Обществознание Политическая сфера Автор курса: Кузнецов Андрей Анатольевич.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Внутренние внешние Функции государства постоянные временные охранительные регулятивные основные неосновные по сфере общественной жизни по значению по влиянию.
Advertisements

Тема «Государство» Коняева Т.В.dfdfd. особая форма организации политической власти в обществе, обладающая суверенитетом и осуществляющая управление с.
ГОСУДАРСТВО. ПЛАН: 1.Теории происхождения государства. 2.Понятие «государство». 3.Признаки государства 4.Функции государства 5.Формы государства. 6. Гражданство.
Понятие государства совокупность институтов публичной власти, механизм реализации политической власти особая форма политической власти, обладающая суверенитетом.
Правовое государство Право выше власти.. Как характеризуют гос-во философы? (сомост.в учебнике найти и выписать в таблицу)
Учитель истории и обществознания, Вихляй М. В., ст - ца Крыловская Гражданское общество.
Политические отношения и политическая система общества.
Куликов р.в учитель истории и обществознания МБОУ лицей 4 Г. Славянск-на-Кубани 2012.
Политическая власть. Политика - от (греч. politika государственные или общественные дела, от polis государство). - сфера деятельности, связанная с отношениями.
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СФЕРА Политика – от греческого «полис» (город-государство) Политика – искусство управления государством.
Цель урока: сформировать представление учащихся о государстве как о политическом институте и причинах возникновения, структуре и признаках гражданского.
Демократия от греческого «народовластие» или «правление народа»
ОСНОВНОЕ ПОНЯТИЕ ПРИЗНАКИ ФУНКЦИИ ФОРМЫ ПРОИСХОЖДЕНИЕ.
Государство в политической системе общества Тема 4 Лекция.
Политическая власть.. Власть это способность права или возможность распоряжаться и оказывать воздействие на судьбы, поведение, деятельность людей с помощью.
« Друг мой! Как упоительна мысль о ней. Здесь же она и вовсе обретает свою особую, гораздо большую ценность! Впрочем нужно отметить, что сравнима она лишь.
Сравнительный анализ политических режимов. Тема 3 Лекция.
Политика Власть, ее происхождение и виды. Подходы к решению вопроса о природе власти Классовая концепция Элитарная концепция Структурно-организационная.
Викторина по обществознанию. Палата Федерального Собрания РФ 1. Совет Федерации 2. Государственный Совет 3. Конституционное Собрание 4. Совет национальностей.
Транксрипт:

Обществознание Политическая сфера Автор курса: Кузнецов Андрей Анатольевич

Политическая сфера (система)

Власть Источник власти- неравенство людей Власть - способность влиять на поведение людей в определенных целях Политическая власть - способность данного класса, группы, индивида проводить свою волю в управлении и в правовых нормах Экономическая Социальная Духовная Информационная Легальность (законность) Верховенство Публичность (обращена ко всем) Общественная Государственная Функции политической власти, политической системы и государство во многом совпадают формирование политической системы; организация политической жизни и политических отношений; управление делами общества и государства; руководство политическими процессами; создание определенного типа правления.

Политика и власть ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОЛИТИКИ Н. МакиавеллиАристотельЛиберальная Способность и умение практически реализовать функцию общественного управления «Язык» общения, который понятен всем сторонам общественного отношения к власти ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЛАСТИ Взаимодействие людей по поводу власти Сфера общества, отвечающая за сохранение его целостности (порядок, защита), и развитие Свободное обсуждение и выработка принципиально новых возможностей достижения целей и организации общества Способность, право и возможность проводить свою волю, распоряжаться и управлять кем-либо

Легальность политической власти Политическая власть Легальность – соответствие ее формирование существующим законам Легитимность – основания доверия, поддержки народом власти (правителя) Традиционная – на авторитете прошлого, стабильности устоев и нравов Харизматическая – авторитет личного дара, личная преданность и доверие Вожди племен, наследственные правители Религиозные лидеры (Иисус, Мухаммед и т.д.), вожди революций Рациональная – на основе легальности и прозрачности процедуры избрания Современные выборы президентов, депутатов, назначение чиновников

