ОБРАЗ БОГОРОДИЦЫ В ИКОНОГРАФИИ. Во все времена иконописцы пытались передать лику Богородицы всю красоту, нежность, достоинство и величие, на какие только.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Образ Богородицы в иконографии. Во все времена иконописцы пытались передать лику Богородицы всю красоту, нежность, достоинство и величие, на какие только.
Advertisements

Образ Богородицы Группа 2. Образ Богородицы С самых первых веков принятия христианства на Руси любовь и почитание Богоматери глубоко вошли в душу народа.
Презентация Соболевой Екатерины. ВