительских прав и более 2,5 тыс. детей забираются у родителей без такого лишения, поскольку нахождение ребенка в семье представляет угрозу его жизни и здоровью. около 10 тыс. родителей лишаются судами родительских прав и более 2,5 тыс. детей забираются у родителей без такого лишения, поскольку нахождение ребенка в семье представляет угрозу его жизни и здоровью.

В 80% случаев дети попадают в приюты и детские дома из-за невыполнения родителями своих прямых обязанностей по воспитанию, что создает реальную угрозу их жизни и здоровью.

Основная причина жестокого обращения с детьми - внутренняя агрессивность – Основная причина жестокого обращения с детьми - внутренняя агрессивность – эмоциональное состояние, возникающее как реакция на переживание непреодолимости каких-то барьеров или недоступность чего-то желанного.

Американский врач С. Кемп и его сотрудники в 1962 г. описали «синдром избиваемого ребенка»: Американский врач С. Кемп и его сотрудники в 1962 г. описали «синдром избиваемого ребенка»: сломанные кости; сломанные кости; кровотечения; кровотечения; ссадины; ссадины; синяки. синяки.

Ученый-психолог Д. Гилл разделил детей - жертв жестокого обращения на несколько возрастных групп: первая - от 1 года до 2 лет; вторая - от 3 до 9 лет (число случаев удваивается); третья - с 9 до 15 лет (частота снова понижается, пока не достигается исходный уровень, а после 16 лет постепенно совсем исчезает).

Виды насилия над детьми в семье физическое насилие; физическое насилие; сексуальное насилие; сексуальное насилие; пренебрежение; пренебрежение; психологическое жестокое обращение; психологическое жестокое обращение; психологическое пренебрежение. психологическое пренебрежение.

ФИЗИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ

Физическое насилие Физическое насилие - это преднамеренное нанесение травм и/или повреждений ребенку, которые вызывают серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического, психического здоровья, отставание в развитии.

К физическому насилию также относят вовлечение ребенка в употребление алкоголя, наркотиков, токсических веществ. К физическому насилию также относят вовлечение ребенка в употребление алкоголя, наркотиков, токсических веществ.

Чаще всего это происходит в семьях, где: убеждены, что физическое наказание является методом выбора для воспитания детей; убеждены, что физическое наказание является методом выбора для воспитания детей; родители (или один из них) являются алкоголиками, наркоманами, токсикоманами; родители (или один из них) являются алкоголиками, наркоманами, токсикоманами; родители (или один из них) имеют психические заболевания; родители (или один из них) имеют психические заболевания; нарушен эмоционально-психологический климат (частые ссоры, скандалы, отсутствие уважения друг к другу); нарушен эмоционально-психологический климат (частые ссоры, скандалы, отсутствие уважения друг к другу); родители находятся в состоянии стресса в связи со смертью близких, болезнью, потерей работы, экономическим кризисом и др.; родители находятся в состоянии стресса в связи со смертью близких, болезнью, потерей работы, экономическим кризисом и др.; родители предъявляют чрезмерные требования к детям, несоответствующие их возрасту и уровню развития; родители предъявляют чрезмерные требования к детям, несоответствующие их возрасту и уровню развития; дети имеют особенности: недоношенность в анамнезе, наличие соматических или психических заболеваний; они гиперактивны, неусидчивы. дети имеют особенности: недоношенность в анамнезе, наличие соматических или психических заболеваний; они гиперактивны, неусидчивы.

Физическое насилие проявляется как: удары по лицу; удары по лицу; тряски, толчки; тряски, толчки; затрещины, затрещины, удушения, удушения, пинки; пинки; заключение в запертом помещении, где они удерживаются силой; заключение в запертом помещении, где они удерживаются силой; избиение ремнем, веревками; избиение ремнем, веревками; нанесение увечий тяжелыми предметами, даже ножом. нанесение увечий тяжелыми предметами, даже ножом.

Наиболее часто физическому насилию в семье подвергаются дети, имеющие физические или психические отклонения, недоношенные, с малым весом при рождении, так как обычно они более раздражительны, больше плачут, менее привлекательны внешне.