Теории происхождения государства Теологическая (власть от Бога) Патриархальная – власть правителя произошла от власти отца в семье Договорная – результат договора между народом и правителем Теория насилия – в результат завоевания одним народом другого Марксистская – продукт классовых противоречий, орудия угнетения одного класса другим

Политическая сфера Государство – основной политический институт Государство - политическая форма организации жизни общества, которая складывается как результат возникновения и деятельности публичной власти особой управляющей системы, руководящей основными сферами общественной жизни и опирающейся в случае необходимости на силу принуждения. К внутренним функциям государства относятся: Правовая обеспечение правопорядка Политическая обеспечение политической стабильности, выработка программно-стратегических целей и задач развития общества. Организаторская упорядочивание всей властной деятельности, координация деятельности всех субъектов политической системы. Экономическая организация, координация и регулирование экономических процессов с помощью налоговой и кредитно-денежной политики Социальная обеспечение солидарных отношений в обществе, сотрудничества различных слоёв общества, реализации принципа социальной справедливости, защита интересов тех категорий граждан, которые в силу объективных причин не могут самостоятельно обеспечить достойный уровень жизни (инвалиды, пенсионеры, матери, дети), поддержка жилищного строительства, здравоохранения, системы общественного транспорта. Экологическая гарантирование человеку здоровой среды обитания, установление режима природопользования. Гуманитарная - создание условий для удовлетворения культурных и образовательных запросов людей, формирования высокой духовности. Внешние функции государства Функция обороны Дипломатическая Поддержка мирового правопорядка (внешнеполитическая функция) Внешнеэкономическая связана с развитием взаимовыгодного экономического сотрудничества государств

Форма правления Форма правления – структура высших органов власти, порядок их образования и распределения компетенций Монархия – единоличная власть переходящая как правило по наследству Абсолютная монархия Дуалистическая монархия - власть монарха несколько ограничена конституцией (в современном мире редко встречается : Марокко, Иордания) Парламентская монархия – власть монарха значительно ограничена по конституции парламентом Республика - все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональными представительными учреждениями Президентская – всеобщие выборы президента, ответственность правительства перед президентом Парламентская – правительство формируется парламентским большинством, правительство ответственно перед парламентом Полупрезидентская – правительство формируется президентом и парламентом

Государственное устройство Форма государственного устройства Унитарное государство Конфедерация – союз суверенных государство, без общей армии, налоговой системы и гражданства Федерация – части федеративного государства являются государственными образованиями обладающими юридически определённой политической самостоятельностью Общие для всей страны высшие органы власти; Одна конституция, единое законодательная система, одно гражданство Части государство политической самостоятельностью не обладают Состоит из отдельных субъектов (земель, областей, республик) Верховная законодательная власть федерации, но субъекты также обладают своими высшими законодательными органами Гражданство федерации и гражданство субъекта Как правило в парламенте есть палата представляющая интересы субъектов федерации

Политические режимы АвторитарныйДемократическийТоталитарный Автократизм – сосредоточение власти в руках политического лидера или группы (партии). Игнорирование разделения властей. Наличие рычагов регулирования общественной жизни (но не в полном объеме) Экономические свободы при строгой регламентации политического поведения Присутствие некоторых элементов демократии (плохо работающих) Существование явной или не явной цензуры Тип поведения граждан – конформизм, аполитичность Политическая элита формируется сверху (преданность лидеру) Децентрализация власти. Реализация принципа разделения властей. Справедливая и эффективная избирательная система. Развитое гражданское общество. Многопартийность. Легальная оппозиция обладает существенным влиянием в обществе Свобода СМИ от цензуры Гарантии прав и свобод Плюралистическая политическая культура Отсутствие официальной идеологии Политическая грамотность и активность граждан Политическая элита формируется через конкуренцию Монополизация власти единственной массовой партией во главе с вождем Полный контроль политической, экономической и культурной жизни Наличие государственной идеологии Полный контроль над СМИ, цензура Ликвидация всех форм собственности, кроме государственной Устранения возможности возникновения оппозиции Тоталитарный тип личности – упрощенный подход к общественным проблемам («одна партия», «один вождь», «поиск врага»), перенос ответственности на вождей Политическая элита как сверху, так и сверху по принципу идеологической преданности

