Фридрих Вильгельм Ницше (1844 – 1900) Выполнила студентка 1 курса Фин – 106 Тастанова Айгерим.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Фридрих Ницше. Фридрих Ницше – немецкий философ, крупнейший представитель «философии жизни».
Advertisements

Русские религиозные философы «серебряного века». Николай Онуфриевич Лосский ( )
Представление о Новейшей философии Шопенгауэр, Ницше.
Подготовила учитель русского языка и литературы Иванченко Н.В.
φιλίασοφία φιλοσοφία φιλία любовь, стремление, жажда + σοφία мудрость φιλοσοφία ( дословно : любовь к мудрости ) Философия - эта такая любовь к мудрости,
Владимир Соловьев родился 16 января 1853 года в семье знаменитого русского историка и профессора Московского университета Сергея Соловьева. По совету.
Урок 2. Что такое светская этика. Проверка домашнего задания 1)Расскажи членам семьи и друзьям об известных тебе людях России. 2)Проведи интервью с членами.
Жидяева Анна ЭФ-14. Эволюция и вымирание организмов, так же как и развитие человеческих обществ и их культур, бросали вызов любой устоявшейся точке зрения.
Нигилизм и его последствия.Подготовила Оганян Анна 10 "А" класс
НРАВСТВЕННЫЕ ИСКАНИЯ ГУМАНИСТОВ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ И ЭТИКА РАЗУМНОГО ЭГОИЗМА НОВОГО ВРЕМЕНИ.
Философские теории воли. Воля как волюнтаризм. А.Шопенгауер. Философские теории воли. Воля как волюнтаризм. А.Шопенгауер.
Философия Фридриха Ницше Friedrich Nietzsche. 1) переоценка всех ценностей.
Выполнили: Сергей Суставов Анна Лебедева 2 курс, 2 группа, журналистика.
Фри́дрих Ви́льгельм Ни́цше (нем. Friedrich Wilhelm Nietzsche; 15 октября 1844), Рёккен, Пруссия 25 августа 1900, Веймар, Германия) немецкий философ, композитор,
Русские религиозные философы «серебряного века». Николай Онуфриевич Лосский ( )
Челябинская государственная академия культуры. «Русская культура и государственная культурная политика.» Тема: «Образы русской классики и духовности.»
«Если ты думаешь на год вперед – посади семя. Если ты думаешь на десятилетия вперед – посади дерево. Если ты думаешь на век вперед – воспитай человека».
Существует ли модель идеального человека? "Идеальный человек испытывает радость от того, что делает благодеяния другим; но ему стыдно принимать благодеяние.
«Опыт о человеке» в художественном мире Ф. М. Достоевского Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то.
Транксрипт:

Фридрих Вильгельм Ницше (1844 – 1900) Выполнила студентка 1 курса Фин – 106 Тастанова Айгерим

Фри́дрих Ви́льгельм Ни́цше немецкий философ, представитель иррационализма. Он подверг резкой критике религию, культуру и мораль своего времени и разработал собственную этическую теорию. Ницше был скорее литературным, чем академическим философом, и его сочинения носят афористический характер. Философия Ницше оказала большое влияние на формирование экзистенциализма и постмодернизма, и также стала весьма популярна в литературных и артистических кругах. Интерпретация его трудов довольно затруднительна и до сих пор вызывает много споров. немецкий философ иррационализма критикерелигиюкультуруморальэтическуюафористический экзистенциализма постмодернизма артистических

Биография Родился в Рёккене (недалеко от Лейпцига, восточная Германия), в семье лютеранского пастора Карла Людвига Ницше ( ). Во время обучения в гимназии проявил значительные способности к филологии и музыке. В Ницше изучал теологию и классическую филологию в Боннском и Лейпцигском университетах. В этот же период познакомился с сочинениями Шопенгауэра и стал поклонником его философии. На развитие Ницше также благоприятно повлияла дружба с Рихардом Вагнером, продолжавшаяся многие годы. В возрасте 23 лет был призван в прусскую армию и зачислен в конную артиллерию, но, получив травму, демобилизовался.Рёккене ЛейпцигаШопенгауэра Рихардом Вагнером

