Урок подготовила Ушакова Ольга Александровна – учитель истории Муниципального общеобразовательн ого учреждения Красноподгорная средняя общеобразовательн.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Учитель истории и обществознания МБОУ – гимназия 11 г. Тулы Рудых Ольга Николаевна.
Advertisements

Революционное народничество второй половины 60 – начала 80-х гг. Наша задача: сформировать представление об эволюции тактики народников; уяснить суть и.
Народнические организации 60–х – начала 70-х гг. С целью подготовки крестьянской революции народники создавали революционные организации имели разные.
Революционное народничество во второй половине 60-х – начале 80-х годов XIX века XIX века.
Революционное народничество второй половины 60-х – начала 80-х годов Цель урока: Изучить эволюцию тактики народников, суть и формы революционного террора,
Причины возникновения: недовольство реформами 60 – 70-х гг. XIX века у части радикально настроенной интеллигенции. Народничество выражало интересы крестьян,
ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА Готовимся к ЕГЭ Анохина В. М., учитель истории.
Революционное народничество второй половины 60-х – начала 80-х гг. «Идиллическая Россия с Царём – Батюшкой и его верноподданным народом перестала существовать.
Революционное народничество Урок истории 8 класс Учитель Коломиец О.М.
Егорычева А.А. МБОУ СОШ 11 г. Новый Уренгой. Кто такие народники, каковы были их цели? Какие обстоятельства обусловили распространение революционного.
Общественное движение гг. 19 века в России.
Революционное народничество второй половины 60 – начала 80-х годов XIX века. Авторы: Асташова Н., Венцова В., Самофалов В. Руководитель: учитель истории.
Лекция класс. План 1.«Хождение в народ» 2.«Земля и воля» 3.Первые рабочие организации 4.Раскол «Земли и Воли» 5.Убийство Александра II.
Презентацию подготовила учитель истории МБОУ «Мусабай-Заводская СОШ» Нуртдинова Э.Р.
Революционное народничество народничество второй половины 60-х начала 80-х годов XIX века ИСТОРИЯ РОССИИ 8 класс.
Революционное движение г.г. XIX века. Революционное движение. Причины роста. Текст с Недовольство умеренным характером реформ. 2.Медлительность.
ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ. -Когда и почему активизировалось общественное движение? -Какие направления возникли в общественном движении в г.г. XIX века.
Революционное народничество второй половины 60-х – начала 80-х гг. XIX в. 1. Народнические организации второй половины 60-х, начала 70-х годов: цели и.
История России, 8 класс Антоненкова Анжелика Викторовна учитель истории МОУ Будинской ООШ Тверской области.
Радикальные общественные движения 1860-х начала 80-х гг. Знать: причины перехода к терроризму, как методу борьбы с властью, в чем опасность и нецелесообразность.
Транксрипт:

Урок подготовила Ушакова Ольга Александровна – учитель истории Муниципального общеобразовательного учреждения Красноподгорная средняя общеобразовательная школа Краснослободского района Республики Мордовия. В 1988 г. окончила исторический факультет МГУ им. Н.П. Огарева. Педагогический стаж – 16 лет. Первая квалификационная категория.

Революционное народничество второй половины 60-начала 80-х годов Урок-презентация в 8 классе

Цель урока: Выяснить причины широкого развития радикального революционного движения. Развивать навыки работы с документами, выделять главное, систематизировать материал. Сформировать отрицательное отношение к разным формам революционного террора.

Средства обучения: Учебник, § 26; Учебник, § 26; Карта «Россия после реформы»; Карта «Россия после реформы»; Журнал «Преподавание истории в школе» г.; Журнал «Преподавание истории в школе» г.; Персональный компьютер; Персональный компьютер; Мультимедийный проектор. Мультимедийный проектор.

Основные понятия: политические требования; нечаевщина; «хождение в народ»; агитация; пропаганда; революционный террор.

ПЛАН УРОКА I. Организационный момент. II. Повторение домашнего задания. III. Изучение нового материала. IV. Закрепление. V. Итог урока. VI. Домашнее задание.

