Блок уроков « М. С. Горбачев – великий реформатор XX века или человек, разваливший СССР?» Тема: "Перестройка: объективная необходимость или козырная карта.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
План урока Что такое перестройка? Новое политическое руководство. Причины перестройки. Этапы перестройки. Мероприятия и результаты. Политическая жизнь.
Advertisements

«СССР в годы перестройки» Презентация на тему: Выполнила студентка 1 курса гр. 1 – 3 Скворцова П.А 1.
РЕФОРМА ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ Кадровая революция Кадровая революция Кадровая революция Кадровая революция Политическая реформа 1988 года Политическая реформа.
При Ю.В.Андропове Горбачев занимался не только сельским хозяйством, но и широком кругом вопросов как внутренней, так и внешней политики Несмотря на сопротивление.
Противоречия социально- экономического развития страны в 80-е годы ХХ века.
Приватизация частной собственности Урезать власть центра Перейти к свободе хозяйственной деятельности, т. е. рынку Г. Явлинский С. Шаталин.
Внутренняя политика России при Горбачёве.. После смерти Л. И. Брежнева во главе партийного и государственного аппарата встал генеральный секретарь ЦК.
Политические изменения 1985 – 1991 гг. Распад СССР.
Перестройка в СССР( ) Реформа политической системы Презентация группы «Реформаторы» 9 «г» класса.
В январе 1987 г. Пленум ЦК КПСС признал необходим осуществлять подбор кадров на основе главного критерия – поддержки ими целей и идей перестройки. В
История России ХХ век. Васильева Светлана Геннадьевна Учитель истории и обществознания МОУ СОШ 15 г. Твери.
СССР в гг. Презентацию выполнила ученица 9 класса : Мехрянина София.
СССР в период «перестройки» (2 урок) Урок истории в 11 классе Учитель: Марущенко О.В.
История России ХХ век. Васильева Светлана Геннадьевна Учитель истории и обществознания МОУ СОШ 15 г. Твери.
Урок отечественной истории ХХ век 11 класс «СССР в годы перестройки» Тема:
Советский союз. Причины распада и их последствия.
ТЕМА 2. Образование СССР: причины и принципы создания Союза УМК Чернова И.Ю.
ПЕРЕСТРОЙКА В СССР (1985 – 1991 ГГ.) Хмара Ольга Васильевна, преподаватель истории Автономное учреждение профессионального образования Ханты - Мансийского.
Подготовил: Преподаватель ФГБОУ ВПО «МГТУ» МпК Маликова М.Н.
Дунай Алена 9 в класс. В марте 1985 г. после смерти К.У. Черненко Генеральным секретарем ЦК КПСС был избран М.С. Горбачев. В своем первом выступлении.
Транксрипт:

Блок уроков « М. С. Горбачев – великий реформатор XX века или человек, разваливший СССР?» Тема: "Перестройка: объективная необходимость или козырная карта М.С. Горбачева?"

Вопросы к уроку Каковы причины перестройки? Какова суть перестройки? Каковы последствия?

Перестройка – попытка сверху реформировать экономическую и политическую систему советского общества. Связана с именем ее инициатора М.С. Горбачева. Хронологические рамки перестройки – гг.

Ускорение – это курс руководства СССР, принятый в апреле 1985 года, на ускорение социально- экономического развития страны. Этот курс предполагал внедрение в промышленность и сельское хозяйство научно-технического прогресса, технологическое перевооружение машиностроения и активизацию человеческого фактора через процессы демократизации.

Демократизация – внедрение демократических начал, реорганизация на демократических основах; признание и осуществление демократии, т.е. народовластия.

Референдум – всенародный опрос, в котором принимают участие все граждане, имеющие избирательные права; производиться по особо важным вопросам государственной жизни.

Плюрализм – (с лат. – множественный) философское идеалистическое учение, утверждающее, будто в основе мира лежит множество самостоятельных независимых духовных сущностей.

План изучения нового материала Путь к перестройке. Причины, объективная потребность в преобразованиях. Экономика: реформирование без реформ. Попытки реформирования политической системы. Внешняя политика СССР в гг. Обострение национального вопроса. Распад СССР.

Задания Биографию М. С. Горбачева (Приложение А -1 группа) кризисные явления в экономической сфере (по рабочему листу) (2 группа) кризисные явления в социальной сфере (по рабочему листу) (3 группа)

Кризисные явления в экономической сфере Кризис командной экономики: снижение темпов экономического роста, нарастающее отставание от передовых стран, экстенсивное развитие, нарастание диспропорций в экономике, проблема дефицита, устаревшие методы управления, начало инфляции, развитие теневой экономики, рост преступности в экономической сфере и т. д.

Кризисные явления в социальной сфере Проблемы, связанные с понижением уровня жизни. Проблемы, связанные с психологическим состоянием общества: неверие в возможность перемен, недоверие к власти, нежелание работать в общественном секторе, привычка жить по двойным стандартам, социальная апатия.

