МОУ Рождественская СОШ Исследования в начальной школе Работу выполнила учитель начальных классов Волкова Т.С. Март 2009 год.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном.
Advertisements

«Образовательная программа педагога – средство подготовки учителя к педагогическому проектированию» «Расскажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню.
Проектно – исследовательская деятельность в начальной школе. Зам. директора по УВР I ступени ГОУ СОШ 851 Путятиной Т. А.
Исследовательская работа в начальной школе Куренгина С.Ю., учитель начальных классов МБОУ «Мезенская СОШ»
« Образован не тот, кто много знает, а тот, кто хочет много и кто умеет добывать знания» В. Вахтеров.
- 35 лет - 30 лет 25 лет 2011 год. Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе.
Использование метода проектов в школе Ивашко И.В. МОУ СШ 8 Г. Искитим.
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа 15 города Новоалтайска Алтайского края» Лекторий «Как написать введение к исследовательской работе»
МОУ «Озимовская средняя общеобразовательная школа» Поэтапные действия по формированию исследовательской деятельности младших школьников. Куянова Т.И. учитель.
Организация творческой исследовательской деятельности.
Мастер- класс по теме «Предприимчивость в профессиональной деятельности.
Директор МОУ СОШ п. КРАСНАЯ КУДРЯВКА Черноситова Н.В.
Учитель начальных классов высшей категории МОУ «СОШ 6» г. Бузулука Оренбургской области Обобщение опыта по теме: «Организация исследовательской деятельности.
Метод проектов Возник более 100 лет назад в США (гуманистическое направления в философии и образовании, разработанное американским философом и педагогом.
Суть метода проекта – стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, уметь практически применять полученные знания, развить рефлекторное и критическое.
Как выбрать тему исследования? Подготовила учитель начальных классов МОУ СОШ 11 с углубленным изучением отдельных предметов станицы Галюгаевской Курского.
Значимость: Стимулирует творчество и самостоятельность. Выводит процесс обучения из стен школы в окружающий мир. Реализуется принцип сотрудничества детей.
Что мне интересно больше всего? Чем я хочу заниматься в первую очередь (математика, искусство, спорт и т.д)? Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?
Муниципальное общеобразовательное учреждение Шушенская средняя общеобразовательная школа 1 Основные приемы проведения собственных исследований младших.
Техника исследовательского поиска на уроках в начальной школе.
Транксрипт:

МОУ Рождественская СОШ Исследования в начальной школе Работу выполнила учитель начальных классов Волкова Т.С. Март 2009 год

Исследовательский метод обучения. Исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний. Исследование- это не создание какого- либо заранее планируемого объекта (его модели или прототипа). Исследование-процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности.

Отличие исследовательского метода обучения от проектного «Проектирование и исследование- изначально разные по направленности, смыслу и содержанию виды деятельности. Исследование- бескорыстный поиск истины, а проектирование- решение определенной, ясно осознаваемой задачи».(А.И.Савенков).

Почему исследовательский метод обучения- одна из задач личностно- ориентированной педагогики. Метод исследований ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся ( индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведенное для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких недель или месяцев).

Когда возможно использование исследовательского метода. 1. Необходимо наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска ее решения. 2. Должна присутствовать практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов. 3. Организация самостоятельной деятельности учеников. 4. Возможность сконструировать содержательную часть работы с указанием поэтапных результатов. 5. Использование исследовательских методов, т. е. определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования; обсуждение методов исследования, сбор информации, оформление конечных результатов; презентация полученного продукта, обсуждение и выводы.

Что лежит в основе метода исследований. 1. Развитие познавательных умений и навыков обучающихся. 2. Умение ориентироваться в информационном пространстве. 3. Умение самостоятельно конструировать свои знания. 4. Умение практически мыслить.

Задачи исследовательской деятельности. Образовательная: активизация и актуализация знаний, полученных школьниками при изучении определенной темы. Систематизация знаний. Знакомство с комплексом материалов, заведомо выходящих за пределы школьной программы. Развивающая: развитие умения размышлять в контексте изучаемой темы, анализировать, сравнивать, делать собственные выводы; отбирать и систематизировать материал, реферировать его, использовать ИКТ при оформлении результатов исследования; публично представлять результаты исследования. Воспитательная: создание продукта, востребованного другими.

Что нужно знать и уметь учителю для организации исследований. 1. Владеть всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, уметь организовывать исследовательскую самостоятельную деятельность учащихся. 2. Уметь организовывать и проводить дискуссии, не навязывая свою точку зрения, не подавляя учеников своим авторитетом. 3. Устанавливать и поддерживать в группах деловой, эмоциональный настрой, направляя учащихся на поиск решения поставленной задачи. 4. Уметь интегрировать содержание различных предметов для решения проблем выбранных объектов.