Индикаторы физического насилия над ребенком синяки, ссадины, раны, следы от ударов ремнем, укусов, прижигания горячими предметами, сигаретами, располагающиеся на лице, теле, конечностях; синяки, ссадины, раны, следы от ударов ремнем, укусов, прижигания горячими предметами, сигаретами, располагающиеся на лице, теле, конечностях; ожоги горячими жидкостями кистей и ног в виде перчатки или носка (от погружения в горячую воду), а также на ягодицах; ожоги горячими жидкостями кистей и ног в виде перчатки или носка (от погружения в горячую воду), а также на ягодицах; повреждения и переломы костей, припухлость и болезненность суставов; повреждения и переломы костей, припухлость и болезненность суставов; выбитые и расшатанные зубы, разрывы или порезы во рту, на губах; выбитые и расшатанные зубы, разрывы или порезы во рту, на губах; участки облысения, кровоподтеки на голове; участки облысения, кровоподтеки на голове; повреждения внутренних органов. повреждения внутренних органов.

Особого внимания заслуживают: множественность повреждений, различная степень давности (свежие и заживающие), их специфический характер (отпечатки пальцев, предметов); множественность повреждений, различная степень давности (свежие и заживающие), их специфический характер (отпечатки пальцев, предметов); несоответствие характера повреждений и объяснений, которые дают ребенок и родитель; несоответствие характера повреждений и объяснений, которые дают ребенок и родитель; наличие других признаков жестокого обращения (отставание в развитии, санитарно-гигиеническая запущенность); наличие других признаков жестокого обращения (отставание в развитии, санитарно-гигиеническая запущенность); появление травм после выходных и праздничных дней. появление травм после выходных и праздничных дней. страх физического контакта, боязнь идти домой; страх физического контакта, боязнь идти домой; дети становятся стеснительными, нелюбопытными, избегают сверстников, боятся взрослых и играют только с маленькими детьми, а не с ровесниками; дети становятся стеснительными, нелюбопытными, избегают сверстников, боятся взрослых и играют только с маленькими детьми, а не с ровесниками;

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ (ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ) НАСИЛИЕ - постоянные или периодические словесные оскорбления ребенка, угроза со стороны родителей, опекунов, учителей, унижение его человеческого достоинства, обвинение в том, в чем он не виноват, демонстрация нелюбви, ненависти к ребенку, постоянная ложь, обман ребенка. - постоянные или периодические словесные оскорбления ребенка, угроза со стороны родителей, опекунов, учителей, унижение его человеческого достоинства, обвинение в том, в чем он не виноват, демонстрация нелюбви, ненависти к ребенку, постоянная ложь, обман ребенка.

К психологическому насилию относятся: угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме без применения физической силы; угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме без применения физической силы; оскорбление и унижение его достоинства; оскорбление и унижение его достоинства; открытое неприятие и постоянная критика; открытое неприятие и постоянная критика; лишение ребенка необходимой стимуляции, игнорирование его основных нужд в безопасном окружении, родительской любви; лишение ребенка необходимой стимуляции, игнорирование его основных нужд в безопасном окружении, родительской любви; предъявление к ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту или возможностям; предъявление к ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту или возможностям; однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму; однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму; преднамеренная изоляция ребенка, лишение его социальных контактов; преднамеренная изоляция ребенка, лишение его социальных контактов; вовлечение ребенка или поощрение к антисоциальному или деструктивному поведению (алкоголизм, наркомания и др.). вовлечение ребенка или поощрение к антисоциальному или деструктивному поведению (алкоголизм, наркомания и др.).

ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ, ПОДВЕРГШИХСЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ (ЭМОЦИОНАЛЬНОМУ) НАСИЛИЮ: задержка психического развития; задержка психического развития; невозможность сконцентрироваться, плохая успеваемость; невозможность сконцентрироваться, плохая успеваемость; низкая самооценка; низкая самооценка; эмоциональные нарушения в виде агрессии, гнева (часто обращенных против самого себя), подавленное состояние; эмоциональные нарушения в виде агрессии, гнева (часто обращенных против самого себя), подавленное состояние; избыточная потребность во внимании; избыточная потребность во внимании; депрессия, попытки суицида; депрессия, попытки суицида; неумение общаться со сверстниками (заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость или агрессивность); неумение общаться со сверстниками (заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость или агрессивность); ложь, воровство, девиантное (или "отклоняющееся", асоциальное)поведение; ложь, воровство, девиантное (или "отклоняющееся", асоциальное)поведение; нервно-психические и психосоматические заболевания: неврозы, энурез, тики, расстройства сна, нарушения аппетита, ожирение, кожные заболевания, астма и др.). нервно-психические и психосоматические заболевания: неврозы, энурез, тики, расстройства сна, нарушения аппетита, ожирение, кожные заболевания, астма и др.).

