Знакомство с пьесой А.Н.Островского «Гроза».. Работа с афишей к драме «Гроза» Порядок расположения персонажей в списке (социальный и семейный планы).

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Знакомство с пьесой А.Н.Островского «Гроза».. Работа с афишей к драме «Гроза» Порядок расположения персонажей в списке (социальный и семейный планы).
Advertisements

« А душу можно ль рассказать…»? (С. Есенин) Речевая характеристика персонажей драмы А. Н. Островского «Гроза»
Урок-семинар по драме А.Н.Островского «Гроза» Город Калинов и его обитатели. Душевная трагедия Катерины.
Александр Николаевич Островский (1823 – 1883). Идейно-художественное своеобразие драмы «Гроза»
Выполнила : Селиванова О. В. Учитель литературы. Стремление Островского обобщить конкретные факты. На примере событий, происходящих в Калинове, раскрывается.
Основной конфликт А.Н.Островский показал, как «зреет протест против вековых традиций и как старозаветный уклад начинает рушиться под напором требований.
Путешествие по Волге В годах А.Н.Островский участвовал в известной «Литературной экспедиции», организованной морским министерством. Поездка.
( ). КостромаТоржок Кинешма С Костромой город Калинов связывает живописная местность, с Кинешмой – сцена Страшного суда, запечатленная на паперти.
УРОК ЛИТЕРАТУРЫ 10 КЛАСС 1 урок А.Н.ОСТРОВСКИЙ. ЭТАПЫ БИОГРАФИИ И ТВОРЧЕСТВА 2урок ДРАМА «ГРОЗА». ИДЕЙНО- ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ. 3 урок Город Калинов.
История создания, система образов, приемы характеристики героев в пьесе А. Н. Островского «Гроза» «Самое решительное произведение Островского»
В 1845 году Островский работал в Московском коммерческом суде канцелярским чиновником. Перед ним раскрывался целый мир драматических конфликтов. Так воспитывался.
Имя Островского а) Николай Алексеевич б) Алексей Николаевич в) Александр Николаевич г) Николай Александрович 2) Островского прозвали а) «Колумб Замоскворечья»
Как вы понимаете название пьесы А.Н.Островского «Гроза»?
ИГРАЕМ ОСТРОВСКОГО ! Игра для 10- х классов. АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ ОСТРОВСКИЙ 1. Продолжая семейную традицию, какую профессию выбрал поначалу Островский.
НАУЧНЫЙ СОВЕТ Образ Катерины – воплощение лучших качеств женской натуры.
Тема урока: Драма А.Н.Островского «Гроза» Образ Катерины. Цель :проанализировать образ главной героини, обсудить и понять её поступок.
«Чудеса!.. Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется.» («Гроза», действие I, явл. 1) И.Левитан. Вечер. Золотой плёс.
Александр Николаевич Островский Материалы к уроку Тесты.
Подготовка к сочинению по пьесе А.Н.Островского «Гроза». Вдали от солнца и природы, Вдали от света и искусства, Вдали от жизни и любви Мелькнут твои младые.
Жанровое своеобразие драмы «Гроза». Она, без сомнения, является трагедией, первой русской трагедией, написанной на социально-бытовом материале.
Транксрипт:

Знакомство с пьесой А.Н.Островского «Гроза».

Работа с афишей к драме «Гроза» Порядок расположения персонажей в списке (социальный и семейный планы). Характер имён и фамилий. Указывают на отношение автора к героям Отражают нравственные устремления или внутренние качества.

История создания. Островский начал писать пьесу в 1859 году. Напечатана в 1860 г. В журнале «Библиотека для чтения». Написана на основе реального материала.

Реальный источник пьесы – жизненный опыт писателя – поездка по Верхней Волге. Изучение экономики, условий жизни, труда, быта и нравов населения, языка народа. Место действия связывали с Костромой. Дело Александры Клыковой. Жизненная верность и типичность пьесы.

Быт Торжка. Положение замужней женщины. Кинешма. Восхитительная природа. Как бы подчёркивая, обобщающий характер места действия пьесы «Гроза», драматург называет вымышленный город – Калинов.

Тема пьесы Изображение широкой картины жизни купечества и мещанства. Жестокость нравов Калинова, произвол «хозяев».

Основной конфликт драмы Борьба молодых сил со старым миром, непримиримость двух миров. Основная мысль Если уж женщина – самое слабое и забитое существо – начинает протестовать, значит, конец «тёмного царства» близок.

Роль пейзажа в пьесе. «Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется!» Слова Кулигина, любующегося красотой русской природы, вызывает у читателя мысль о том, что и жизнь должна быть прекрасной в этом уголке.

Что мы узнаём о порядках, царящих в Калинове, о местных «самодурах» из разговоров действующих лиц? Кулигин – гуманист, самоучка, мечтающий изобрести вечный двигатель. Осуждает купечество за жестокость, мечтает о благоденствии. Считает наилучшим в отношениях с самодурами – терпение.

Кудряш – разудалой парень, грубиян, никого не боится. Дикому на грубость отвечает грубостью. С Диким он уживается, приспосабливается к обстановке, находит возможность весело жить и в среде диких.

Какова роль первых 4 явлений в пьесе? Знакомят с жизнью семьи Кабановых. Рассказывают об отдельных лицах. Дают характеристику Дикому – хищнику и ругателю. Помогают оценить героев: Кулигина, Кудряша, Бориса. Содержат противоречивые оценки нравов, царящих в Калинове (Кулигина и Феклуши).

Роль 5 явления. Знакомство с Катериной и Кабанихой. Неизбежность конфликта между ними. Кабаниха вызывает страх. Она деспотична, груба, ханжа, фанатически отстаивающая старое. Кабаниха играет активную роль, она ведёт разговор, упрекает, наставляет, угрожает, ругает.

В чём упрекает домашних Кабаниха? Какова цель её постоянных придирок? Упрекает детей в непочтительности к старшим. Изводит Тихона за то, что он хочет жить своим умом. Она наставляет, как надо жить, чтобы поддержать порядок в семье.

Что означает слово «порядок» в устах Кабанихи? Беспрекословное подчинение младших старшим. Молодые должны испытывать постоянный страх и трепет, а старшие обязаны внушать младшим именно эти чувства.

Кулигин, говоря о Кабанихе, называет её ханжой. Каково значение этого слова? Чем можно подтвердить слова Кулигина? Ханжество – лицемерие, прикрытое напускной добродетельностью, иногда набожностью. Ханжескую окраску речи Кабанихи придают ласкательные слова («мой друг», «милая моя»), самоуничижение («мать стара», «мать глупа»), ссылки на родительскую любовь, стремление представить себя несчастной («дождётесь, поживёте на воле, когда меня не будет»). И всё это в сочетании с откровенной грубостью, властностью.

Как относится Кабаниха к домашним? Почему же именно Катерина вызывает ненависть Кабанихи? Катерина мало говорит в этом явлении, и всё же своим поведением она бросает вызов «тёмному царству», сама об этом не подозревая. Катерина протестует против оскорблений Кабанихи, считает их незаслуженными. «Терпеть напраслину» привыкли и Тихон, и Варвара, а она, невестка, не имеющая никаких прав в семье, защищает своё человеческое достоинство. Обращение к Кабанихе на «ты», в то время, как Тихон и Варвара называют её на «вы», должно раздражать Кабаниху.