Работа школьной библиотеки. Документы, регламентирующие работу библиотеки общеобразовательного учреждения Федеральные 1. Конституция РФ (1993 г.) 2. Закон.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ АКТАНЫШСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА.
Advertisements

Перечень документов библиотеки образовательного учреждения.
МБОУ СОШ 158 г. Новосибирска. «…право на ведение образовательной деятельности получает Образовательное Учреждение с момента выдачи ему лицензии.» (ст.
Уроки информационной грамотности школьников Уроки информационной грамотности школьников Семинар для школьных библиотекарей района Головицина Ю. Б., методист.
Министерство образования и науки Красноярского края Вопросы учебного книгообеспечения ( учебный год)
Методическое сопровождение педагога в условиях перехода на ФГОС С.Н. Ямшинина, АПКиППРО г. Москва.
Работа библиотеки Работа библиотеки Библиотекарь: Перепелицына Т.М. МОУ «Первомайская сош»
Дорожная карта введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования 2014 г.
Семинар библиотекарей Методист И. Э. Салихова МОУ ДПО « Октябрьский ЦИТ » 14 октября 2011 г.
«Нормативно-правовые документы, обеспечивающие деятельность школьных библиотек».
В образовательном пространстве школы Автор: заведующая библиотекой Варганова О. Е.
П/пМероприятияСрокиПредполагаемые результатыОтветственные.
2010 год Выполнила Кузнецова Л.Н., библиотекарь. Основные функции библиотеки: Образовательная. Информационная. Культурная. Приоритетное тематическое направление.
Разработка дорожной карты по введению федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования 18 декабря 2013 г. МОУ ДОВ.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ МОУ СОШ 20. «УЧИТЕСЬ, ЧИТАЙТЕ, РАЗМЫШЛЯЙТЕ И ИЗВЛЕКАЙТЕ ИЗ ВСЕГО САМОЕ ПОЛЕЗНОЕ» Н.И.ПИРОГОВ Н.И.ПИРОГОВ.
Примерный регламент по обеспечению добровольного информированного выбора обучающимися, родителями (законными представителями) модулей курса «Основы религиозных.
Библиотека МОУ «Гимназия 74» Библиотека МОУ «Гимназия 74» г. Барнаул 2009г.
О порядке обеспечения учебниками в учебном году.
« Учебно-методическое обеспечение образовательных организаций: нормативно-правовая база»
Управленческий практикум «Создание в школе условий для перехода на ФГОС начального общего образования» МОУ «Гляденская средняя общеобразовательная школа»
Транксрипт:

Работа школьной библиотеки

Документы, регламентирующие работу библиотеки общеобразовательного учреждения Федеральные 1. Конституция РФ (1993 г.) 2. Закон РФ «Об образовании» (от г. за ) 3. Федеральный закон «О библиотечном деле» ( г.) 4. Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ «Примерное положение о библиотеке образовательного учреждения» г. за /13). Инструкция об учете библиотечного фонда» (приложение 1 к приказу МО РФ 2488 от г.) Локальные 1. Должностная инструкция работника библиотеки. 2. Правила пользования школьной библиотекой. 3. Паспорт библиотеки. 4. План работы ШБ на учебный год.

Функции библиотеки: образовательная информационная культурная

Основные задачи библиотеки: обеспечение участникам учебно-воспитательного процесса доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно- информационных ресурсов на различных носителях; формирование у читателей навыков независимого библиотечного пользователя; воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации обучающегося, развитии его творческого потенциала; совершенствование и освоение новых библиотечных технологий; расширение ассортимента библиотечно-информационных услуг; выявление информационных потребностей и удовлетворение образовательных и индивидуальных потребностей пользователей библиотеки; формирование комфортной библиотечной среды.

Основные направления работы: Планирование и отчетность. Выполнение средних показателей. Организация книжного фонда. Учет. Сохранность. Комплектование. Справочно-библиографическая работа. Библиотечно-информационное обслуживание. Массовая работа. Повышение квалификации. Самообразование. Участие в профессиональных мероприятиях. Взаимодействие с другими библиотеками, организациями.

Примерная схема годового плана работы школьной библиотеки 1. Задачи библиотеки. 2. Основные функции библиотеки. 3. Общие сведения. 4. Работа с библиотечным фондом. 5. Работа по пропаганде библиотечно-библиоr- графических знаний. Справочно-библиоrpафическая работа. 6. Воспитательная работа. 7. Информационная работа. 8. Повышение квалификации. 9. Работа с учебным фондом.

