Экспертная система компьютерная программа, способная частично заменить специалиста-эксперта в разрешении проблемной ситуации. Современные ЭС начали разрабатываться.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Структура и этапы создания экспертных систем. Экспертные системы (ЭС) – это сложные программные комплексы, аккумулирую- щие знания специалистов в конкретных.
Advertisements

Экспертные системы. Экспертные системы - это возможность накапливать знания, сохранять их длительное время, обновлять и тем самым обеспечивать относительную.
ТЕХНОЛОГИИ РАЗРАБОТКИ ЭКСПЕРТНЫХ СИСТЕМ. Отличия систем искусственного интеллекта от обычных программных систем ХарактеристикаПрограммирование в системах.
ЭКСПЕРТНЫЕ СИСТЕМЫ Экспертными системами называют сложные программные комплексы, аккумулирующие знания специалистов в конкретных предметных областях и.
Информационные технологии в экономике «Искусственный интеллект» ВГУЭС Владивосток.
Экспертные системы.
Системный анализ процессов химической технологии Лекция 3 Преподаватель:профессор ИВАНЧИНА ЭМИЛИЯ ДМИТРИЕВНА РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИИ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА В.
Информационная система ( ИС ) – это система, построенная на базе компьютерной техники, предназначенная для хранения, поиска, обработки и передачи значительных.
Экспертные системы (ЭС). Характеристика и назначение. Лекция 1.
Экспертные системы Общая характеристика экспертных систем (ЭС). Классификация инструментальных средств ЭС. Организация знаний в ЭС. Виды ЭС. Типы задач,
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАУКЕ И ОБРАЗОВАНИИ Тема 2. Базы данных, базы знаний, экспертные системы, интеллектуальные информационные системы.
Тема 3. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА 1. Проблемная область искусственного интеллекта 2. Модели представления знаний.
Понятие информационной системы (ИС), классификация ИС. Понятие информационной системы (ИС), классификация ИС. yagod-sch.ucoz.ru (все уроки) Составил учитель.
Система организованных баз данных, программных, технических, языковых и организационно-методических средств, предназначенных для обеспечения централизованного.
Понятие информационной системы (ИС), классификация ИС.
Диаграммы компонентов применяют при проектировании физической структуры разрабатываемо программного обеспечения. Эти диаграммы показывают, как выглядит.
Управление стратегией вывода в экспертных системах выполнил Студент 5го курса факультета ВМК группы 957 Модестов Борис.
3.3. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СИСТЕМА Успешное внедрение информационных технологий связано с возможностью их типизации. Конкретная информационная.
Лекция 3. Программное обеспечение информационных технологий По дисциплине: «Информационные технологии в коммерческой деятельности»
Тема 7. Интеллектуальные технологии и системы Информационные технологии в экономике Ст. преподаватель кафедры ИИКГ Кийкова Елена Валерьевна.
Транксрипт:

Экспертная система компьютерная программа, способная частично заменить специалиста-эксперта в разрешении проблемной ситуации. Современные ЭС начали разрабатываться исследователями искусственного интеллекта в 1970-х годах, а в 1980-х получили коммерческое подкрепление. Предтечи экспертных систем были предложены в 1832 году С. Н. Корсаковым, создавшим механические устройства, так называемые «интеллектуальные машины», позволявшие находить решения по заданным условиям, например определять наиболее подходящие лекарства по наблюдаемым у пациента симптомам заболевания.

Экспертная система - это возможность накапливать знания, сохранять их длительное время, обновлять и тем самым обеспечивать относительную независимость конкретной организации от наличия в ней квалифицированных специалистов. Накопление знаний позволяет повышать квалификацию специалистов, работающих на предприятии, используя наилучшие, проверенные решения.

Экспертная система Интерфейс пользователя Пользователь Интеллектуальный редактор базы знаний Эксперт Инженер по знаниям Рабочая (оперативная) память База знаний Решатель (механизм вывода) Подсистема объяснений

База знаний состоит из правил анализа информации от пользователя по конкретной проблеме. ЭС анализирует ситуацию и, в зависимости от направленности ЭС, дает рекомендации по разрешению проблемы. Как правило, база знаний экспертной системы содержит факты (статические сведения о предметной области) и правила набор инструкций, применяя которые к известным фактам можно получать новые факты.

База знаний ЭС создается при помощи трех групп людей: Эксперты той проблемной области, к которой относятся задачи, решаемые ЭС Инженеры по знаниям, являющиеся специалистами по разработке ИИС; Программисты, осуществляющие реализацию ЭС.

ЭС может функционировать в 2-х режимах: Режим ввода знаний в этом режиме эксперт с помощью инженера по знаниям посредством редактора базы знаний вводит известные ему сведения о предметной области в базу знаний ЭС. Режим консультации пользователь ведет диалог с ЭС, сообщая ей сведения о текущей задаче и получая рекомендации ЭС. Например, на основе сведений о физическом состоянии больного ЭС ставит диагноз в виде перечня заболеваний, наиболее вероятных при данных симптомах.

Классификация ЭС по решаемой задаче: Интерпретация данных Диагностирование Мониторинг Проектирование Прогнозирование Сводное Планирование Обучение Управление Ремонт Отладка

Классификация ЭС по связи с реальным временем: Статические ЭС - это ЭС, решающие задачи в условиях не изменяющихся во времени исходных данных и знаний. Квазидинамические ЭС интерпретируют ситуацию, которая меняется с некоторым фиксированным интервалом времени. Динамические ЭС - это ЭС, решающие задачи в условиях изменяющихся во времени исходных данных и знаний.

Этап идентификации проблем определяются задачи, которые подлежат решению, выявляются цели разработки, определяются эксперты и типы пользователей. Этап извлечения знаний проводится содержательный анализ проблемной области, выявляются используемые понятия и их взаимосвязи, определяются методы решения задач. Этап структурирования знаний выбираются ИС и определяются способы представления всех видов знаний, формализуются основные понятия, определяются способы интерпретации знаний, моделируется работа системы, оценивается адекватность целям системы зафиксированных понятий, методов решений, средств представления и манипулирования знаниями. Этап формализации осуществляется наполнение экспертом базы знаний. В связи с тем, что основой ЭС являются знания, данный этап является наиболее важным и наиболее трудоемким этапом разработки ЭС. Процесс приобретения знаний разделяют на извлечение знаний из эксперта, организацию знаний, обеспечивающую эффективную работу системы, и представление знаний в виде, понятном ЭС. Процесс приобретения знаний осуществляется инженером по знаниям на основе анализа деятельности эксперта по решению реальных задач. Реализация ЭС создается один или несколько прототипов ЭС, решающие требуемые задачи. Этап тестирования производится оценка выбранного способа представления знаний в ЭС в целом.

CLIPS весьма популярная ЭС (public domain) OpenCyc мощная динамическая ЭС с глобальной онтологической моделью и поддержкой независимых контекстов WolframAlpha поисковая система, интеллектуальный «вычислительный движок знаний» MYCIN наиболее известная диагностическая система, которая предназначена для диагностики и наблюдения за состоянием больного при менингите и бактериальных инфекциях. HASP/SIAP интерпретирующая система, которая определяет местоположение и типы судов в Тихом океане по данным акустических систем слежения.