«Война в памяти нашей семьи» Выполнили: учащиеся ОУ СОШ 10 г.Сызрани Руководитель: учитель русского языка и литературы Рущак И.В.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Презентацию для детей старшего дошкольного возраста подготовила: ст. воспитатель ГБОУ г. Москвы детский сад 400 Волокитина Наталья Анатольевна.
Advertisements

Презентация для детей старшего дошкольного возраста Автор – Гребнева Т.В. воспитатель ГДОУ детский сад 40 Кировского района Санкт-Петербурга.
ко Дню Победы - 9 мая для дошкольников и младшего школьного возраста
Презентация для детей старшего дошкольного возраста Автор – Гребнева Т.В. воспитатель ГДОУ детский сад 40 Кировского района Санкт-Петербурга.
Бекмансурова Кристина о прадедушке Бучин Геннадий Александрович Родился 12 октября 1923 года в селе Серебрянка Пермской области.
Презентацию выполнили: учащаяся 9 класса Магомедова М. учащаяся 8 класса Магомедова Р.
Работа ученицы 6 класса «Б» Распаевой Карины. Учитель: Малахова Елена Васильевна МОУ Красноярская школа 1.
Война это горе, слезы. Она постучалась в каждый дом, принесла беду: матери потеряли своих сыновей, жены мужей, дети остались без отцов. Тысячи людей прошли.
Мурзин Алексей 3 КЛАСС 2010год МОУ Большесырская средняя общеобразовательная школа.
Подготовила Черкашина Алина. Моя прабабушка Капустникова Евгения Кирилловна родилась в 1922 году, на момент начала войны ей было 19 лет. До войны она.
Презентация к уроку по теме: Презентация о Великой Отечественной войне
Великая Отечественная война Презентацию подготовила :Талаева С.А.
Великая Отечественная Война КГУ «Средняя школа 4» Валуева В.З.
Выполнила: Авксентьева Анна Сергеевна 10 лет, ученица 5Г класса, МОУ «Урмарская СОШ 1 им.Г.Е.Егорова» Руководитель: учитель технологии Васильева Оксана.
9 мая. 9 мая- День победы! Долг и нелегок был путь к победе. Низкий поклон воинам, с честью выполнившим свой долг перед Родиной: и тем, кто вернулся домой,
Работу выполнила : ученица 4 класса Машинец Алена Руководитель : Мащенкова Марина Алексеевна Павловка 2014 г.
Лица и судьбы войны Выполнил: Федотова Л.А. Выполнил: Федотова Л.А. Проверил: Кузнецова О.И. Проверил: Кузнецова О.И. Преподаватель по истории искусств.
Великая Отечественная война. 22 июня 1941 года Воскресное утро выдалось солнечным, тёплым, тихим. Но вдруг в мирную тишину ворвался из уличных репродукторов.
FedotoVA Мой предок – участник войны Выполнила: учащаяся ГБОУ СО СОШ 3 г.о.Сызрани Самарской области 4 «А» класса Новоженина Анастасия Куратор: учитель.
Презентация к уроку на тему: презентация "Эхо войны"
Транксрипт:

«Война в памяти нашей семьи» Выполнили: учащиеся ОУ СОШ 10 г.Сызрани Руководитель: учитель русского языка и литературы Рущак И.В

Война в памяти нашей семьи

А ПАМЯТЬ ГОТОВА ВЗОРВАТЬСЯ ОПЯТЬ, ВЫ ТОЛЬКО ЕЁ ЛИШЬ ЗАТРОНЬТЕ

Война – величайшее зло на земле. Она истребляет красоту и богатство природы, уничтожает духовные ценности, разрушая памятники многовековой культуры, несёт гибель людям, порождает горе сирот и вдов, ожесточает сердца, сеет страх и ложь, отчаяние и ненависть. Война – враг культуры, правды и красоты, враг человеческого разума и сердца, враг матерей и детей. Несмотря на то, что вот уже много лет прошло с тех пор, как мы победили в Великой Отечественной войне, очень тяжело читать воспоминания о ней тех, кто знает о ней не по книгам и кино, а по своей жизни. На следующих страницах приведены воспоминания людей о Первом и Последнем днях войны. Всех их опросили ученики нашей школы. Некоторые из опрошенных рассказали больше, чем о двух днях. Мы не стали это убирать, стараясь по-возможности сохранять, авторский стиль. Ветеранов Великой Отечественной войны с каждым годом становится всё меньше. Главными свидетелями теперь являются те, кому во время войны было 6-18 лет. Сильные впечатления, пережитые в детстве, на всю жизнь врезаются в память человека. Что помнят дети войны? Что могут рассказать те, кто выжил? Многое… «Колокол памяти» - воспоминания очевидцев войны. Без комментариев. Без вопросов. Просто – маленькие истории. Желая как-то систематизировать собранный материал, мы попробовали разбить его на три группы - воспоминания детей, солдат, тружеников тыла. Но в некоторых случаях это было очень трудно сделать - дети становились солдатами, взрослые из тыла уходили на фронт. Поэтому эти группы получились довольно условными...

И много лет прошло с того дня, Когда фашисты, не предупредив, На нашу Россию напали, Когда все страны западные завоевали. Им ведь не нравилось сходство, А они хотели господства. И задается вопрос: « Зачем!?» Зачем затеяли они все это? Кошмарные страсти кроваво балета. Ведь не осуществилось все, что было затеяно, Сколько душ было потеряно. И если мхом зарастет место боя Или сгорит все от жаркого зноя, Мы не забудем те времена никогда, Пусть даже быстро пролетят года. Все будет храниться в наших сердцах, В поколениях и быстро бегущих годах. Гольцова Марина (8-Б) Много воды утекло С тех пор как ЭТО произошло. Поколения сменились, века, Но жизни утеряны уже навсегда. Боль, страдания, крики и страх До сих пор стучат в висках. И все тогда уничтожалось, В ярко-красных кострах сжигалось, Все счастливое и живое, Бесконечно для души дорогое. Сегодня уже не вернуть всех тех, Кто Родину защищал и детский смех, Не жалея жизни своей и сил, И сегодня мы память их чтим. Старики глаза от ужаса закрывают, Когда с болью в груди вспоминают Погибших верных друзей И малых невинных детей. ВОСПОМИНАНИЕ

У ВОЙНЫ - НЕ ДЕТСКОЕ ЛИЦО

СВЕТЛЫ И ЛУЧЕЗАРНЫ ДНИ, КОГДА ОСВЕЩЕНЫ ЛУЧАМИ СОЛНЦА МИРНОГО ОНИ. НО ЕСЛИ ЖЕ ГРОЗОЙ ВОЕННОЙ НЕБОСКЛОН ОБЪЯТ И ДЕТИ ОТ РАЗРЫВОВ БОМБ НЕ СПЯТ, ТО ДЕТСТВО ПРЕВРАЩАЕТСЯ В СТРАДАНЬЕ, В КАКОЕ-ТО ЧУДОВИЩНОЕ ИСПЫТАНЬЕ

Как сложно бывает ребенку Пройти страх жестокой войны. Ребенок всего лишь ребенок! Ведь детство не время борьбы! Все детство детей пролетело В боязни за жизнь и в бегах... И выстрелы, взрывы и крики... Все это звенело в ушах... Те дети сейчас постарели, Им дольше семидесяти. Но всё же те страшные годы... От них не возможно уйти. Мальчишки, девчонки, ребята, Что память хранят столько лет, И память совсем не солдата. В ней детский, обычный ответ. Ответ на простые вопросы О страшных войны временах, О детстве ужасном, голодном, О том кто живет в облаках. О том, что забыть не возможно, О том, что так сложно понять... О, как повезло нам с тобою Войну на себе не узнать. Прекрасное, чистое детство... Без воин, без страха, без слез, Без выстрелов, бомб и фашистов... Для них, ветеранов, мир грез! Давайте мы мир сохраним, За тех, кто тогда погибал. За тех повзрослевших ребят, Кто в детстве своем так страдал! Давайте мы мир сохраним, Мир тех, кто взлетел в облака, Кто к нам не вернется назад, Кто понял, что значит война.... Олеся Санникова, 8-Б. Детство, опаленное войной