Повторение домашнего задания: 1. Какие 1. Какие обстоятельства обусловили широкое распространение революционного движения в России? 2. Дайте 2. Дайте характеристику деятельности организации «Земля и воля». 3. В 3. В чем сходство и в чем различие взглядов М.А. Бакунина, П.Л. Лаврова, П.Н. Ткачева? 4. Определите 4. Определите характерные черты народничества.

Изучение нового материала: 1. Народнические организации второй половины 60-начала 70-х годов. 2. «Хождение в народ». 3. «Земля и воля». 4. Первые рабочие организации. 5. Раскол «Земли и воли». 6. «Народная воля»: охота на царя.

1. Народнические организации второй половины 60-начала 70-х гг. В середине 60-х гг. под непосредственным влиянием роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?» сложилась организация Н.А. Ишутина – И.А. Худякова ( гг.). Цель организации: подготовка революционного переворота. В 1965 г. внутри этой организации стала действовать группа «Ад», которая вела подготовку цареубийства. В середине 60-х гг. под непосредственным влиянием роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?» сложилась организация Н.А. Ишутина – И.А. Худякова ( гг.). Цель организации: подготовка революционного переворота. В 1965 г. внутри этой организации стала действовать группа «Ад», которая вела подготовку цареубийства.

1. Народнические организации второй половины 60-начала 70-х гг. В апреле 1866 года член «Ада» Д.В. Каракозов совершил покушение на Александра II. Революционер был казнен, а тушинская организация разгромлена. В апреле 1866 года член «Ада» Д.В. Каракозов совершил покушение на Александра II. Революционер был казнен, а тушинская организация разгромлена.

1. Народнические организации второй половины 60-начала 70-х гг. В 1869 г. бывший вольнослушатель Петербургского университета С.Г. Нечаев основал в Москве общество «Народная расправа». В 1869 г. бывший вольнослушатель Петербургского университета С.Г. Нечаев основал в Москве общество «Народная расправа».

2. «Хождение в народ». В 1874 г. началось "хождение в народ". Молодые разночинцы, большей частью студенты, переодевшись в мужицкое платье, шли в деревню, рассчитывая вызвать крестьянский бунт. Однако крестьяне, настроенные монархически, ждавшие решения о разделе земли от царя, с подозрением отнеслись к переодетым "барам", агитирующим против царя. Нередко крестьяне выдавали "пропагандистов" полиции. "Хождение в народ" потерпело неудачу. Около тысячи участников были арестовано. По итогам "хождения в народ" прошел ряд судебных процессов, в том числе самый крупный - "процесс 193-х". В 1874 г. началось "хождение в народ". Молодые разночинцы, большей частью студенты, переодевшись в мужицкое платье, шли в деревню, рассчитывая вызвать крестьянский бунт. Однако крестьяне, настроенные монархически, ждавшие решения о разделе земли от царя, с подозрением отнеслись к переодетым "барам", агитирующим против царя. Нередко крестьяне выдавали "пропагандистов" полиции. "Хождение в народ" потерпело неудачу. Около тысячи участников были арестовано. По итогам "хождения в народ" прошел ряд судебных процессов, в том числе самый крупный - "процесс 193-х".

3. «Земля и воля». В 1876 г. народники основали тайную организацию, которую назвали "Земля и воля", подчеркивая преемственность с движением 60-х гг. Активисты "Земли и воли": В 1876 г. народники основали тайную организацию, которую назвали "Земля и воля", подчеркивая преемственность с движением 60-х гг. Активисты "Земли и воли": А. Д. Михайлов, А. Д. Михайлов, Г. В. Плеханов, Г. В. Плеханов, Н. А. Морозов, Н. А. Морозов, С. Л. Перовская, С. Л. Перовская, С. М. Кравчинский (Степняк). С. М. Кравчинский (Степняк). Г.В. Плеханов

