ПЕДАГОГИКА СОТРУДНИЧЕСТВА. Обучение в сотрудничестве – это технология обучения в малых группах, составленных из учеников разного уровня обученности, направленная.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Технология обучения в сотрудничестве. Цель: развитие интеллектуальных, духовных и физических способностей, интересов, мотивов, выработка научно- материалистического.
Advertisements

Выполнила Журавлева Анна Николаевна. Технология личностно- ориентированного обученияТехнология личностно- ориентированного обучения Технология развития.
Технология обучения в сотрудничестве (The cooperative learning)начала разрабатываться в 1970 е годы тремя группами американских педагогов из: университета.
«Обучение в сотрудничестве» Коммуникативная деятельность в обучении.
Творческая группа Технология группового взаимодействия как средство формирования и развития УУД Руководитель: Баранова Т.Л.
Учебная деятельность как универсальный метод обучения Цель. Передача опыта работы по проблеме «Учебная деятельность как универсальный метод обучения» Задачи.1)Познакомить.
Реализация проектных задач и использование их в практической деятельности. То, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра каждый из них сможет сделать.
Выполнила: студентка 17 ПО(бп)МФ Чеченева Екатерина.
Организация групповой работы.. Групповая деятельность – процесс организации познавательной коллективной деятельности учащихся, в ходе которой происходит.
Тема: «Технологические приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий»
Педагогика в поддержке ребёнка в процессе его развития. Презентация Максимовой М.В.
ОБУЧЕНИЕ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ НОУ школа «Эврика» Ковалёва Л.К. Самара, 2011.
Организация групповой работы. Выполнила учитель начальных классов МБОУ «Каменская СОШ» Атлас Татьяна Леонидовна.
СИСТЕМНО - ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК ГЛАВНОЕ УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС.
Корпоративная компетенция ШМО ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК Презентация подготовлена Гонтаревой Е.Ю.
Информационно- коммуникационные технологии Технологии развития критического мышления Личностно – ориентированные технологии Обучение в сотрудничестве.
«Организация проектно-исследовательской деятельности как средство саморазвития и самоопределения личности» 28 ноября 2011.
Соединение традиционных и интерактивных технологий на уроках трудового обучения Учитель трудового обучения Трибухина Е.А.
«КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ СОВРЕМЕННЫЙ УРОК?». УРОК – основная организационная единица учебного процесса, функция которой состоит в достижении определенных образовательных,
Интерактивные методы обучения в технологии современного урока Из опыта работы учителя начальных классов МОУ «Умётская СОШ» Пугаёвой Людмилы Валентиновны.
Транксрипт:

ПЕДАГОГИКА СОТРУДНИЧЕСТВА

Обучение в сотрудничестве – это технология обучения в малых группах, составленных из учеников разного уровня обученности, направленная на выполнение различных заданий, ведущих к более успешному усвоению учебного материала. Каждый член группы отвечает не только за свой индивидуальный результат, но и помогает учиться своим товарищам по команде, тем самым вместе с остальными достигая единой цели.

Сотрудничество – это такой тип взаимодействия, при котором люди содействуют удовлетворению интересов друг друга, соблюдая паритет. В процессе сотрудничества чередуются субъект-субъектные и субъект-объектные отношения, которые периодически сменяются. На основе отношений сотрудничества строится система внешне задаваемой деятельности, дающей возможность максимально проявить интеллектуальную и социальную активность. (Психологический словарь)

Основная идея обучения в сотрудничестве Создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях.

Обучение в сотрудничестве =/= работа в группе Групповая работа Групповая работа – это одна из возможных форм организации учебного процесса (наряду с фронтальной, индивидуальной, парной). Обучение в сотрудничестве – Обучение в сотрудничестве – это одна из современных технологий обучения (наряду с проблемным, проектным, разноуровневым и др. обучением). В обучении в сотрудничестве групповая работа является основной формой организации процесса учения/обучения.

Принципы обучения в сотрудничестве Равные шансы достижения успеха Персональная ответственность каждого члена группы Одна награда на всех

Аспекты деятельности групп Аспекты деятельности групп деловой o o работа над текстом o o выработка общего решения o o овладение новым знанием o o …социально-психологический желания и страхи членов группы симпатии и антипатии атмосфера доверия/недоверия …

Уход в деловой аспект и игнорирование социально- психологического аспекта рано или поздно приводит к рассогласованности действий членов группы. Вот почему очень важным в обучении в сотрудничестве является проблема формирования групп.

