Музыкальные ФОРМЫ Презентация Погодиной И.П. Педагога дополнительного образования высшей категории Школы искусств СОШ 54 г. Чебоксары, 2009 г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Соната От латинского слова sonare - звучать. Произведение для одного или двух инструментов, состоящее из 3 (4)частей.
Advertisements

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ФОРМЫ. Музыкальная форма Построение музыкального произведения, соотношение его частей. Простейший составной элемент музыки называется мотивом,
Циклические формы инструментальной музыки. Соната – это жанр инструментальной музыки. «Соната» - от итальянского глагола «sonare», что переводится как.
Циклические формы инструментальной музыки Концерт Сюита Соната.
ЧТО ТАКОЕ КОНЦЕРТ. В современной жизни мы часто употребляем слово « КОНЦЕРТ» в значении: 1.Публичное исполнение музыкальных произведений (возможно в сочетании.
Музыкальная композиция 7 класс. Музыкальной формой принято называть композицию, то есть особенности построения произведения.
1 вариант 2 вариант 1. Что такое « стиль »? 2. Что такое « опера »? 3. Кто создаёт оперный спектакль ? 4. Что такое « классика »? 5. Автор оперы « Иван.
Начать тест Начать тест МОУ «СОШ 34 с углубленным изучением художественно-эстетических предметов» г. Саратов Итоговый тест для 4 класса О.В.Иванова Составитель:
Музыкальная форма - это строение музыкального произведения.
7 класс 1. Четырёхчастное произведение для симфонического оркестра 1. Соната 1. Соната 2. Концерт 2. Концерт 3. Кантата 3. Кантата 4.Увертюра 4.Увертюра.
Музыкальные жанры. «Три кита» «Три кита» «Три кита» «Три кита» Песня Песня Песня Танец Танец Танец Марш Марш Марш Опера Опера Опера Балет Балет Балет.
Симфоническая музыка Инструментальный концерт. Появление концерта связано в истории музыки с XVI веком.
Музыкальная форма МБОУДОД ДМШ10 Советского района г.Казани Преподаватель теоретических дисциплин Рахматуллина Дина Салиховна Урок по музыкальной литературе,
Составила: Ломонос Ольга Сергеевна учитель музыки МОУ СОШ 4 С.Малые Ягуры.
Урок - обобщение. ( от итал. sonare звучать ) одна из форм камерной инструментальной музыки, имеющая несколько частей. Соната.
Конкурс интерактивных презентаций «ИНТЕРАКТИВНАЯ МОЗАИКА» Бисерова Юлия Петровна, преподаватель хоровых и теоретических дисциплин 1 категории Муниципального.
Презентация для урока музыки в 7 классе Подготовила учитель музыки основной школы Баклыкова Е.В.
Цель данной работы: Познакомить детей с творчеством П.И.Чайковского и выяснить какое место в его творчестве занимала симфония.
Апрель 2009 г, урок музыки 6 класс Учитель музыки и МХК Шемякина О.Ю. г. Орехово-Зуево МОУ СОШ 18 с углубленным изучением отдельных предметов Связь времен.
Инструментальный концерт Антонио Вивальди «Времена года»
Транксрипт:

Музыкальные ФОРМЫ Презентация Погодиной И.П. Педагога дополнительного образования высшей категории Школы искусств СОШ 54 г. Чебоксары, 2009 г.

ПЕРИОД

ВАРИАЦИИ Латинское слово variatio означает изменение. В музыке вариациями называется такое произведение, в котором основная мелодия повторяется много раз, но в ином характере. Иногда меняется только ее сопровождение, но чаще - и она сама, ее ритм, темп, отдельные обороты. Форма вариаций родилась в XVI веке. Тогда возникли две разновидности полифонических вариаций - пассакалья и чакона. Пассакальи писали многие композиторы XVII и XVIII веков, в том числе И. С. Бах. В наше время к старинной форме пассакальи часто обращался Д. Д. Шостакович (например, в четвертой части Восьмой симфонии, третьей части Первого скрипичного концерта).