Основные относительные показатели библиотечной работы Посещаемость; Книгообеспеченность; Обращаемость; Читаемость.

Библиотекарь Информационная работа Библиотечный кружок Библиотечные уроки Повышение квалификации Формы работы Рекомендательные списки, картотеки Работа с бланками заказов Работа с учебным фондом Выступления на педсоветах Анкетирование, изучение читательских интересов Массовая работа Громкие чтения Литературное кафе Неделя книги Праздники, вечера Диспуты, конференции Индивидуальная работа Работа с учебным фондом Анализ читательских формуляров План чтения Групповая работа Беседы Выставки Обзоры

Информационная работа Дни информации; Презентации изданий; Рекомендательные списки; Картотеки, каталоги и др.

Кубань в годы Великой Отечественной войны Аннотированный список литературы На всех фронтах в своих шинелях дымных За честь родной поруганной земли Сражались вы, солдаты-побратимы, Кубани нашей славные сыны. И потому вам кланяются клены, И торжествует в роще соловей, И мать-Кубань вас помнит поименно, Своих живых и павших сыновей. К. Обойщиков, поэт-фронтовик, почетный гражданин г. Краснодара

Ценой неимоверных усилий, лишений, невзгод, ценой огромных жертв досталась советскому народу завоеванная победа. Отважные сыны Кубани сражались на родной земле, вдали от любимых городов и станиц, защищая всю нашу необъятную страну, отчий край. Ребята, предлагаем вашему вниманию литературу, которая познакомит с архивными документами, свидетельствами очевидцев, документальной хроникой событий, которые происходили на Кубани в период войны. Вы узнаете имена кубанцев-патриотов, вписавших славные страницы в летопись ВОВ. Это материалы, которые не дают погаснуть огоньку Памяти, даже в наше противоречивое и неустойчивое время, позволяют проследить историю, достоверно свидетельствуют о минувшем.

Это нужно знать и помнить За период оккупации с территории края насильственно угнано человек, в том числе женщин, и детей в возрасте до 16 лет. Весной 1943 года авиация Северо-Кавказского фронта уничтожила более 1100 самолетов противника и впервые установила полное господство в воздухе. 12 февраля 1943 года наши войска освободили Краснодар. КНИГИ 1. Российская Федерация. Краснодарский край. Книга Памяти. – Краснодар : Кн. изд-во. – – Т. 6. Это издание является составной частью Всероссийской Книги Памяти. В 6 томе Книги Памяти публикуются списки погибших кубанцев в боях с немецко-фашистскими захватчиками, призывав-шимися военкоматами районов Каневского, Кореновского, Красноармейского, Кур-кандинского. 2. Российская Федерация. Краснодарский край. Кубань в Великой Отечественной… – Краснодар. – – 184 с. : ил. На страницах этой книги дан подробный аналитический раздел хроники военных событий на территории Кубани, некоторые данные о выявленных злодеяниях и материальном ущербе, причиненном фашистами за время оккупации, наиболее яркие подвиги земляков на фронте и в тылу.

СТАТЬИ 1. Цветков, В. Парень из многопольного : [о Герое Советского Союза В. Данильченко] / В. Цветков // Каневские зори. – – 74. – С Дорога в бессмертие : очерк // Родная Кубань. – – 1. – С В очерке рассказывается о боевых заслугах многонациональной 409-й стрелковой дивизии, сражавшейся на Северном Кавказе 3. Стебловский, М. Оккупация г. Краснодара с 9.09 по года / М. Стебловский // Родная Кубань. – – С Самусь, Т. В неволе: оккупация глазами очевидцев / Т. Самусь // Родная Кубань. – – 1. – С Коваленко, В. Счастливый случай : [очерк об оккупации г. Краснодара] / В. Коваленко // Родная Кубань. – – 1. – С Андрющенко, В. Генерал Хрюкин / В. Андрющенко // Каневские зори. – 1999, 29 мая. – С. 12.

Справочно-библиографический аппарат Алфавитный каталог; Систематический каталог; Систематическая картотека статей; Картотека учебной литературы; ЕГЭ, ГИА Кубановедение; Православие.

Библиотечные уроки Структура библиотечного урока Цели и задачи урока. Планируемый результат. Схема построения урока. 1. Опрос учащихся с целью определения знаний по теме урока. 2. Изложение теоретической части нового материала с демонстрацией наглядности. 3. Выполнение практических или творческих заданий на закрепление нового материала. 4. Проверка степени усвоения материала. 5. Объяснение домашнего задания (в случае, если оно есть). Библиография.

