Автор Пыстина Лидия Митрофановна Учитель русского языка и литературы г. Павлодар Методическая копилка учителя.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Основные контуры ТРКМ Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать.
Advertisements

Гусева Е. И., учитель химии и биологии МКОУ « Боровская СОШ »
Технология развития критического мышления на уроках английского языка Кожевникова Е. Н. учитель английского языка МОУ СОШ 289.
Инновационные технологии Примеры методических приемов технологии развития критического мышления.
Технология развития критического мышления на уроках чтения и письма. Тихонкова Галина Владимировна – учитель начальных классов МОУ СОШ 37 г. Комсомольк-на-Амуре.
Методические приёмы технологии развития критического мышления.
Важнейшая задача цивилизации – научить человека мыслить. Эдисон.
Основные контуры ТРКМ Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать.
ЗНАКОМСТВО С ТЕХНОЛОГИЕЙ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.
Технология «Развитие критического мышления». Технологию развития критического мышления предложили в середине 90-х годов XX в. американские педагоги Дж.Стил,
ФОРМЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ: -ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ -ТВОРЧЕСКАЯ -ИНФОРМАЦИОННАЯ -ИГРОВАЯ.
Технология развития критического мышления Гимназия 111 Пильская М.А. «Недостаточно иметь хороший ум, главное – правильно его использовать». Рене Декарт.
Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы (из опыта работы учителя гимназии 505 Кологрив Елены Владимировны)
Будущее принадлежит тем, кто критически анализирует информацию и выстраивает свою собственную реальность.
Методические приемы для развития критического мышления на уроках истории и обществознания.
«Развитие критического мышления учащихся на уроках…….
Технология РКМЧП (Развитие критического мышления через чтение и письмо)
Умение размышлять над тем, каким образом человек получает знания, а не довольствоваться лишь тем, что эти знания можно записать или запомнить. Критическое.
Т ЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ Применение ТРКМ на уроках в начальной школе Презентация учителя начальных классов Нижнегорской ОШ I- III ступеней.
Авторы технологии развития критического мышления через чтение и письмо Чарльз Темпл Курт Мередит Джинн Стил Джинн Стил.
Транксрипт:

Автор Пыстина Лидия Митрофановна Учитель русского языка и литературы г. Павлодар Методическая копилка учителя

Развитие критического мышления через чтение и письмо

«Во всём мне хочется дойти до самой сути: В работе, в поисках пути, в сердечной смуте. До сущности последних дней. До их причины. До основанья, до корней, до сердцевины…» Борис Пастернак

Технология критического мышления направлена на развитие компетентности учеников в активном обучении языку и литературе

Задачи, выполняемые структурой, в своей основе развивают школьников - Позволяют ученикам ставить ясные учебные цели, близкие и дальние - Удачно поддерживают активное участие учеников в уроке - Система вопросов провоцирует хорошую дискуссию в учебном занятии Это воодушевляет учеников формулировать и задавать свои собственные вопросы

Данная система помогает участникам обучения выражать своё мнение и поддерживает мотивацию учеников по отношению к чтению Структура критического мышления - создаёт атмосферу уважительного отношения к мнениям всех в классе - позволяет ученикам развивать способность ВООБРАЖЕНИЯ и ЧУВСТВА по отношению к участникам, вовлечённым в урок - создаёт условия для обдумывания с точки зрения ценности ученика - служит стимулом к его изменению - предполагает критическое вовлечение учеников в учебный процесс - обеспечивает критическое мышление на более высоком уровне

Глубина технологии заложена в глаголах – действиях, несущих на себе всю структуру критического мышления ПОЗВОЛЯЕТ ПОДДЕРЖИВАЕТ ПРОВОЦИРУЕТ ВООДУШЕВЛЯЕТ ПОМОГАЕТ СОЗДАЁТ СЛУЖИТ ПРЕДПОЛАГАЕТ ОБЕСПЕЧИВАЕТ

Обучение, в основу которого положено критическое мышление, по своей сути – НАУЧНОЕ Его ЦЕЛЬ – выработать научную позицию школьника

