Обобщающий урок в 11 классе по теме «Основы экологии».

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Основы экологии Презентация выполнена учителем биологии МАОУ СОШ 1 Ждановой И.Г. учителем биологии МАОУ СОШ 1 Ждановой И.Г.
Advertisements

Сообщества живых организмов: биоценозы, биогеоценозы – их структура и характеристика.
Среды жизни. Взаимоотношения животных в природе Задачи урока: Познакомиться с понятиями «среда жизни». «местообитание» Учиться сравнивать на примерах сред.
Раздел V. Биогеоценология Тема 1. Понятие, классификация и структура экосистем.
Обобщение по теме: «Общие сведения о мире животных» «Вопрос на засыпку»
ПОВТОРИТЕЛЬНО- ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК БИОЛОГИИ В 9 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «БИОСФЕРНЫЙ УРОВЕНЬ ЖИЗНИ» Составитель Трахт Людмила Николаевна.
РАЗНООБРАЗИЕ ЭКОСИСТЕМ. Экосистема- сообщество организмов разных видов и среда их обитания, связанные друг с другом обменом веществ.
7 класс Учитель Омельченко О.Л.. Исторически сложившаяся на однородном участке земной поверхности совокупность почвы, воды, растений, животных, микроорганизмов.
Определения 1.Наука о закономерностях взаимоотношений организмов, видов, сообществ со средой обитания… 2.Реакция организма на изменение продолжительности.
Животные и окружающая среда. Среда жизни - условия живой и неживой природы, действующие на организм. условия живой и неживой природы, действующие на организм.
Основы экологии Тема: Введение в экологию. Экологические факторы. Сообщества. Экосистемы.
Глава ХV. Основы экологии. Экосистемы Пименов А.В. На дом: § 66 Тема: «Сообщества. Экосистемы» Задачи: Дать характеристику биоценозу и экосистеме; функциональным.
Задачи урока Усвоение знаний основных закономерностей живых систем, взаимосвязей организма и надорганизменных систем с окружающей средой. Раскрытие структуры.
Экосистема – это совокупность совместно обитающих организмов и условий их существования, находящихся в закономерной взаимосвязи друг с другом и образующих.
Биогеоценозы Экосистемы.. Подтверди или опровергни Биоценоз – это сообщество организмов в их взаимосвязи с окружающей средой. Вся энергия, поступающая.
Отчет об учебной практике «Полевая практика» по ПМ.01 Преподавание по программам начального общего образования выполнили студенты 1 В и 2 А курса
Экология сообществ Сообщество (биоценоз) как система. Структура биоценоза Основные виды межпопуляционных связей в сообществах. Трофические уровни в экосистемах:
В природе каждый живой организм живет в окружении множества других представителей. Экологические взаимодействия организмов обычно имеют чрезвычайно сложный.
Программа экологического кружка «БЕРЕГИНЯ» Составила: учитель биологии МОУ «Арабосинская ООШ» Урмарского района Чувашской Республики Иванова Надежда Васильевна.
БИОЦЕНОЗ Биоценоз Это комплекс совместно живущих и связанных друг с другом видов («биос» - жизнь, «ценос» - сообщество)
Транксрипт:

Обобщающий урок в 11 классе по теме «Основы экологии».

Обязательный минимум содержания. Должны знать структуру экосистем, биологическую терминологию по теме. Должны знать структуру экосистем, биологическую терминологию по теме. Объяснять: единство живой и неживой природы; влияние экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов с окружающей средой; устойчивость и смену экосистем; необходимость сохранения многообразия видов в природе; Объяснять: единство живой и неживой природы; влияние экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов с окружающей средой; устойчивость и смену экосистем; необходимость сохранения многообразия видов в природе; Составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания); Составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания); Выявлять антропогенные изменения в экосистемах своей местности; Выявлять антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

Сравнивать природные экосистемы и агроценозы; Сравнивать природные экосистемы и агроценозы; Анализировать и оценивать глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде; Анализировать и оценивать глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде; Изучать изменения в экосистемах на биологических моделях; Изучать изменения в экосистемах на биологических моделях; Находить информацию о биологических объектах в различных источниках; Находить информацию о биологических объектах в различных источниках; Использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни. Использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни. Обязательный минимум содержания.

Предварительная подготовка. Изучение дополнительной литературы. Наблюдения и экскурсии в биоценозы. Изучение дополнительной литературы. Наблюдения и экскурсии в биоценозы. Исследования приспособленности организмов к влиянию экологических факторов, изменения в экосистемах под влиянием антропогенного фактора. Исследования приспособленности организмов к влиянию экологических факторов, изменения в экосистемах под влиянием антропогенного фактора. Видовая и пространственная структура биоценоза, сезонные изменения. Видовая и пространственная структура биоценоза, сезонные изменения.

Задачи урока. Образовательные задачи урока: систематизировать знания по теме, расширить и углубить. Образовательные задачи урока: систематизировать знания по теме, расширить и углубить. Развивающие задачи: уметь отбирать материал, выделяя в нём главное. Развивающие задачи: уметь отбирать материал, выделяя в нём главное. Воспитательные задачи: формирование экологической грамотности и культуры поведения в природе. Воспитательные задачи: формирование экологической грамотности и культуры поведения в природе.

