Задание ЕГЭ В-8 (средства художественной выразительности) Задание ЕГЭ В-8 (средства художественной выразительности) Практическое занятие С.Л.Каганович,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
В 1 В 1 В 2 В 2 В 3 В 3 В 4 В 4 В 5 В 5 В 6 В 6 В 7 В 7 В 8 В 8 С 1 С 1.
Advertisements

ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 2011 Лилия Тадеевна Пирожкова.
Я в этот мир пришёл, чтоб видеть солнце. Анаксагор.
Готовимся к экзамену по русскому языку в 9 классе Языковые особенности текста.
1. В каком случае дано неправильное определение тропа? A) Метафора это изобразительный прием, основанный на том, что слово или выражение употребляется.
Из списка терминов выделите тропы, лексическое средство выразительности, прием 1)Риторический вопрос 2)Лексический повтор 3)Разговорная лексика 4)Термины.
Анализ публицистического текста как подготовка рабочих материалов к сочинению - рассуждению Сочинение учит думать, учит понимать жизнь, учит вчитываться.
В8 – средства выразительности. Текст В.Ганичева об адмирале Ушакове В.Ганичев вспоминает о легендарном адмирале Ушакове и с помощью такого синтакс. средства.
Готовимся к ГИА. Приемы написания вступительной части сочинения-рассуждения 1) Обобщение, связанное актуальностью предложенной темы. 2) Цепь вопросительный.
Задание ЕГЭ В-8 (анализ средств выразительности) Задание ЕГЭ В-8 (анализ средств выразительности)
Анализ выразительности речи Задание В8. Компетенции выпускников: Языковая - знание и соблюдение всех норм литературного русского языка; Лингвистическая.
Выразительные средства синтаксиса Элективный курс по русскому языку для учащихся 9 класса.
Готовимся к ЕГЭ по русскому языку Учебный тренажёр и проверочный тест по теме : « Средства выразительности » Составитель: учитель русского языка и литературы.
Тема текстаПроблема текстаАвторская позицияСтиль текстаТип речи.
Выразительные средства синтаксиса. Цели урока Повторить термины. Скорректировать умение находить средства выразительности в тексте, различать виды тропов,
Как рождается рождается художественный художественный образ образ.
Сочинение на лингвистическую тему Задание С2 экзаменационной работы в формате ГИА Автор: Стехова Л.Н., учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ 21.
Задание А 3 Тренажёр. А 3-1. Укажите, какие средства речевой выразительности используются в предложении: «Крепнет мощь человеческая и земная, распрямляет.
Подготовка к созданию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.
Средства художественной выразительности Подготовка к ЕГЭ.
Транксрипт:

Задание ЕГЭ В-8 (средства художественной выразительности) Задание ЕГЭ В-8 (средства художественной выразительности) Практическое занятие С.Л.Каганович, д.филол.н., зав.кафедрой теории и методики общего образования НИРО, 2012

Формулировка задания в демоверсиях г. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А28 – А30, В1 – В7. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

Вид работы с языковым материалом согласно спецификации: работа с языковыми явлениями, предъявленными в тексте.

Проверяемые умения: оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения постав- ленных коммуникативных задач. оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения постав- ленных коммуникативных задач.

Элементы содержания, проверяемые заданием В8 Выразительность русской речи Выразительные средства русской фонетики (аллитерация, ассонанс) Выразительные средства словообразования (суффиксы, приставки и т.д.): человекЕК-человек ИЩе Выразительные средства грамматики Выразительные средства лексики и фразеологии (тропы, а также омонимы, синонимы, антонимы, паронимы, архаизмы, неологизмы, фразеологизмы) Выразительные средства синтаксиса (фигуры)

Изобразительные средства Тропы Эпитет Сравнение (сравнительный оборот) Метафора (развернутая метафора) Метонимия Синекдоха Олицетворение Антитеза (противопоставление) Гипербола Литота Перифраза Оксюморон Ирония

Фигуры речи Анафора Анафора Эпифора Эпифора Синтаксический парольелизм Синтаксический парольелизм Антитеза Антитеза Градация Градация Инверсия Инверсия Эллипсис Эллипсис Риторический вопрос, восклицание, образение Риторический вопрос, восклицание, образение Лексический повтор Лексический повтор Многосоюзие Многосоюзие Умолчание Умолчание Парцелляция Парцелляция