Примерная структура анализа библиотечных уроков. 1. Тема занятия, цель. 2. Оформление, оборудование (выставка, кинофильм, плакат, картотека, катало­ги, подборки книг, игра -путешествие,..). 3. Форма проведения; игра, беседа, лекция, экскурсия. 4. Помещение (подготовлено ли?). 5. Владение материалом, методикой проведения (эрудиция библиотекаря, приме­нение библиотечных терминов). 6. Активность учащихся. 7. Использование игровых форм при проведении занятия. 8. Эффективность проведенного занятия. Достигнута ли цель? Схема анализа урока: 1. Общие сведения об уроке. 2. Организационно-педагогическая подготовка читателей к уроку. 3. Психолого-педагогическая и методическая деятельность библиотекаря. 4. Результаты урока.

Нагрузка библиотекаря провести в течение учебного года - 8 тем; темы рекомендуется выбирать профессиональные: знакомство с библиотекой; выбор книги в библиотеке; справочно-библиографический аппарат библиотеки; использование различных типов библиогграфических пособий при выборе книги и др.

Основные направления массовой работы: - поощрение свободного чтения (чтения для удовольствия), - содействие воспитательным программам школы, - содействие учебному процессу.

3 основные группы массовой работы: 1. чтение вслух, обзор литературы (обзор-беседа, обзор у выставки, обзор-лекция), викторина.1. чтение вслух, обзор литературы (обзор-беседа, обзор у выставки, обзор-лекция), викторина. 2. литературная игра (брейн-ринг, путешествие по станциям, литературное лото, литературный аукцион и т.п.), устный журнал, пресс-конференция, конкурс.2. литературная игра (брейн-ринг, путешествие по станциям, литературное лото, литературный аукцион и т.п.), устный журнал, пресс-конференция, конкурс. 3. КВН, литературная композиция, литературный суд, литературный праздник (посиделки, литературный журфикс, литературный утренник, литературный бал), встречи в литературной гостиной, читательские конференции.3. КВН, литературная композиция, литературный суд, литературный праздник (посиделки, литературный журфикс, литературный утренник, литературный бал), встречи в литературной гостиной, читательские конференции.

Индивидуальные формы работы с читателями беседы индивидуальное информирование составление рекомендательного плана чтения и др. ориентирующая тактическая корректирующая План чтения Анализ читательских формуляров Работа с учебным фондом

Групповая работа Беседы; Выставки; Обзоры.

П А С П О Р Т КНИЖНОЙ ВЫСТАВКИ «Название выставки» Читательское назначение________________________________ Целевое назначение ____________________________________ Сроки экспонирования _________________________________ Заглавие _____________________________________________ Цитаты ______________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ _______________________________ Разделы ________________________________________________________ Подразделы ________________________________________________________ Список экспонированной литературы, иллюстрации ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ____________________________________________ Количество обзоров и бесед, проведенных у книжной выставки________________________________________________________________ Количество книг, выданных с книжной выставки___________ Коэффициент эффективности книжной выставки___________(книговыдача с выставки / кол-во выст. книг + 100%) Коэффициент популярности (кол-во книг, выданных с выставки / кол-во названий, представленных на выставке + 100%) _______________ Заполнять на каждую выставку в течении учебного года

Нормативное обеспечение содержания работы библиотек общеобразовательных учреждений Инструкция О создании и обновлении библиотечных фондов учебников, порядке их использования и мерах, обеспечивающих сохранность литературы Утверждена Министерством просвещения СССР, Госкомиздатом СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли, Министерством культуры Приказ Минпроса СССР 79 от (Извлечение) Обязанности школьного коллектива 22. Учитель 1-4 классов, классный руководитель 1У-Х (XI) классов: - осуществляют необходимую работу с учащимися и родителями по воспитанию у учащихся бережного отношения к учебной книге; - участвуют в выдаче фондированных учебников учащимся и организуют их возврат в библиотеку по окончании учебного года; - отвечают за своевременное оформление читательских формуляров, контролируют состояние учебников в классе; - следят за тем, чтобы после окончания учебного года учебники, подлежащие ремонту, были своевременно отремонтированы и сданы в библиотеку.

23. Учитель по соответствующему предмету систематически проверяет состояние учебников по своему предмету и через запись в дневнике сообщает родителям и классному руководителю об отношении учащихся к учебным книгам. 25. Непосредственную работу с библиотечным фондом учебников в школе ведет библиотекарь, а при его отсутствии - другой сотрудник школы, назначенный Директором школы ответственным за работу с библиотечным фондом школьных учебников. 34. Перед началом учебного года библиотекарь выдает учебники учителям 1-4 классов, классным руководителям 1У-Х (XI) классов или учителям по соответствующему предмету.