РОНДО Название этой формы пришло из средневековой Франции. Там рондами (от слов rondeau - круг и ronde - хоровод) назывались хороводные песни. Начинается рондо с главной темы, которую называют рефреном (ее можно сравнить с припевом песни). На протяжении рондо этот припев возвращается не менее трех раз, чередуясь с другими музыкальными эпизодами.рефреном В форме рондо написано много инструментальных пьес в народном духе, бодрых и оживленных. Одна из любимых пьес скрипичного репертуара - «Интродукция и Рондо-каприччиозо» Сен-Санса.Сен-Санса У Бетховена есть шуточное фортепианное рондо с программным названием «Ярость по поводу потерянного гроша».Бетховена Пьесы Кабалевского для фортепиано «Рондо-песню», «Рондо-танец» и «Рондо-токкату» с удовольствием играют маленькие пианисты.Кабалевского

Сонатное АЛЛЕГРО Развитие музыки, построенной в форме сонатного аллегро, можно сравнить с действием в драматической пьесе. Вначале композитор знакомит нас с основными действующими лицами - музыкальными темами. Это как бы завязка драмы. Затем действие развивается, обостряется, достигает вершины, после чего наступает развязка. Таким образом, форма сонатного аллегро состоит из трех разделов - завязки или экспозиции, в которой основные темы появляются (экспонируются) в разных тональностях (главная – с основной, побочная в доминантовой или параллельной), собственно действия - разработки - и итога – репризы (все темы проводятся в основной тональности).

Сонатная форма Первая часть сонат практически всегда написана в форме сонатного аллегро. Вторая часть, в отличие от первой, сочинена, как правило, в медленном движении (Анданте). Музыка передает неторопливое течение мысли, воспевает красоту чувств, рисует возвышенный пейзаж. Финал сонаты выдержан обычно в быстром, подчас даже стремительном движении. Это - итог, выводы из предшествующих частей: он может быть и оптимистическим, жизнеутверждающим, но иногда бывает и драматическим и даже трагедийным.

СИМФОНИЯ Первые симфонии появились в центре Европы во второй половине XVIII века. Зародившись одновременно в разных частях Европы, в недрах старых, сложившихся ранее музыкальных форм - танцевальной сюиты и оперной увертюры, симфония сформировалась окончательно в странах немецкого языка. Она возникла в творчестве композиторов чехов и австрийцев, и окончательный вид приобрела в творчестве Гайдна, чтобы у Моцарта и Бетховена достичь расцвета. Эта классическая симфония (Гайдн, Моцарт и Бетховен в историю музыки вошли как «венские классики», так как большая часть их творчества связана с этим городом) сложилась как цикл из четырех частей, которые воплотили в себе разные стороны человеческой жизни.

СТРОЕНИЕ СИМФОНИИ Первая часть симфонии - быстрая, активная, иногда предваряемая медленным вступлением. Она пишется в форме сонатного аллегро. Вторая часть - медленная - обычно задумчивая, элегическая или пасторальная, то есть посвященная мирным картинам природы, спокойному отдохновению или мечтам. Бывают вторые части и скорбные, сосредоточенные, глубокие. Третья часть симфонии - менуэт, а позднее, у Бетховена, и скерцо. Это - игра, веселье, живые картинки народного быта, увлекательный хоровод... Финал - это итог всего цикла, вывод из всего, что было показано, продумано, прочувствовано в предшествующих частях. Часто финал отличается жизнеутверждением, торжественным, победным или праздничным характером.

