«Сатира в произведениях А.П.Чехова и М.Е.Салтыкова - Щедрина.»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович ( ). Литературный псевдоним - Щедрин ( ) - прозаик, публицист, критик. Великий русский сатирик Салтыков-Щедрин.
Advertisements

Очерк жизни и творчества.. Я люблю Россию до боли сердечной… Писатель- сатирик Литературный критик Редактор журнала «Современник», «Отечественные записки»
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (1826 – 1889) Биография.
М.Е.Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
Сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина синтез его творчества Автор: Щеникова Наталья Сергеевна преподаватель русского языка и литературы Профессиональное училище.
Н.А. Некрасов 1. Определите жанр «Русских женщин» А) повесть Б) поэма В) рассказ Г) баллада.
Основным художественным направлением второй половины XIX в. Стал критический реализм.
А.П.ЧЕХОВ Творческая биография ( ). ИКТ на уроках литературы Выполнил: Марченко Олег Николаевич, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин Выполнил ученик 8 д класса: Клюев Вадим.
М.Е.Салтыков-Щедрин – писатель-сатирик. И. А. Юлаева, учитель русского языка и литературы ГБОУ школы 580 Приморского района Санкт - Петербурга.
Литература второй половины XIX века была единственной возможностью для многих писателей высказать своё мнение. Основным художественным направлением того.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин Автор Королёва Е.Н., учитель русского языка и литературы МОУ Сухо-Вязовская СОШ.
Выполнили: Савичева Я., Щербакова Е. Проект на тему: «Чехов – писатель».
«Читая Щедрина…» Работу выполнили: Охотникова Анастасия, Попов Сергей, Чернышова Евгения, учащиеся 9б класса МОУ СОШ п.Безбожник Мурашинского района Кировской.
…Если в жизни есть смысл и цель, то смысл и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом. А.П.Чехов.
Футлярная жизнь в творчестве А.П. Чехова ( по произведениям «Маленькой трилогии» и «Ионыч»). Значение деталей.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (1826 год год) - писатель - сатирик.
Данная презентация подготовлена и представлена к просмотру Новосёловой Натальей Степановной и учениками Захвалинским А. и Яценко Д. г.Белгород.
«Сказки» М.Е.Салтыкова-Щедрина literatura5.narod.ru.
САЛТЫКОВ ( ) Салтыков Щедрин Биография. Салтыков-Щедрин великий русский писатель, публицист, критик, прозаик. Родился Салтыков-Щедрин в 1826 году.
Транксрипт:

«Сатира в произведениях А.П.Чехова и М.Е.Салтыкова - Щедрина.»

