ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ
«Случайные открытия делают только подготовленные умы» Б.Паскаль
Теория проблемного обучения Основные идеи разработаны в гг. XX века Основоположники: И.Я.Лернер М.И.Махмутов М.Н. Скаткин и др.
Сущность: Проблемное обучение – это система развития учащихся в процессе обучения, в основу которой положено использование учебных проблем и привлечение школьников к активному участию в решении этих проблем
Проблемное обучение не столько педагогическая технология, сколько подход к обучению
Основное понятие проблемного обучения: Проблемная ситуация – интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить явление, факт, не может достичь цели известным ему способом, что побуждает его искать новый способ действия.
В процессе решения проблемной ситуации «процесс обучения максимально сближается с процессом мышления, как бы перерастая в него»
Структура проблемной ситуации познавательная потребность побуждение к интеллектуальной деятельности неизвестное достигаемое знание способ действия
2 группы проблемных ситуаций «с удивлением» Столкновение противоречивых мнений, позиций, фактов, теорий «с затруднением» нехватка знаний: противоречие между необходимостью и невозможностью выполнить задание
Проблемный вопрос Отличие проблемного вопроса от информационного в том, что он ориентирован на противоречивую ситуацию, способствует «интеллектуальному напряжению» ученика, вызывает познавательный интерес и потребность в решении данной задачи
Важная функция проблемного обучения – повышенная мотивация Г.Галилей: «…вы не в состоянии научить человека чему-либо. Вы можете лишь помочь ему обнаружить это внутри себя».
Побуждающий диалог Вопросы или побуждающие предложения, провоцирующие мысль ученика -неожиданные ответы - переживание риска - нужная мысль
Обобщенный алгоритм Возникновение проблемной ситуации Осознание сущности затруднения, постановка проблемы Выдвижение догадок, гипотез, предположений Доказательство (опровержение) Проверка правильности (ошибочности)
Достоинства ПО Проблемное обучение более эффективно по сравнению с репродуктивной методикой Более качественное усвоение ЗУН Усиление роли самостоятельности, инициативности Самомотивация ученика Взаимодействие в микросоциуме Недостатки Отнимает много времени, значительно больше, чем при передаче готовых знаний Часто переходит за пределы одного урока
Практическое использование методов проблемного обучения
Ряд уроков, объединенных одной проблемой Урок – исследование Мини-исследование (фрагмент) Домашнее задание проблемно- поискового характера Коллективная творческая работа Реферат, доклад
Примеры создания проблемных ситуаций на уроках истории
«Правители нуждаются в мудрецах значительно больше, чем мудрецы в правителях» Фома Аквинский Диоген Синопский «Ищу человека» Александр Македонский
Владимир Святой
IV крестовый поход ? Почему вместо Святой земли крестоносцы прибыли в христианский город Константинополь и предали его огню и грабежу?
Роль Петра I в истории России (славянофилы) Могучий муж! Желал ты блага, Ты мысль великую питал, В тебе есть сила и отвага И дух высокий обитал; Но истребляя зло в Отчизне, Ты всю Отчизну оскорбил; Гоня пороки русской жизни, Ты жизнь безжалостно давил. К.С.Аксаков
Роль Петра I в истории России (западники). То нетленное наследство, которое оставил он нам, есть: пример небывалого в истории труда… пример любви к своему народу, пример непоколебимой веры в свой народ, в его способности, в его значение; пример искусства словом и делом, книгами, законами и учреждениями, духом этих учреждений воспитывать народ свой, поднимать его на ноги… С.М.Соловьев
Кавказская война Я думал – жалкий человек! Чего он хочет!.. Небо ясно, под небом места много всем, Но беспрестанно и напрасно Один враждует он – зачем?
По грязной дороге телега плетется. А в ней по бокам два жандарма сидят… Сбейте оковы, дайте мне волю - Я научу вас свободу любить. ( Рев.песня)
Процесс над Верой Засулич ? «Помилуйте, да могло ли быть иначе при таком председателе? Она говорит сама, что стреляла, а господин Кони спрашивает у присяжных, виновна ли она?! Нет! Как вам это нравится: виновна ли она? А?!»
Александр II Освободитель
Крымская война Л.Н.Толстой в 1856 г. «Сердце содрогалось смотреть, какое опустошение производили в рядах русских колонн выстрелы карабинов системы Минье…» 1854 год
Хирург и император
Урок «СССР в гг» Проблемный вопрос: Каким ты видишь десятилетие в жизни нашей страны, когда у руля власти государства стоял Н.С.Хрущев – это было время упадка или время прогресса? Точки зрения, их столкновение
Реконструкция целого по частям Задания для микрогрупп: 1. Какие политические события обусловили надежду на свободу и счастье? 2. Повлияли ли экономические реформы на повседневную жизнь советских людей? 3. Оцени реформы Н.С.Хрущева в области сельского хозяйства. 4. Можешь ли ты назвать достижения социально- экономической политики Н.С.Хрущева? 5. Выяви самые яркие музыкальные и художественные образы десятилетия.
Основные черты хрущевского десятилетия Сферы Позитивные черты Негативные черты Политическая Десталинизация Демократизация Культ личности Монополия КПСС Экономическая Создание основ индустриального общества Продовольствен ный кризис Духовная ОттепельПартийно- государственный контроль
«В России все секрет, и ничто не тайна» А.Сталь
«Прекрасное постигается путем изучения и больших усилий, дурное усваивается само собой, без труда» Демокрит
«Трусость – мать жестокости» М.Монтень
«Раньше гусиными перьями писали вечные мысли, а теперь вечными перьями пишут гусиные мысли» В.Солоухин
«Еретик – не тот, кто горит на костре, а тот, кто зажигает костер» В.Шекспир
«Я предпочитаю бичевать свою родину, огорчать её, предпочитаю унижать её, только бы её не обманывать» П.Я.Чаадаев
«Короли уходят, а народы остаются» В.Гюго