Советы по написанию сочинения- рассуждения на лингвистическую тему ГИА 2013.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Советы по написанию сочинения Часть С2 ГИА Цель занятия: Познакомиться со структурой сочинения- рассуждения на лингвистическую тему; Отработать.
Advertisements

Подготовка к ГИА: написание части 3 (С 2) Подготовила: учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 12 Фиалковская Вероника Петровна.
Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по русскому языку (9 класс) по теме: Презентация "Подготовка к сочинению ГИА на лингвистическую тему"
Советы по написанию сочинения Часть С2 (По темам сборника И. П. Цыбулько) ГИА 2013.
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (Часть С)
ГИА. Подготовка к сочинению. Выполнила Кокурина Наталья Александровна, учитель русского языка и литературы.
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Константина Георгиевича Паустовского: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего.
С 2.1. ГИА русский язык, 9 класс Советы по написанию сочинения Часть С 2 ГИА 2014 ГИА 2014 Маляр В.Е.
Пошаговая инструкция по написанию сочинения С2 Шаг 1. Знакомимся с высказыванием. Внимательно прочитайте высказывание о языке. Осмыслите его. Выделите.
Учимся писать сочинение- рассуждение на лингвистическую тему ГИА 2015.
Рекомендации. Что такое «сочинение на лингвистическую тему»? Прилагательное «лингвистический» произошло от слова «лингвистика». Лингвистика (языкознание,
Поскольку ваша задача - написать сочинение- рассуждение, то необходимо соблюдать требования к построению текста именно указанного типа речи. Напомню,
Готовимся к сочинению на лингвистическую тему Подготовка к ГИА.
Подготовка к написанию сочинения- рассуждения ГИА 2013.
Рекомендации к написанию Полякова Наталья Петровна МБОУ Комсомольская СОШ ГИА-2013.
ОГЭ 2014 год - 9 класс.Часть 3 Сочинение на лингвистическую тему Подготовил преподаватель русского языка и литературы Мальчихина М.В.
Работу выполнили :Курганов Сергей и Александр Даниелов.
Как писать сочинение- рассуждение на лингвистическую тему в формате ГИА 2014.
Сочинение – рассуждение на лингвистическую тему. ПЛАН: 1. Тезис (формулируем позицию автора и выражаем своё отношение к ней). 2. Аргументация: а) аргумент-пример.
Сочинение- рассуждение по исходному тексту учебный год.
Транксрипт:

Советы по написанию сочинения- рассуждения на лингвистическую тему ГИА 2013

Цель занятия: Познакомиться со структурой сочинения- рассуждения на лингвистическую тему (задание 15.1); Отработать умение написания сочинения- рассуждения.

Формулировка задания Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания (указан автор): «(приведена цитата)». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами (автора). Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

В каждом варианте КИМа будет своя тема сочинения – цитата умного человека (писателя, философа, учёного-языковеда). Чтобы понять её смысл, попробуйте найти ключевые слова, несущие основную смысловую нагрузку, – они подскажут, о чём писать в сочинении.

Вариант 1 Выразительность речи – это свойство сказанного или написанного своей смысловой формой привлекать особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление. (Александр Иванович Горшков)

Вариант 2. У каждой части речи свои достоинства. (Александр Матвеевич Пешковский)