Творчество великого русского писателя Антона Павловича Чехова относится к концу ХIХ века. Он родился в 1860 году, то есть, его рождение практически совпало с реформой 1861 года, и формирование личности писателя шло уже в после реформенной России, состояние которой он прекрасно изобразил в своих произведениях. Всё творчество А.П. Чехова делится на две части: раннее и позднее. Ранний Чехов плодовит, он ещё не задумывается над закономерностями жизни, а просто высмеивает её уродливые стороны, в его рассказах и повестях нет глубины образов. Он описывает многообразие российской обывательской жизни, церковную жизнь, семейно- бытовые и общественные явления(«Жизнь прекрасна», «Сметь чиновника» и др.). Поздний Чехов 80-х – 90-х годов отказывается от юмористического подхода к жизни и переходит к проблемам общества. Характеры героев становятся острее и чётче. А.П. Чехов разоблачает тупого, сонного обывателя России, показывая его тусклую жизнь, невежественность, дикость и жестокость(«Человек в футляре», «Палата 6»). Творчество великого русского писателя Антона Павловича Чехова относится к концу ХIХ века. Он родился в 1860 году, то есть, его рождение практически совпало с реформой 1861 года, и формирование личности писателя шло уже в после реформенной России, состояние которой он прекрасно изобразил в своих произведениях. Всё творчество А.П. Чехова делится на две части: раннее и позднее. Ранний Чехов плодовит, он ещё не задумывается над закономерностями жизни, а просто высмеивает её уродливые стороны, в его рассказах и повестях нет глубины образов. Он описывает многообразие российской обывательской жизни, церковную жизнь, семейно- бытовые и общественные явления(«Жизнь прекрасна», «Сметь чиновника» и др.). Поздний Чехов 80-х – 90-х годов отказывается от юмористического подхода к жизни и переходит к проблемам общества. Характеры героев становятся острее и чётче. А.П. Чехов разоблачает тупого, сонного обывателя России, показывая его тусклую жизнь, невежественность, дикость и жестокость(«Человек в футляре», «Палата 6») – 1904 гг.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин является одним из виднейших деятелей русской революционной демократии. Он принадлежит к тому поколению революционеров, которое подготовило третий, решающий этап революционной борьбы в России – этап пролетарской революции. Ученик Белинского, ближайший соратник Чернышевского, Добролюбова и Некрасова, М.Е. Салтыков – Щедрин всё своё творчество, всю свою жизнь посвятил самоотверженному служению русскому народу, борьбе за его светлое будущее. Лишь в 1847 году в печати появляются его первые литературные произведения- «Противоречия» и «Запутанное дело». Но всерьёз о Салтыкове как о писателе заговорили только в 1856 году, когда он начал публикацию «Губернских очерков». Своё необычное дарование он направил на то, чтобы открыть глаза, показать тем, кто ещё не видит творящегося в стране беззакония, процветающего невежества, торжества бюрократии. Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин является одним из виднейших деятелей русской революционной демократии. Он принадлежит к тому поколению революционеров, которое подготовило третий, решающий этап революционной борьбы в России – этап пролетарской революции. Ученик Белинского, ближайший соратник Чернышевского, Добролюбова и Некрасова, М.Е. Салтыков – Щедрин всё своё творчество, всю свою жизнь посвятил самоотверженному служению русскому народу, борьбе за его светлое будущее. Лишь в 1847 году в печати появляются его первые литературные произведения- «Противоречия» и «Запутанное дело». Но всерьёз о Салтыкове как о писателе заговорили только в 1856 году, когда он начал публикацию «Губернских очерков». Своё необычное дарование он направил на то, чтобы открыть глаза, показать тем, кто ещё не видит творящегося в стране беззакония, процветающего невежества, торжества бюрократии – 1889 гг.

Единство комического и трагического в сатирических рассказах А.П. Чехова. Наиболее близки и понятны для читателя великолепные рассказы писателя такие как: «Ионыч», «Палата 6», «Смерть чиновника», «Крыжовник». Но это далеко не полный список. Рассказы и повести 90-х годов направлены против жестокой и пошлой жизни. Среди них можно выделить «Палату 6», где показаны метаморфозы ущербной жизни людей: Наиболее близки и понятны для читателя великолепные рассказы писателя такие как: «Ионыч», «Палата 6», «Смерть чиновника», «Крыжовник». Но это далеко не полный список. Рассказы и повести 90-х годов направлены против жестокой и пошлой жизни. Среди них можно выделить «Палату 6», где показаны метаморфозы ущербной жизни людей:

Во многих своих рассказах А.П. Чехов показывает образы в развитии. Например, «Ионыч», где показана целая жизнь одного человека. В этом рассказе писатель хотел раскрыть образ типичного обывателя, который ничем не интересуется, цель его жизни – накопительство. С одной стороны это комедия, с другой – трагедия. «=»

Мой любимый рассказ А.П. Чехова – «Человек в футляре».Он был написан в 1898 году. Тема этого рассказа футлярная жизнь. Писатель показывает нам, как люди могут замыкаться в себе, уходить от действительности. Здесь автор с болью говорит о времени и обстоятельствах, убивающих душу русских интеллигентов.