Вопросы: Какие качества личности М. С. Горбачева соответствуют личности политика– реформатора? ПРИЛОЖЕНИЕ Б (всем)

Качества знания, общественно-политическая деятельность, понимание необходимости решения экономических и социальных проблем, организаторские способности, смелость, целеустремленность, опыт работы в общественных организациях и на государственной службе)

Назовите причины перестройки? «Перестройка – это назревшая необходимость, выросшая из глубинных процессов развития нашего общества. Мы заново открываем самих себя… Нами движут идеи Октября, идеи Ленина, интересы советского народа. Все мы – ученики. А учитель – жизнь, время. Я верю: будет расти понимание, что в результате перестройки в широком смысле этого слова мир сблизится» М.С. Горбачев из книги «Перестройка и новое мышление для нашей страны и всего мира»

Эволюция перестройки 1-ый этап: апрель 1985 г.-июнь 1989 г. От власти партократии к Советам Законодательно закреплен принцип народовластия 2-ой этап: июнь 1989 г.-12 июня 1990 г. Консолидация; Формирование партий Провозглашение суверенности в рамках Союза 3-ий этап: июнь 1990 г.-21 августа 1991 г. Попытка военного переворота

Хронология событий март 1985 года Генеральным секретарем ЦК КПСС стал Михаил Сергеевич Горбачев апрель 1985 года на пленуме ЦК КПСС был провозглашен курс на ускорение социально- экономического развития страны. февраль 1986 года на XXVII съезде КПСС обсуждается экономическая стратегия партии и основные направления экономического развития СССР на период гг. и до 2000 г.

24 мая 1990 года Н.И. Рыжков выступил на третьей сессии Верховного Совета СССР с концепцией регулируемой рыночной экономики июнь 1990 года было принято постановление Верховного Совета СССР О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике. 11 сентября 1990 года Верховный Совет РСФСР принял для Российской Федерации другую экономическую программу – 500 дней, выработанную Г.А. Явлинским и С.С Шаталиным.

21 сентября на заседании Верховного Совета СССР было принято решение на основе двух программ подготовить одну объединенную. В результате в октябре 1990 года были выработаны Основные направления по стабилизации народного хозяйства и переходу к рыночной экономике. предусматривались: постепенная демонополизация, децентрализация и разгосударствление собственности, учреждение акционерных обществ и банков, развитие частного предпринимательства

Июнь 1988 года На XIX Всесоюзной конференции КПСС учреждается новый высший орган законодательной власти – Съезд народных депутатов СССР и соответствующие республиканские съезды Выборы депутатов проводились в гг. на альтернативной основе. Вводился новый пост председателя Совета (от Верховного до районного). Председателем Верховного Совета СССР стал Генеральный секретарь ЦККПСС М.С. Горбачев в марте 1989 года. Председателем Верховного Совета РСФСР – Б.Н. Ельцин.

Новые политические партии гг. с очень широкой ориентацией: от монархистов до анархистов; в республиках партии и массовые движения национальной и националистической ориентации – народные фронты (Саюдис, Рух, Свободная Грузия и т.д.) В противовес им сложились интерфероны - движения, выступавшие против сепаратистских, националистических тенденций (русскоязычное население) в России возникло значительное количество партий и движений в основном антикоммунистической и антисоциальной направленности (1989 году организационно оформилась Либерально-демократическая партия (ЛДПР) (лидер – В.В. Жириновский), было создано Российско-христианско- демократическое движение (РХДД) (лидер – В.В. Аксючиц).

кризис в гг. из КПСС выходят компартии Латвии, Литвы, Эстонии; весной 1990 года образовалось так называемая Марксистская платформа КПСС. С середины 1991 г. начинается официальная регистрация партий Министерством юстиций России.

Обострение национального вопроса Усилилось стремления отдельных республик выйти из состава СССР, добиться суверенитета со всеми вытекающими из этого правами и обязанностями. весной-летом 1990 года Латвия, Литва, Эстония, а затем Российская федерация и другие союзные республики добились суверенитета. Страна вступила в полосу дезинтеграции. вспыхнули межнациональные конфликты: - в Нагорном Карабахе ( гг.), - в Фергане (1989 г.), - в Омской области Киргизии (1990 г.) и других.

Вводится новая государственная должность – Президент СССР. III съезд народных депутатов СССР в марте 1990 года избрал Президентом М.С. Горбачева март 1991 года всесоюзный референдум по вопросу о сохранении СССР. 76,4% принявших в нем участие высказались за сохранение СССР как обновленной федерации равноправных суверенных республик. В апреле 1991 года начались переговоры Президента СССР с руководством республик в Ново-Огареве. Из 15 союзных республик только 9 согласились на участие в переговорах, но почти все они выступили против позиции М.С. Горбачева, стремившегося сохранить многонациональное государство на основе реальной федерации субъектов.

События августа 1991 года удалось подготовить компромиссный проект Союзного договора, согласно которому республики получали значительно большую самостоятельность. В ночь с 18 на 19 августа произошло выступление консервативного крыла в высшем руководстве СССР (ГКЧП)

ИТОГИ: М.С. Горбачев вернулся в Москву. Б.Н. Ельцин подписал указ о приостановлении деятельности КПСС на территории Российской Федерации, а в ноябре 1991 г. запретил ее. 25 декабря Горбачев подал в отставку с поста Президента СССР.

Домашнее задание: Написать эссе на тему "Гласность предполагает правовую и моральную ответственность средств массовой информации". 2. Или ответить на вопрос: Чем, на ваш взгляд, отличается "гласность" от "свободы слова?