РУМЯНЦЕВА Алевтина Ивановна Я родилась в апреле 1931 г. В Ивановской области, в деревне Андреевское. Когда началась война, мне было всего 10 лет. На всю жизнь мне запомнилось то воскресное утро, которое изменило жизнь многих людей и принесло горе каждому человеку. Объявление о войне прозвучало по радио, неожиданно для всех. Все люди были в панике; тревога, страх, растерянность - эти чувства были написаны на лицах женщин, мужчин. Мой отец сразу ушел с братьями в сельсовет, а мама стала собирать его вещи. В деревне остались лишь старики да женщины с малыми детьми. Я ходила в школу пешком, через лес, по три километра туда и обратно. Учебников не было, писали кто ручкой, кто карандашом на старых книгах и газетах. А после школы приходилось работать в огороде, ухаживать за скотиной, копать картошку, теребить лен. Уроки учили по ночам. Все время хотелось есть. А ели тогда все, что могло быть съедобным : лебеду, крапиву, шелуху от овса,кожуру от картошки, корешки растений. На фронт для солдат посылали посылки - вязали варежки, носки, шили и вышивали кисеты.Все тогда трудились и жили для фронта, мечтали о дне, когда закончится война. Материал подготовила РумянцеваА. (9-А класс)

ОГОЛЬЦОВА Мария Алексеевна Зовут меня Огольцова Мария Алексеевна. Родилась в 1925 году в селе Междуречье Саратовской области. Семья у нас была большая - отец, мать и семеро детей.Когда началась война, мне было 16 лет. После объявления войны собрали нас, всю молодежь, в сельсовете, объяснили трудность положения. Начались трудные времена. Ведь в селе остались только старики, женщины, дети. Всем тогда было тяжело, жизнь изменилась полностью за один день. Все пошли работать в колхоз.Я устроилась разнорабочей. Работали сутками, бесплатно, не боялись никакой работы. А когда пришла осень, меня направили под Вольск, убирать хлеб за Волгой. Через реку переплавлялись на лодках. А я уж больно воды боялась, пришлось глаза платком завязывать. Жили мы в землянках, ели не досыта, спали очень мало, от усталость валились с ног. Хлеб убирали вручную, старались, чтобы в поле ничего не осталось. В 1943 году нас послали рыть окопы под Саратовым. Копали до кровяных мозолей, под проливным дождем, не давали никакой сменой одежды, не было крыши над головой, где можно было согреться и обсушиться. Грелись у костров и опять шли копать. Слава богу, не понадобились эти окопы - не дошли немцы до нас. А вечерами собирались в какой-нибудь избе и вязали носки, варежки. Затем собирали посылки и отправляли на фронт. Какой радостной была весть о победе, хотя многие не вернулись с войны.

РОМАШОВА Нина Сергеевна Мне было пять лет, когда началась война. Отец ушел на фронт,а мать осталась одна с шестью детьми. В августе 1942 года деревни Каменец в смоленской области не стало. Карательный отряд сжег избы, а жителей угнали сначала в Рославский концлагерь, затем - в Белоруссию, в Барановичи. Подростки валили лес, маленькие дети собирали за ними ветки, женщины работали на кухне. Я с содроганием вспоминаю случай, когда смерть чуть не оборвала мою жизнь. В тот день женщины чистили картошку для немцев. Детвора украдкой собирала очистки, чтобы полакомиться ими. Одна из женщин кинула картофелину своему мальчику. Караульный немец решил, что она предназначалась мне. Немец схватил меня за волосы. Раскрутил и кинул, как собачонку, в выгребную яму. Я плавать не умела и стала тонуть. Никому из пленных не разрешили мне помочь.И лишь один немец, который сносно относился к заключенным, вытянул меня из ямы, сунул меня под кран с ледяной водой и отпустил в барак отогреться. Свою семью он потерял, потому и был небезразличен к страданиям пленных. Именно этот немец однажды выпустил нашу семью на свободу. Уже потом мы узнали, что утром оставшихся пленных погрузили в вагоны и сожгла заживо. Мы прятались в лесу, в канавах, искали путь к своим. Однажды попали под обстрел. Когда бой закончился, я никого из семьи не нашла. Лишь через трое суток случайно встретила маму и брата.Три месяца мы добирались пешком до своей деревни. Деревня Каменец была заминирована.Люди жили в землянках,ходили строго по обозначенным тропинкам. Опасно было шаг ступить в сторону, чтобы нарвать травы для еды. Всех мучил страшный голод. В школу я пошла только в 10 лет в соседнее село Доброселье. В 1957 году я переехала к сестре в Сызрань и проработала здесь в детском саду более двадцати лет.Война осталась в прошлом, но не стирается из памяти, тревожит.

ЛОГИНОВ Анатолий Александрович Я родился 29 декабря 1929 года. Через 12 лет началась война. На фронт меня не взяли, сказали маловат. Детям во время войны было очень трудно. Родители думали, как бы прокормить свою семью. Мы помогали везде, где хватало сил. Я в основном работал в колхозе, помогал в уборке урожая управлять комбайнером.Весной пололи подсолнухи. А что мы ели, так не дай бог такого никому. Горькую мучку мешали с липовыми ветками и пекли лепешки. Весной питались травами, ягодами, грибами, орехами. Собирали колоски на полях, когда сойдет снег.Зимой ели мёрзлую картошку. Многие травились, умирали. Весь хлеб отправляли на фронт. А население, кто как мог так и выживал. Жили в основном за счет своего хозяйства. Тыкву, картошку, свеклу варили и ели. Эта еда надоедала, но и её не было вдоволь. Нашей семье повезло больше, у нас были куры и коза. Коза была озорная, порою и к дому не подпустит, бодается. Только мать могла с ней управляться. Вот мы весь день и ждали, когда мать придет с работы и подоит козу. Летом мы спали на сеновале, зимой на полу вчетвером на матрацах, набитых соломой. После войны я окончил железнодорожное училище и пошёл работать кочегаром на паровозе.Потом стал помощником на паровозе, затем проработал машинистом электровоза.