Методы исследования для учеников начальной школы: Подумать самостоятельно. Прочитать книги том, что исследуешь. Познакомиться с фильмами по данной проблеме. Найти информацию в сети Интернет. Спросить у других людей. Понаблюдать. Провести эксперимент.

Этапы работы над исследованием: 1. Подготовка к исследованию. 2. Организация исследовательской работы: а)актуализация знаний; б)плановые работы; в)исследовательская деятельность; г)результаты и выводы. 3. Презентация (представление готового продукта). 4. Оценка процессов и результатов работы.

1 этап. Подготовка. Содержание работы на этапе Деятельн ость учащихся Деятель ность учителя Проведение вводной беседы с целью: -формирования первичного представления об изучаемом объекте; -формирование интереса к данной теме; -создания условий и возможностей для дальнейшей творческой деятельности

2 этап. Организация исследовательской работы. 1) Актуализация знаний. 1. Выбор темы и целей работы (через проблемную ситуацию, беседу, анкетирование и т. д.) 2. Определение количества участников проекта (исследования), состава группы. Обсуждение темы с учителем, получение при необходимости дополнительной информации, постановка цели. Предъявление заранее подготовленных карточек, памяток, и т.п. для каждого ученика- исследователя. Помощь в постановке целей.

2 этап. 2) Плановые работы. 1)Определение источников информации. 2)Планирование способов сбора и анализа информации. 3)Планирование готового продукта (Формы представления результата). Продукт: -отчет (устный, письменный, с демонстрацией материалов); -фильм, макет, сборник и др.; -конференция, праздник и т.п. 4. Выработка критериев оценки результатов работы. 5. Распределение обязанностей среди членов команды. Выработка плана действий ( как можно это сделать?). Определение основных методов: -прочитать в книге; -понаблюдать; -посмотреть в компьютере; -задать вопросы родителям, специалистам; -подумать самостоятельно; -посмотреть в книгах; -посмотреть по телевизору и т.п. Формулировка задач. Выдвижение идей, высказывание предположений, определение сроков работы (поэтапно)

2 этап. 3) Исследовательская деятельность. Сбор информации, решение промежуточных задач. Основные формы работы: интервью, опросы, наблюдения, изучение литературных источников и т.п. Организация экскурсий, проведение экспериментов и т.п. Проведение исследований, решение промежуточных задач. Фиксирование информации различными способами: запись, рисунок, коллаж, схема, изображение символами, закладки. Наблюдения, советы, косвенное руководство деятельностью, организация и координирование отдельных этапов проекта.

2 этап. 4) Результаты и выводы. Анализ информации. Формулировка выводов. Оформление результата. Анализ информации. Оформление результатов. Наблюдения, советы.

3 этап. Представление готового продукта ( презентация). Представление результата работы в разнообразных формах. Отчет, ответы на вопросы слушателей, полемика, отстаивание своей точки зрения, формулировка окончательных выводов. Знакомство с готовой работой, формулировка вопросов как от рядового участника.

4 этап. Оценка процессов и результатов работы. Участие в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок. Оценивание усилий обучающихся, креативности мышления, качества использования источников, потенциала продолжения работы по выбранному направлению.

Какими могут быть темы исследования? 1.Фантастические- о несуществующих, фантастических объектах, явлениях. 2.Экспериментальные- предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов. 3.Теоретические- предусматривают изучение и обобщение сведений, фактов, материалов, содержащихся в различных теоретических источниках (книгах, кинофильмах и т.д.)

Памятка ученику. Как выбрать тему исследования. Задай себе вопросы: 1)Что мне интересно больше всего? 2)Чем я хочу заниматься в первую очередь (математикой, поэзией, историей, др.)? 3)Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время? 4)Что помогает мне получать лучшие отметки в школе? 5)Что из изученного в школе хотелось бы изучить более глубоко? 6)Есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь?

Примеры исследований в начальной школе. 1.«История нашей школы». 2.«Мое здоровье». 3. «Разнообразие водоемов родного края». 4. «Экологические проблемы водоемов». 5. «Проблемы воздуха в родном крае». 6.«Кто работает на родной земле». 7.«Растениеводство нашего края». 8.«Животноводство нашего края». 9.«По страницам Красной книги». 10.«История моей деревни».

МОЯ МАЛАЯ РОДИНА МОЯ МАЛАЯ РОДИНА Работа учеников 4 класса МОУ Рождественская СОШ Фировского района Учитель Волкова Т.С учебный год

Моя малая родина. Введение В нашем классе обучаются ребята из 6 населенных пунктов Фировского района: село Рождество деревня Поддубье деревня Баталино деревня Савелово поселок Комсомольский поселок Лесной Когда в школе нас спросили, что мы знаем о своей малой родине- оказалось, что очень мало. Поэтому мы занялись исследованием и выполнили работу под названием «Моя малая родина».