Лексические средства терминологическая лексика терминологическая лексика книжная лексика книжная лексика контекстные антонимы контекстные антонимы контекстные синонимы контекстные синонимы индивидуально- авторское слово индивидуально- авторское слово просторечные слова просторечные слова устаревшие слова устаревшие слова заимствованные слова заимствованные слова диалектизмы диалектизмы фразеологизмы фразеологизмы (фразеологический оборот, фразеологическое сочетание)

Грамматические средства превосходная степень прилагательного превосходная степень прилагательного

Синтаксические средства восклицательные предложения восклицательные предложения разговорные синтаксические конструкции разговорные синтаксические конструкции вопросно-ответная форма изложения вопросно-ответная форма изложения диалог с читателем диалог с читателем цитирование цитирование

Текст 1 (1)Можно с уверенностью сказать, что в мире мало поэтов, являющихся, подобно Есенину, душой нации и пользующихся безграничной любовью народа. (2)Есенина любят разные слои общества: молодёжь и старики, рабочие и профессора. (3)Чем же объяснить такую любовь русского народа к творчеству Есенина? (4)Ведь это очень сложный поэт, и нет человека, который бы его до конца понял, нет пока и критика, который смог бы объяснить и прокомментировать всё богатство содержания есенинской поэзии. (5)Его простота и доступность подчас как бы скрывают от глаз те огромные духовные глубины, которые в нём подспудно содержатся. (6)Есенин – это национальный мыслитель, и этим прежде всего определяется любовь к поэту. (7)Смотрите, как он масштабно и крупно мыслит, причём он мыслит по самым существенным проблемам мира, которые так волнуют человека: о жизни и смерти, о крестьянстве, о русской истории, о судьбе отдельной личности и всего народа.

«Фрагмент из романа Л. Леонова «Русский лес» подтверждает мысль о том, что даже о сложных философских проблемах можно говорить доступно. Достигается это с помощью тропов: _____ («купель зрелости» в предложении 24), _____ «пытливые, вопросительные глаза» в предложении 21), _____ («на солнце полуденное в тысячу раз легче глядеть» в предложении 21). Усиливает эффект от прочитанного _______ («отступаем» в предложении 12, «я не трус» в предложении 21). Этот приём фиксирует внимание читателя на главном, подчеркивает важнейшие мысли автора. Список терминов: 1) анафора 2) метафора 3) гипербола 4) профессиональная лексика 5) парцелляция 6) аалексический повтор 7) противопоставление 8) эпитеты 9) контекстные синонимы

Текст 1 ( 1)Можно с уверенностью сказать, что в мире мало поэтов, являющихся, подобно Есенину, душой нации (метаф.)и пользующихся безграничной (эпитет) любовью народа. (2)Есенина любят разные слои общества: молодёжь и старики, рабочие и профессора (антонимы). (3)Чем же объяснить такую любовь русского народа к творчеству Есенина? (ритор.вопр.)(4)Ведь это очень сложный поэт, и нет человека, который бы его до конца понял, нет пока и критика, который (синтакс.пароль.) смог бы объяснить и прокомментировать всё богатство содержания есенинской поэзии. (5)Его простота и доступность подчас как бы скрывают от глаз те огромные духовные глубины (метаф.), которые в нём подспудно содержатся. (6)Есенин – это национальный мыслитель, и этим прежде всего определяется любовь к поэту. (7)Смотрите, как он масштабно и крупно мыслит (.),, причём он мыслит (аалексич.повтор) по самым существенным проблемам мира, которые так волнуют человека: о жизни и смерти (антонимы), о крестьянстве, о русской истории, о судьбе отдельной личности и всего народа (ряд однор.чл.). (6)Есенин – это национальный мыслитель, и этим прежде всего определяется любовь к поэту. (7)Смотрите, как он масштабно и крупно мыслит (образ.),, причём он мыслит (аалексич.повтор) по самым существенным проблемам мира, которые так волнуют человека: о жизни и смерти (антонимы), о крестьянстве, о русской истории, о судьбе отдельной личности и всего народа (ряд однор.чл.).