ТАЛЬНОВА Алевтина Михайловна В 1941 году началась война. Мне тогда было три года и я с родителями жила в г.Сызрань.И хотя я была маленькой девочкой, у меня остались яркие воспоминания о тех ужасных временах. Мой отец ушел на фронт, мать работала на заводе. Большую часть времени мы, дети, были одни дома. Нам приходилось самим топить печку, работать на огороде. В шесть лет меня одну посылали за водой на родник. Нести тяжелые ведра было очень тяжело, но эту работу некому больше было выполнять. Нести ведро было невыносимо тяжело. Огромное, оно почти волочилось по земле. Вода, конечно же, расплескивалась. Есть было практически нечего. Бывали дни, когда несколько зеленых яблок были едой на весь день. Самое яркое запомнившееся событие - прибытие на побывку отца с фронта. Как сейчас помню, он постучался в окно и спросил: «Есть кто дома?». Вот радостные дни были. Забылись все трудности и горести. Отец привез нам гостинцы. Несколько дней дети были сыты и освобождены от непосильного труда. Еще он сказал, что немцев погнали от Москвы, а значит война скоро закончится. Такие времена не забываются, а с болью живут в наших сердцах. Материал подготовила Тальнова К.(9-А класс)

МИРОНОВ Яков Мифодьевич Во время войны не только солдаты на фронте защищали нашу Родину, но и в тылу простой народ и дети помогали фронту. Когда началась война, мне было девять лет, учился в четвертом классе. В школе я был одним из лучших учеников. После уроков мы не сидели без дела, а помогали колхозу. Нам приходилось пасти скот, работать на полях. А потом, уже поздно вечером, уставшие мы принимались учить уроки. Жить было трудно. Когда пошел в пятый класс, приходилось ходить в школу за пять километров в другую деревню. Обуви хорошей не было, порой была одна пара обуви на всех детей в семье. Тетрадей тоже не было, мы писали на на газетах, между строк, некоторые ученики писали вместо карандашей и ручек угольками. Но несмотря на трудные времена, народ жил дружно и все старались друг другу помогать. Я закончил школу с отличием, поступил без экзаменов в техникум. Затем окончил институт и много лет работал в школе учителем истории. Знать о войне обязательно нужно, чтобы больше никогда не повторился этот ужас. Материал подготовила Заболотько А. (9-А класс)

МИНАКОВА(СУРКОВА) Зинаида Михайловна Вспоминать войну больно и страшно. В нашей деревне все мужчины ушли на фронт, мой отец тоже. На руках матери осталось четверо детей. Самому младшему было три года. Мне тогда исполнилось восемь лет. Беззаботное детство с наступлением войны закончилось. Мне приходилось помогать матери по дому, нянчится с младшими братьями, ухаживать за коровой. Кушать было нечего. Варили постный суп из одной капусты и картошки, но и этому были рады. Спасением для нашей семьи была корова. Это исхудавшее животное кормило нас и спасало от голода. Кружка тёплого, парного молока для нас была дороже золота. Однажды поздно ночью в деревню ворвались немцы. Они стали выгонять всех жителей из домов на улицу. Стоял январь месяц. Кругом стоял вой, плач детей. Ад кромешный. Наша мама, успев взять тёплые вещи, увела нас в баню. Там мы и стали жить, а в нашем доме поселился немецкий офицер. Маме было приказано каждый день относить всё надоенное молоко «квартиранту». Детям молока уже не доставалось. Четыре пары голодных глаз каждый раз встречали и провожали маму, когда она уносила молоко немцам. В это время заболел младший братишка. Голод истощил его силы, детский организм не мог сопротивляться болезни, а накормит ребёнка было нечем. И тогда мама решилась на дерзкий поступок, за который могла поплатиться жизнью. Подоив корову, она незаметно бросила в ведро с молоком кусочек навоза. Если бы кто - ни будь из немцев заметил это, маму бы немедленно расстреляли. Но, к счастью, никто ничего не видел. Конечно же это молоко немец побрезговал пить. Маму сильно отругали и пригрозили в следующий раз наказать, но в этот день каждый из нас получил большую кружку тёплого, вкусного молока. Давно закончилась война, но до сих пор во рту стоит незабываемый вкус того парного молока, которое, рискуя ради нас своей жизнью, принесла в тот вечер наша мама.

Стоял жаркий день августа 1942 года. Все женщины, дети и старики спешили убрать хлеб с колхозных полей. Одни косили пшеницу, другие вязали тугие снопы, десяти-двенадцатилетние мальчишки увозили их на ток, устроенный там же в поле. Опытные старики укладывали снопы в скирды, а ребята повзрослее (13-15 лет) подавали их вилами на большую высоту. Снопы укладывали колосьями внутрь так, чтобы даже самый сильный ливень не смог промочить скирды. Шел второй год Великой Отечественной войны. Все мужчины были на фронте. Оттуда приходили тревожные вести о взятии наших городов немецкими захватчиками. На ток пришел безрукий почтальон. Все моментально собрались вокруг него. Кто читал письмо-треугольник, радуясь, что сын или муж жив, а кто бился в истерике, распечатывая извещение о гибели родных на фронте. Почтальон известил о наступлении немцев на Воронеж. Наше село Перлёвка находилось в сорока километрах от него. Вдруг кто-то крикнул: «Немцы!» По большому к селу двигалась колонна из мотоциклистов, танков, автомашин с немецкими солдатами. Люди бросились бежать домой, ведь там остались маленькие дети и немощные старики. Пока жители прибежали в деревню, в ней уже хозяйничали фашисты. Они требовали «яйке», «млеко», ловили кур, угоняли коров, загружали десятками овец в автомашины. А тех, кто пытался отстоять своё добро, били прикладами винтовок, хлыстали плётками. На улице стоял невыносимый шум, крик, рёв скота, рокот моторов. Женщины со слезами разыскивали своих перепуганных детей, прятавшихся в грядках капусты и картофеля, в сараях. Внезапно послышался гул наших советских самолётов(мы научились отличать их по звуку). Немцы бросились врассыпную, попадали на землю. Нас, шестерых детей (мне тогда было семь лет), мама увела в окоп, я не знаю. Но только я стала вылезать из укрытия, как увидела над головой немецкий танк. Он скрежетал гусеницами и вертелся, казалось, на одном месте. Десятилетний братишка, который вылезал вслед за мной, стащил меня за ноги вниз и уволок в другую часть окопчика, где прятались от бомбежки мама с остальными детьми. Ужас заставил нас замереть, только мама неистово молилась и просила Бога о нашем спасении. Когда рев танка стих, старшие братья раскопали запасной лаз из окопа и вылезли наверх. Танк быстро удалялся. Весь картофельный участок был превращен в канавы, окопчик был доверху завален землей. Чудом уцелел только

самый маленький кусочек от буквы «Г» нашего окопчика. Именно там мы прятались, тесно прижавшись к матери, в ожидании неминуемой гибели. На улице горела автомашина с овцами, подбитая советскими летчиками. Немцы оставили деревню. Мы ликовали. Но через два дня гитлеровские оккупанты вновь заняли наше село. Они выгнали нас из наших домов, отобрали оставшийся скот, сожгли все хлеба, отняли все съестные запасы, вырубили сады и лес, боясь партизан. Мы остались голодные и холодные, без жилья и продуктов. Так закончилось наше детство и началась тяжелая, изнурительная жизнь в оккупированном гитлеровцами селе. Это не выдуманные, не приукрашенные истории, а отдельные воспоминания из моего трудного детства. В августе 1941 года с ревом, на бешенной скорости по селу промчалась колонна немецких мотоциклистов-разведчиков. Через два дня село заняли фашисты, ворвавшиеся на танках. За ними приехал конный обоз. Появившиеся фашисты стали грабить население. Они выгоняли скот из дворов: коров, овец, свиней, уток, гусей, кур; грузили их живьем в машины и повозки. Некоторых животных и птиц тут же забивали и варили на кострах. Собак, которые лаяли на незваных гостей, расстреливали из автоматов. Жителей выгоняли из домов, а тех, кто сопротивлялся, били прикладами и выкидывали из жилья, которое сами же потом заселяли. Шли дожди, наступали холода. Жители рыли себе землянки, кое-как закрывали их сверху деревьями, ветками, соломой. Скирды хлебов оккупанты подожгли. А все плодовые деревья немцы заставили жителей вырубить, так как панически боялись партизан. Немецкие солдаты насиловали русских женщин и девушек, после чего появилось поколение «немчурят». По селу фашисты объявили комендантский час. Людей, нарушающих порядок, били плетками. Нещадно наказывали за всё. Один мужчина, Иван Разгоняев, взял с колхозного склада десяток кирпичей для печки, которую сложил в землянке. За это фашисты забили его розгами до смерти. После каждого удара кровь брызгала из тела несчастного на два-три метра в разные стороны. Для назидания немцы собрали всё население на это побоище.