Философия Философия Ницше не организована в систему. «Волю к системе» Ницше считал недобросовестной. [1] Его изыскания охватывают все возможные вопросы философии, религии, этики, психологии, социологии и т. д. Наследуя мысль Шопенгауэра, Ницше противопоставляет свою философию классической традиции рациональности, подвергая сомнению и вопрошанию все «очевидности» разума. Наибольший интерес у Ницше вызывают вопросы морали, «переоценки всех ценностей». Ницше одним из первых подверг сомнению единство субъекта, причинность воли, истину как единое основание мира, возможность рационального обоснования поступков. Его метафорическое, афористическое изложение своих взглядов снискало ему славу великого стилиста. Однако, афоризм для Ницше не просто стиль, но философская установка не давать окончательных ответов, а создавать напряжение мысли, давать возможность самому читателю «разрешать» возникающие парадоксы мысли.[1]Шопенгауэра

Ницше уточняет шопенгауэровскую «волю к жизни» как «волю к власти», поскольку жизнь есть ничто иное, как стремление расширять свою власть. Однако, Ницше критикует Шопенгауэра за нигилизм, за его отрицательное отношение к жизни. Рассматривая всю культуру человечества как способ, каким человек приспосабливается к жизни, Ницше исходит из примата самоутверждения жизни, ее избытка и полноты. В этом смысле всякая религия и философия должна прославлять жизнь во всех ее проявлениях, а все, что отрицает жизнь, ее самоутверждение, достойно смерти. Таким великим отрицанием жизни Ницше считал христианство. Ницше первым заявил, что «нет никаких моральных феноменов, есть только моральное истолкование феноменов» [2], тем самым подвергнув все моральные положения релятивизму. Согласно Ницше, здоровая мораль должна прославлять и укреплять жизнь, ее волю к власти. Всякая иная мораль упадочна, есть симптом болезни, decadence. Человечество инстинктивно использует мораль для того, чтобы добиваться своей цели цели расширения своей власти. Вопрос не в том, истинна ли мораль, а в том, служит ли она своей цели. Такую «прагматическую» постановку вопроса мы наблюдаем у Ницше в отношении к философии и культуре вообще. Ницше ратует за приход таких «свободных умов», которые поставят себе сознательные цели «улучшения» человечества, умы которых уже не будут «задурманены» никакой моралью, никакими ограничениями. Такого «сверх нравственного», «по ту сторону добра и зла» человека Ницще и называет «сверхчеловеком».нигилизм[2]релятивизму

В отношении познания, «воли к истине» Ницше опять же придерживается своего «прагматического» подхода, спрашивая «для чего нам нужна истина?» Для целей жизни истина не нужна, скорее иллюзия, самообман ведут человечество к его цели самосовершенствованию в смысле расширения воли к власти. Но «свободные умы», избранные должны знать правду, чтобы мочь управлять этим движением. Эти избранные, моралисты человечества, созидатели ценностей должны знать основания своих поступков, отдавать отчет о своих целях и средствах. Этой «школе» свободных умов Ницше посвящает многие свои произведения.