Группы риска детей: дети от нежеланной беременности, похожие на нелюбимых родственников жены или мужа; дети от нежеланной беременности, похожие на нелюбимых родственников жены или мужа; дети раннего возраста; дети раннего возраста; дети-инвалиды, дети с наследственными заболеваниями или другими особенностями; дети-инвалиды, дети с наследственными заболеваниями или другими особенностями; дети из семей с деспотичным, авторитарным, контролирующим стилем воспитания и взаимоотношений; дети из семей с деспотичным, авторитарным, контролирующим стилем воспитания и взаимоотношений; дети из семей, где внутрисемейное насилие является стилем жизни; дети из семей, где внутрисемейное насилие является стилем жизни; дети, родители (или один из родителей) которых употребляют алкоголь, наркотики, страдают депрессией; дети, родители (или один из родителей) которых употребляют алкоголь, наркотики, страдают депрессией; дети, в семье которых много социально- экономических и психологических проблем. дети, в семье которых много социально- экономических и психологических проблем.

Особенности поведения взрослых, совершающих эмоциональное насилие: не утешают ребенка, когда тот в этом нуждается; не утешают ребенка, когда тот в этом нуждается; публично оскорбляют, бранят, унижают, осмеивают ребенка; публично оскорбляют, бранят, унижают, осмеивают ребенка; сравнивают с другими детьми не в его пользу, постоянно сверхкритично относятся к нему; сравнивают с другими детьми не в его пользу, постоянно сверхкритично относятся к нему; обвиняют его во всех своих неудачах, делают из ребенка "козла отпущения" и пр. обвиняют его во всех своих неудачах, делают из ребенка "козла отпущения" и пр.

Пренебрежение Пренебрежение основными нуждами ребенка (моральная жестокость) - это отсутствие со стороны родителей или лиц, их заменяющих, элементарной заботы о нем, а также недобросовестное выполнение обязанностей по воспитанию ребенка, в результате чего его здоровье и развитие нарушаются.

Чаще всего пренебрегают основными нуждами детей родители или лица, их заменяющие: алкоголики, наркоманы; алкоголики, наркоманы; лица с психическими расстройствами; юные родители, не имеющие опыта и навыков родительства; с низким социально- экономическим уровнем жизни; имеющие хронические заболевания, инвалидность, умственную отсталость; имеющие хронические заболевания, инвалидность, умственную отсталость; перенесшие жестокое обращение в детстве; социально изолированные.

Индикаторы и последствия пренебрежения: Индикаторы и последствия пренебрежения: ребенок не растет, не набирает вес или теряет вес; ребенок не растет, не набирает вес или теряет вес; ребенок постоянно голодает, попрошайничает или крадет пищу, ребенок постоянно голодает, попрошайничает или крадет пищу, у него нет подходящей одежды, у него нет подходящей одежды, отсутствие жилища; отсутствие жилища; нет прививок, нуждается в услугах зубного врача, страдает кожными заболеваниями, педикулезом; нет прививок, нуждается в услугах зубного врача, страдает кожными заболеваниями, педикулезом; ребенок не посещает/прогуливает школу или наоборот, приходит слишком рано и уходит из нее слишком поздно; ребенок не посещает/прогуливает школу или наоборот, приходит слишком рано и уходит из нее слишком поздно; ребенок значительно позже остальных детей начинает читать, писать, с трудом усваивает новый материал; ребенок значительно позже остальных детей начинает читать, писать, с трудом усваивает новый материал; высокая утомляемость, апатия, отклонения в поведении, склонность к вандализму. высокая утомляемость, апатия, отклонения в поведении, склонность к вандализму. крайности поведения: инфантилен или принимает роль взрослого и ведет себя в "псевдовзрослой" манере; агрессивен или замкнут, апатичен; гиперактивен или подавлен; крайности поведения: инфантилен или принимает роль взрослого и ведет себя в "псевдовзрослой" манере; агрессивен или замкнут, апатичен; гиперактивен или подавлен; неразборчиво дружелюбен или не желает и не умеет общаться; неразборчиво дружелюбен или не желает и не умеет общаться;

