Цель: Освоение учащимися комплекса систематизированных знаний и универсальных учебных действий по истории России VIII – XXI вв. Цель: Освоение учащимися комплекса систематизированных знаний и универсальных учебных действий по истории России VIII – XXI вв. Отработка знаний и умений – от хронологических до оценочных знаний, от описательных до аналитических умений. Воспитание у учащихся чувства национальной идентичности и уважения к историческому пути своего и других народов. Формирован ие универсальных учебных действий. Вырабатывание ценностного отношения к собственному здоровью через понимание содержания исторического материала. Задачи:
системность проблемность дифференциация обучения деятельностной подход целесообразность Ведущие принципы
Программа составлена на основе Кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для ЕГЭ 2013 г. по Истории. Программа составлена исходя из Спецификации КИМ ЕГЭ 2013 г. по Истории. В программе апробированы авторские разработки технологических модулей по подготовке к ЕГЭ по истории. К программе разработаны алгоритмы работы с заданиями части В, С. К программе подготовлен глоссарий понятий и терминов по истории Отечества, словарь по ЕГЭ. К программе разработаны тематические КИМы, исходя из принципов построения технологических модулей подготовки к ЕГЭ по истории. Новизна программы
Ожидаемые результаты Социальные эффекты УУД Знания
Алгоритм – описание последовательности действий (план), строгое исполнение которых приводит к решению поставленной задачи за конечное число шагов. Свойства алгоритма Дискретность: любой алгоритм должен состоять из конкретных действий, следующих в определенном порядке. Детерминированность: любое действие алгоритма должно быть строго и недвусмысленно определенно. Конечность: каждое действие в отдельности и алгоритм должны иметь возможность завершения. Результативность.
Правила разработки любого алгоритма 1 Определить цель, для достижения которой будет создан алгоритм. 2 Наметить приблизительный план действий для достижения поставленной цели. 3 Выбрать среду и объекты, посредством которых алгоритм будет реализован. 4 Детализировать алгоритм с учетом особенностей выбранной среды.
Технологическая модель формирования УУД 1 ШАГ «Поиск, обработка и хранение информации учеником, группой, классом по различным источникам» Деятельность учеников – фиксация и хранение информации. Результат деятельности – запись на материальных носителях 2 ШАГ «Информационный обмен» Деятельность учеников – варианты обмена: 1)под диктовку, 2)через наглядность, 3)презентация, 4)собственный способ. Результат деятельности – обязательная запись у всех учеников
Технологическая модель формирования УУД 3 ШАГ «Усвоение, осмысление информации» Деятельность учеников различными способами в зависимости от задачи урока Результат деятельности каждый усвоит на своем уровне 4 ШАГ «Применений знаний» Деятельность учеников разнообразные способы в зависимости от задачи урока и значимости для ученика Результат деятельности 1)самооценка, 2)диагностика, 3)контроль
Технологические модули Модуль 1 «Хронология» Модуль 2 «Понятия» Модуль 3 «Персоналии» Модуль 4 «Карта» Модуль 5 «Источники» Модуль 6 «Конспекти рование»
Вводное занятие Модуль 1. Хронология Модуль 2. Понятия Модуль 3. Персоналии Модуль 4. Перво- источники Модуль 5. Часть С. Блок 1 Русь с VIII-XVII вв. Блок 2 Россия с XVII-XVIII вв. Блок 3 Россия в XIX в. Блок 4 Россия в XX-XXI вв.
Алгоритм выполнения заданий Приемы и способы понимания терминов и понятий Принципы запоминания хронологии Модуль 1 «Хронология» Модуль 1 «Хронология» Модуль 2 «Понятия» Модуль 2 «Понятия» Модуль 4 «Первоисточники» Модуль 4 «Первоисточники» Методические рекомендации по организации работы с модулями
Прочитать текст Что требуется идентифицировать? Сам источник – объект атрибуции Выяснить признак объекта – предмет атрибуции Выделить и проанализировать ключевые слова Сформулировать ответ Содержание источника – объект атрибуции Алгоритм работы с документами
Алгоритм работы с документами Внимательно прочитать задание. Выяснить, что требуется идентифицировать: сам источник или описываемое в нем событие (объект атрибуции). Выяснить, какой признак объекта должен быть установлен (предмет атрибуции). В соответствии с предметом атрибуции в тексте источника выделить слова и выражения (ключевые слова), которые могут помочь узнаванию события, датировке документа. Потом проанализировать и обобщить их. Сформулировать краткий ответ или выбрать его из предложенных в тесте-задании, убедиться, что ни одно из ключевых слов не противоречит ему. Обычно в документе (и даже в задании к нему) приводится не одно, а несколько ключевых слов, позволяющих идентифицировать исторический персонаж, событие или время действия, о которых в этом тексте говорится. Записать ответы в бланк, перепроверив себя в конце работы.
