Трудности и стратегии поддержки старшеклассников.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Стратегии работы с детьми группы риска. Гипертимные дети « Застревающие » детиАудиалы и кинестетики.
Advertisements

Трудности, связанные с личностными особенностями старшеклассников.
Психолого- педагогические проблемы подготовки школьников к ЕГЭ.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНАМ Педагог - психолог высшей квалификационной категории МБОУ « Гимназия 14 г. Йошкар.
Психологическое сопровождение итоговой аттестации.
Значимые психологические характеристики требуемые при сдаче ЕГЭ: Высокая мобильность, переключаемость. Высокая мобильность, переключаемость. Высокий уровень.
Составил педагог-психолог Пшеничная Ирина Павловна.
Психологические аспекты подготовки к ЕГЭ индивидуально-типологический подход.
Психологическая подготовка к государственной (итоговой) аттестации. Личность и экзамен (трудности при прохождении ГИА).
По стратегиям работы с разными типами детей и детьми «группы риска» М ЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ.
Единый государствен ный экзамен. ЕГЭ (единый государственный экзамен) это совмещение государственной (итоговой) аттестации выпускников общеобразовательных.
ЕГЭ: ТРУДНОСТИ И СТРАТЕГИИ ПОДДЕРЖКИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ. Советы психолога.
« Экзамены : единственная возможность знать хоть что - то хотя бы несколько дней » Жорж Элгози « Экзамены : единственная возможность знать хоть что -
Методические рекомендации по стратегии работы с детьми группы риска в период подготовки к ГИА.
Методические рекомендации для учителей по стратегиям работы с детьми группы риска.
"КАК ПОМОГАТЬ РЕБЕНКУ ГОТОВИТЬСЯ К ЕГЭ" Очень важно оказать помощь ребенку в организации режима дня, так как сами дети зачастую пренебрегают простыми.
"КАК ПОМОГАТЬ РЕБЕНКУ ГОТОВИТЬСЯ К ЕГЭ" Очень важно оказать помощь ребенку в организации режима дня, так как сами дети зачастую пренебрегают простыми гигиеническими.
Трудности ЕГЭ. Когнитивные трудности Это трудности, связанные с особенностями переработки информации, со спецификой работы с тестовыми заданиями. Тестирование.
ГОТОВИМ к ЕГЭ и ГИА Стратегии работы учителя с детьми групп риска Подготовила Кожевникова Л. М Педагог-психолог МКОУ «Березовская СОШ»
Родительское собрание «Психологическая подготовка к Единому государственному экзамену»
Транксрипт:

Трудности и стратегии поддержки старшеклассников

Трудности ЕГЭ Когнитивные – это трудности, связанные с особенностями переработки информации в ходе ЕГЭ, со спецификой работы с тестовыми заданиями. Если для педагога важен объём знаний, то с психологической точки зрения важнее умение пользоваться этими знаниями. Личностные - обусловлены особенностями восприятия учениками ситуации экзамена, его субъективными реакциями и состояниями. Процессуальные – связаны с самой процедурой ЕГЭ, т. к. она имеет инновационный, непривычный для детей характер.

Как справиться с когнитивными трудностями? Необходимо понять, какие психологические функции обеспечивают успешность в выполнении заданий ЕГЭ. Это преимущественно хорошая переключаемость и оперативная память. Тесты, не имеющие логической связи между заданиями, требуют умения оперировать большим объёмом данных и быстро переключаться с одной темы на другую. Для преодоления когнитивных трудностей психологи используют задания двух типов: 1. Психогимнастические упражнения, развивающие переключаемость внимания в целом. 2. Игры и задания, основанные на материале учебных предметов, развивающие навыки оперирования понятиями.

Как помочь справиться с личностными трудностями? Основное следствие личностных трудностей – это повышенный уровень тревоги учащихся на экзамене, что приводит к дезорганизации деятельности, снижению концентрации внимания и работоспособности. Тревога - это весьма энергоёмкое занятие. Чем больше ребёнок тревожится, тем меньше сил у него остаётся на учебную деятельность. Важно предоставить достаточно информации о том, что такое ЕГЭ, уделив особое внимание его позитивным сторонам. При высоком уровне тревоги у выпускников, нужно провести работу, направленную на субъективное снижение значимости экзамена. Помогая выпускнику понять, что оценка ЕГЭ не имеет фатального значения, мы способствуем большей уверенности старшеклассника.