Научная позиция ученика прослеживается в таких чертах – ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ (желание знать) ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ( готовность узнать порядок вещей) СКЕПТИЦИЗМ (готовность проверить правильность далёких от осуществления идей) УБЕЖДЕНИЕ (способность использовать логику и правила доказательства идеи) БЫТЬ ИНФОРМИРОВАННЫМ (иметь базу информации о сфере, о которой думаешь) СТРАТЕГИЧНОСТЬ (иметь процедуры для спроса и быть готовым использовать их) ОБЯЗАТЕЛЬСТВА (высказывание идей и вера в то, что результат нового учения будет претворён в практике – учение начинает применять то, что тон знает)

Использование технологии критического мышления создаёт условия, стимулирующие критическое мышление школьников - ОБЕСПЕЧИВАЮТ время и возможность для практики в критическом мышлении - РАЗРЕШАЮТ ученикам размышлять - ПОЗВОЛЯЮТ принимать разнообразные идеи и мнения - ПООЩРЯЮТ активное участие учеников в учебном процессе - ГАРАНТИРУЮТ ученикам раскованную атмосферу без насмешек - ВЫРАЖАЮТ веру в способность каждого ученика принимать критическое мышление, ценить критическое мышление

Учащиеся, обучающиеся в эффективном критическом мышлении, * ДОЛЖНЫ БЫТЬ готовыми развивать доверие к самим себе * ПОНИМАТЬ ценности собственных мнений и идей * АКТИВНО УЧАСТВОВАТЬ в процессе обучения * ОТНОСИТЬСЯ с уважением к мнению других * БЫТЬ ГОТОВЫМ к формулированию и поддержке идей

Технологичность приёмов и методов критического мышления ведёт развитие ученика от ОБЩЕГО ПОНИМАНИЯ (обобщённое понимание темы урока, области изучаемого материала) К ИНТЕРПРЕТАЦИОННОМУ ПОНИМАНИЮ (это умение обсуждать подразумеваемое, открывать связи и связующие идеи или информацию из различных, иногда поверхностных, не связанных друг с другом частей одного содержания) ВОСПРИЯТИЕ УСЛОЖНЯЕТСЯ

Ученик в своём учебном развитии должен пройти четыре уровня восприятия 1. ОБЩЕЕ ПОНИМАНИЕ 2. ИНТЕРПРЕТАЦИОННОЕ ПОНИМАНИЕ 3. ЛИЧНОЕ ПОНИМАНИЕ (это связь новой информации с личным опытом и багажом своих ученических знаний) 4. КРИТИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ (это возможность анализировать информацию, принимать во внимание связанные ценности, исправлять, обрабатывать и знать значение в свете того, что уже известно учащемуся, его понимание и вера)

Урок, построенный в режиме критического мышления, должен включать 4 типа восприятия – ОБЩЕЕ ПОНИМАНИЕ ИНТЕПРЕТАЦИОННОЕ ПОНИМАНИЕ ЛИЧНОЕ ПОНИМАНИЕ КРИТИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ

Структура критического мышления базируется на системе вопросов, их строгой иерархии 1. БУКВАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ (простое запоминание, воспроизведение информации) 2. ВОПРОСЫ ТРАСФОРМАЦИИ (передача информации в другой форме – ЧТО ВЫ СЛЫШАЛИ? НАРИСУЙТЕ УВИДЕННОЕ) 3. ВОПРОСЫ ИНТЕРПРЕТАЦИИ (здесь уже обнаруживаются связи между отдельными идеями, фактами, отношениями - ПОЧЕМУ ТРАГЕДИЯ ПРОИЗОШЛА ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС?)