3. «Земля и воля». Землевольцы создавали поселения-коммуны, чтобы собственным примером убедить крестьян в преимуществах коллективного хозяйства. Надежды на немедленный бунт уступили место долгосрочной пропагандистской работе. Однако большинство поселений вскоре распалось. Пропаганда среди крестьян не приносила быстрых успехов и казалась народникам бесплодной. Постепенно работа в деревне была практически свернута. Землевольцы создавали поселения-коммуны, чтобы собственным примером убедить крестьян в преимуществах коллективного хозяйства. Надежды на немедленный бунт уступили место долгосрочной пропагандистской работе. Однако большинство поселений вскоре распалось. Пропаганда среди крестьян не приносила быстрых успехов и казалась народникам бесплодной. Постепенно работа в деревне была практически свернута. С.М. Кравчинский

4. Первые рабочие организации. В связи с ростом промышленности в пореформенной России возникло рабочее движение. В 70-х гг. число стачек превысило 300. Только Путиловский завод бастовал 11 раз за 10 лет. В российской печати заговорили о "рабочем вопросе". В связи с ростом промышленности в пореформенной России возникло рабочее движение. В 70-х гг. число стачек превысило 300. Только Путиловский завод бастовал 11 раз за 10 лет. В российской печати заговорили о "рабочем вопросе". Наиболее известные стачки: Наиболее известные стачки: Невская бумагопрядильня в Петербурге г.; Невская бумагопрядильня в Петербурге г.; Кренгольмская мануфактура в Нарве г.; Кренгольмская мануфактура в Нарве г.; Новая бумагопрядильня в Петербурге г. Новая бумагопрядильня в Петербурге г.

4. Первые рабочие организации. В 1875 г. в Одессе был образован «Южнороссийский рабочий союз», выступавший за объединение рабочих для насильственного изменения общественно- экономического и политического строя. В 1875 г. в Одессе был образован «Южнороссийский рабочий союз», выступавший за объединение рабочих для насильственного изменения общественно- экономического и политического строя.

4. Первые рабочие организации. В 1878 г. в Петербурге возник «Северный союз русских рабочих», в программе которого содержались требования широких политических свобод. Деятельность этих союзов оказалась недолгой. Они были разгромлены полицией. В 1878 г. в Петербурге возник «Северный союз русских рабочих», в программе которого содержались требования широких политических свобод. Деятельность этих союзов оказалась недолгой. Они были разгромлены полицией.

5. Раскол «Земли и воли». С 1878 г. начался постепенный поворот народничества к террору. В. И. Засулич, желая отомстить за телесное наказание подследственного студента, совершила покушение на петербургского губернатора Ф. Ф. Трепова - легко ранила его. Суд присяжных оправдал В. И. Засулич. Это решение свидетельствовало о симпатиях общества к противникам режима. С 1878 г. начался постепенный поворот народничества к террору. В. И. Засулич, желая отомстить за телесное наказание подследственного студента, совершила покушение на петербургского губернатора Ф. Ф. Трепова - легко ранила его. Суд присяжных оправдал В. И. Засулич. Это решение свидетельствовало о симпатиях общества к противникам режима. В.И. Засулич

5. Раскол «Земли и воли». Первые террористические акты были местью за казни революционеров. Но постепенно террор превращался в главное оружие. Так начался переход от пропаганды (по П. Л. Лаврову) к террору (по П. Н. Ткачеву). В апреле 1879 г. народник А. К. Соловьев совершил покушение на Александра II. Первые террористические акты были местью за казни революционеров. Но постепенно террор превращался в главное оружие. Так начался переход от пропаганды (по П. Л. Лаврову) к террору (по П. Н. Ткачеву). В апреле 1879 г. народник А. К. Соловьев совершил покушение на Александра II. В 1879 г. состоялся съезд "Земли и воли" в Воронеже. Большинство участников одобрили террор для "дезорганизации правительства". Против решительно выступил Г. В. Плеханов, покинувший в результате съезд. В том же году "Земля и воля" распалась на "Народную волю", занявшуюся в основном политической борьбой, и "Черный передел", сосредоточившийся на пропаганде социалистических идей. В 1880 г. "Черный передел" был разгромлен полицией, а его лидеры эмигрировали. В 1879 г. состоялся съезд "Земли и воли" в Воронеже. Большинство участников одобрили террор для "дезорганизации правительства". Против решительно выступил Г. В. Плеханов, покинувший в результате съезд. В том же году "Земля и воля" распалась на "Народную волю", занявшуюся в основном политической борьбой, и "Черный передел", сосредоточившийся на пропаганде социалистических идей. В 1880 г. "Черный передел" был разгромлен полицией, а его лидеры эмигрировали.

