Реализация дидактических принципов системно-деятельностного подхода как методологической основы ФГОС и алгоритмы работы на интерактивных уроках английского языка Автор: Сивакова Юлия Алексеевна, учитель английского языка МБОУ Шушенская СОШ 3
«Великая цель образования – это не знания, а действия» Герберт Спенсер, английский философ и социолог, Настоящий учитель показывает своему ученику не готовое задание, над которым положены тысячелетия труда, но ведет его к разрабатыванию строительного материала, возводит здание с ним вместе, учит его строительству… Адольф Дистервег, немецкий математик и политик,
Обучающиеся удерживают в памяти: 10% того, что читают, 26% того, что слышат, 30% того, что видят, 50% того, что видят и слышат, 70% того, что обсуждают с другими, 80% того, что основано на личном опыте, 90%того, что проговаривают в то время, как делают; 95% того, чему обучаются сами. В рамках системно-деятельностного подхода для реализации ФГОС перед учителем стоят следующие задачи: научить получать знания (учить учиться) научить работать и зарабатывать (учение для труда) научить жить (учение для бытия) научить жить вместе (учение для совместной жизни)
На уроках английского языка соблюдаются основные дидактические принципы обучения при системно- деятельностном подходе: Принцип деятельности Принцип деятельности Ученик получает знания не в готовом виде, а добывает их сам
Принцип непрерывности Принцип непрерывности Организация обучения, когда результат деятельности на каждом предыдущем этапе обеспечивает начало следующего этапа.
Принцип целостного представления о мире Принцип целостного представления о мире У ребенка должно быть сформировано обобщенное, целостное представление о мире (природе, обществе, самом себе), о роли и месте науки в системе наук.
Принцип минимакса Принцип минимакса Школа предлагает каждому обучающемуся содержание образование на максимальном (творческом) уровне и обеспечивает его усвоение на уровне социально-безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
Принцип психологической комфортности Принцип психологической комфортности Создание в школе и на уроке доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества.
Принцип вариативности Принцип вариативности Развитие у учащихся вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения проблемы, формирование способности к систематическому перебору вариантов и выбору оптимального варианта.
Принцип творчества Принцип творчества Максимальная ориентация на творческое начало в учебной деятельности школьников
В педагогике различают несколько моделей обучения: пассивная ученик выступает в роли «объекта» обучения (слушает и смотрит) активная ученик выступает «субъектом» обучения (самостоятельная работа, творческие задания) интерактивная inter (взаимный), act (действовать). Процесс обучения осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех учащихся. Ученик и учитель являются равноправными субъектами обучения.
Для реализации основных дидактических принципов системно- деятельностного подхода в рамках ФГОС больше всего подходит интерактивная модель обучения
На уроках английского языка используются следующие интерактивные технологии обучения Работа в парах и группах Различные игры «Мозговой штурм» Дискуссия Проектная работа Ролевая (деловая) игра Принцип деятельности Принцип непрерывности Принцип целостного представления о мире Принцип минимакса Принцип психологической комфортности Принцип вариативности Принцип творчества
Работа в парах и группах (реализация принципа деятельности, принципа непрерывности и принципа минимакса)
Алгоритм работы (индивидуальной и парной) с грамматическими правилами Учащиеся получают индивидуальные карточки с заданиями по определенной грамматической теме, в процессе выполнения заданий они определяют свои затруднения; Учащиеся получают карточку с правилом, в ходе знакомства с которым у них есть возможность исправить свои ошибки в своей карточке, происходит самопроверка; Происходит обмен карточками в паре и раздаются карточки с ответами, происходит взаимопроверка; Учащиеся получают обратно свою карточку и имеют возможность провести рефлексию; Карточки сдаются для проверки учителю, карточка с правилом прорабатывается и основные положения, которые учащийся считает для себя важными, конспектируются в тетрадь.
Алгоритм работы с лексическим материалом в группе В средних и старших классах учащиеся с увлечением работают по следующему алгоритму: придумайте в группе предложение, используя изучаемую лексику и изучаемый грамматический материал переведите в группе предложение на английский язык; группы обмениваются своими предложениями на русском языке и также переводят их на английский язык участники групп проверяют друг друга на правильность перевода совместное обсуждение возникающих затруднений при переводе, составление индивидуального плана дальнейшего развития - рефлексия.