Моя малая родина Цели и задачи работы Цель: изучение исторических, географических данных о населенных пунктах, в которых проживают обучающиеся 4 класса. Задачи: 1) проведение социологического опроса родителей, работников школы, жителей деревень; 2) изучение дополнительной литературы; 3) выполнение творческих работ и оформление презентации.

Моя малая родина Вывод 1. Работая над темой«Моя малая родина», ученики 4 класса выполняли работы, изучая поверхность, полезные ископаемые, водоемы, растительность, животный мир, населенные пункты Фировского района. 2. В процессе исследования ребята проводили социологические опросы, работали с дополнительной литературой, выполняли творческие работы разных видов (сочинения, рисунки, фотография, работа на компьютере). 3. В результате обучающиеся больше узнали о своем родном крае, учились культуре коллективной работы. 4. Материалы исследования можно дополнять и применять в работе в начальной школе. 24

Урок- исследование. Кто такие птицы? 6. Практическая работа по изучению птичьих перьев. Мы рассмотрели внешнее строение тела птицы, выяснили, что главное отличие птиц от других животных наличие перьев на теле. Хотелось бы вам узнать, как устроено перо? Самый первый шаг к познанию мира внимательный взгляд. Ученые, чтобы сделать открытие, проводят опыты, наблюдения. Сейчас мы на время превратимся в ученых, будем исследовать перья. Возьмите конверты с перьями и начнем работать. Исследование перьев. - Рассмотрите перья, сравните их по, форме, размеру. (Они разные.) - Что общего у всех перьев? (Есть стержень, волоски бородки.) - У этого же пера отрежьте кончик, рассмотрите срез. На что он похож? (На трубочку.) - Там пусто? Значит, оно легкое, там воздух. - Тихо встаньте, положите на ладонь перо, подуйте так, чтобы оно не улетело далеко. Почему перо взлетело? (Оно легкое.) Садитесь. - Обмакните перо в стакан с водой. Изменилось ли, намокло ли перо? ( Нет, вода скатилась капельками) Поэтому перья защищают птицу от воды и сырости. - Подумайте, для чего птицам большие перья? (для полета) - Подумайте, для чего птицам маленькие перья? (для тепла) Много лет назад не было ручек, и люди писали гусиными перьями, обмакивая в чернила - Рассмотрите окраску перьев ( Индюка, павлина, попугая) - Очень часто можно встретить красивых птиц. У большинства птиц ярко окрашены только самцы. Они используют свою окраску, чтобы привлекать самок Самки тех же птиц имеют чаще всего однотонную окраску, которая помогает им прятаться от врагов, когда они высиживают яйца. 7. Итоги исследования. Муляж утки Учитель берет лист бумаги, держит его за край, два ученика снизу дуют. Лист держится в воздухе. - Вот так и птицы, расправив крылья, скользят по воздушным потокам. Тело птицы хитроумно устроенный «аппарат», и важную роль в нем играют перья. Большие перья на крыльях помогают птице летать, перья на туловище защищают тело и придают ему форму, под ними пух согревает тело. Перья хвоста позволяют держать равновесие, делать повороты, остановку.

Урок-исследование. Характеристика героя. Схема.

Урок- исследование. Характеристика героя.. Усвоение новых знаний Активизация чувственного опыта и опорных знаний учащихся; широкое использование различных способов активизации мыслительной деятельности учащихся, включение их в поисковую работу, в самоорганизацию процесса учения. Максимальное творческое участие детей в освоение нового материала. Какую главную цель преследовал Нильс во время путешествия? (Чтобы найти гнома и узнать тайну его заклятия.) Кто приходит на помощь Нильсу? Найдите ответ на этот вопрос в тексте сказки. Что помогло мальчику стать настоящим человеком? Найдите и прочитайте отрывки, характеризующие образ нашего героя. (Бесстрашие Смелость Смекалка Взаимовыручка Взаимопомощь Бескорыстность Доброжелательность Настойчивость Упорство Находчивость Сообразительность) У Нильса все эти качества проявлялись во время путешествия. А когда все-таки он стал превращаться в человека? Составьте краткий портрет героя высказываниями из текста. Выборочное выразительное чтение. Так трудно быть человеком? Наш герой заслужил это? (Да, Нильс доказал это своими добрыми поступками.) Найдите и прочитайте в тексте.

Вывод. Практика работы над исследованиями и проектами в школе показывает, что эта работа интересна и полезна всем детям. Ребятам интересно, они проявляют творческую активность, радуются полученным результатам. При такой работе каждому находится дело по душе и нет неуспевающих.

Литература. «Практика административной работы в школе» год, год. «Начальная школа. 1 сентября» год. «Интернет и образование»-2009 год.