Однажды фашисты поймали скрывавшегося от них раненого советского солдата и гнали его, раздетого до нижнего белья и босого в февральские морозы, от комендатуры до кладбища четыре километра. На грудь солдата повесили табличку «партизан». Когда избитый до полусмерти солдат падал, его били прикладами и гнали опять. На кладбище солдата заставили рыть себе могилу. Когда измученный солдат упал в чуть выкопанную могилу, его фашисты расстреляли и забросали мерзлыми комьями земли. Имя солдата осталось неизвестным. В один из зимних дней немцы пригнали в село около пятнадцати советских военнопленных. Загнали их в землянку и оставили их там голодными. Русских женщин, которые хотели покормить пленных, травили собаками. Истощенные солдаты вскоре заболели тифом. Боясь заразиться, немцы облили солдат и землянку бензином и подожгли. Люди сгорели заживо. Имена солдат также остались неизвестными. Я ненавижу войну и вспоминаю о ней со слезами и с содроганием, ведь она отняла у меня двух старших братьев. Материал подготовил Сурков А. (10-Б класс)

РОЗАНОВА Римма Николаевна Когда началась война, мне шел четвертый год. Многих событий я не могла запомнить, но ощущение того, что я была постоянно голодной, до сих пор не проходит. Всегда хотелось хлеба. Кушать было нечего. Варили суп(если это можно было назвать супом), который состоял из воды и капусты. Мама и бабушка работали на заводе, выполняли очень тяжелую работу, так как все мужчины были на фронте. З а свой труд они получали поношенную одежду и хлеб. Но этого хлеба хватало не надолго. Очень ясно помню случай, когда меня отправили за хлебом в магазин. Взрослые были постоянно на работе, а за хлебом необходимо было стоять очень долго. Я очень долго простояла в очереди, но хлебе мне не дали, объяснив, что я слишком мала. Хлеб у меня могли отобрать по дороге. Тогда я очень расстроилась и долго проплакала. Много лет мы живем в мире. Полки магазинов ломятся от изобилия продуктов. Но для меня самый лучший, самый вкусный продукт - это кусок простого, ржаного хлеба, которого так не доставало во время войны. Материал подготовила Киселева А. (9-А класс)

ГОЛЬЦОВ Борис Яковлевич Мне было всего 4 года, когда началась война. Моя семья жила в Воронеже. Отец работал мастером на авиационном заводе. При приближении немецких войск было решено перебросить завод из Воронежа в Куйбышев (ныне Самара). Все оборудование погрузили на железнодорожные платформы. Вся семья также переехала в Самару. Переезд был очень трудным, длился две с лишним недели. Вражеские самолеты дни и ночи вели обстрел железнодорожных составов. Женщины и дети прятались во время налетов немецкой авиации под вагонами, а мужчины вели бой. На станции Безымянка состав разгрузили. Всех нас поселили в землянках. Было очень холодно, не хватало продуктов. Стояла лютая зима. Отец просился на фронт добровольцем, но его не отпускали, потому что он был хорошим специалистом и нужен был на заводе. Завод выпускал истребители, в которых так нуждался фронт. Отца я почти не видел, завод работал в две смены. Порой не было сил идти домой, тогда отец оставался на заводе. Немного поспит и опять приступит к работе. Но мы всегда верили в нашу победу, поэтому и победили. Материал подготовила Гольцова М (9-Акласс)

СУСЛОВА Римма Георгиевна Я с родителями эвакуировалась в город Сызрань, так как мои родители работали на военном авиационном завод Производство завода, его оборудование переносили в волжскую землю, так как наступали немцы. Нельзя было допустить, чтобы промышленность попала в руки врага. Состав, состоящий из множества товарных вагонов, вез военное оборудование и людей. Несколько дней мы не могли выехать из Днепропетровска, так как необходимо было проехать по большому мосту через реку Днепр. А мост усиленно бомбился немцами. Наконец, нам удалось переехать на другой берег Днепра. Но немецкая авиация продолжала обстреливать состав и скидывать на него бомбы. Женщины, схватив своих маленьких детей, бежали в небольшой лес, надеясь спрятаться там от ужаса, царящего вокруг. Когда закончилась бомбежка, оставшиеся в живых вернулись к поезду и увидели…. Молодую женщину, которая в этой страшной обстановке, среди разрывов снарядов и пожара около поезда родила ребенка. Так на свет, несмотря на ужасы войны, появился маленький человек. Война не должна повториться, дети должны жить в мире и видеть только прекрасное, а не смерть, кровь и слезы. Материал подготовила Гайлис К. (9-А класс)

ЮНОСТЬ В ПОГОНАХ

ТУЧИН Сергей Федорович До войны я жил в селе Свирино Ульяновской области. Когда началась война, я учился на третьем курсе технологического техникума в Куйбышеве. В Сызрани мне пришлось проходить практику на заводе. Было мне восемнадцать лет, когда меня призвали по повестке военкомата в артиллерийские войска. Уже на втором году войны я был командиром противотанкового истребительного взвода. Будни военного времени очень тяжелы, и воспоминаний очень много. Вот одно из них. Во время взятия линии Монергейм финны упорно защищались от нас. Вдруг всё стихло. Мы находились на буграх. Неожиданно из-под земли раздался какой-то шум. В одном из бугров прятались враги. «Гранату, гранату туда!»- закричал командир. Раздался взрыв, всё смолкло. Через несколько минут уцелевшие враги сдались, но остался жив снайпер, который держал дорогу под прицелом. Вдруг показался генерал. Один солдат пытался предупредить генерала об опасности, но генерал его не слышал и продолжал движение. Прозвучал выстрел, генерал был тяжело ранен. Вот так легко и быстро можно потерять жизнь на войне. За уничтожение огневой точки я был награжден орденом Красной Звезды. Был трижды ранен. Ненавижу войну, но это наша история. От каждого человека зависело будущее страны. Материал подготовил Савин А.(8-А класс)

МАКАРОВ Александр Андреевич Я прошел войну с самого её начала до конца. В каких только городах я не побывал, защищая нашу Родину от немецких оккупантов. Особенно запомнился город, где нам тяжело далась победа. Это Сталинград. Фашисты каждый день бомбили город, промышленные предприятия, которых в городе было очень много. Они подрывали баки с горючим веществом. Огонь вулканической лавой стекал в Волгу, день и ночь горела наша волжская земля.Гитлеровцы рассчитывали быстро сломить сопротивление наших войск. Но захватить Сталинград противнику так и не удалось. Подвиги, как мне кажется, в то время совершал каждый советский человек, защищая Родину, исполняя свой долг. Особенно запомнился мне день, когда мы узнали о нашей победе. Наконец-то настал тот счастливый момент, когда мы встретимся с родными и близкими людьми. Вспоминать о войне очень тяжело. Каждый момент, каждая минута на войне ярка и трудна, потому что знаешь, что в любой миг можешь быт убит, можешь расстаться с той прекрасной жизнью, ради которой воюешь и защищаешь Родину. Но никто и никогда ни разу не пожалел о том, что он находится на войне и со всей ему присущей силой старался быть полезен до конца, защищая то, что любимо каждым русским человеком. Как ни тяжело, но о войне нужно вспоминать и необходимо о ней рассказывать, чтобы молодежь, внуки учились беречь мир на земле. Материал подготовил Воргодяев М.(8-А класс)