Текст. (1)Под карнизом большого четырехэтажного дома жили ласточки. (2) Они облепили весь карниз круглыми гнездами, в которых пищали птенцы. (3)Люди так привыкли к темным пятнам гнезд, что эти гнезда казались им орнаментом, украшающим дом. (4)По утрам ласточки будили своим щебетанием белокурого мальчика. (5)Потягиваясь, мальчик выходил на балкон и, подняв голову, смотрел вверх. (6)Там, вверху, сияло лазурное небо, светило большое и южное солнце. (7)В небе, как черные стрелы мелькали ласточки. (8) Их было много. (9)Прилетев к дому, они усаживались на карнизе, охорашивались, хлопотливо порхали над гнездами, кормили птенцов и улетали. (10)Над домом стоял неумолчный птичий гомон. (11)Перед закатом стены и крыши домов горели золотом. (12)Деревья под балконом замирали в предвечернем безветрии. (13) Дворники поливали тротуары. (14) По улице проходили веселые цветочницы. (15) Их корзины пахли розами и левкоями. (16)Вместе с белокурым мальчиком на балкон выходили его отец и мать. (17) Обняв сына, они смотрели, как, сверкая синевой оперения, бело-розовыми грудками и острыми хвостами, ласточки слетаются на ночлег. Отец рассказывал мальчику, что в деревне, где он вырос, старшие запрещали убивать ласточек и уверяли, что они приносят дому счастье....Потом орудийные залпы и разрывы снарядов сотрясали город. Гудела земля. Летели вниз камни, листы железа, стекла, птичьи гнезда. Исчезли ласточки. На каменных стенах пустого дома светлели следы гнезд. Ветер раскачивал поломанные оконные рамы, завывал в трубах, стучал ржавым железом. По городу шли гитлеровцы. По городу гуляла смерть. Белокурого мальчика я встретил через три месяца на лесном перевале, в предгорьях Кавказа. Худой, черный, в порванных штанишках, он пробирался к поляне, держа в руках пустую консервную банку, перевязанную шпагатом. Лицо и грязные руки мальчика посинели от холода. Шел осенний дождь, мальчик ежился и по-старчески сутулил плечи. По ущельям грохотала канонада, огненно-серые клубы разрывов вспыхивали на склонных перевала. Укрывшись под деревом, я ждал конца налета. - Что ты здесь делаешь? - крикнул я, увидев мальчика. - Воду ищу, - тихо ответил он. Я подошел к нему и спросил, где сейчас его родители. Он ничего о них не знал. Мальчик скользнул взглядом по моей амуниции и с какой-то безнадежной, недетской тоской спросил: - Дядя, может, у вас есть сухарик? - Куда ты идешь? - От фашистов ухожу, - объяснил он. - Я был в детском доме, в станице. Наши не успели уйти, а мы убежали. Я и Славик. Потом Славик потерялся. - Пойдем со мной, - сказал я. Мальчик не спросил - куда. Только когда я взял его на руки, он вдруг уронил свое ведрышко, обнял меня и заплакал. В. Закруткин

Композиция сочинения-рассуждения 1. Вступление. Тезис. Формулировка тезиса (главной мысли, которую необходимо аргументировать). Комментирование тезиса. 2. Основная часть. Доказательства. Теоретическое рассуждение (как ты понимаешь это высказывание), подкреплённое двумя примерами из текста с указанием роли этих аргументов в тексте. 3. Заключение. Вывод Каждая часть сочинения пишется с красной строки.

Вступление Не знаете, с чего начать? Начать сочинение Вы можете словами автора. Используйте глаголы: (Автор) считает, утверждает, писал… вводные конструкции: По мнению…, По словам…

Пишем вступление. Вариант 1 А.И.Горшков писал: «Выразительность речи – это свойство сказанного или написанного своей смысловой формой привлекать особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление». Вариант 2 По словам А.М.Пешковского, «у каждой речи свои достоинства».

Далее нужно прокомментировать этот тезис, то есть своими словами сказать, как вы его понимаете. Переход к комментированию тезиса может быть таким: Я (полностью) согласен с … Не могу не согласиться с … Я разделяю точку зрения … Я поддерживаю мнение … Поразмышляем над этим высказыванием.

Вариант 1 Я полностью согласен с мнением ученого. Действительно, русский язык очень богат различными выразительными средствами, в нем много эпитетов, метафор, сравнений … С помощью этих средств автор привлекает внимание читателя к наиболее важным по смыслу словам и выражениям. Вариант 2 Поразмышляем над этим высказыванием. Действительно, каждая часть речи, самостоятельная или служебная, по-своему важна. Имена существительные, например, называют окружающие нас предметы, а имена прилагательные обозначают признаки этих предметов. Нельзя обойтись и без глаголов, которые обозначают действия предметов.

Переход к рассуждению Связать вступление с основной частью можно с помощью таких речевых клише: В подтверждение этого тезиса приведу пример из … предложения прочитанного мною текста. Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предложению. В качестве примера можно привести предложение … текста. Рассмотрим … предложение.