План урока. I. Сообщения учащихся на темы: 1. Развитие и содержание экологии. 2. Среда обитания организмов и её факторы (обратить внимание на понятия: толерантность, лимитирующие и оптимальные факторы). Закон минимума. 3. Местообитание организмов и экологические ниши. (уч-ся оценивают сообщения).

План урока. II. Блицопрос. 1. Что такое экология? 2. Что такое экологический фактор? 3. На какие группы подразделяют экологические факторы? 4. Что такое оптимальный фактор? 5. Что такое лимитирующий фактор? 6. Что такое фотопериодизм?

План урока. 7. Назовите синоним слова биоценоз. 8. Что такое цепь питания? 9. Сколько процентов биомассы переходит на следующий пищевой уровень? 10. Как называются организмы, производящие органические вещества из неорганических? 11. Приведите пример консумента 1 порядка. 12. Приведите пример консумента 2 порядка. 13. Кто такие редуценты?

План урока. III. Типы экологических взаимодействий. (Уч-ся предложены рисунки, нужно подписать тип взаимодействия: квартиранство, хищничество, симбиоз и т.д.). Например:1. дятел и лось, 2 светолюбивые травы под елью. 3 репейник и собака, 4 белый медведь и песец, 5 почвенные бактерии, 6 лишайники и мхи на стволе дерева, 7 членистоногие в гнезде птиц, 8 опыление растений, 9 муравьи и семена,10 рак- отшельник и актиния, шмель и клевер,11 грибы и деревья, 12 лиса и заяц,13 комары, пиявки, 14 ели и сосны, щука и окунь.

1

2

3

4

5

Характеристика популяций. Учащиеся пишут на доске и дают краткое пояснение (демографические показатели: плотность, рождаемость, смертность, возрастная структура). Делают вывод: для чего нужны демографические показатели и как ими пользуются.

Характеристика популяций. Работа исследователей. характеристика по плану: видовое разнообразие, закономерность распределения,пищевые связи и регуляция, экологическая пирамида, устойчивость биоценоза, влияние деятельности человека. характеристика по плану: видовое разнообразие, закономерность распределения,пищевые связи и регуляция, экологическая пирамида, устойчивость биоценоза, влияние деятельности человека. представляют биоценозы: представляют биоценозы: 1 леса, 1 леса, 2 водоёма, 2 водоёма, 3 болота, 3 болота, 4 агроценоз (поля или парка), 4 агроценоз (поля или парка), 5 города Череповца. 5 города Череповца.

Виды биоценозов.

Водоём.

Агроценоз.

Биоценоз города Череповца.

Экологическая сукцессия. Уч-ся рассматривают на примере Рыбинского водохранилища.

Основы рационального природопользования. Формирование экологического мышления и экологической культуры. Сообщения уч-ся о влиянии загрязнений на живые организмы, передача химических веществ по цепям питания.

Решение экологических задач. В окрестностях дымящих промышленных предприятий в лесах стала накапливаться подстилка. Почему это происходит, и какие прогнозы можно высказать о будущем этого леса? В окрестностях дымящих промышленных предприятий в лесах стала накапливаться подстилка. Почему это происходит, и какие прогнозы можно высказать о будущем этого леса? В сложных экосистемах дождевых тропических лесов почва очень бедна биогенными элементами. Как это объяснить? Почему тропические леса не восстанавливаются в прежнем виде, если их свести? В сложных экосистемах дождевых тропических лесов почва очень бедна биогенными элементами. Как это объяснить? Почему тропические леса не восстанавливаются в прежнем виде, если их свести? Можно ли считать, что волки и львы находятся на одном и том же трофическом уровне, потому что и те и другие: Можно ли считать, что волки и львы находятся на одном и том же трофическом уровне, потому что и те и другие: а) поедают растительноядных животных; б)используют свою пищу примерно на 10%; в) живут на суше; г) имеют крупные размеры; д) диета их очень разнообразна. Выберите правильный ответ.

Решение экологических задач. Как будет меняться концентрация загрязнителей в цепях питания (многие загрязнители накапливаются в клетках и тканях организмов. Не высвобождаются в окружающую среду), в каких дозах они будут поступать в организм человека в зависимости от потребляемой пищи( растения, травоядные, хищные животные, грибы и т. д.) Как будет меняться концентрация загрязнителей в цепях питания (многие загрязнители накапливаются в клетках и тканях организмов. Не высвобождаются в окружающую среду), в каких дозах они будут поступать в организм человека в зависимости от потребляемой пищи( растения, травоядные, хищные животные, грибы и т. д.) Почему все животные, выращиваемые человеком для использования в пищу, - травоядные? Почему все животные, выращиваемые человеком для использования в пищу, - травоядные?

Решение экологических задач. При выращивании каких животных будут наименьшие затраты корма для получения одинаковой биомассы коров, кур или рыб? При выращивании каких животных будут наименьшие затраты корма для получения одинаковой биомассы коров, кур или рыб? Какой должна быть система космического корабля для полётов на долгие годы? Какой должна быть система космического корабля для полётов на долгие годы? Если популяция реагирует на собственную высокую плотность снижением рождаемости, то почему возможно чрезмерное размножение вредителей на полях и в садах? Если популяция реагирует на собственную высокую плотность снижением рождаемости, то почему возможно чрезмерное размножение вредителей на полях и в садах?

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!