Мифология Образность и метафоричность произведений Ницше позволяет выделить у него определенную мифологию: Ницше исходит из двойственности (дуализма) культуры, где борются начала Аполлона и Диониса. Аполлон (греческий бог света) символизирует собой порядок и гармонию, а Дионис (греческий бог виноделия) тьму, хаос и избыток силы. Эти начала не равнозначны. Темный бог древнее. Сила вызывает порядок, Дионис порождает Аполлона. Дионисийская воля (der Wille в германских языках означает желание) всегда оказывается волей к власти это интерпретация онтологической основы сущего. Ницше подобно Марксу испытал влияние дарвинизма. Весь ход эволюции и борьба за выживание (англ. struggle for existence) не что иное, как проявление этой воли к власти. Больные и слабые должны погибнуть, а сильнейшие победить. Отсюда афоризм Ницше: «Падающего толкни!», который следует понимать не в том упрощённом смысле, что не следует помогать ближним, но в том, что самая действенная помощь ближнему дать ему возможность достигнуть крайности, в которой можно будет положиться только на свои инстинкты самовыживания, чтобы оттуда возродиться или погибнуть. В этом проявляется вера Ницше в жизнь, в её возможность само возрождения и сопротивления всему роковому. «То, что не убивает нас, делает нас сильнее»!дуализма Аполлона Диониса Марксударвинизмаборьба за выживание англ.афоризм

Как от обезьяны произошел человек, так в результате этой борьбы человек должен эволюционировать в Сверхчеловека (Übermensch). Разум и все т. н. духовные ценности это всего лишь орудие для достижения господства. Поэтому сверхчеловек отличается от простых людей прежде всего несокрушимой волей. Это скорее гений или бунтарь, чем правитель или герой. Подлинный сверхчеловек это разрушитель старых ценностей и творец новых. Он господствует не над стадом, а над целыми поколениями. Однако воля не имеет поступательного движения вперед. Её основными врагами являются собственные проявления, то, что Маркс называл силой отчуждения духа. Единственные оковы волевого человека это его собственные обещания. Создавая новые ценности, сверхчеловек порождает культуру Дракона или Духа тяжести, подобно льду, сковывающему реку воли. Поэтому должен прийти новый сверхчеловек Антихрист. Он не разрушает старые ценности. Они исчерпали себя сами, ибо, утверждает Ницше, Бог мертв. Наступила эпоха европейского нигилизма, для преодоления которого Антихрист должен создать новые ценности. Смиренной и завистливой морали рабов он противопоставит мораль господ. Однако потом будет рожден новый Дракон и придет новый сверхчеловек. Так будет до бесконечности, ибо в этом проявляется вечное возвращение. Одним из основных понятий в философии Ницше является decadence (декаданс).Сверхчеловека Разум ДраконаАнтихрист Бог нигилизма декаданс

Ницше как воспитатель Ницше оказался философом, который был в тех условиях "заранее привлекателен". Тот самый случай, когда "не читал, но могу сказать…". На этом была построена советская критика ницшеанства. Был такой философский монополист С.Ф. Одуев, который написал несколько толстых монографий про Ницше, с обширными цитатами, с изложением биографии, которая тоже сама по себе была удивительна. История жизни Ницше в советской литературе подавалась как сплошная история болезни: молодой филолог отправился служить санитаром на германский фронт, заразился сифилисом, который перешёл в латентную форму, поражающую мозг. Таким образом, вся ницшеанская философия это записки жертвы прогрессирующего паралича. Как, собственно, и деятельность Гитлера, тоже, согласно советской историографии, сумасшедшего сифилитика.С.Ф. Одуев

Ницше это такой метафизический анархист, противостоящий всякой окостеневшей форме. Любая иерархия, любая "структура" для него оправдана только тогда, когда она реально способствует "жизни". Как только она теряет это свойство, философ становится её злейшим врагом. Неудивительно, что сын пастора обрушился на обывательское европейское "христианство". Особенно понимаешь антихристианское неистовство Ницше теперь, когда по телевизору показывают слащаво- восторженных пасторов какой-нибудь очередной "Церкви Восхождения Пятых ворот Четвертого круга рыцарей Сиона".