Основной прием, его составляющие действия Объект характеристики Назвать (СКОЛЬКО?) направления, задачи, последствия…. Привести (СКОЛЬКО?) примеры, черты, особенности… процесс, явление, событие…. ОПОРНАЯ СХЕМА для ЗАДАНИЙ С4-С5 ВЫВЕСТИ ФОРМУЛУ
Тема ЧасОсновные вопросы Планируемые результаты (универсальные учебные действия (УУД) Реализуемые результаты (форма, методы и стратегия урока) Достигаемые результаты. Ресурсы. (диагностика и контроль. Средства обучения) Здоровье сбережение 1Вводное занятие. Правила ЕГЭ Правила ЕГЭ 2 часа 1. Структура ЕГЭ по Истории. 2. Словарь ЕГЭ. 3. Изменения ЕГЭ по Истории к 2015 Знаково-символические: преобразовывать информацию в другую знаковую систему (схема, таблица). Общеучебные познавательные: выделять необходимую информацию. Урок-лекция. Активная стратегия. Раздаточный материал (Р/М): 1. Словарь ЕГЭ. Упражнения снятия утомляемости (УСУ). Чередование видов деятельности 2-3Демоверсия ЕГЭ по истории России 2 часа 1. Часть А. 2. Часть В. 3.Проверка, обсуждение. Регулятивные учебные действия: волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии. Урок-практикум. Производящая стратегия работы с информацией. Р/М: 1. Демоверсия ЕГЭ по Истории за 2015 г. (ЧВД). (УСУ). Модуль 1 «Хронология» 4Технологиче ские модули 2 часа 1. Технологическ ие модули. 2. Модуль 1 «Хронология»: принципы запоминая дат. Логические: понимание закономерностей истории. Урок- презентация. Активная стратегия. 1. Электронные физкультминутки. Часть 2. 2.Презентация. (УВЗ). Электронные физкультминутки (ЭФМ). 35Что такое апелляция? 2 часа 1. Пропуск на экзамен. 2. Правила поведения на экзамене. 3.Апелляция. Личностные: осознание предстоящей ответственности. Урок- презентация. Активная стратегия. 1.Презентация. 2.Бланки. (УВЗ). (ЭФМ).
«Слепой текст» 1. Прочтите отрывок из произведения Г.Котошихина и составьте вопросы в фор. С1-С3. «В тот приказ бояре и думные люди не входят и люд не ведают, кроме самого царя. А посылаются того приказу подьячие с послами в государства... и в войну с воеводами для того, что послы... много чинят не к чести своему государю..., а воеводы в полках неправды чинят над ратными людьми, и те подьячие за послами и воеводами подсматривают и царю, приехав, сказывают, и... послы или воеводы... тех подьячих дарят и почитают выше их меры, чтоб они... их... выставляли, а худым не поносили перед царем». 2. Прочтите отрывок из постановления Ростовской городской конференции профсоюзов и составьте вопросы в формате С1-С3. «1) Настаивать, чтобы делегаты РСФСР на... конференции против претензий мировой буржуазии предъявили счёт русских трудящихся масс. В этот счёт должны быть включены все жертвы, которые русский народ понес благодаря военным интервенциям Антанты. Наши делегаты... должны поставить в счёт мировой буржуазии и Колчака, и Деникина, и Врангеля, и всех наёмников капитала, разоривших русский народ. 2) Вождь революционного пролетариата на конференцию.... ехать не должен». 3. Прочтите отрывок из выступления государственного деятеля СССР по Центральному телевидению и составьте вопросы в формате С1-С3. «В силу сложившейся ситуации... прекращаю свою деятельность... Я покидаю свой пост с тревогой. Но и с надеждой, с верой в вас, в вашу мудрость и силу духа. Мы наследники великой цивилизации, и сейчас от всех и каждого зависит, чтобы она возродилась к новой современной и достойной жизни...»
Составить алгоритм задания С6.
Критерии технологичности Концептуальность; системность; управляемость; эффективность; воспроизводимость. Концептуальность предполагает, что педагогическая деятельность должна быть опираться на определенную научную концепцию (или технологию), включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей. Системность означает, что технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью его частей, целостностью. Управляемость предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов. Эффективность, указывает на то, что современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения. Воспроизводимость – подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.