Информационные технологии Информация и информационные технологии
Понятие информационной технологии Термин «технология» широко употреблялся до недавнего времени только при изучении производственных процессов. Однако со временем содержательно оказалось намного богаче и стала включать в себя экономику, педагогику, социологию, культуру и т.д. Замена материального объекта на идеальный (информацию) позволяет использовать понятие технологии в области, касающейся обработки и производства информации с применением современных средств компьютерной техники.
Информация является одним из ценнейших ресурсов общества наряду с такими традиционными материальными видами ресурсов как нефть, газ, полезные ископаемые и др. Информация Данные
Информация Данные Информация - концептуально связанные между собой сведения, данные, понятия, изменяющие наши представления о явлении или объекте окружающего мира
Информация Данные могут рассматриваться как признаки или записанные наблюдения, которые по каким-то причинам не используются, а только хранятся.
Если данные участвуют в процессе снятия неопределенности, то данные становятся информацией. Следовательно, можно утверждать, что информацией являются используемые данные.
Информационные технологии - совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта). Существенным отличием ИТ от других областей науки и производства является то, что они претерпевают постоянные изменения, вызванные бурным развитием средств компьютерной техники и современной связи.
Сегодня говорят не просто об информационных технологиях, а о современных или новых информационных технологиях (НИТ). Их основу составляют пять технических достижений : 1. Появление новой среды накопления информации на машиночитаемых носителях. 2. Развитие средств связи, обеспечивающих доставку информации практически в любую точку земного шара без существенных ограничений во времени и расстоянии, широкий охват населения средствами связи. 3. Динамичное развитие микропроцессорной техники, обеспечивающей возможность цифровой обработки информации. 4. Возможность автоматизированной обработки информации с помощью компьютера по заданным алгоритмам. 5. Возникновение и бурное развитие сети Интернет.
Технологии, которые существовали до появления вычислительной техники, будем называть традиционными информационными технологиями. Они по-прежнему успешно применяются и вряд ли будут полностью вытеснены новыми информационными технологиями.
Цель информационной технологии – производство информации, удовлетворяющей информационные потребности человека. Чаще всего эти потребности связаны с принятием решений в таких сферах, как экономика, познание, общение, практическая (производственная) деятельность».
Любую информационную технологию можно разделить на части: теория информации, моделирование и формализация, информационные процессы, информационные системы, информационная безопасность, информационное управление.
Информационная технология, как и любая другая, должна отвечать следующим требованиям: обеспечивать высокую степень разделения всего процесса обработки информации на этапы, операции, действия; включать весь набор элементов, необходимых для достижения поставленной цели; иметь регулярный характер.
информационная технология обработки данных информационная технология управления автоматизация офиса информационная технология поддержки принятия решений информационная технология экспертных систем Классификации информационных технологий.
функционально-ориентированные информационные технологии, предназначенные для реализации определенных задач предметно-ориентированные информационные технологии, предназначенные для решения конкретных задач в определенной предметной области проблемно-ориентированные информационные технологии, предназначенные для решения типовых прикладных задач
технологии обработки текстовой информации, технологии обработки числовой информации, технологии обработки графической информации, технологии обработки звуковой информации, технологии работы в глобальных сетях, социальные информационные технологии.
Информатизация общества Письменность создала возможность накопления и распространения знаний, для передачи знаний будущим поколениям. I ИР Книгопечатание дало возможность не только сохранять информацию, но и сделать ее массово-доступной. II ИР Телеграф, телефон, радио позволили оперативно передавать информацию на любые расстояния. III ИР Возникли компьютерные телекоммуникации, радикально изменившие системы хранения и поиска информации. Были заложены основы преодоления информационного кризиса. IV ИР Дала толчок к столь существенным переменам в развитии общества, что для его характеристики появился новый термин «информационное общество».