Последствия жестокого обращения с детьми в семье уход в религиозные секты; уход в религиозные секты; объединения в неформальные группы с криминальной и фашисткой направленностью; объединения в неформальные группы с криминальной и фашисткой направленностью; агрессивное, преступное поведение детей; агрессивное, преступное поведение детей; сбежавшие из дома дети умирают от голода и холода, становятся жертвами других детей, также сбежавших от домашнего насилия и др. сбежавшие из дома дети умирают от голода и холода, становятся жертвами других детей, также сбежавших от домашнего насилия и др.

СЕКСУАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ

Сексуальное насилие (совращение) – это использование ребенка взрослым или другим ребенком для удовлетворения сексуальной потребности или получения корысти, привлечение ребенка в проституцию, порнобизнес.

Сексуальное насилие над детьми Сексуальное насилие над детьми американские исследователи определяют как любой сексуальный опыт между ребенком до 18 лет и человеком, который старше его. Данный вид насилия характеризуется или как вовлечение зависимых, психически и физиологически незрелых детей и подростков в сексуальные действия, нарушающие общественные табу семейных ролей, которые они еще не могут полностью понять и на которые не в состоянии дать осмысленного согласия. Сексуальное насилие рассматривается как вариант особо жестокого обращения с детьми. Данный вид насилия характеризуется или как вовлечение зависимых, психически и физиологически незрелых детей и подростков в сексуальные действия, нарушающие общественные табу семейных ролей, которые они еще не могут полностью понять и на которые не в состоянии дать осмысленного согласия. Сексуальное насилие рассматривается как вариант особо жестокого обращения с детьми.

Сексуальное насилие чаще всего происходит в семьях, где: патриархально-авторитарный уклад; патриархально-авторитарный уклад; плохие взаимоотношения ребенка с родителями, особенно с матерью; плохие взаимоотношения ребенка с родителями, особенно с матерью; конфликтные отношения между родителями; конфликтные отношения между родителями; мать ребенка чрезмерно занята на работе; мать ребенка чрезмерно занята на работе; ребенок долгое время жил без родного отца; ребенок долгое время жил без родного отца; вместо родного отца - отчим или сожитель матери; вместо родного отца - отчим или сожитель матери; мать имеет хроническое заболевание или инвалидность и подолгу лежит в больнице; мать имеет хроническое заболевание или инвалидность и подолгу лежит в больнице; родители (или один из них) являются алкоголиками, наркоманами, токсикоманами; родители (или один из них) являются алкоголиками, наркоманами, токсикоманами; родители (или один из них) имеют психические заболевания; родители (или один из них) имеют психические заболевания; мать в детстве подвергалась сексуальному насилию и т.п. мать в детстве подвергалась сексуальному насилию и т.п.

ИНДИКАТОРЫ СЕКСУАЛЬНОГО НАСИЛИЯ ребенок обнаруживает странные (причудливые, слишком сложные или необычные сексуальные познания или действия); ребенок обнаруживает странные (причудливые, слишком сложные или необычные сексуальные познания или действия); сексуально пристает к детям, подросткам, взрослым; сексуально пристает к детям, подросткам, взрослым; жалуется на зуд, воспаление, боль в области гениталий; жалуется на зуд, воспаление, боль в области гениталий; жалуется на физическое нездоровье (у девочек – беременность); жалуется на физическое нездоровье (у девочек – беременность); ребенок заболевает болезнями, передающимися половым путем; ребенок заболевает болезнями, передающимися половым путем; страх перед обнародование сексуальных отношений из-за беспомощности и привыкания, а также угрозы со стороны обидчика. страх перед обнародование сексуальных отношений из-за беспомощности и привыкания, а также угрозы со стороны обидчика.

Особенности психического состояния и поведения ребенка, позволяющие заподозрить физическое насилие, в зависимости от возраста ребенка. Возраст 0-6 месяцев: малоподвижность; малоподвижность; безразличие к окружающему миру; безразличие к окружающему миру; отсутствие или слабая реакция на внешние стимулы; отсутствие или слабая реакция на внешние стимулы; редкая улыбка в возрасте 3-6 месяцев. редкая улыбка в возрасте 3-6 месяцев.