ЖУЛЬКОВ Михаил Александрович В 18 лет меня забрали на фронт. Десять месяцев меня учили стрелять из всех видов оружия, прыгать с парашютом, учили рукопашной схватке - ударить один раз и навсегда. Готовили боевого десантника, которого выбрасывают пол шквальный огонь противника, когда болтаешься между небом и землей и некуда спрятаться от пуль. В 43-м десять месяцев - огромный срок, летчиков учили самое большее месяц - взлет-посадка, пришивай лычки - ты уже летчик. В ноябре 1943, в первом бою я форсировал Сиваш. Потом был Симферополь, потом Сапун-гора… Мы рвались к Сапун-горе, а немцы били наотмашь. В бою я вдруг почувствовал удар по каске и на миг потерял сознание. А открыв глаза, увидел немца, который замахивался на меня прикладом. Жизни оставались мгновения, и тут солдат Иван сходу срезал немца очередью из автомата. Рослый немец рухнул прямо на меня. Пока я приходил в себя, солдат Иван уже ушел вперед, откуда немцы били в упор из зениток. Один из снарядов разрезал горло Ивану, а я остался жить, остался воевать. Закончил я войну в Латвии. После войны пошел учиться, служил на границе. Имею много наград: орден «Славы», орден «Красного Знамени», 25 правительственных наград. Моя снайперская винтовка с 59 зарубками хранится в Музее Вооруженных сил.

БАБИЧЕВ Василий Иванович Мне было тогда всего 18 лет. Я очень боялся, что война закончится без меня, и сразу побежал в военкомат. Но на фронт меня сразу не взяли. Мой черед пришел, когда уже полыхал Сталинград. В «чине» пулеметчика я принял первый бой под Новочеркасском. Побывал и разведчиком - чудом с немецкого тыла живым вернулся. При освобождении Севастополя был тяжело ранен в голову. Два месяца пролежал парализованный. По многим госпиталям я лежал. Последним оказался 1643 в г.Сызрани. Здесь меня и списали. Так в Сызрани и остался.За участие в войне награжден тремя медалями «За отвагу», получил орден «Славы». После войны работал на Сланцеперерабатывающем заводе.

МУЛЯКАЕВ Загидулла Хусаинович Загидулла Мулякаев встретил войну шестнадцатилетним пареньком. Взрослые мужчины уходили на фронт, а подросток работал в колхозе под Кулаткой, дожидаясь своего часа. По вечерам допризывники занимались военной подготовкой - под руководством инструкторов учились стрелять из винтовки, участвовали в "марш-бросках". Загидуллу призвали в армию весной 1943-го. Попал на первый Белорусский фронт, в минометную роту. Освобождал опустошенные и разрушенные города и села Украины, Белоруссии, видел изможденных, голодных местных жителей, которые семьями селились в землянках. И закипала в парне ненависть к фашистским захватчикам, и пропадал страх перед пулями. Умные головы в штабах разрабатывали, казалось бы, беспроигрышные стратегические операции, однако реальная обстановка нередко оказывалась мало предсказуемой. Иначе как получилось, что наступающая дивизия Мулякаева вдруг чуть не угодила в окружение немцев. Бойцы приготовились к худшему по приказу командиров стали закапывать в землю минометные установки, чтобы не достались врагу. При себе оставили личное оружие да ручные гранаты. К счастью, вовремя подоспела подмога. А сколько раз Загидулла рисковал жизнью, когда его отправляли в разведку! На щуплого оборванца, просящегося милостыню, фашисты не обращали внимания. Мулякаев быстро запоминал, где находятся вражеские минометные расчеты, артиллерийские орудия. Так что потом обстрел неприятеля производился по точной наводке молодого разведчика.

У ВОЙНЫ - НЕ ЖЕНСКОЕ ЛИЦО

Я ТОЛЬКО РАЗ ВИДАЛА РУКОПАШНЫЙ. РАЗ – НАЯВУ, А ТЫСЯЧУ ВО СНЕ. КТО ГОВОРИТ, ЧТО НА ВОЙНЕ НЕ СТРАШНО, ТОТ НИЧЕГО НЕ ЗНАЕТ О ВОЙНЕ

ЗАХАРЧЕНКО Клавдия Ивановна В начале войны я с родителями жила в г.Сызрани и училась в медицинском институте. Со второго курса меня взяли на фронт. Я попала в 944 артполк в Ленинграде. Служила лейтенантом медицинской службы полка. Было очень тяжело. Постоянный холод, голод. Приходилось есть сухари с водой, больше ничего не было, да и это не было в достатке. Нам приходилось выносить раненых с поля боя, делать перевязки, а ночью, когда стемнеет, перевозить раненых на повозках в госпиталь. До сих пор не понимаю, как у нас хватало сил выносить солдат. Ведь они такие тяжелые. Наверное, страх и вид измученных болью лиц придавали нам силы. Не хватало бинтов для перевязок - рвали гимнастерки, не хватало обезболивающих средств - делали операции наживую. Кто покрепче, тот терпел боль, кусая до крови губы, теряя сознание, кто послабее, тот кричал так, что сердце заходило. Однажды ночью, это было в 1943 году, мы с подругой Наташей выносили раненых и попали под обстрел. Меня ранило в ногу и руку, а мою подругу убило. Самое страшное - терять друзей, подруг. Долгое врем мозг отказывается верить в то, что твой товарищ, который разделял с тобой все горести и беды, мертв и ты никогда уже его не увидишь. Нелегко было пройти через всё это, но мы знали, что победа будет за нами, что мы победим. Великая Отечественная война была временем испытаний для каждого человека, особенно для молодежи. Я прошла от Ленинграда до Берлина, воевала на Белорусском, Украинском фронтах. Награждена орденом «Красной Звезды», медалью «За отвагу», «За боевые заслуги». Вспоминать о войне очень тяжело. Молодое поколение не должно забывать о войне, о том подвиге, который совершил наш народ во имя светлого будущего. Материал подготовила Степанова В.(8-А класс)

ЕРЕМЕНКО Клавдия Андреевна Родилась я 20 июля 1923 года в селе Малая Корнеевка Пензенской области. В семье было пять детей. Прокормить всех было сложно, поэтому я воспитывалась у тетки. В 1941 году закончила мед.техникум. В том же году началась война. По распределению попала в военный госпиталь в город Алма-Ата, где работала медицинской сестрой. Через некоторое время отправили на Китайскую границу, где мы собирали пшеницу. Из неё делали муку, пекли лепешки на воде и отправляли на фронт. В это время на побывку домой приехал мой отец. Все четверо детей видели его, одной мне не удалось с ним свидеться. Потом он уехал опять на передовую, а вскоре пришло письмо, где сообщалось, что отец награжден орденом «Красной Звезды». Все очень радовались. Но за счастьем пришло горе. Следующее письмо было сообщением о том, что отец пропал без вести. Жить было трудно. Нечего было есть. Хлеб выдавали по карточкам. Однажды я ехала в трамвае и у меня своровали хлебную карточку на целый месяц. На работе я весь день проплакала. А в госпитале лежал генерал. У него семья была на гособеспечении. Он пожалел меня и познакомил со своей женой. «У нас еды вдоволь, так что ешь сколько хочешь»,- таковы были его слова. НО вскоре генерал умер, жене пришлось уехать. И опять пришел бесконечный голод. Когда объявили по радио, что война закончилась, я плясала от радости. Более счастливого момента в жизни я не помню. Материал подготовила Троицкая Оксана (9-А класс)