( ( 8)Есенин – великий художник интуиции, и это тоже определяет особое отношение народа к творчеству поэта. (9)Мысли Есенина рождаются вместе со взрывом эмоций – они подобны ослепительным вспышкам, это чаще всего глубочайшие духовные прозрения. (10)Недаром он предположил: "Зато в глазах моих прозрений дивных свет". (11)Всей своей великой интуицией художника он безошибочно угадывал правду, писал только правду, ничего, кроме правды, и поэтому написан­ное им с каждым годом звучит громче и громче. (12)Есенин – певец любви. (13)Эта тема тоже близка каждому человеку. (14)Поэт рыцарски стоял за высокое духовное понимание любви, за предельную одухотворённость чувства, не примирялся с компромиссом, требовал максимального любовного напряжения, максимального переживания. (15)Поэт – это сейсмограф, компас. (16)Он передаёт колебания эпохи, он философ, мы по нему определяем пути истории, силу подземных толчков. (17)Надо только, чтобы этот сейсмограф был чуток, компас – точен. (18)А Есенин был идеальным в этом смысле инструментом – он был обнажённой совестью нации. (По Е. Винокурову) (По Е. Винокурову)

( ( 8)Есенин – великий художник интуиции (метаф.), и это тоже определяет особое отношение народа к творчеству поэта. (9)Мысли Есенина рождаются вместе со взрывом эмоций (метаф.) – они подобны ослепительным вспышкам (сравн.), это чаще всего глубочайшие (эпитет) духовные прозрения (метаф.). (10)Недаром он предположил: "Зато в глазах моих прозрений дивных свет« (цитир.). (11)Всей своей великой интуицией художника он безошибочно угадывал правду, писал только правду, ничего, кроме правды (лекс.повтор), и поэтому написан­ ное им с каждым годом звучит громче и громче (лекс.повтор). (12)Есенин – певец любви. (13)Эта тема тоже близка каждому человеку. (14)Поэт рыцарски (эпитет) стоял за высокое духовное понимание любви, за предельную одухотворённость чувства, не примирялся с компромиссом, требовал максимального любовного напряжения, максимального переживания (ряд однор.чл.,лекс.повтор). (15)Поэт – это сейсмограф, компас (сравн.). (16)Он передаёт колебания эпохи (метаф.), он философ, мы по нему определяем пути истории (метаф.), силу подземных толчков (развернут.метаф.). (17)Надо только, чтобы этот сейсмограф был чуток, компас – точен. (18)А Есенин был идеальным в этом смысле инструментом – он был обнажённой совестью нации (метаф.). (По Е. Винокурову)

1. «Тропы, например, _____ («сладкий плод» учения в предложении 11), действие которых усиливает такой приём, как _____ (формирование в нас личности, именно личности… в предложении 2), и экспрессивные синтаксические конструкции, в частности _____ (в отношении к людям, обществу, государству в предложении 6), а также _____ (погубив много жизни на разные забавы, говорил: «Грустно думать, что напрасно// Была нам молодость дана!» в предложе­нии 15, делают речь автора эмоциональной и убедительной». «Тропы, например, _____ («сладкий плод» учения в предложении 11), действие которых усиливает такой приём, как _____ (формирование в нас личности, именно личности… в предложении 2), и экспрессивные синтаксические конструкции, в частности _____ (в отношении к людям, обществу, государству в предложении 6), а также _____ (погубив много жизни на разные забавы, говорил: «Грустно думать, что напрасно// Была нам молодость дана!» в предложе­нии 15, делают речь автора эмоциональной и убедительной». (текст по А.Ф.Лосеву) (текст по А.Ф.Лосеву) метафора диалектизмы диалектизмы аалексический повтор ряд однородных членов литота парцелляция просторечное слово цитирование риторическое образение

«Тропы, например, метафора («сладкий плод» учения в предложении 11), действие которых усиливает такой приём, как аалексический повтор (формирование в нас личности, именно личности… в предложении 2), и экспрессивные синтаксические конструкции, в частности, ряд однородных членов (в отношении к людям, обществу, государству в предложении 6), а также цитирование (погубив много жизни на разные забавы, говорил: «Грустно думать, что напрасно// Была нам молодость дана!» в предложении 15), делают речь автора эмоциональной и убедительной».