Основная часть В основной части нужно привести примеры, соответствующие теоретическому рассуждению и иллюстрирующие языковые явления, обязательно указать роль этих примеров в тексте.

Пишем основную часть. Вариант 1 В.Закруткин в своем тексте использует достаточно много выразительных средств. Например, в предложении 11 он приводит метафору «стены и крыши домов горели золотом». Слово «горели» здесь используется в переносном значении: этим словом писатель хочет показать читателю, насколько красив город на закате. Метафора помогает читателю погрузиться в атмосферу происходящего. Еще одно выразительное средство, выбранное мною из текста, - сравнение (предложение 7). Важнейшая функция сравнения – художественное описание объекта. Сравнивая ласточек с черными стрелами, писатель как бы рисует птиц в нашем воображении, одновременно показывая и их цвет, и стремительность полета. Вариант 2 Докажем справедливость этих слов примерами из текста. В предложении 9 автор использует глаголы усаживались, охорашивались, порхали, кормили и улетали, которые передают последовательность действий птиц. В предложении 17 прилагательные бело- розовые и острые помогают нам нагляднее представить ласточек.

Заключение (вывод) Заключение так же, как и вступление, не должно превышать по объёму основную часть сочинения. Задача заключения подвести итог, обобщить сказанное. Вывод должен быть логически связан с предыдущим изложением и не должен противоречить по смыслу тезису и аргументам. Начать заключение можно вводными словами значит, итак, следовательно, таким образом или клише мы пришли к выводу, подводя итог, делая выводы из вышеизложенных доказательств и т.д.

Пишем заключение. Вариант 1 Таким образом, можно сказать, что высказывание А.И.Горшкова о выразительности речи верно. Вариант 2 Итак, мы доказали, что каждая часть речи имеет свои достоинства.

Готовое сочинение. А.И.Горшков писал: «Выразительность речи – это свойство сказанного или написанного своей смысловой формой привлекать особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление». Я полностью согласен с мнением ученого. Действительно, русский язык очень богат различными выразительными средствами, в нем много эпитетов, метафор, сравнений … С помощью этих средств автор привлекает внимание читателя к наиболее важным по смыслу словам и выражениям. В.Закруткин в своем тексте использует достаточно много выразительных средств. Например, в предложении 11 он приводит метафору «стены и крыши домов горели золотом». Слово «горели» здесь используется в переносном значении: этим словом писатель хочет показать читателю, насколько красив город на закате. Метафора помогает читателю погрузиться в атмосферу происходящего. Еще одно выразительное средство, выбранное мною из текста, - сравнение (предложение 7). Важнейшая функция сравнения – художественное описание объекта. Сравнивая ласточек с черными стрелами, писатель как бы рисует птиц в нашем воображении, одновременно показывая и их цвет, и стремительность полета. Таким образом, можно сказать, что высказывание А.И.Горшкова о выразительности речи верно.

О почерке Помните, что задания 1 (изложение) и 15 (сочинение) будут проверять эксперты. Поэтому старайтесь писать не только ГРАМОТНО, но и АККУРАТНО, РАЗБОРЧИВО, чтобы написанное можно было прочитать без труда.

Образцы сочинений. Сочинение 1. Современный лингвист Ираида Ивановна Постникова считает: «Способность слова связываться с другими словами проявляется в словосочетании». Попробуем разобраться в смысле этого высказывания. Для этого обратимся к первому предложению текста Альберта Лиханова. Все слова в нём, объединённые в словосочетания, связаны по смыслу и грамматически. В словосочетании «розовыми красками» связь между словами выражается окончанием –ыми зависимого прилагательного. А в словосочетании «плещется в соцветиях» зависимость существительного выражена не только окончанием –ях, но и предлогом «в». Таким образом, в словосочетании действительно проявляется «способность слова связываться с другими словами».

