МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 5 Г.ТАГАНРОГА ИННОВАЦИОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ: «Системный подход к духовно-нравственному развитию личности ребенка в условиях общеобразовательной школы» ПРЕЗЕНТАЦИЯ РАБОТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПЛОЩАДКИ
- защита культурного и духовно-нравственного наследия; - сохранение исторических традиций и норм общественной жизни; Региональный образовательный компонент Новый учебный курс «Основы православной культуры»
базовые ценности: мировоззрение школьника соборность индивидуализм вера в Богавера в себя жизнь как служение Богу и людям жизнь как достижение личного успеха и благосостояния самоограничение жажда наслаждений благочестие вседозволенность любовь к Отчизнелюбовь к семье уважение традиций независимость свобода для...свобода от...
ГИПОТЕЗА: Системный подход: качество образования + эффективные технологии социальная защита, адаптация религиоведческое образование духовно-нравственное воспитание
Деятельность в рамках программы развития Инновационные изменения: содержание образования; организация учебного процесса; методы обучения; система воспитательной работы; система дополнительного образования; система работы с кадрами; система управленческой деятельности.
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ЭТАП 2003 г. выявление и осмысление проблем; поиск путей их решения. Статистические данные В школе- 508 учащихся - 20 классов Состав учащихся Из неполных семей- 45% Из социально неблагополучных семей- 14% Проблемы в развитии детей: «труднообучаемые»- 27% с низкой мотивацией к обучению- 24% с девиантным поведением- 29%
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ЭТАП 2003 г. Причины, породившие эти проблемы: «глобальные»:«локальные»: - бедность, социальное - отсутствие системы неравенство; воспитательной работы в школе; -негативное влияние СМИ;- формализм в работе; -изменение базовых ценностей;- разрыв в ценностных ориентирах учителей и учащихся. ВЫВОД: Необходим системный подход к духовно- нравственному развитию личности.
ЭТАП ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ 2004 г. определение миссии; определение целей, задач школы; понятие воспитания наука быть человеком «...учить ребенка не тому, как вести себя хорошему человеку, а тому, как быть хорошим человеком». (К.Д. Ушинский) целевая установка формирование ценностных ориентиров «Задача нравственного воспитания заключается в том, чтобы создать внутреннюю направленность человека, а поведение является производным и вытекает из внутренней установки личности». (К.Д. Ушинский)
ЭТАП ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ 2004 г. ценностные ориентиры традиционные, православные «Всякое хорошо поставленное образование по необходимости будет национальным. Ибо оно реализуется в соответствии с традициями и нравственно- духовными ценностями народа». (С.И. Гессен) теоретическая основа отечественная педагогика
ЭТАП ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ 2004 г. Ввести в учебный план школы предметы и спецкурсы религиовед чешского содержания Использовать со держание обучения всем предметам как средство нравственного воспитания Объединить усилия педагогов и детей вокруг создания школьной конституции Использовать продуктивные формы и методы воспитательной деятельности. Сотрудничать с родителями, договариваться о единстве целей и средств воспитания Создать педагогическую среду, приобщающую детей к национальным культурным и духовным ценностям Сформировать ценностное отношение к миру в духе православной нравственности Сделать ребенка сотрудником в деле его воспитания Генеральная цель: формирование и развитие образованной, нравственной личности, готовой к активной социальной адаптации и ответственному творческому преобразованию мира на основе традиционных для России культурных и духовных ценностей Миссия школы: центр по защите культурного и духовного исторического наследия Понятие воспитания Наука быть человеком Целевая установка Формирование ценностных ориентиров Ценностные ориентиры Традиционные, православные Теоретическая основа Отечественная педагогика
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП г. - психолого-педагогическая - постоянно действующий подготовка кадров; практический семинар; - постепенное изменение- введение новых традиций, уклада жизни школы в новых праздников; соответствии с новыми целевыми установками; - введение новых форм и- самоуправление; методов воспитательной работы;
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП г. - новые подходы к плане-- разработка и апробация проекта рованию и контролю; воспитательной системы; - работа творческих групп- разработка и апробация новых педагогов;факультативных и элективных курсов: «Духовная культура Древней Руси» (гриф МО РО) «Духовные истоки малого отечества» «Православная этика и нравственность»
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП г. Система религиоведческого обучения 1 ступень 2 ступень 3 ступень «Основы православной культуры» (1-4 класс) Этика (5-6 класс) «Православная этика и нравственность» (спецкурс) «Духовные истоки малого отечества» (спецкурс, 7 класс) «Духовная культура Древней Руси» (спецкурс, 8 класс) Религии мира (факультатив)
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЭТАП 2007 г. - сопоставление полученных - анализ результатов результатов с поставленными экспериментальной деятельности; целями; - анализ и оценка усвоенных - диагностика; учащимися ценностных ориентиров;
Ожидаемые результаты реализации программы развития Повышение качества общего образования : выравнивание возможностей учащихся, семьи которых относятся к разным социальным группам, получить качественное образование; повышение функциональной грамотности учеников; повышение мотивации к обучению всех учащихся.
Ожидаемые результаты реализации программы развития Улучшение социальной ориентации учащихся: нравственное, гражданское, правовое становление ; преодоление социальной дезадаптации подростков, предотвращение правонарушений, снижение уровня педагогической запущенности, уменьшение тревожности и агрессии, коррекция поведения учащихся и их личностных качеств.