2. ( 6) Всё ушло навсегда – хорошее и плохое, - плохое не жалко, а хорошего не вернёшь… (11) Надо помнить о том, что день и ночь на земле – как говорил поэт Хикмет – работают реакторы и фазотроны. (12) Что счётная машина действует быстрее миллиона деревенских счетоводов, что… (15) Каждое утро над Тимонихой гудит турбовинтовой самолёт. (16) Каждое утро грохочет гусеничный трактор, от этого сотрясаются углы и дребезжат, как от грозы, оконные стёкла. (17) Очень хорошо, что из-за дома бывшего соседа Василия Дворцова ни утром, ни вечером не видно отцовского дома. (18) Очень хорошо. (42) Правда ведь, ты еле выжила, два лета листочки были мелкие, бледные. (В.Белов)

«Сложное душевное состояние В. Белова подчёркивают многочисленные_______ (предложение 15-16, 17-18), _______(предложения 11-12) и ______ («хорошее и плохое, плохое не жалко, а хорошего не вернёшь» в предложении 6). Монолог героя, образённый к берёзе, насыщен короткими, иногда нераспространёнными предложениями, а в предложении 42 использован такой троп, как__________ («ты еле выжила»), что подчёркивает особое отношение писателя к родине». «Сложное душевное состояние В. Белова подчёркивают многочисленные_______ (предложение 15-16, 17-18), _______(предложения 11-12) и ______ («хорошее и плохое, плохое не жалко, а хорошего не вернёшь» в предложении 6). Монолог героя, образённый к берёзе, насыщен короткими, иногда нераспространёнными предложениями, а в предложении 42 использован такой троп, как__________ («ты еле выжила»), что подчёркивает особое отношение писателя к родине». олицетворение риторическое образение аалексические повторы парцелляция литота антонимы просторечное слово индивидуально- авторские слова риторические восклицания риторические вопросы

«Сложное душевное состояние В. Белова подчёркивают многочисленные аалексические повторы (предложение 15-16, 17-18), парцелляция (предложения 11-12) и антонимы («хорошее и плохое, плохое не жалко, а хорошего не вернёшь» в предло- жении 6). Монолог героя, образённый к берёзе, насыщен короткими, иногда нераспространёнными предложе- ниями, а в предложении 42 использован такой троп, как олицетворение («ты еле выжила»), что подчёркивает особое отношение писателя к родине».

3. (2) (2) В окно кухни можно наблюдать, как время от времени выстраивается цепочка и слева направо, слева направо - ручеёк кирпичей, впадающий в ровный, растущий на глазах штабелёк. (10) В юности я стал мельчайшей молекулой грандиознейшей гиперобщественной системы - Второй мировой войны. (14) Если стихийные людские системы способны заставить гуманнейшего убивать, сострадательного совершать жестокости, честного кривить душой, то должно быть принципиально возможно и обратное некие общественные механизмы, принуждающие жестокосердного проявлять сострадание, эгоиста - творить великодушные поступки. (15) Слева направо, слева направо - против настроенного движения не попрёшь. (16) Вся суть в том, куда направить движение механизма. (В.Тендряков)

«Известный писатель В. Тендряков, размышляя о том, как сложно устроено человекеское сознание, человекеское общество, использует такой приём, как ________(предложение 14), употребляет в речи _____ («роскошь» - «нищета»). ________ (в предложениях 2 и 10), ______ («не попрёшь» в предложении 15) подчёркивают эмоциональность, неравнодушие В. Тендрякова к поставленной проблеме». «Известный писатель В. Тендряков, размышляя о том, как сложно устроено человекеское сознание, человекеское общество, использует такой приём, как ________(предложение 14), употребляет в речи _____ («роскошь» - «нищета»). ________ (в предложениях 2 и 10), ______ («не попрёшь» в предложении 15) подчёркивают эмоциональность, неравнодушие В. Тендрякова к поставленной проблеме». 1) противопо- ставление 2) антонимы 3) фразеологизмы 4) ряды однородных членов 5) метафоры 6) сравнение 7) просторечное слово 8) поговорки 9) парцелляция 10) риторические восклицания

«Известный писатель В. Тендряков, размышляя о том, как сложно устроено человекеское сознание, человекеское общество, использует такой приём, как противопоставление (предложение 14), употребляет в речи антонимы («роскошь» - «нищета»). Метафоры (в предложениях 2 и 10), просторечное слово («не попрёшь» в предложении 15) подчёркивают эмоциональность, неравнодушие В. Тендрякова к поставленной проблеме». «Известный писатель В. Тендряков, размышляя о том, как сложно устроено человекеское сознание, человекеское общество, использует такой приём, как противопоставление (предложение 14), употребляет в речи антонимы («роскошь» - «нищета»). Метафоры (в предложениях 2 и 10), просторечное слово («не попрёшь» в предложении 15) подчёркивают эмоциональность, неравнодушие В. Тендрякова к поставленной проблеме».