ПОДВИГИНА Анна Михайловна Я родилась а 1927 году в селе Заборовка Сызранского района.Когда началась Великая Отечественная война, мне было всего 14 лет. Как и все дети я проходила обучение в школе. Но, к сожалению, до конца не доучилась. Помешала война. Приходилось терпеть большие трудности: и голод, и холод. В доме за хозяйку оставалась я, потому что мама часто уезжала рыть окопы. Огород, уборка, обед, маленькая сестра - все было на мне. В 15 лет я пошла на завод, к токарному станку.Сначала взяли ученицей, а затем приступила к работе самостоятельно. Зарабатывала деньги, чтобы прокормить семью. Вся продукция завода уходила на фронт, и я гордилась тем, что своим маленьким трудом помогаю фронту. Конечно, было очень трудно. Не высыпались, не наедались досыта, от усталости еле стояли на ногах, но кому тогда было легко. Все трудились и старались для победы. Материал подготовила Паневина М. (9-А класс)

ТИХОНОВА Надежда Васильевна В 1940 году, перед самой войной, наша семья из Ульяновской области переехала жить в город Сызрань. Тут нас и застала война. Мне было 16 лет, я работала на строительстве ТЭЦ. Когда объявили войну, отец,Тихонов Василий Дмитриевич, сразу же ушел на фронт. Вся семья провожала его. До сих пор чувствую его сильные руки, добрые глаза. В дороге он написал нам письмо, в котором сообщал о том, как добирался до места назначения, описывал города, которые проезжал. Радости было очень много от этого письма. Вся семья работала в тылу. И каждый день, каждую секунду мы с нетерпением ждали весточки с фронта. А писем все не было. Но мы надеялись и верили в лучшее. Когда до конца войны оставалось несколько недель, пришел мальчик- почтальон и принес письмо. В глазах матери была радость, надежда, страх - все вместе. Сжимая письмо в руке, почтальон протянул письмо нам. Дрожащими руками мама открыла его, а там… сообщение о том, что отец пропал без вести. Нельзя описать и передать наше горе, нельзя выразить его словами. Эта боль не утихает до сих пор и напоминает о себе каждый раз, когда смотрю на дочь, внучку. Он тоже мог жить и радоваться. Теперь его имя занесены в книгу Памяти. Я тоже награждена многими медалями. А эти два письма передаются по наследству как память о том, кто не пожалел жизни за их будущее. Материал подготовила Подгорнова М. (9-А класс)

ГНЕЗДИЛОВА Полина Алексеевна Когда началась война, я с двумя детьми должна была эвакуироваться с Украины в Сибирь. По дороге у меня заболел маленький сын. Я вынуждена была сойти с поезда и отправиться в город Ливни, где недалеко жили в деревне мои родители. И вскоре эту местность оккупировали немцы. Была холодная зима, немцы выгнали всех жителей из домов. Не трогали их души ни плач маленьких детей, ни вой женщин, ни беспомощность стариков. Нам пришлось жить кому в коровниках, кому в свинарниках, кому в сараях. Немцы отбирали почти все продукты, чтобы кормить свою армию. А вскоре всех жителей деревни собрали и под конвоем отправили в сторону Германии. Шли все вместе: и молодые, и старые, и больные, и здоровые. Если кто-то начинал отставать, мы старались помогать идти, брали его под руку и волочили, иначе немцы его пристреливали на месте, даже не убирая с дороги. Так был расстрелян мой дядя, он был пожилым и больным, не мог идти дальше. Через некоторое время нас всех разделили. Пожилых и больных оставили в одной из деревень, а остальных погнали дальше в Германию. У меня болел сын, меня оставили в деревне. Жили мы в погребах. Обратно в свои дома многие не вернулись никогда. Материал подготовила Гайлис К. (9-А класс)

БАРАНОВА Анна Федоровна Я родилась в г. Меликес (Димитровград) 18 декабря 1920 году. До войны училась в педагогическом училище и хотела посвятить себя педагогической деятельности. После окончания учебного заведения по распределению работала в селе учительницей начальных классов. Мне было всего лишь 22 года, когда я пошла на фронт добровольцем. Попала в Киевскую область в военную часть под названием «Аэростат-заграждение», служила в женском батальоне в звании ефрейтора. Наша задача заключалась в том, чтобы с помощью специальных воздушных заграждений закрыть путь немецким самолетам вглубь нашей страны. Однажды мне поручили задание: предупредить соседнюю аэростатную часть о приближении немецких самолетов. ДО сих пор с дрожью в теле вспоминаю, как ползла всю ночь. Идти или бежать нельзя было, потому что кругом бомбили и обстреливали. Страшно было вдвойне, так как путь лежал через кладбище. Вокруг кресты, многие могилы пострадали от бомб. Жутко, страшно, но надо было. Задание выполнила с честью, за что была награждена медалью «За отвагу». Тяжело было тогда на войне. Жили в землянках, горячей воды нет, сырость кругом, есть нечего. Но была крепкая солдатская дружба, которая и помогала выживать и мечтать о другой, мирной жизни. Глаза наполняются слезами, сердце щемит, когда вспоминаешь боевых друзей. Многих товарищей уже нет в живых, а кто-то ещё тогда остался на поле боя. Но всех до единого помню. Такое не забывается. Материал подготовила Перич Е. (9-А класс)

ПАХОМОВА Анна Александровна Я родилась в 1922 году в селе Жемковка Сызранского района. Семья была многодетная, не очень богатая, но дружная. Так как я была самая старшая из троих детей, то смогла закончить только четыре класса. Необходимо было помогать по хозяйству, нянчить младших братьев и сестер. Война нарушила нашу мирную жизнь, наш покой. Как и всех других меня послали рыть окопы. Как ни трудно было, мы знали, что наш труд очень нужен, труднее и страшнее было тем, кто в это время был на передовой. Как только о них подумаешь, так и силы прибавлялись и усталость отступала куда-то. Через полгода меня забрали на фронт регулировщицей. Побывала и в Румынии и в Венгрии. На память приходит случай, произошедший в Венгрии. В Будапеште наши войска окружили противника. Кольцо окружения сжималось, стало очевидным, что большая группировка противника доживает последние дни. Однако в ночь с 12 на 13 февраля случилось неожиданное - фашисты пошли на прорыв, причем с авантюрой. А заключалась она в следующем. Немцы отобрали самых отъявленных головорезов. Построили их в колонну, а по бокам поставили власовцев(русских предателей), переодетых в форму советских солдат. Под покровом ночи колонна двинулась в тыл нашего батальона с явной целью вырваться из кольца. Н а окрик часовых: «Стой! Кто идет?», власовцы отвечали: «Свои, пленных ведем». Часовых власовцы без шума убирали штыками. В некотором отдалении от передовых позиций располагались хозяйственные подразделения нашего батальона…Выстрелы и взрывы мгновенно подняли нас всех на ноги. Бросились на помощь. Наш старшина бросил гранату в запасы взрывчатки, чтобы их не захватили немцы. От взрыва погибло много немцев, но и многих наших солдат не досчитались тогда. Оставшиеся в живых,мы, укрывшись в двухэтажных домах, продолжали биться до прихода помощи. Потери были огромны, но враг не прошел. Мы знали, за что мы сражались, и это придавало нам силы и смелости. Материал подготовил Меркулов В. (10-Б класс)