КОНЦЕРТ Латинское concertare означает состязаться. Итальянское concerto - согласие. В музыке концертом стали называть произведение, в исполнении которого участвуют солист и оркестр. Они как бы состязаются друг с другом: виртуозная партия солиста противопоставлена красочному звучанию оркестра. Как правило, инструментальные концерты состоят из трех частей и создаются по тому же принципу, что и сонаты. Встречаются также концерты, состоящие из большего количества частей, бывают они и одночастными. Множество концертов написано для рояля, скрипки, виолончели с оркестром. Есть концерты и для других инструментов - для духовых, для баяна, домры и т. д. Вы могли услышать и концерт для голоса с оркестром. Иногда композиторы пишут концерты не для одного, а для двух или трех солирующих инструментов. Тогда концерт так и называется: двойной или тройной...

Программная музыка Существует много музыкальных произведений, в которых композитор в той или иной форме разъясняет слушателям их содержание. Так, свою первую симфонию Чайковский назвал «Зимние грезы». Первой ее части он предпослал заголовок «Грезы зимней дорогой», а второй - «Угрюмый край, туманный край». Программной музыкой называется такая инструментальная музыка, в основе которой лежит «программа», то есть какой-то совершенно конкретный сюжет или образ. Программы бывают различными по своему типу. Иногда композитор подробно пересказывает содержание каждого эпизода своего произведения. Так, например, сделал Римский- Корсаков в своей симфонической картине «Садко» или Лядов в «Кикиморе». Бывает, что, обращаясь к широко известным литературным произведениям, композитор считает достаточным лишь указать этот литературный источник: имеется в виду, что все слушатели хорошо его знают. Так сделано в «Фауст-симфонии» Листа, в «Ромео и Джульетте» Чайковского и многих других произведениях.

СЮИТА. Старинные сюиты. Первые в истории музыки многочастные инструментальные произведения возникли из танцев. Много веков тому назад появились произведения, состоящие из нескольких частей- танцев, но предназначенные для слушания. Эти произведения стали называть сюитами - от французского слова suite - последовательность. Вначале в сюиту вошли четыре разнохарактерных танца: аллеманда, куранта, сарабанда и жига. Танцы эти соединялись по принципу контраста между медленными, плавными и живыми - прыжковыми. Подобные сюиты вошли в историю музыки под названием «старинные». Их создавали многие композиторы XVIII века. Наиболее известны сюиты И. С. Баха и Г. Ф. Генделя. Сюиты сочинялись для клавесина, для лютни, бывшей любимым домашним инструментом тех времен, порою - и для оркестра.

Инструментальные сюиты В более позднее время, начиная с первой половины XIX века, большое распространение получили сюиты другого типа - такие, как, например, «Карнавал» Р. Шумана - цикл разнохарактерных фортепианных миниатюр. Или «Картинки с выставки» М. П. Мусоргского - собрание пьес, передающих впечатления композитора от выставки художника В. А. Гартмана. А оркестровые сюиты П. И. Чайковского не связаны с конкретной программой, но и не танцевальный. Это характеристические пьесы с чертами тонкой стилизации. Часто составляются сюиты из музыки к театральным спектаклям, кинофильмам, из балетных или оперных отрывков. Таковы, например, сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига, «Овод» Д. Д. Шостаковича, «Золушка» С. С. Прокофьева. Наверное, вы и сами можете дополнить этот перечень без труда.

ДИВЕРТИСМЕНТ Французское слово «divertissement» в переводе означает - увеселение, развлечение. Первоначально, триста лет назад, под этим названием стали появляться отдельные музыкальные пьесы пли целые сборники пьес развлекательного характера. Очень большое распространение такие дивертисменты получили в XVIII веке. Дивертисменты писали французские, немецкие, итальянские композиторы. И сейчас в концертах можно услышать дивертисменты Гайдна или Моцарта. Одновременно с такими, чисто музыкальными дивертисментами, во Франции появились дивертисменты музыкально-сценические. Это были вставные, чаще всего балетные, но иногда и вокальные эпизоды в спектаклях - драматических или оперных. Иногда дивертисменты составляют целое развлекательное представление, своего рода концерт внутри спектакля. Таков и дивертисмент во втором акте балета П. И. Чайковского «Щелкунчик».П. И. Чайковского