4 (1) Когда задумываешься над понятием «всесторонне развитая личность», в сознании возникают не идеи, не исполненные совершенства фигуры, а просто живые люди. (2) Из тех, что встречались в жизни. (3) Я ими восхищался. (4) Некоторыми восхищаюсь до сих пор. (5) Тщетно пытался на них походить, но неизменно чего-то недоставало. - Чего? (6) Может быть, особого дара? (7) Каких-то неуловимых, а может быть, самых главных человекеских качеств? (8) В детстве меня поразил один мальчик. (9) Лёва Федотов был как раз такой удивительно «всесторонне развитой личностью». (10) Он был так не похож на всех. (11) С мальчишеских лет он бурно и страстно развил свою личность во все стороны, он поспешно поглощал все науки, все искусства, все книги, всю музыку, весь мир, точно боялся опоздать куда-то. (12) В двенадцатилетнем возрасте он жил с ощущением, будто времени у него очень мало, а успеть надо невероятно много. Напишите номера тех средств выразительности, которые использованы в предложениях антитеза ряд однородных членов риторические вопросы синтаксический парольелизм развёрнутая метафора

(1) Когда задумываешься над понятием «всесторонне развитая личность», в сознании возникают не идеи, не исполненные совершенства фигуры, а просто живые люди /однор.члены/. (2) Из тех, что встречались в жизни. (3) Я ими восхищался. (4) Некоторыми восхищаюсь до сих пор. (5) Тщетно пытался на них походить, но неизменно чего-то недоставало. - Чего? (6) Может быть, особого дара? (7) Каких-то неуловимых, а может быть, самых главных человекеских качеств? /риторич.вопросы/ (8) В детстве меня поразил один мальчик. (9) Лёва Федотов был как раз такой удивительно «всесторонне развитой личностью». (10) Он был так не похож на всех. (11) С мальчишеских лет он бурно и страстно развил свою личность во все стороны, он поспешно поглощал все науки, все искусства, все книги, всю музыку, весь мир /однор.члены, развернутая метафора/, точно боялся опоздать куда-то. (12) В двенадцатилетнем возрасте он жил с ощущением, будто времени у него очень мало, а успеть надо невероятно много /антитеза/.

5. «В.В. Колесов, современный учёный-лингвист, использует в своей статье такие аалексические средства, как _____ (например, «нарекут»), _____ («корень», «форма слова», «разговорная речь»). Но с какой целью автор использовал в предложении 32 _____ «новые русские»? Так выражается лёгкая усмешка автора над нашими далёкими предками, которые, совсем как многие из нас, хотели показать свою важность. _____ (Иван, Ваня, Ванюша, Ванечка, Ванька, Ванёк), использованный автором в предложении 33, лишний раз подчёркивает, какое разное значение может быть у имени». «В.В. Колесов, современный учёный-лингвист, использует в своей статье такие аалексические средства, как _____ (например, «нарекут»), _____ («корень», «форма слова», «разговорная речь»). Но с какой целью автор использовал в предложении 32 _____ «новые русские»? Так выражается лёгкая усмешка автора над нашими далёкими предками, которые, совсем как многие из нас, хотели показать свою важность. _____ (Иван, Ваня, Ванюша, Ванечка, Ванька, Ванёк), использованный автором в предложении 33, лишний раз подчёркивает, какое разное значение может быть у имени». сравнительный оборот литота фразеологическое сочетание устаревшие слова метафора парцелляция ряд однородных членов превосходная степень прилагательного терминологическая лексика

«В.В. Колесов, современный учёный-лингвист, использует в своей статье такие аалексические средства, как устаревшие слова (например, «нарекут»), терминологическая лексика («корень», «форма слова», «разговорная речь»). Но с какой целью автор использовал в предложении 32 фразеологическое сочетание «новые русские»? Так выражается лёгкая усмешка автора над нашими далёкими предками, которые, совсем как многие из нас, хотели показать свою важность. Ряд однородных членов (Иван, Ваня, Ванюша, Ванечка, Ванька, Ванёк), использованный автором в предложении 33, лишний раз подчёркивает, какое разное значение может быть у имени». «В.В. Колесов, современный учёный-лингвист, использует в своей статье такие аалексические средства, как устаревшие слова (например, «нарекут»), терминологическая лексика («корень», «форма слова», «разговорная речь»). Но с какой целью автор использовал в предложении 32 фразеологическое сочетание «новые русские»? Так выражается лёгкая усмешка автора над нашими далёкими предками, которые, совсем как многие из нас, хотели показать свою важность. Ряд однородных членов (Иван, Ваня, Ванюша, Ванечка, Ванька, Ванёк), использованный автором в предложении 33, лишний раз подчёркивает, какое разное значение может быть у имени».