Сочинение 2 Николай Николаевич Кохтев писал: «Взятые сами по себе, слова не выражают мысли. А вот включенные в предложение, они отвечают своему назначению – выражать мысли, чувства, волю». Я согласна с этим высказыванием. Действительно, если взять отдельные слова, не связанные между собой грамматически, то они не смогут выразить какие-либо мысли, чьи-нибудь чувства. И только объединенные в предложение, они смогут донести до нас то, что хотел выразить говорящий или пишущий. Попробуем доказать это на примерах из текста. Обратимся к предложению 2. Оно состоит из 14 слов: дом, родной, и, стараться, не, обходить, сторона… Как видим, эти слова не могут выразить то, что хотел сказать автор. А включенные в предложение, они не только говорят о том, что рассказчик старается пройти мимо своего родного дома, но и показывают, как горько автору не обращать внимание на то место, где он родился и вырос.

Предложение 23 состоит из 7 слов. Отдельно взятые, они не могут передать чувства огромной любви автора к березе. И только объединившись, слова помогают нам понять, что это дерево для автора – часть его жизни, его биографии. Таким образом, прав был Н.Н.Кохтев, считавший, что только в предложении слова могут выражать мысли, чувства, волю.

Сочинение 3 М.М. Бахтин сказал: «Каждая грамматическая форма является одновременно и средством изображения». Как я понимаю эту фразу? Грамматическая форма – это связь грамматического значения и способа его выражения в слове, которые одновременно являются и средством изображения предметов, их признаков, действий. Приведу примеры из текста М.Канн. Во-первых, в предложении 20 нахожу глагол «напал», грамматическая форма которого выражена морфемой –л-, указывающей, что действие протекало до момента речи. Ярко представляю себе при помощи этого глагола, как «змея или еще кто-нибудь из лесных обитателей леса напал на человека», и не верю этим рассказам, считаю их беспочвенными. Во-вторых, в предложениях нахожу существительные в форме женского рода, единственного числа: «небрежность», «халатность», образованные при помощи суффикса –ость. Они, стоящие друг за другом да еще с вопросительным знаком, имея, казалось бы, значение отвлеченного признака предмета, ярко характеризуют преступное отношение людей к лесу. Таким образом, могу сделать вывод, что высказывание М.М.Бахтина справедливо.

Сочинение 4 В учебнике русского языка написано: «Богатство слов не составляет ещё богатства всего языка. Определённый смысл, гибкость, выразительность – вот что необходимо языку, и это достигается при помощи грамматики». Трудно не согласиться с этим высказыванием. Действительно, в русском языке много слов, но, чтобы выразить какую-либо мысль, нужно использовать средства грамматики. Докажем это на примерах из текста. Так, в предложении 23 десять слов. Но только объединившись грамматически, то есть при помощи окончаний и предлогов, и став предложением, они несут мысль о том, что детям открылась новая удивительная страна под названием лес. В предложении 24 всего два слова. Но, образовав предложение, характеризующееся вопросительным по цели высказывания, они несут глубокий смысл, а именно общность мыслей ребят. Таким образом, высказывание, приведенное в учебнике, верно.

Сочинение 5 А.И.Горшков писал: «Выразительность речи – это свойство сказанного или написанного своей смысловой формой привлекать особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление». Я полностью согласен с мнением ученого. Действительно, русский язык очень богат различными выразительными средствами, в нем много эпитетов, метафор, сравнений … С помощью этих средств автор привлекает внимание читателя к наиболее важным по смыслу словам и выражениям. В.Закруткин в своем тексте использует достаточно много выразительных средств. Например, в предложении 11 он приводит метафору «стены и крыши домов горели золотом». Слово «горели» здесь используется в переносном значении: этим словом писатель хочет показать читателю, насколько красив город на закате. Метафора помогает читателю погрузиться в атмосферу происходящего. Еще одно выразительное средство, выбранное мною из текста, - сравнение (предложение 7). Важнейшая функция сравнения – художественное описание объекта. Сравнивая ласточек с черными стрелами, писатель как бы рисует птиц в нашем воображении, одновременно показывая и их цвет, и стремительность полета. Таким образом, можно сказать, что высказывание А.И.Горшкова о выразительности речи верно.

Домашнее задание. Напишите сочинение-рассуждение по тексту В.Закруткина (см. слайд 7), раскрывая смысл высказывания К.Г.Паустовского: «Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами автора. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Удачи на экзамене !