Критерии формирования групп психологическая совместимость психологическая совместимость уровень обученности учащихся уровень обученности учащихся учебные интересы учебные интересы темп работы темп работы личный опыт личный опыт коммуникабельность коммуникабельность умение выполнять соответствующее задание умение выполнять соответствующее задание работоспособность работоспособность эмоциональность эмоциональность внеучебные интересы внеучебные интересы

Ключевые элементы, необходимые для организации обучения в сотрудничестве позитивная взаимосвязь позитивная взаимосвязь индивидуальная ответственность индивидуальная ответственность стимулирующее взаимодействие стимулирующее взаимодействие социальные навыки социальные навыки процесс групповой работы процесс групповой работы

Правила работы в группе каждый заслуживает того, чтобы его выслушали каждый заслуживает того, чтобы его выслушали критикуются идеи, а не личность критикуются идеи, а не личность не отказываться от высказывания своего мнения не отказываться от высказывания своего мнения говорить понятно, высказываться по теме говорить понятно, высказываться по теме запрещается перебивать выступающего, все говорят по очереди запрещается перебивать выступающего, все говорят по очереди решение группы должно выражать мнение всей группы решение группы должно выражать мнение всей группы

Правило трех «нельзя» Правило трех «нельзя» нельзя говорить «уже все сказали» нельзя отказываться от сообщения своего мнения группе (под любым предлогом) нельзя прятать за высказыванием свое дурное настроение

Фазы обучения в сотрудничестве подготовительная подготовительная информативная информативная творческая (фаза разработки) творческая (фаза разработки) заключительная заключительная

Планирование работы в группе Планирование работы в группе подготавливаем весь необходимый материал; подготавливаем весь необходимый материал; изучаем задачу; изучаем задачу; выясняем, всем ли задание понятно; выясняем, всем ли задание понятно; распределяем задания в группе; распределяем задания в группе; определяем время,необходимое для решения задачи определяем время,необходимое для решения задачи

Обсуждение правил сотрудничества каждый выбирает задание, которое способен выполнить; каждый выбирает задание, которое способен выполнить; никто не имеет права отказаться от порученного задания; никто не имеет права отказаться от порученного задания; каждый фиксирует результат совместной работы; каждый фиксирует результат совместной работы; каждый слушает другого; каждый слушает другого; каждый имеет право на высказывание своего мнения; каждый имеет право на высказывание своего мнения; …

Принципы выбора заданий Задания должны быть такими, чтобы совместная работа давала ощутимо лучший результат, чем мог бы получить каждый в отдельности: Задания должны быть такими, чтобы совместная работа давала ощутимо лучший результат, чем мог бы получить каждый в отдельности: - задания, для решения которых необходим большой объем работы; - задания, для решения которых необходим большой объем работы; - требующие разнообразных знаний и умений, всей совокупностью которых не владеет ни один из учащихся индивидуально, но владеет вся группа; - требующие творческого решения проблемы. - требующие творческого решения проблемы. Задания должны быть доступны учащимся по уровню сложности. Задания должны быть доступны учащимся по уровню сложности. Содержание работы должно быть интересно детям. Содержание работы должно быть интересно детям.

Приемы групповой деятельности «мозговой штурм» займи позицию шкала мнений банк информации ПМИ (плюсы, минусы, идеи) ранжирование …

Учитель должен уметь ! правильно отобрать содержание обучения в малых группах сотрудничества ! правильно разделить класс на группы ! не навязывать свое мнение и оставаться в тени ! исполнять разные роли в зависимости от ситуации (мотиватора, организатора, координатора, эксперта и др.)

Виды учительской помощи моральная поддержка (Я уверен, что вы справитесь, если еще немного подумаете.) моральная поддержка (Я уверен, что вы справитесь, если еще немного подумаете.) намек (А как поступают другие люди в такой ситуации?) намек (А как поступают другие люди в такой ситуации?) демонстрация образца (Посмотрите, как это задание выполнили в..классе.) демонстрация образца (Посмотрите, как это задание выполнили в..классе.) прямое указание и предписание, как действовать. прямое указание и предписание, как действовать.

Проблема оценивания групповой деятельности Общая оценка работы группы складывается из: Общая оценка работы группы складывается из: 1. оценки результатов работы группы ( качество презентации и содержания представленного результата) 2. оценки процесса сотрудничества (самостоятельность и взаимодействие членов команда в процессе работы). Более сложной для учителей является процедура оценки процесса работы группы. Более сложной для учителей является процедура оценки процесса работы группы.

Критерии оценки процесса групповой работы В процедуре оценивания принимают участие члены группы. Каждый ученик заполняет следующую карточку: Критерии оценки Отметки (1 – 5) 1 В решении задачи принимали участие все члены группы. 2 Работали самостоятельно. 3 Соблюдали правила групповой работы. 4 Помогали друг другу. 5 Пришли к общему результату.

Условия реализации технологии обучения в сотрудничестве организация учебного пространства; оптимальный качественный и количественный состав группы; правильный выбор лидера; соблюдение правил взаимодействия; использование обучения в сотрудничестве на всех этапах урока (этап актуализации, открытия, применения знаний); проблемный характер заданий для групповой деятельности; учитель, владеющий этой технологией.