НОВИКОВА Ирина Павловна Когда объявили войну я жила в г.Старая Русса Новгородской области. Суеты в городе не было, жители замерли в ожидании. Информация с фронта приходила противоречивая. Одни утверждали, что наша армия дала фашистам по зубам, другие были охвачены паникой. Молодёжь была настроена весьма патриотично. В военкомате были огромные очереди - все просились скорее попасть на фронт. Когда пришла моя очередь предстать перед строгими очами военкома - разговор был коротким: «Нет!»Ведь мне исполнилось тогда только 16 лет. На фронт взяли с третьей попытки. Так я 27 июня добровольцем ушла на фронт. А 30 июня 1941 г. над городом появились самолеты с черными крестами на крыльях, а под ними черные точки, которые все разрастались. И нам было невдомек, что это бомбы. Сброшенные на наш беззащитный город.Город горел, а немцы с самолетов строчили по горожанам, не успевшим добежать до укрытия. Так я получила первое боевое крещение! Меня распределили в 202 стрелковую дивизию в качестве старшины - санинструктора. Я ходила за «языком» через линию фронта, неоднократно возвращаясь с особого задания. В моей памяти отложился тяжелейший бой за деревню Пустыня Новгородской области. Задание было любой ценой «взять» эту деревушку, где обосновались немцы и не давали продвигаться вперед нашим войскам. Наши попытки взять укрепленный

район неоднократно терпели неудачи. И …мы получили серьезнейшее подкрепление, состоящее из лыжного сибирского батальона, батальона морской пехоты и штрафной роты. Описать атаку по взятию деревни Пустыня невозможно. Это только нужно самому видеть. После артподготовки ринулись в атаку лыжники, а моряки, сняв масхалаты и бушлаты, в одних полосатых майках в двадцатиградусный мороз, с автоматами наперевес, с возгласами: «Полундра, за Родину!» И чудо свершилось. Деревня Пустыня была взята, но какой ценой! В этом страшном бою погибло много наших красноармейцев и командиров. А мы, уцелевшие в этих боях, собираемся в тех местах, обязательно посещаем военное кладбище. Приезжают однополчане, которые в годы войны были старше меня, шестнадцатилетней девчонки, а сейчас уже седые старики с трясущимися руками, многие на костылях, и …плачут. Они плачут, глядя на бывшие места ожесточенных боев, заново перебирая все в памяти, переживая и до сих пор не желая верить в огромные потери, смерть фронтовых друзей. Но время летит, его не остановить. И очень хочется, чтобы никогда не было войны. Материал подготовила Зорева К.(8-А класс)

КОРОВИНА Марина Поликарповна В Великую Отечественную войну защищать Родину ушли и мужчины, и женщины, и те, кто тогда были почти детьми. В войну ратный труд делили на всех, не было возможности делать скидки на пол или возраст. Те, кто остались в тылу, взвалили на свои плечи всю тяжелую работу. Необходимо было обеспечивать советскую армию едой, одеждой, оружием. Не видя врага в лицо, не нажимая курок пистолета, тыловики тоже вели войну, приближая день Победы.Я тогда работала в Сызрани заведующей детским домом. Первыми вестниками войны были прибывающие из Испании группы детей-сирот. Голодных, испуганных, не говорящих по-русски их нужно было приютить, оделить вниманием и заботой. Вскоре беда стала совсем близкой. Страшное слово «война» прозвучало 22 июня 1941 года. Я проводила на фронт своего мужа и осталась с четырехлетним сыном. Работы становилось все больше, не хватало рабочих рук. По адресам прибывших в детский дом детей-беженцев можно было восстановить картину наступления фашистских войск на Советский Союз. Мальчики и девочки из Киева, Минска часто не знали живы ли их родители, не могли сказать своей фамилии. Все труднее становилось с едой. Невозможно было смотреть в глаза голодных детей. Положенная на две продовольственные карточки (служащего и иждивенца) хлебная карточка давала только возможность не умереть с голода. Для того, чтобы получить «пайку», с ночи занимали очередь. Но жалеть себя было некогда. Болело сердце за мужа. Весточки с фронта приходили редко. Нечем накормить сирот, нечем натопить детский дом. Как не поддаться отчаянию?Самое ужасное воспоминание - дети блокадного Ленинграда, вывезенные по «дороге жизни». Живые скелеты, давно не видевшие еды, сжимали в руках мешочки с солью, отказываясь выпускать их даже во время сна. Они долго не могли поверить в существование хлеба. Какое женское сердце может выдержать это?Только вера в Победу, сознание необходимости своей работы давали силы.После войны я искала родителей, эвакуированных детей. За свою работу награждена медалью «За доблестный труд». Материал подготовил Греков А.(6-В класс)

МЫ ВАС ПОМНИМ

Война Среди тиши, лежат они, Все неподвижны и немы. Свой дар - говорить слова Они утратили уже навсегда. И к одному из них подбегает живой И он спрашивает: «Что с тобой?» А в ответ лишь тишина И эти мертвые глаза. Гольцова Марина (8-Б)

АГАФОНОВ Василий Павлович Мой прадедушка родился в 1904 году в городе Сызрани, до войны работал агрономом в колхозе. В августе 1941 г. дед был призван на фронт и зачислен стрелком в 591 полк. Всех солдат погрузили на баржу и отправили вниз по Волге, так до Запорожья. Там он служил стрелком в охране военного объекта. В октябре 1941 г. с тяжелым ранением попал в госпиталь г.Запорожья.Но в скором времени госпиталь захватили немцы. В плену дедушка пробыл до февраля 1943 г. Содержание пленных было ужасным. Кормили отвратительно, теплой одежды не было, приходилось жить в холодном бараке, работать с раннего утра до поздней ночи на железной дороге. Скорее всего мой дед бы погиб в плену, если бы не русский врач, работающий в госпитале. Он помог бежать моему деду с помощью хитрости. Немцы умерших солдат в ящиках из- под снарядов вывозили на санях в поле и сваливали в глубокий овраг, не закапывая, так как был сильный мороз. Рискуя своей собственной жизнью, русский пленный врач признал дедушку умершим. Вместе с другими погибшими солдатами деда вывезли в поле. Когда наступила ночь, он выбрался из ящика и начал пробираться к линии фронта. Выжить ему помогли местные жители. Когда дед снова оказался на фронте, его зачислили в 416 стрелковую дивизию. Уничтожая на своем пути гитлеровцев, он дошел до Берлина.

Один случай, который с ним произошел на войне, он поведал своим детям. Вот о чем он: «Был теплый осенний день. Вдруг послышался гул. Он медленно нарастал. И вот мы увидели тройку вражеских самолетов. - Воздух! - закричал командир. - Всем рассредоточиться! Я побежал и увидел яму, с разбегу бросился в неё. Один из самолетов устремился вниз, казалось, прямо на меня. Бомбы выли и свистели, раздирая душу. Закрыв руками голову, я вжался в землю. Хотелось раствориться и стать незаметным. Все небо гудело, грохотали взрывы, тряслась и летела вверх земля, вокруг стоял черный дым. Потом самолеты улетели, а мы еще долго боялись встать и лежали ничком еще несколько минут. Наступила оглушительная тишина. Я поднялся. Трудно было держаться на ногах, ныла спина от напряжения, кружилась голова. Пули, снаряды ещё можно терпеть, а бомбы страшнее всего». Войну прадед закончил в Берлине. Он награжден орденом «Красной Звезды»,медалями «За боевые заслуги», «За взятие Берлина», «За победу над Германией». Материал подготовил Элбекян И.(9-А класс)

Здравствуй, здравствуй прадед, Здравствуй, здравствуй родной. Время столько прошло Ну а ты как живой Посмотрел на меня Из-за рамки стеклянной, И душа у меня Стала в миг деревянной. Напишу я письмо В прошлое для тебя, Ведь ты жил и погиб Когда шла та война. В сорок пятом году Не пришел на парад, В честь победы что был. Вот что мне говорят. Но я верю, что жив И пишу я письмо И хочу, чтоб прочел, Для тебя ведь оно. Как вы жили тогда, Не спрошу я тебя, Ведь я знаю сама – Жизнь бала тяжела. Ну, как там, на войне, Я тебя не спрошу, А спрошу я тебя Про семью, про твою. Что же было тогда, В те войны времена, Все хочу я узнать Только лишь от тебя. Я хочу рассказать, Что сейчас на Земле, Что твориться у нас, В нашей дружной семье. И хотелось, чтоб ты Сам все видел, прадед, Чтобы не было в век Той войны страшной И хочу получить Я ответ на письмо Чтобы ты написал. Но ответ не придет. Олеся Санникова 8-Б.