(1)Я сидел в ванне с горячей водой, а брат беспокойно вертелся по маленькой комнате, хватая в руки мыло, простыню, близко поднося их к близоруким глазам и снова кладя обратно. (2)Потом стал лицом к стене и горячо продолжал: – (3)Сам посуди. (4)Нас учили добру, уму, логике – давали сознание. (5)Главное – сознание. (6)Можно стать безжалостным, но как возможно, познавши истину, отбросить её? (7)С детства меня учили не мучить животных, быть жалостливым. (8)Тому же учили меня книги, какие я прочёл, и мне мучительно жаль тех, кто страдает на вашей проклятой войне. (9)Но вот проходит время, и я начинаю привыкать ко всем страданиям, я чувствую, что и в обыденной жизни я менее чувствителен, менее отзывчив и отвечаю только на самые сильные возбуждения. (10)Но к самому факту войны я не могу привыкнуть, мой ум отказывается понять и объяснить то, что в основе своей безумно. (11)Миллионы людей, собравшись в одно место и стараясь придать правильность своим действиям, убивают друг друга, и всем одинаково больно, и все одинаково несчастны – что же это такое, ведь это сумасшествие? (12)Брат обернулся и вопросительно уставился на меня своими близорукими глазами. – (13)Я скажу тебе правду. – (14)Брат доверчиво положил холодную руку на моё плечо. – (15)Я не могу понять, что это такое происходит. (16)Я не могу понять, и это ужасно. (17)Если бы кто-нибудь мог объяснить мне, но никто не может. (18)Ты был на войне, ты видел – объясни мне.

– (19)Какой ты, брат, чудак! (20)Пусти-ка ещё горячей водицы. (21)Мне так хорошо было сидеть в ванне, как прежде, и слушать знакомый голос, не вдумываясь в слова, и видеть всё знакомое, простое, обыкновенное: медный, слегка позеленевший кран, стены со знакомым рисунком, принадлежности к фотографии, в порядке разложенные на полках. (22)Я снова буду заниматься фотографией, снимать простые и тихие виды и сына: как он ходит, как он смеётся и шалит. (23)И снова буду писать – об умных книгах, о новых успехах человекеской мысли, о красоте и мире. (24)А то, что он сказал, было участью всех тех, кто в безумии своём становится близок безумию войны. (25)Я как будто забыл в этот момент, плескаясь в горячей воде, всё то, что я видел там. – (26)Мне надо вылезать из ванны, – легкомысленно сказал я, и брат улыбнулся мне, как ребёнку, как младшему, хотя я был на три года старше его, и задумался – как взрослый, как старик, у которого большие и тяжёлые мысли. (27)Брат позвал слугу, и вдвоём они вынули меня и одели. (28)Потом я пил душистый чай из моего стакана и думал, что жить можно и без ног, а потом меня отвезли в кабинет к моему столу, и я приготовился работать. (29)Моя радость была так велика, наслаждение так глубоко, что я не решался начать чтение и только перебирал книги, нежно лаская их рукою. (30)Как много во всём этом ума и чувства красоты!

А28 Какое высказывание соответствует содержанию текста? 1) Старший брат тяжело переживает то, что он не сможет заниматься прежним делом и должен сменить профессию. 2) Повествование ведётся от лица младшего брата. 3) Младший брат никогда не был на фронте, но он знает, что происходит на войне, и не может с этим смириться. 4) После короткого отпуска старший брат должен вернуться на фронт.

A29 A29 Какое из перечисленных утверждений является ошибочным? 1) Предложение 11 объясняет и подтверждает суждение, высказанное в предложении 10 текста. 2) Предложение 21 текста содержит описательный фрагмент. 3) В предложениях 3–6 представлено повествование. 4) В предложениях 15–17 представлено рассуждение.