Возраст 6 месяцев – 1,5 года: боязнь родителей; боязнь родителей; боязнь физического контакта со взрослыми; боязнь физического контакта со взрослыми; постоянная беспричинная настороженность; постоянная беспричинная настороженность; плаксивость, постоянное хныканье, замкнутость, печаль; плаксивость, постоянное хныканье, замкнутость, печаль; испуг или подавленность при попытке взрослых взять на руки. испуг или подавленность при попытке взрослых взять на руки. Возраст 1,5 – 3 года: боязнь взрослых; боязнь взрослых; редкие проявления радости, плаксивость; редкие проявления радости, плаксивость; реакция испуга на плач других детей; реакция испуга на плач других детей; крайности в поведении – от чрезмерной агрессивности до безучастности. крайности в поведении – от чрезмерной агрессивности до безучастности.

Возраст 3 года – 6 лет: примирение со случившимся, отсутствие сопротивления; примирение со случившимся, отсутствие сопротивления; пассивная реакция на боль; пассивная реакция на боль; болезненное отношение к замечаниям, критике; болезненное отношение к замечаниям, критике; заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость; заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость; псевдовзрослое поведение (внешне копирует поведение взрослых); псевдовзрослое поведение (внешне копирует поведение взрослых); негативизм, агрессивность; негативизм, агрессивность; лживость, воровство; лживость, воровство; жестокость по отношению к животным; жестокость по отношению к животным;

Младший школьный возраст: стремление скрыть причину повреждений и травм; стремление скрыть причину повреждений и травм; одиночество, отсутствие друзей; одиночество, отсутствие друзей; боязнь идти домой после школы; боязнь идти домой после школы; Подростковый возраст: побеги из дома; побеги из дома; суицидальные попытки; суицидальные попытки; делинквентное поведение; делинквентное поведение; употребления алкоголя, наркотиков. употребления алкоголя, наркотиков.

Защита детей государством 1. Закон України Про охорону дитинства від ; 2. Закон України «Про попередження насильства в сімї», документ , остання редакція від , чинний; 3. Сумісний Наказ Міністерства України у справах сімї. молоді та спорту, Міністерства охорони здоровя України, Міністерства освіти і науки України, Міністерства праці та соціальної політики України, Міністерства транспорту та звязку України, Міністерства внутрішніх справ України, Державного Департаменту України з питань виконання покарань 1983/388/452/221/556/596//106 від р. «Про затвердження Порядку взаємодії субєктів соціальної роботи із сімями, які опинилися у складних життєвих обставинах»; 4. Наказ Державного Комітету України у справах сімї та молоді, Міністерства внутрішніх справ України, Міністерства освіти і науки України, Міністерства охорони здоровя України 5/34/24/11 від р. «Про затвердження Порядку розгляду звернень та повідомлень з приводу жорстокого поводження з дітьми або реальної загрози його вчинення», документ z , редакція від , чинний.

Витяг з «Порядку розгляду звернень та повідомлень з приводу жорстокого поводження з дітьми або реальної загрози його вчинення» П.3.4. Органи та заклади освіти: Здійснюють приймання заяв та повідомлень про випадки жорстокого поводження з дітьми Здійснюють приймання заяв та повідомлень про випадки жорстокого поводження з дітьми Терміново (протягом 1 доби) передають повідомлення уписьмовій формі до служби у справах дітей, органів внутрішніх справ про випадок жорстокогоповодження з дитиною чи реальну загрозу його вчинення Терміново (протягом 1 доби) передають повідомлення уписьмовій формі до служби у справах дітей, органів внутрішніх справ про випадок жорстокогоповодження з дитиною чи реальну загрозу його вчинення Уживають заходів до виявлення і припинення фактів жорстокого поводження з дітьми у навчальних закладах, притягують до дисциплінарної відповідальності співробітників, учнів та інших осіб, які допускають жорстоке поводження з дітьми Уживають заходів до виявлення і припинення фактів жорстокого поводження з дітьми у навчальних закладах, притягують до дисциплінарної відповідальності співробітників, учнів та інших осіб, які допускають жорстоке поводження з дітьми Керівники навчальних закладів зобовязують педагогічних працівників, зокрема класних керівників, проводити попереджувальну роботу з батьками з метою недопущення випадків жорстокого поводження з дітьми в сімях, а також відстежувати подібні випадки з боку інших учнів Керівники навчальних закладів зобовязують педагогічних працівників, зокрема класних керівників, проводити попереджувальну роботу з батьками з метою недопущення випадків жорстокого поводження з дітьми в сімях, а також відстежувати подібні випадки з боку інших учнів Класні керівники організовують роботу з батьками щодо розяснення наслідків жорстокого поводження з дітьми в сімях, а також з особами, що становлять найближче оточення дитини, яка постраждала від жорстокого поводження або потерпає від реальної загрози його вчинення Класні керівники організовують роботу з батьками щодо розяснення наслідків жорстокого поводження з дітьми в сімях, а також з особами, що становлять найближче оточення дитини, яка постраждала від жорстокого поводження або потерпає від реальної загрози його вчинення.

АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ РАБОТНИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПРИ ВЫЯВЛЕНИИ СЛУЧАЯ НАСИЛИЯ НАД РЕБЕНКОМ:

В случае, когда вы имеете подозрения жестокого обращения с ребенком или реальной угрозы его совершения Варианты действий: 1. Сообщите об этом в устной или письменной форме администрации учебного заведения. 2. Вы можете самостоятельно сообщить об этом в территориальное подразделение службы по делам детей. 3. Вы можете самостоятельно сообщить об этом в криминальную милицию по делам детей или в любой другой правоохранительный орган.

В случае, когда к Вам обратился ребенок с устной жалобой о жестоком обращении Варианты действий: 1. Оформите обращение ребенка в письменной форме и передайте его администрации учебного заведения. 2. Оформите обращение ребенка в письменной форме и передайте его в территориальное подразделение службы по делам детей. 3. Оформите обращение ребенка в письменной форме и передайте его в криминальную милицию по делам детей или в любой другой правоохранительный орган. 4. Сообщите об обращении ребенка от своего имени в устной или письменной форме во все указанные органы.

В случае, когда вы стали свидетелем жестокого обращения с ребенком Варианты действий: 1. Как можно быстрее сообщите об этом в милицию. 2. Одновременно можете сообщить в службу по делам детей. 3. Сообщите об этом администрации учебного заведения.

Чего не следует делать: Пытаться решить проблему самостоятельно. Это может привести к нарушению законодательства и быть опасным для Вас лично Пытаться решить проблему самостоятельно. Это может привести к нарушению законодательства и быть опасным для Вас лично Принимать решение посетить семью, где жестоко обращаются с ребенком Принимать решение посетить семью, где жестоко обращаются с ребенком Ваши действия заканчиваются в тот момент, когда обращение или сообщение было передано компетентным органам Ваши действия заканчиваются в тот момент, когда обращение или сообщение было передано компетентным органам

Куда обращаться за помощью? Всеукраинская детская линия Всеукраинская детская линия телефон доверия телефон доверия Министерство Украины по делам семьи, молодежи спорта Министерство Украины по делам семьи, молодежи спорта телефон доверия ( )

Список служб у справах дітей м.Запоріжжя Запорізької міської ради , Запорізької міської ради , Жовтневої районної адміністрації , Жовтневої районної адміністрації , Заводської районної адміністрації , Заводської районної адміністрації , Комунарської районної адміністрації , Комунарської районної адміністрації , Ленінської районної адміністрації , , Ленінської районної адміністрації , , Орджонікідзевської районної адміністрації , , Орджонікідзевської районної адміністрації , , Хортицької районної адміністрації Хортицької районної адміністрації Шевченківської районної адміністрації , , , Шевченківської районної адміністрації , , ,