Правовое и социальное государство Правовое государство Гарантирует: безопасность граждан от власти и друг от друга; политические свободы, индивидуальные права; ограничивает государственное вмешательство в общественную жизнь; защищает от деспотии. Не препятствует усилению экономического неравенства Признаки верховенство законов; равенство перед законом; разделение властей; справедливый, независимый суд; децентрализация власти; развитое гражданское общество. деэтатизм Социальное государство высокая социальная защищенность; уравнение жизненных шансов (бесплатное образование, медицина); создание условий для личностной самореализации каждому вмешательство государства в распределении общественного богатства; государственные инвестиции в культуру, образование, здравоохранение сложные процедуры принятия социально-значимых решений этатизм

Условия появления и развития демократии « Люди время от времени возвращались к такой форме правления как демократия, которая является самой трудной формой правления» У. Черчель Развитое гражданское общество, возникновение партий и общественных движений Относительно высокий уровень индустриального и экономического развития в целом. Развитая частная собственность Относительно высокий уровень благосостояния граждан и сглаживание социального неравенства Грамотность населения, довольно высокий уровень образованности Религиозный – установка на индивидуальную свободу и ответственность

Гражданское общество Ш. МонтескьеШ. Монтескье, французский философ: Гражданское общество это союз индивидуальностей, коллектив, в котором все его члены обретают высшие человеческие качества. Государство превалирует над гражданским обществом. Т. ПейнТ. Пейн, американский просветитель: Гражданское общество благо, а государство неизбежное зло. Чем совершеннее гражданское общество, тем менее оно нуждается в регулировании со стороны государства. Г. ГегельГ. Гегель, немецкий философ: Гражданское общество сфера реализации особенно частных целей и интересов отдельной личности. Подлинной свободы в гражданском обществе нет, так как в нем постоянно присутствует противоречие между частными интересами и властью, носящее всеобщий характер Гражданское общество это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, независимая от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти. 1.наличие в обществе свободных владельцев средств производства; 2.развитая демократия; 3.правовая защищённость граждан; 4.определённый уровень гражданской культуры; 5.наиболее полное обеспечение прав и свобод человека; 6.самоуправление; 7.конкуренция образующих его структур и различных групп людей; 8.свободно формирующиеся общественные мнения и плюрализм.

Политическая элита Причины существования элиты 1)Социальное, психологическое неравенство, наличие желания участвовать в политики 2) Разделение труда 3) Высокая значимость управления 4) Возможность использования управленческой деятельности для получения социальных привилегий 5) Политическая пассивность основной массы населения, интересы которых обычно лежат вне политики Функции: Создание политических механизмов реализации политических целей Субординация интересов различных социальных групп Выработка политической идеологии (программ, доктрин и т.д.) Создание и коррекция политической системы Назначение кадрового аппарата (органов управления) Выдвижение политических лидеров Антрепренерская система: Открытость для представителей любых групп Небольшое количество формальных требования, главное лидерские качества Высокая селективность и конкурентность Система гильдий: Закрытость, то есть отбирает сама система Много формальных требований Узкий круг селектората, воспроизводство одного типа лидерства Появление новых лидеров затруднено

Политические партии Партия – политическая организация, ставящая целью завоевание власти Общественно-политическое движение – общие интересы, влияние на власть представительство социальных интересов выработка программных установок формирование общественного мнения политическая социализация граждан участие в борьбе за власть и формирование политической системы общества подготовка и выдвижение кадров (элиты) Массовые Предвыборные Парламентские «Карманные» социалистические консервативные либеральные националистические религиозные Правые и ультраправые Центристы Левые и ультралевые однопартийная многопартийная двухпартийная

Избирательные системы Мажоритарная (одномандатная) Пропорциональная (по партийным спискам) с относительным большинством с абсолютным большинством способствует стабильности политической системы позволяет выдвигаться беспартийным кандидатам не защищает интересы всех групп населения (небольших) выражает интересы многих групп населения усложняет политическую жизнь, создает политическую нестабильность в депутаты могут пройти «случайные люди», не имеющие политического влияния, авторитета и т.д.