ЩЕПИН Георгий Андреевич Великая Отечественная война принесла много бед и несчастий русским людям. Но великий народ стойко выдержал все испытания и вышел победителем в схватке с фашистами. Моего дедушку зовут Щепин Георгий Андреевич.Он родился в глухой деревушке Кротовка Вятской области. Когда началась война, ему было 17 лет. Только через два года он мог попасть на фронт. Это было в 1943 году. Дед мечтал быть летчиком, но учиться тогда не было возможности. Его взяли механиком в авиационный полк. Ему приходилось готовить самолеты к боевым вылетам, ремонтировать и налаживать двигатели. Только после войны он поступил в авиационное училище, закончил его и стал механиком. Дед прослужил в армии 30 лет и ушел в отставку в звании майора. Его уже нет в живых, я не очень хорошо его помню, но я горжусь тем, что мой дед защищал Родину, моё будущее. Материал подготовил Горин А. (8-А класс)

КУРАШОВ Иван Васильевич Мой дедушка родился 20 февраля 1919 года в селе Бабаевка Ульяновской области. За свою жизнь он прошел три войны: Японскую(1939 г.). Финскую(1940 г.), Великую Отечественную( гг.). Мне, к сожалению, не довелось самому услышать рассказы о боевых сражениях из его уст. Но благодаря папе, я могу поведать небольшой эпизод из жизни деда. В начале августа 1941 года, во время немецкого окружения под Западным Бугом, советские войска потерпели поражение. Артиллерийский полк был разбит. Не осталось ни одного боевого орудия, но удалось сохранить боевое знамя полка. Дед вместе с остатками отступающей армии переправился через Днепр. Он до поступления пополнения и прибытия орудий командовал стрелковой ротой. Продержавшись, рота сохранила знамя полка, а значит и жизнь самому полку. В начале ноября 1941 года началось наступление немцев на Москву. Полк моего деда держал оборону в районе Волоколамского шоссе, а сам дед командовал батареей.Немцы несколько раз предпринимали психологическую атаку. В полный рост, с музыкой, парадным шагом они шли на Москву. Пехота деда переходила в рукопашный бой и отбрасывала немцев назад. Орудия моего деда стреляли прямой наводкой. В полдень немцы были разбиты. Дедушка в этом бою был ранен и только в госпитале узнал, что наши войска отстояли Москву. Война - это самое страшное испытание. Я очень горжусь своим дедом, ведь он сражался ради нас всех. Материал подготовил Курашов В. (9-А класс)

КОШЕЛЕВ Михаил Иванович Во время Великой Отечественной войны все люди, даже дети ощущали на себе огромную ответственность за победу. Помогали кто чем: дети работали на огороде,Заводах, мужчины шли на фронт, женщины собирали посылки солдатам, занимали места мужчин у станков. Мой прадедушка родился 7 ноября 1913 года в Пензенской области. Он ушел на войну в 28 лет, выстоял натиск врагов, самоотверженно сражался с фашистами и вернулся с победой домой в конце 1945 года. У прадедушки была большая, ответственная задача - задача мостовика. Когда наши войска отступали, он должен был подрывать мосты, чтобы парализовать врага и не дать ему продвигаться дальше. А когда наши войска наступали, прадедушка восстанавливал путь, тем самым обеспечивая быстрое продвижение русской армии. Прадедушка был награжден медалью «За отвагу», «За победу над Германией», «За оборону Сталинграда». Мы должны помнить о тех, кто защищал наше будущее. Это наш долг. Материал подготовила Лебедка Л.(9-А класс)

ЯЗЕВ Иван Васильевич Мой прадедушка родился в г.Сызрани в 1909 году в семье крестьянина. Он закончил только три класса. Затем работал на буровой. Когда началась война, прадеду было 32 года. Он прошел всю войну от начала до конца в звании старший сержант. О бесстрашии и смелости прадеда свидетельствуют его награды: «Орден Славы», «За взятие Берлина», «З а отвагу»и др. Военное время прадед не любит вспоминать. Боль, страдание, потеря однополчан - вспоминать об этом мучительно тяжело. Однажды во время одного из многочисленных боев немцы обстреливали русские войска с самолетов. Много тогда погибло наших солдат. Моего прадеда закрыл своим телом друг. Дед остался жив, а его близкий друг, с которым он воевал с самого начала войны, погиб. После войны прадед работал в Техснабе, потом на РМЗ. В свободное от работы время занимался подсобным хозяйством, очень любил читать книги. Материал подготовила Сыромятникова Е. (8- А класс)

АЛАЕВ Максим Федорович Война - это горе и слезы. Она постучалась в каждый дом, принесла беду: матери потеряли сыновей, жены - мужей, дети остались сиротами.Тысячи людей прошли сквозь горнило войны, испытали ужасные мучения, но они выстояли и победили. Мой прадедушка, Алаев Максим Федорович, тоже защищал в тяжелейших боях нашу Родину. И хотя его уже нет в живых, я многое о нем знаю из рассказов моей бабушки. Война всплывает страшным и горестным воспоминанием. Но она же напоминает о стойкости, мужестве, несломленности духа, дружбе и верности. Бабушка рассказывала, что с прадедом был такой случай при освобождении Польши. После очередного тяжелого боя, когда солдаты отдыхали, к ним в часть были доставлены немецкие пленные. В растрепанной форме, голодные, они как будто были рады плену. Наши солдаты и немецкие

пленные расположились рядом и ели вместе, делясь продуктами. В разговоре немецкие солдаты плохо и с неприязнью говорили о войне, убеждали, что они не хотят воевать, их заставляет военное командование. Эта война не нужна ни советскому народу, ни немецкому. Многое, удивительно многое может сделать человек, если он знает, во имя чего и за что он борется. Я не хочу, чтобы повторились ужасы войны. Пусть мирно растут дети, не пугаясь взрывов бомб, пусть прекратится война в Чечне, чтобы не пришлось матерям плакать о погибших сыновьях. Пусть память и опыт учат нас добру, миролюбию, человечности. И пусть никто из нас не забудет, кто и как боролся за нашу свободу и счастье. Материал подготовила Сайфетдинова Д.(9-А класс)

Война – это горе и слёзы. Она постучалась в каждый дом, принесла беду. Матери потеряли своих сыновей, жены – мужей, дети остались без отцов. Тысячи людей прошли через горнило войны, испытали ужасные мучения, но они выстояли и победили. И живы ещё те люди, которые в тяжелейших боях защищали Родину. Война всплывает в их памяти самым горестным воспоминанием. Но она же напоминает им и нам о стойкости, мужестве, стойкости духа, дружбе и верности советского народа. Многое, удивительно многое может сделать человек, если он знает во имя чего и за что он борется. Мы не хотим, чтобы повторились ужасы войны. Пусть мирно растут дети, не пугаясь взрывов бомб. Пусть прекратится война в Чечне, чтобы не пришлось матерям плакать о погибших сыновьях. Пусть память учит нас добру, человечности. Пусть никто и никогда не забудет о том, кто и как боролся за свободу и наше счастье.

Ресурсы: §Рассказы родственников, знакомых §Интернет