A30 A30 Какое слово использовано в тексте в переносном значении? 1) горячий (предложение 1) 2) отбросить (предложение 6) 3) холодную (предложение 14) 4) одели (предложение 27)

В8 «Синтаксические средства выразительности: _____ (предложение 6) и _____ (в предложениях 21–23) – помогают автору отчасти передать чувства персонажей. Такой приём, как _____ (предложения 15, 16), подчёркивает основную мысль младшего брата в рассуждениях о войне. В какой-то момент братья словно меняются своими возрастными ролями, что подчёркивают _____ («ребёнок» – «взрослый» в предложении 26)». Список терминов: 1) анафора 2) гипербола 3) риторический вопрос 4) олицетворение 5) парцелляция 6) диалектизм 7) восклицательное предложение 8) ряды однородных членов 9) антонимы

«Синтаксические средства выразительности: риторический вопрос (предложение 6) и ряды однородных членов (в предложениях 21–23) – помогают автору отчасти передать чувства персонажей. Такой приём, как анафора (предложения 15, 16), подчёркивает основную мысль младшего брата в рассуждениях о войне. В какой-то момент братья словно меняются своими возрастными ролями, что подчёркивают антонимы («ребёнок» – «взрослый» в предложении 26)».

Текст (1)Это был один из тех осенних дней, когда изнуряющая тоска давит сердце, когда промозглая сырость проникает в душу и там, как в погребе, становится темно и холодно. (2)Порывисто дул ветер, и неподвижно-тяжёлая вода в лужах начинала покрываться чёрными пупырышками. (3)Белые льдинки, похожие на обглоданные рыбьи кости, тоненько звенели о края асфальта. (4)Провисшее небо цементного цвета, озябшие осины, обмотанные грязно-серыми бинтами утренней изморози, выбеленные ночным холодом скулы зданий… (5)В такие дни кажется, что никогда больше не появится солнце, что навсегда померк свет, что наша жизнь будет безрадостно тлеть среди этого одуряюще-серого, радикулитного сумрака…(6)Я ждал автобуса на остановке, возвращаясь из служебной командировки: в маленьком волжском городке я инспектировал безопасность газового оборудования городской котельной. (7)В моём портфеле лежала целая кипа предписаний, и кому-то эта проверка грозила увольнением с работы. (8)Вот почему меня встречали и провожали с обречённо-кислой полуулыбкой, как будто я был бациллой сибирской язвы, от которой никак невозможно спастись. (9)Мне робко пытались вручить пакет с сувениром и приглашали на якобы случайно совпавший с моим приездом семейный праздник, но я категорично отказался. (10)Хотя все свои проверки я проводил в точном соответствии с должностными инструкциями, на душе лежал камень. (11)Люди на остановке, будто связанные по рукам и ногам пленники, застыли на месте и апатично смотрели в ту сторону, откуда должен был появиться опаздывающий автобус. (12)Ни раздражительного слова, ни весёлой шутки, ни смеха…

(13)Мы все стали неотъемлемой частью тоскливого ненастья. (14)Вдруг откуда-то из переулка вышел высокий, полный мужчина, который вёл за руки двух круглолицых девочек. (15)Они кружили подле отца, хлопали одна другую по плечам и самозабвенно смеялись. (16)Отец смеялся вместе с ними, поправляя девочкам капюшоны, то и дело сползающие на глаза. (17)Эта весело гомонящая троица подошла к остановке. (18)Отбиваясь от детей, отец посмотрел на расписание, потом бегло глянул на часы и, видимо поняв, что у него ещё есть время, целиком отдался игре. (19)Они шумно бегали друг за другом, с топотом кружа вокруг сваленных в кучу бетонных плит. (20)Дети смеялись так, что порой останавливались и, согнувшись, хватались за отца, чтобы не упасть. (21)Тот, большой и толстый, с широким мясистым лицом, торопливо, почти взахлёб, говорил им что-то смешное, и они, всплёскивая руками, начинали хохотать ещё сильнее. (22)Пожилая женщина, пряча лицо от ветра, искоса глядела на это ликующее семейство и укоризненно качала головой: (23) – Ну разве так можно?!(24)А я смотрел на них и завидовал. (25)Так завидуешь людям, живущим в уютной и тёплой деревушке, мимо огоньков которой ты мчишься на поезде в морозную зимнюю ночь… (26)Подошёл автобус, одна из девочек, прочитав табличку на ветровом стекле, радостно махнула рукой вопросительно угрюмо сели кивнувшему отцу:(27) – Не наш! (28)Играем!(29)Мы в автобус и поехали, а они остались, с блаженным визгом гоняясь друг за другом по опустевшей остановке. (По И. Новикову)