Информационное общество – общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формой – знаний. Движущей силой развития общества должно стать производство не материального, а информационного продукта. Материальный продукт станет более информационно емким, что означает увеличение доли инноваций, дизайна и маркетинга в его стоимости.
Еще одна характерная черта в этой сфере – появление развитого рынка информационных продуктов и услуг. Этот рынок включает секторы: деловой информации (биржевая, финансовая, статистическая, коммерческая информация); профессиональной информации (научно-техническая информация, первоисточники и пр.); потребительской информации (новости, всевозможные расписания, развлекательная информация); услуг образования и другие.
Негативная сторона процесса информатизации, суть которой заключается в том, что поток информации, хлынувший на человека, столь велик, что недоступен обработке в приемлемое время. Это так называемый информационный кризис.
Информационный кризис проявляется в следующем: информационный поток превосходит ограниченные возможности человека по восприятию и переработке информации; возникает большое количество избыточной информации (так называемый «информационный шум»), которая затрудняет восприятие полезной для потребителя информации; возникают экономические, политические и другие барьеры, которые препятствуют распространению информации (например, по причине секретности).
Частичный выход из информационного кризиса видится в применении новых информационных технологий. Внедрение современных средств и методов хранения, обработки и передачи информации многократно снижают барьер доступа к ней и скорость поиска. Разумеется, одни лишь технологии не могут решить проблему, имеющую и экономический характер (информация стоит денег), и юридический (информация имеет собственника), и ряд других. Эта проблема комплексная и решается усилиями как каждой страны, так и мирового сообщества в целом.
Важнейшим этапом на пути в информационное общество стало: создание телекоммуникационной инфраструктуры, включающей в себя сети передачи данных; появление огромных баз данных, доступ к которым через сети получили миллионы людей; выработка единых правил поведения в сетях и поиск в них информации.
Понятие информационной культуры личности в настоящее время окончательно не определено и трактуется по-разному. Наиболее часто оно употребляется для обозначения широты знаний специалиста. К общей компьютерной культуре - навыки использования компьютерной техники и эрудицию в области созданных для этого профессиональных прикладных программ. К специальной компьютерной культуре – знания, обеспечивающие возможность специалисту работать на стыке своей профессии с информатикой и вычислительной техникой. Информационная культура
Информация, ее представление и измерение Информация обладает динамическим характером. Она существует только в момент взаимодействия данных и методов. Все остальное время она пребывает в состоянии данных. Таким образом, информация существует только в момент протекания информационного процесса.
Свойства информации Объективность и субъективность. Полнота. Достоверность. Адекватность Доступность Актуальность. Репрезентативность Содержательность Точность Устойчивость
По способу восприятия: визуальная,аудиальная,обонятельная,вкусовая,тактильная. По степени значимости: личная,специальная,общественная. По форме представлен ия: текстовая,числовая,графическая,звуковая. По способам (субъектам) обмена: социальная,техническая, биологическая, генетическая. Классификация информации
по сфере применения информации экономическая, географическая, социологическая и пр.; по характеру источников информации первичная вторичная, обобщающая и пр.; по характеру носителя информации «зашифрованная» в молекулах ДНК или в длинах световых волн, на бумажном или магнитном носителе и пр.). в зависимости от типа носителя документальную; акустическую (речевую); телекоммуникационную.
Неизмеряемость информации в быту (информация как новизна). I Технический или объемный (информация как сообщения в форме знаков или сигналов, хранимые, перерабатываемые и обрабатываемые с помощью технических устройств). В вычислительной технике применяются две стандартные единицы измерения информации: бит и байт. II Вероятностный. Измерение информации в теории информации (информация как снятая неопределенность). Получение информации (ее увеличение) означает увеличение знания, что, в свою очередь, означает уменьшение незнания или информационной неопределенности. За единицу количества информации принимают выбор одного из двух равновероятных сообщений («да» или «нет», «1» или «0»). Она также названа битом. III Подходы к измерению информации