ВОПРОСЫ УСЛОЖНЯЮТСЯ 4. ВОПРОСЫ АНАЛИЗА (они решают проблему, объясняют события или обстоятельства) 5. ВОПРОСЫ СИНТЕЗА (они дают возможность использовать все знания и опыт при решении проблемы – ПОЧЕМУ ВЫ ТАК ДУМАЕТЕ?) 6. ВОПРОСЫ ОЦЕНКИ (они заставляют принимать решение, формировать мнение о качестве получаемой информации – ЧТО БУДЕТ, ЕСЛИ ЭТО СЛУЧИТСЯ? ПРАВ ЛИ ГЕРОЙ В ЭТОЙ СИТУАЦИИ?) ВОПРОСЫ УСЛОЖНЯЮТСЯ 4. ВОПРОСЫ АНАЛИЗА (они решают проблему, объясняют события или обстоятельства) 5. ВОПРОСЫ СИНТЕЗА (они дают возможность использовать все знания и опыт при решении проблемы – ПОЧЕМУ ВЫ ТАК ДУМАЕТЕ?) 6. ВОПРОСЫ ОЦЕНКИ (они заставляют принимать решение, формировать мнение о качестве получаемой информации – ЧТО БУДЕТ, ЕСЛИ ЭТО СЛУЧИТСЯ? ПРАВ ЛИ ГЕРОЙ В ЭТОЙ СИТУАЦИИ?)

МЕТОДЫ, ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ТЕХНОЛОГИЕЙ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ, САМЫЕ РАЗНЫЕ Метод ключевых слов совместная дискуссия в вопросах пятистишие метод «Система помет» сетчатое обсуждение академическая полемика задай вопрос обзор толкований терминов Таблица «Знаю – Хочу знать - Учусь» предварительные фразы

Аргументы на карточках * конструктивная полемика * письмо * карточка «выхода» с урока * пересказ параграфа * общение с помощью вопросов * метод направленного чтения * 10 шагов * кластер * исследуя тему * РАФТ * доклады * медитация * описание собственной точки зрения Аргументы на карточках * конструктивная полемика * письмо * карточка «выхода» с урока * пересказ параграфа * общение с помощью вопросов * метод направленного чтения * 10 шагов * кластер * исследуя тему * РАФТ * доклады * медитация * описание собственной точки зрения

МЕТОДЫ КОЛЛЕКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ Ценная линия академический спор групповое расследование ЖИГСО углы «на ощупь» ЖИГСО – II предсказание в парах трёх шаговое интервью несколько человек вместе ручки на середину продаём проблему

МЕТОДЫ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ В КЛАССЕ - оживление в классе - обзор перемещений -тур по галерее - один остался – трое заблудились - смешиваемся – замерли – разбились на пары

Воспитание вдумчивого читателя Чтение заложено во всём процессе обучения, т. к. через чтение люди получают информацию в течение всей жизни Чтение – это инструмент для мышления и учения Чтение и анализ дают простор критическим суждениям Чтение устанавливает устойчивую связь с письмом

Методы воспитания вдумчивого читателя Конференция журнал диалогов (реакция на прочитанное – учитель отвечает) «книжные разговоры» (представление книги классу) метод написания писем (друг другу о книге) письмо для себя семинар книги, которые я прочитал регистрация чтения учащимися мини – урок (до 15 минут) чтение 10 – 15 минут и обсуждение (затем 5 минут пишут – реакция на прочитанное)

Методы работы после уроков Обращение к другим примерам творческое письмо статья инсценировка сочинения (всех видов) письменное эссе заметка независимое исследование обозрение интервью показательные проекты реферат Доклад репортаж сбор данных

Развитие критического мышления через чтение и письмо и другие технологии обучения КМД УДЕ ТИСО КСО Блочная подача материала Опережающее обучение Система работы по развитию речи ЧТЕНИЕ ПИСЬМО

Список использованной литературы 1. Стил, Дж. Л., Мередит К. С., Темпл, Ч., Уолтер С. Основы критического мышления. Пос. 1. М.: Изд-во Ин-та «Открытое общество», Дж. Стил, К. Ме­редит, Ч. Темпл, С. Уолтер. Популяризация критического мышления: Пособие II / М Темпл, Ч., Стил Дж.Л., Мередит К.С. Критическое мышление углубленная методика. Пос. 4. М.: Изд-во Ин-та «Открытое общество», Низовская И. А. Словарь программы «Развитие критического мышления через чтение и письмо»: Учебно- методическое пособие. Бишкек: ОФЦИР, с.