Полномочия педагогов при выявлении фактов насилия в семье: принимают заявления и сообщения о случаях насилия в семье и жестокого обращения с детьми и информируют соответствующие органы в установленные сроки; принимают заявления и сообщения о случаях насилия в семье и жестокого обращения с детьми и информируют соответствующие органы в установленные сроки; принимают меры для выявления и прекращения указанных фактов в учебных заведениях, привлекают к дисциплинарной ответственности сотрудников, учеников и других лиц, которые допустили жестокое обращение с детьми; принимают меры для выявления и прекращения указанных фактов в учебных заведениях, привлекают к дисциплинарной ответственности сотрудников, учеников и других лиц, которые допустили жестокое обращение с детьми; проводят предупредительную работу с родителями с целью недопущения фактов насилия в семье и жестокого обращения с детьми, разъясняют о возможности получения психологической и правовой помощи в центрах социальных служб для семьи, детей и молодежи; проводят предупредительную работу с родителями с целью недопущения фактов насилия в семье и жестокого обращения с детьми, разъясняют о возможности получения психологической и правовой помощи в центрах социальных служб для семьи, детей и молодежи; организовывают работу с родителями по разъяснению последствий жестокого обращения с детьми в семьях, а также лицами, которые составляют ближайшее окружение ребенка, который пострадал от жестокого обращения или претерпевает от реальной угрозы его совершения; организовывают работу с родителями по разъяснению последствий жестокого обращения с детьми в семьях, а также лицами, которые составляют ближайшее окружение ребенка, который пострадал от жестокого обращения или претерпевает от реальной угрозы его совершения; принимают участие в комиссионном инспектировании указанных семей. принимают участие в комиссионном инспектировании указанных семей.

Ответственность за совершение насилия В соответстии со ст Кодекса Украины об административных правонарушениях – умышленное совершение каких-либо действий физического, психологического или экономического характера (применение физического насилия, которое не причинило физической боли и телесных повреждений, угроз, обида или преследования, лишение жилища, еды, одежды, другого имущества или средств, на которые потерпевший имеет, предусмотренное законом право, и т.д.) вследствие чего был причинен вред физическому или психическому здоровью потерпевшего, а также неисполнение защитного предписания лицом, в отношении которого он был вынесен, непрохождение коррекционной программы лицом, которое совершило насилие в семье, ВЛЕКУТ ЗА СОБОЙ: В соответстии со ст Кодекса Украины об административных правонарушениях – умышленное совершение каких-либо действий физического, психологического или экономического характера (применение физического насилия, которое не причинило физической боли и телесных повреждений, угроз, обида или преследования, лишение жилища, еды, одежды, другого имущества или средств, на которые потерпевший имеет, предусмотренное законом право, и т.д.) вследствие чего был причинен вред физическому или психическому здоровью потерпевшего, а также неисполнение защитного предписания лицом, в отношении которого он был вынесен, непрохождение коррекционной программы лицом, которое совершило насилие в семье, ВЛЕКУТ ЗА СОБОЙ:

Ответственность за совершение насилия наложение штрафа от 1 до 3-х необлагаемых минимумов доходов граждан или исправительные работы на срок до 1 месяца с отчислением 20% из заработной платы; наложение штрафа от 1 до 3-х необлагаемых минимумов доходов граждан или исправительные работы на срок до 1 месяца с отчислением 20% из заработной платы; в случае, если применение этих мер будет признано недостаточным,- административный арест на срок до 5 суток; в случае, если применение этих мер будет признано недостаточным,- административный арест на срок до 5 суток; те же действия, совершенные лицом, на которое в течение 1 года было наложено административное взыскание за одно из нарушений, предусмотренных ч. 1 этой статьи, - влекут за собой наложение штрафа от 5 до 10 необлагаемых минимумов доходов граждан или исправительные работы на срок от 1 до 2 месяцев с отчислением 20 % из заработной платы, те же действия, совершенные лицом, на которое в течение 1 года было наложено административное взыскание за одно из нарушений, предусмотренных ч. 1 этой статьи, - влекут за собой наложение штрафа от 5 до 10 необлагаемых минимумов доходов граждан или исправительные работы на срок от 1 до 2 месяцев с отчислением 20 % из заработной платы, в случае, если применение этих мер будет признано недостаточным, - административный арест на срок до 15 суток. в случае, если применение этих мер будет признано недостаточным, - административный арест на срок до 15 суток. Ответственность за совершение насилия предусмотрена статьями Уголовного кодекса Украины, такими, как умышленное убийство, умышленные телесные повреждения, угроза убийством, незаконное лишение воли, изнасилование и другие. Ответственность за совершение насилия предусмотрена статьями Уголовного кодекса Украины, такими, как умышленное убийство, умышленные телесные повреждения, угроза убийством, незаконное лишение воли, изнасилование и другие.

БЕРЕГИТЕ ДЕТЕЙ !