Цитаты «Бог умер» (Эта фраза встречается в произведении "так говорил Заратустра") «Бог мертв; из-за сострадания своего к людям умер Бог» («Так говорил Заратустра», глава «О сострадательных») «Сам Бог не может существовать без мудрых людей, сказал Лютер, и с полным правом; но Бог ещё менее может существовать без неумных людей этого Лютер не сказал!» «Если Бог хотел стать предметом любви, то ему следовало бы сперва отречься от должности судьи, вершащего правосудие: судья, и даже милосердный судья, не есть предмет любви» «Злой бог нужен не менее доброго ведь и своим собственным существованием ты обязан отнюдь не терпимости и филантропии… Какой прок от бога, которому неведомы гнев, зависть, хитрость, насмешка, мстительность и насилие?» «Без догматов веры никто не смог бы прожить и мгновения! Но тем самым догматы эти еще отнюдь не доказаны. Жизнь вовсе не аргумент; в числе условий жизни могло бы оказаться и заблуждение» «Темой для великого поэта могла бы стать скука Всевышнего после седьмого дня Творения» «В каждой религии религиозный человек есть исключение» «Верховный тезис: Бог прощает кающемуся, то же в переводе: прощает тому, кто покорствует жрецу…»

С человеком происходит то же, что и с деревом. Чем больше стремится он вверх, к свету, тем глубже уходят корни его в землю, вниз, в мрак и глубину ко злу. Сражающемуся с чудовищами следует позаботиться о том, чтобы самому не превратиться в чудовище. И если ты долго смотришь в бездну, то бездна тоже смотрит в тебя. «Счастье найдено нами», говорят последние люди, и моргают. То, что не убивает меня, делает меня сильнее. Человек это грязный поток. Человек Человек есть нечто, что до́лжно превзойти. Человек Человечество не развивается в направлении лучшего, высшего, более сильного в том смысле, как думают сегодня. Прогресс это просто современная, то есть ложная, идея. Европеец наших дней по своей ценности несравненно ниже европейца Ренессанса…Прогресс Я не доверяю систематикам и сторонюсь их. Воля к системе есть недостаток честности. Самые ошибочные умозаключения людей суть следующее: вещь существует, следовательно, она имеет право на это. «Человеческое, слишком человеческое»Человеческое, слишком человеческое Есть два пути избавить вас от страдания: быстрая смерть и продолжительная любовь.

Так кто же такой Фридрих Ницше? Фридрих Ницше известен широкому кругу, как чудак и женоненавистник. Его заявление, что "бог умер", вызвало неоднозначную реакцию со стороны философов, литературных критиков и других деятелей того времени. Взамен Ницше предложил общесту "сверхчеловека". Именно это и сформировало очень распространённое мнение, что Ницше способствовал становлению идеологии национал-социализма. Фридрих Ницше был личностью незаурядной и противоречивой. На протяжении всей своей жизни он неоднократно пересматривал свои симпатии и антипатии. Будучи личностью многоликой и разнообразной, он и до сих пор, для многих, остаётся загадочным и непонятным мыслителем. Мыслить, для Ницше являлось страстью, как для многих других людей самоощущение и самоосязание.

Фридрих Ницше - немецкий философ, один из основателей "философии жизни". Вся жизнь и творчество Ницше, певца "сверхчеловека", пронизаны идеей борьбы со смертью, под какой бы личиной она не скрывалась: морали, истины или Бога. В том вошла самая знаменитая работа Ницше "Так говорил Заратустра", а также "Сумерки идолов, или Как философствуют молотом", которую автор считал законченным общим введением в свою философию.

Книга "Воля к власти" не была завершена Ф.Ницше и вышла в свет после смерти великого философа в реконструкции, предпринятой сотрудниками Архива Ницше. Тем не менее, эта книга стала восприниматься как главный труд Ницше, явилась событием мировой культуры и оказала влияние не только на философию, но и на всю историю XX века. В жесткой фигуре Гитлера замена Бога волей к могуществу германской расы дает другие плоды. Вокруг Гитлера собираются не аристократы духа, как хотел Ницше, а худшие, подонки, parvenu, люди ressentiment, дышащие злобой и местью

Антихрист. Проклятие христианству Работа Фридриха Ницше, "Антихрист" созданна в 1888 году, чрезвычайно плодотворном для немецкого философа. В ней он обращается к тем, кто способен быть "честным в интеллектуальных вещах до жестокости", ибо только такие читатели способны вынести "серьезность и страсть", с которыми Ницше громит христианские ценности и низвергает саму идею христианства.