Тема «маленького человека» особо остро звучит не только в произведении «Человек в футляре», но и в другом замечательном рассказе «Крыжовник». Здесь очень ярко автор показывает падение личности, когда человек стремится к чему – то, что становится его навязчивой идеей, а дальше – скучная жизнь без просвета. Главный герой в произведении «Крыжовник», Николай Иванович, «мечтал о том, как он будет есть свои собственные щи… И рисовались у него в голове дорожки в саду, цветы, фрукты…, … но почему – то в каждой из них непременно был крыжовник». Усадьба с крыжовником стала целью всей жизни Николая Ивановича. Но когда его мечта осуществилась, он становится простым обывателем, которых на Руси в то время было предостаточно.

Тема любви также освещается в рассказах А.П. Чехова. Здесь любовь не сильная, поверхностная, не имеющая продолжения. Одним из таких рассказов является одноимённый рассказ «О Любви»:

Сатира и трагедия в произведениях М.Е. Салтыкова – Щедрина. В 1883 году появился знаменитый «Премудрый пескарь», ставший за минувшие сто с лишним лет хрестоматийной сказкой М.Е. Щедрина. В 1883 году появился знаменитый «Премудрый пескарь», ставший за минувшие сто с лишним лет хрестоматийной сказкой М.Е. Щедрина.

Все темы сказок М.Е. Щедрина связаны между собой. Если в предыдущих сказках писатель выступал против смирения обывателей, то в рассказе «Дикий помещик» М.Е. Салтыков – Щедрин лицом к лицу сталкивает эксплуататоров и эксплуатируемых. Здесь обличается паразитизм и человеконенавистничество.

Образ русского народа – труженика очень хорошо автор раскрыл в сказке «Коняга». Символом замученной, истерзанной веками рабства мужицкой России является Коняга. Это обобщённый образ народа, изнемогающего под тяжестью непосильного труда.

Заключение. Итак, я сравнила творческие работы великих писателей – сатириков А.П. Чехова и М.Е. Салтыкова – Щедрина. Два абсолютно разных человека, которые жили в разное время, но как похожи темы их произведений. Почти в каждом своём рассказе, сказке писатели показывают метаморфозы, абсурдность человеческой жизни, обличают и высмеивают пороки людей. Безусловно, произведения А.П. Чехова и М.Е. Щедрина должны стать настольной книгой каждого человека, который стремится изменить свою жизнь, сделать её более гуманной и насыщенной счастливыми моментами. Итак, я сравнила творческие работы великих писателей – сатириков А.П. Чехова и М.Е. Салтыкова – Щедрина. Два абсолютно разных человека, которые жили в разное время, но как похожи темы их произведений. Почти в каждом своём рассказе, сказке писатели показывают метаморфозы, абсурдность человеческой жизни, обличают и высмеивают пороки людей. Безусловно, произведения А.П. Чехова и М.Е. Щедрина должны стать настольной книгой каждого человека, который стремится изменить свою жизнь, сделать её более гуманной и насыщенной счастливыми моментами.

Список литературы: Кулешов В.И. «Жизнь и творчество А.П. Чехова» Изд. «Детская литература», 1982 г. Кулешов В.И. «Жизнь и творчество А.П. Чехова» Изд. «Детская литература», 1982 г. Л.А. Сугай, « Хрестоматия по литературной критике», Изд. «Рипол Коасик», 1998 г. Л.А. Сугай, « Хрестоматия по литературной критике», Изд. «Рипол Коасик», 1998 г. Словарь русской литературы, М.Г. Урминцева, Изд. « Просвещение», 1993 г. Словарь русской литературы, М.Г. Урминцева, Изд. « Просвещение», 1993 г. Энциклопедия для детей том 9, 1998 г. Энциклопедия для детей том 9, 1998 г. Вступительная статья и комментарии М.С. Горячкиной. Вступительная статья и комментарии М.С. Горячкиной. «хрестоматия историко – литературных материалов», 10 класс, М.Т. Пинаев. «хрестоматия историко – литературных материалов», 10 класс, М.Т. Пинаев.