Ролевые игры на уроках английского языка (реализация принципов деятельности, целостного представления о жизни, психологической комфортности и творчества)
Наибольший интерес у обучающихся вызывают ролевые игры и игровые ситуации. Например: «Встреча с иностранцем» (2 класс), «В магазине», «На Дне рождения», (3 класс), «В незнакомом городе», «У врача» (4 класс), «Переводчик» (6 класс). «Знакомство», «В самолете», «Ориентирование в незнакомом городе», «В гостинице», «В ресторане», «У врача», «Развлечения», «Туристическое агентство» и т.д. (элективный курс «Английский для туристов») Цели ролевой игры: - попробовать себя в различных социальных ролях; - учиться коммуникации в различных ситуациях общения.
Проектная работа на уроках английского языка (реализация принципов деятельности, непрерывности, целостного представления о жизни, минимакса, психологической комфортности, вариативности и творчества)
Алгоритм работы над проектом: В начале изучения раздела учащиеся просматривают темы, которые будут изучаться в процессе изучения раздела и определяют свои первоначальные интересы; На втором и третьем уроке изучения раздела идет накопление лексики и учащиеся окончательно определяются с интересующей их проблемой, определяются источники получения знаний для ее решения: энциклопедии, журналы, познавательные программы телевидения, Интернет и т.д.; Учащиеся сознательно накапливают и подбирают материал для своей будущей проектной работы; Учащиеся подготавливают свою работу. Результат данной деятельности может быть различным в зависимости от индивидуальных возможностей или способностей участников проекта. Это может быть индивидуально написанное сочинение или проект, составленный группой учащихся совместно; Учащиеся презентуют свою работу; Рефлексия (своих достижений, оценка одноклассников).
Виды интерактивных уроков английского языка Урок - ролевая игра Урок творчества Урок-конкурс (викторина) Урок – праздник Урок-спектакль
Урок творчества (реализация принципов деятельности, непрерывности, целостного представления о жизни, минимакса, психологической комфортности, вариативности и творчества)
Основные способы развития творческих способностей: изготовление поделок (маски, украшения на ручки, наряды для героев, динозавры, различные открытки, украшения на елку, лото, роботы, медали и т.д.); написание сочинений и составление рассказов; разгадывание и составление ребусов и кроссвордов; подготовка рисунков.
Урок – конкурс (викторина) и урок-праздник (реализация принципов деятельности, непрерывности, целостного представления о жизни, минимакса, психологической комфортности, вариативности и творчества) Пользуются особой популярностью среди детей. Конкурсы – одна из форм развития творческой активности. Они, как правило, являются логическим завершением работы над темой или приурочены к какому-либо празднику.
Традиционные конкурсные и праздничные программы (2-11 класс): «Рождество», «День святого Валентина» (2-4 классы); Конкурсы на неделе английского языка Заключительные конкурсные состязания в конце года, на которых подводится итог обучения за год.
Урок – спектакль учащиеся получают удовлетворение от такого вида работы углубляет знание языка развивает интерес к литературе способствует раскрытию индивидуальных творческих способностей помогает лучшему усвоению культуры страны изучаемого языка (реализация принципов деятельности, непрерывности, целостного представления о жизни, минимакса, психологической комфортности, вариативности и творчества)
Использование ИКТ в процессе обучения Современный урок невозможен без использования ИКТ; На уроках английского языка по возможности используются различные цифровые образовательные ресурсы – презентации, фильмы. Для работы во 2 и 3 классе созданы 2 цикла презентаций по 10 презентаций в каждой, которые позволяют хорошо запомнить необходимую лексику и проработать ее использование в упражнениях и реальных ситуациях общения.
Выводы: Уроки английского языка проводятся в соответствии с основными дидактическими принципами системно-деятельностного подхода как методологической основы ФГОС; Применение различных видов интерактивных технологий на уроках помогают реализовывать в большей степени отдельные дидактические принципы, в то время как полностью интерактивные уроки, такие как урок творчества, урок-ролевая игра и т.д. работают сразу на реализацию всех дидактических принципов.
Спасибо за внимание! Учить мы будем по-иному! Теперь от личности идём, Урок, открытие, законы, И метод деятельностный в нем!