6. «Народная воля»: охота на царя. Еще в июле 1878 г. в Липецке наиболее активные члены дезорганизаторской группы «Земли и воли» вынесли смертный приговор Александру II. После ряда неудачных покушений народовольцы совершили 1 марта 1881 г. убийство Александра II. А. И. Желябов, С. Л. Перовская, Н. И. Кибальчич, Н. И. Рысаков, Т. М. Михайлов были повешены 3 апреля 1881 г. Еще в июле 1878 г. в Липецке наиболее активные члены дезорганизаторской группы «Земли и воли» вынесли смертный приговор Александру II. После ряда неудачных покушений народовольцы совершили 1 марта 1881 г. убийство Александра II. А. И. Желябов, С. Л. Перовская, Н. И. Кибальчич, Н. И. Рысаков, Т. М. Михайлов были повешены 3 апреля 1881 г. С.Л. ПеровскаяА.И. Желябов

Закрепление изученного материала 1. О каком периоде в истории русского народничества идет речь в стихотворных строках: Готов ли? Ну! Теперь смотри, Готов ли? Ну! Теперь смотри, Ступай по городам и селам Ступай по городам и селам И о грядущем говори И о грядущем говори Животрепещущим глаголом. Животрепещущим глаголом. (Н. Огарев) (Н. Огарев) И вот теперь со всех сторон И вот теперь со всех сторон Идут на бой борцы иные… Идут на бой борцы иные… Идут в измученный народ, Идут в измученный народ, Идут в голодные селенья; Идут в голодные селенья; Всех русский голос их зовет Всех русский голос их зовет В бой за народное спасенье. В бой за народное спасенье. (П. Лавров) (П. Лавров)

Основные программные задачи: Способы претворения в жизнь программных задач: Организаторские методы работы: Дезорганизаторские методы работы: «Земля и воля» образована в _______ году. 2. Заполните таблицу.

3. Выберите правильный ответ. 1. Александр II был смертельно ранен 1 марта: а) 1878 г.; а) 1878 г.; б) 1879 г.; б) 1879 г.; в) 1881 г. в) 1881 г. 2. Непосредственным исполнителем террористического акта, приведшего к смерти императора, стал: а) И. Гриневицкий; а) И. Гриневицкий; б) А. Желябов; б) А. Желябов; в) С. Халтурин. в) С. Халтурин. 3. В апреле 1881 г. были повешены организаторы покушения: а) О. Аптекман; а) О. Аптекман; б) А. Желябов; б) А. Желябов; в) А. Михайлов; в) А. Михайлов; г) С. Кравчинский; г) С. Кравчинский; д) Н. Кибальчич; д) Н. Кибальчич; е) С. Перовская; е) С. Перовская; ж) Н. Рысаков; ж) Н. Рысаков; з) М. Фроленко. з) М. Фроленко.

4. Что вы знаете о этих исторических личностях?

Итог урока Революционное движение стало мощным фактором общественной жизни пореформенной России. Но «хождение в народ» и террор народников не подтолкнули крестьян к революции. Стремившиеся к переустройству жизни на основах «общинного» социализма революционеры не сумели претворить свою программу в жизнь.

Домашнее задание: §26, с , вопросы 1-3, 5 к § 26. §26, с , вопросы 1-3, 5 к § 26. Творческое задание: окажись вы на месте народников, какие бы плакаты вы нарисовали: Творческое задание: окажись вы на месте народников, какие бы плакаты вы нарисовали: 1. призывающие крестьян к восстанию; 2. Призывающие молодежь идти в народ; Если вам не нравиться «быть народником», то представьте себя их политическим противником и предложите плакаты, критикующие народничество. Если вам не нравиться «быть народником», то представьте себя их политическим противником и предложите плакаты, критикующие народничество.