Воспитательный эффект обучения в сотрудничестве Воспитание социальных и коммуникативных навыков (навыков общения), умения строить взаимоотношения между людьми - одна из важнейших задач, решаемых с помощью технологии обучения в сотрудничестве. Социализация детей возможна только в том случае, когда они сидят лицом друг к другу, а не смотрят друг другу в затылок. Воспитание социальных и коммуникативных навыков (навыков общения), умения строить взаимоотношения между людьми - одна из важнейших задач, решаемых с помощью технологии обучения в сотрудничестве. Социализация детей возможна только в том случае, когда они сидят лицом друг к другу, а не смотрят друг другу в затылок.

Принципы обучения в сотрудничестве Одна награда для всей команды. одну балльной оценки сертификата значка отличия похвалы Одна награда для всей команды. Награду команда/группа получает одну на всех в виде балльной оценки, какого-то сертификата, значка отличия, похвалы, других видов оценки их совместной деятельности. Индивидуальная» (персональная) ответственность каждого. Успех или неуспех всей группы зависит от удач или неудач каждого ее члена. Индивидуальная» (персональная) ответственность каждого. Успех или неуспех всей группы зависит от удач или неудач каждого ее члена. Это стимулирует всех членов команды следить за успехами друг друга и всей командой приходить на помощь своему товарищу в усвоении, понимании материала так, чтобы каждый чувствовал себя экспертом по данной проблеме. Равные возможности для достижения успеха Сравнение с собственными результатами Равные возможности для достижения успеха Каждый учащийся приносит очки своей группе, которые он зарабатывает путем улучшения своих собственных предыдущих результатов. Сравнение, таким образом, проводится не с результатами других учеников этой или других групп, а с собственными, ранее достигнутыми результатами.

Варианты обучения в сотрудничестве

Групповые исследования Направлены на развитие мыслительных способностей, таких как анализ и оценка. При использовании этого варианта технологии обучения в сотрудничестве учащиеся выполняют совместный проект, тему которого они могут выбрать сами. Направлены на развитие мыслительных способностей, таких как анализ и оценка. При использовании этого варианта технологии обучения в сотрудничестве учащиеся выполняют совместный проект, тему которого они могут выбрать сами.

Обучение в команде Этот метод уделяет особое внимание «групповым целям» и успеху всей группы, который может быть достигнут только в результате самостоятельной работы каждого члена группы (команды) в постоянном взаимодействии с другими членами этой же группы при работе над темой, проблемой или вопросом, подлежащими изучению. Таким образом, задача каждого ученика состоит не только в том, чтобы сделать это вместе, а в том, чтобы познать это вместе, чтобы каждый участник команды овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки и причем чтобы вся команда знала, чего достиг каждый.

Индивидуально-групповая работа Заключается в объединении разных по уровню обученности учеников в небольшие группы по 4-5 человек для закрепления материала, который перед этим объясняет учитель. С помощью взаимопомощи члены группы должны как можно прочнее усвоить его. После этого каждый из учеников индивидуально выполняет тест, по результатам которого каждая группа получает общую награду. При оценивании учитель основывается на том, какого прогресса достиг каждый ученик в отдельности, независимо от того, каков его уровень знаний.

«Учимся вместе» Класс разбивается на однородные (по уровню обученности) группы в 3 5 человек. Каждая группа получает одно задание, которое является подзаданием какой-либо большой темы, над которой работает весь класс. В результате совместной работы отдельных групп и всех групп в целом достигается усвоение всего материала.

Jigsaw Подразумевает разделение фрагментов единого учебного материала между членами группы. После этого ученики, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, обмениваются информацией (встреча экспертов) и рассказывают все, что узнали, остальным членам своей группы. Отчитывается по всей теме каждый в отдельности и вся команда в целом. На заключительном этапе учитель может попросить любого ученика команды ответить на любой вопрос по данной теме.

улучшается качество усвоения учебного материала, улучшается качество усвоения учебного материала, снижается количество пропусков уроков, снижается количество пропусков уроков, оказывается положительное влияние на поведение учащихся, оказывается положительное влияние на поведение учащихся, они становятся более уверенны в своих силах, они становятся более уверенны в своих силах, у них растет уровень мотивации к обучению, у них растет уровень мотивации к обучению, а также развивается позитивное отношение к одноклассникам и учебе в целом а также развивается позитивное отношение к одноклассникам и учебе в целом сравнительно легко реализуется на уроках сравнительно легко реализуется на уроках не требует финансовых затрат. не требует финансовых затрат. Результаты использования технологии обучения в сотрудничестве:

Учитель имеет возможность: Дифференцировать процесс обучения; Добиваться усвоения материала всеми учащимися; Усилить процесс взаимо- и самоконтроля; Сделать знания учащихся более осознанными и глубокими; Делегировать свои функции учащимся; Обогатить опыт взаимодействия учащихся.

Эффективность обучения в сотрудничестве 1. Высокие результаты учебной деятельности 2. Отношения между учениками (ученики, сотрудничающие друг с другом в процессе уроков с использованием данной технологии, в итоге лучше относятся друг к другу) 3. Социальная реабилитация детей с отклонениями