По ту сторону добра и зла Книга "По ту сторону добра и зла", носящая характерный подзаголовок: "Прелюдия к философии будущего", прелюдировала не только к будущему вообще, но и будущему самого автора.

О пользе и вреде истории для жизни В данную книгу вошли следующие произведения известного философа Фридриха Ницше: "О пользе и вреде истории для жизни", "Сумерки кумиров, или Как философствовать молотом", "О философах", "Об истине и лжи во вненравственнои смысле".

Злая Мудрость. Афоризмы и изречения "...Возвышенный человек, видя возвышенное, становится свободным, уверенным, широким, спокойным, радостным, но совершенно прекрасное потрясает его своим видом и сшибает с ног: перед ним он отрицает самого себя..." (Ницше)

Рождение трагедии из духа музыки "...но в ошибку впали бы те, которые усмотрели бы в этом совпадении наличность противоречия между патриотическим возбуждением и эстетическим сибаритством, между мужественной серьёзностью и весёлой игрой; напротив, при действительном прочтении этой книги им станет до изумительности ясным, с какой строго немецкой проблемой мы здесь имеем дело, поставленной нами как раз в средоточие немецких надежд, как точка апогея и поворота..."

Основные произведения «Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм» (1871) «Несвоевременные размышления» ( ) «Давид Штраус в роли исповедника и писателя» (1873) «О пользе и вреде истории для жизни» (1874) «Шопенгауэр как воспитатель» (1874) «Рихард Вагнер в Байрейте» (1876) «Человеческое, слишком человеческое. Книга для свободных умов» (1878)Человеческое, слишком человеческое. Книга для свободных умов «Смешанные мнения и изречения» (1879) «Странник и его тень» (1879) «Утренняя заря, или мысли о моральных предрассудках» (1881)

«Веселая наука» (1882, 1887) «Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого»Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого «По ту сторону добра и зла. Прелюдия к философии будущего»По ту сторону добра и зла. Прелюдия к философии будущего « генеалогии морали. Полемическое сочинение» «Казус Вагнер» «Сумерки идолов, или как философствуют молотом» книга также известна под названием «Сумерки богов»Казус Вагнер Сумерки идолов, или как философствуют молотом «Антихрист. Проклятие христианству»Антихрист. Проклятие христианству «Ecce Homo. Как становятся сами собою»Ecce Homo. Как становятся сами собою «Воля к власти», книга, собранная из заметок Ницше редакторами Э. Фёрстер-Ницше и П. Гастом. Как доказал М. Монтинари, хотя Ницше и планировал написать книгу «Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей», о чем упоминается в конце произведения «К генеалогии морали», но оставил этот замысел, при этом черновики послужили материалом для книг «Сумерки идолов» и «Антихрист» (обе написаны в 1888).

Прочие произведения «Гомер и классическая филология» ( 1869) «О будущности наших образовательных учреждений» ( ) «Пять предисловий к пяти ненаписанным книгам» ( ) «О пафосе истины» «Мысли о будущности наших образовательных учреждений» «Греческое государство» «Соотношение между философией Шопенгауэра и немецкой культурой Гомеровское соревнование Об истине и лжи во вненравственном смысле (1873) Философия в трагическую эпоху Греции Ницше против Вагнера (1888)

Юношеские произведения Из моей жизни (1858) О музыке (1858) Наполеон III как президент (1862) Фатум и история (1862) Свободная воля и фатум (1862) Может ли завистник быть действительно счастливым? (1863) О настроениях (1864) Моя жизнь (1864)

Спасибо за внимание!!!