Как справиться с процессуальными трудностями? Трудности, связанные со спецификой фиксирования ответов. Может возникнуть страх ошибиться при заполнении бланка. Трудности, связанные с ролью взрослого. На традиционном экзамене педагог совмещает функции поддержки и оценки. В ситуации ЕГЭ присутствующие педагоги – это только наблюдатели, что также может повышать тревогу у выпускников. Преодоление процессуальных трудностей должно ориентироваться на овладение специфическими особенностями процедуры ЕГЭ. Хороший поддерживающий эффект здесь оказывает не просто рассказ о процедуре ЕГЭ, а её проигрывание.

Учащиеся группы риска Гипертимные дети «Застревающие» дети Аудиалы и кинестетики Тревожные дети Астеничные дети

Краткая психологическая характеристика гипертимных детей Гипертимные дети: быстрые, энергичные, активные, не склонные к педантизму. У них высокий темп деятельности, они импульсивны и порой не сдержаны. Быстро выполняют задания, но иногда небрежно, не проверяют себя и не видят собственных ошибок. Пренебрегают точностью и аккуратностью во имя скорости и результативности. Гипертимные дети испытывают затруднения в ходе работы, требующей высокой тщательности, собранности и аккуратности, зато прекрасно справляются с заданиями, требующими высокой мобильности и переключаемости. Особенностью этой категории детей часто является также невысокая значимость учебных достижений, сниженная учебная мотивация.

Основные трудности Процедура ЕГЭ требует высокой собранности, концентрации внимания, тщательности и аккуратности, а эти качества обычно являются слабым местом гипертимных детей. С другой стороны, они, как правило, обладают хорошей переключаемостью, что помогает им справиться с экзаменационными заданиями.

Стратегии поддержки На этапе подготовки. Очень важно не пытаться изменить темп деятельности, особенно с помощью инструкций типа «Не торопись». Он все равно будет работать в том темпе, в котором ему комфортно. Необходимо развивать у таких детей функцию контроля, то есть навыки самопроверки: по завершении работы найти ошибки, самостоятельно проверить результаты выполнения задания. Основной принцип, которым нужно руководствоваться гипертимным детям: «Сделал проверь». Кроме того, необходимо создать у таких детей ощущение важности ситуации экзамена. Это именно тот случай, когда нужно со всей серьезностью разъяснить, какое огромное значение имеют результаты ЕГЭ. Во время экзамена. Гипертимным детям нужно мягко и ненавязчиво напоминать о необходимости самоконтроля: «Ты проверяешь то, что ты делаешь?» Кроме того, их лучше посадить в классе так, чтобы их возможности с кем-то общаться были минимальны.

Краткая психологическая характеристика «застревающих детей» Таких детей характеризует низкая подвижность психических функций. Они с трудом переключаются с одного задания на другое. Они основательны и зачастую медлительны. Еще одна их особенность заключается в том, что им требуется длительный ориентировочный период при выполнении каждого задания. Если таких детей начинают торопить, темп их деятельности снижается еще больше.

Основные трудности Процедура ЕГЭ требует высокой мобильности: необходимо быстро переключаться с одного задания на другое, актуализировать знания из различных разделов школьной программы. Это может представлять трудность для «застревающих» детей.

Стратегии поддержки На этапе подготовки. Навык переключения тренировать довольно сложно, но вполне реально научить ребенка пользоваться часами, для того чтобы определять время, необходимое для каждого задания. Это может происходить в следующей форме: «Тебе нужно решить 5 задач за час. Значит, на каждую задачу ты можешь потратить не более 12 минут». Такие упражнения помогут ученику развивать умение переключаться. Можно также заранее определить, сколько времени можно потратить на каждое задание на экзамене. Во время экзамена. Задача взрослого по мере возможности мягко и ненавязчиво помогать таким детям переключаться на следующее задание, если они подолгу раздумывают над каждым: «Ты уже можешь переходить к следующему заданию». Ни в коем случае нельзя их торопить, от этого темп деятельности только снижается.