Работа с учебным фондом Учитель: Анализирует необходимые учебники, обеспечивающие реализацию Федерального Базисного учебного плана с учетом преемственности по вертикали (преемственность обучения с 1 по 11 кл.) и горизонтали (преемственность учебно-методического комплекта: учебник, рабочая тетрадь, дидактические материалы, и т. д.) в соответствии с програм-мами и формирует потребность в учебной литературе. Делает дополнительную заявку на недостающие учебники. Следит за состоянием учебников по своему предмету. Ежегодно контролирует их соответствие программам и Фе- деральному Перечню учебников и пособий, рекомендован-ных Минобрнауки РФ к приоритетному использованию. Вносит предложения на педагогическом совете о включе- нии отдельных учебников в перечень учебников, используе- мых в ОУ, утвержденный на педсовете или метод, совете

Классный руководитель: Участвует в выдаче фондируемых учебников, организует их возврат, ремонт. Проверяет наличие комплекта учебников у каждого учаще- гося, класса. Информирует учащихся и родителей о перечне закупае-мых учебников за счет краевых и муниципальных средств, числе учебников, имеющихся в библиотеке. Организует работу по приобретению недостающих учебни- ков в личную собственность учащихся, входящих в Перечень учебников, используемых в ОУ. Выявляет контингент учащихся из социально незащищен- ных слоев населения и вносит предложения в комиссию по социальной поддержке для вынесения решения по обеспечению данной категории учащихся бесплатными учебниками. Осуществляет необходимую работу по воспитанию у уча- щихся бережного отношения к учебной книге.

Библиотекарь: Ежегодно проводит инвентаризацию библиотечного фонда учебников Анализирует библиотечный фонд учебников в соответствии с инвентаризацией, а также сверяет с ежегодной потреб-ностью образовательного учреждения. Формирует потребность ОУ в учебниках в соответствии с Федеральным перечнем текущего года с учетом приоритет-ного использования. Совместно с заместителями директора (по УВР или УМР), руководителями предметных методических объединений и учителями-предметниками формирует сводный заказ обра- зовательного учреждения на учебники Федерального переч- ня, представляет его на утверждение руководителю ОУ и направляет в управление образования. Организует прием вновь поступающей учебной литературы по накладной, обеспечивает хранение и учет.

Информирует педагогов о Федеральном и Региональном перечнях учебников, о новой учебной и методической литературе, о преемственных линиях учебной литературы и т.п. Осуществляет совместно с администрацией ОУ мониторинг заказа, использования учебной литературы педагогами с учетом сохранения преемственности, соответствия учебным планам, программам, рационального использования библиотечного фонда. Информирует классных руководителей о перечне учебников, имеющихся в библиотеке, об учебниках, планируемых к поставкам в ОУ за счет бюджетных средств, а также о поступлении данных учебников в библиотечный фонд. В целях максимально рационального использования имеющегося фонда учебной литературы обеспечивает четкое ведение финансовой и учетной, документации согласно номенклатуре дел на основании приказа МОРФ 2488 от г. «Об учете библиотечного фонда библиотек ОУ», рекомендации и комментарии библиотеки имени К.Д.Ушинского, а также в методических материалах «Школьная библиотека". Строит свою работу в соответствии с требованиями нормативных и инструктивных документов органов управления образованием.

Руководитель ОУ: При распределении должностных обязанностей должен предусмотреть курирование работы библиотеки одним из представителей школьной администрации. Ежегодно выносит на утверждение педагогического или методического советов ОУ перечень учебно-методических комплектов ОУ, используемых в ОУ, с учетом состояния библиотечного фонда и рекомендаций ККИДППО, и представляет потребность в учебной литературе в орган управления образованием района. Ищет пути привлечения дополнительных средств для приобретения учебников из внебюджетных источников. Определяет лиц, ответственных за обеспечение учебниками за счет бюджетных и внебюджетных средств. Организует обеспечение недостающей учебной литературы за счет внебюджетных средств. Организует работу с родителями на предмет приобретения и продажи учебников, бывших в употреблении и приобретен-ных учащимися самостоятельно. Осуществляет контроль за деятельностью работников ОУ по обеспечению учебниками учащихся (в первую очередь из семей социально незащищенных слоев и др. льготных категорий) и за рациональным использованием имеющегося фонда учебников. Осуществляет контроль за деятельностью работников ОУ но обеспечению учащихся учебной литературой.