Краткая психологическая характеристика аудиалов и кинестетиков Известно, что у человека три основные модальности восприятия: аудиальная (слуховая), визуальная (зрительная) и кинестетическая (тактильная). У каждого человека одна из этих модальностей является ведущей, определяющей доминирующий способ получения и переработки информации. Обучение в школе обычно включает опору на все три модальности (устный рассказ, наглядное пособие, практическая работа), что в целом позволяет усваивать программу детям всех трех групп.

Основные трудности В отличие от традиционного экзамена, включающего аудиальные и кинестетические элементы (особенно если экзамен проводится устно), ЕГЭ имеет исключительно визуальную форму. Это облегчает задачу для детей-визуалов, одновременно усложняя ее для детей аудиалов и кинестетиков.

Стратегии поддержки На этапе подготовки. Необходимо, чтобы дети данных категорий осознали особенности своего учебного стиля, то есть смогли четко сформулировать для себя, как именно они лучше всего усваивают учебный материал, и воспользовались этим знанием при повторении учебного материала. Во время экзамена. Аудиалы могут воспользоваться речью, то есть очень тихо проговаривать задания вслух. Им не требуется помощь в решении, им нужно просто помочь осмыслить суть задания. Кинестетики могут помогать себе простыми движениями (например, подвигать ногами под столом). Им также стоит разрешить какую-то двигательную активность (например, выйти из класса).

Краткая психологическая характеристика тревожных детей Для тревожных детей учебный процесс сопряжён с определённым эмоциональным напряжением. Особую тревогу у них вызывает проверка знаний в любом виде (контрольные, диктанты и т. п.) Тревожные дети часто перепроверяют уже сделанное, постоянно исправляют написанное, причём это может и не вести к существенному улучшению качества работы. При устном ответе они пристально наблюдают за реакцией учителя. Обычно задают множество уточняющих вопросов, часто переспрашивают учителя, проверяя правильно ли они его поняли. Часто грызут ручки, теребят пальцы или волосы.

Основные трудности Ситуация экзамена вообще сложна для тревожных детей, потому что она по природе своей оценочная. Наиболее трудной стороной ЕГЭ для тревожного ребёнка является отсутствие эмоционального контакта со взрослым.

Стратегии поддержки На этапе подготовки. Для тревожных детей особенно важно создание ситуации эмоционального комфорта на предэкзаменационном этапе. Ни в коем случае нельзя нагнетать обстановку, напоминая о серьёзности предстоящего экзамена и значимости его результатов. Чрезмерное повышение тревоги у детей этой категории приводит только к дезорганизации их деятельности. Задача взрослого – создание ситуации успеха, поощрение, поддержка. «Я уверен, что ты справишься» и т. п.

Краткая психологическая характеристика астеничных детей Основная характеристика астеничных детей – высокая утомляемость, истощаемость. Они быстро устают, у них снижается темп деятельности и резко увеличивается количество ошибок. Как правило, утомляемость связана с особенностями высшей нервной деятельности и имеет не столько, чисто психологическую, сколько неврологическую природу, поэтому возможности её коррекции крайне ограничены.

Основные трудности ЕГЭ требует высокой работоспособности на протяжении достаточно длительного периода времени (3 – 4 часа). Поэтому у астеничных детей очень высока вероятность снижения качества работы, возникновение ощущения усталости.

Стратегии поддержки На этапе подготовки. В общении с астеничными детьми очень важно не предъявлять заведомо невыполнимых требований, которым ребёнок не сможет соответствовать. «Некоторые выпускники занимаются с утра до вечера, а ты после двух часов уже устал». Астеничный ребёнок не притворяется, просто таковы его индивидуальные особенности. Большое значение приобретает оптимальный режим подготовки, чтобы ребёнок не переутомлялся: ему необходимо делать перерывы в занятиях, гулять, достаточно спать. Родителям астеничных детей стоит получить консультацию у невролога о возможности поддержать ребёнка с помощью витаминов и травяных сборов. Во время экзамена. Астеничным детям требуется несколько перерывов, поэтому их не стоит торопить, если они вдруг прерывают деятельность и на какое-то время останавливаются.

Успешной сдачи экзаменов!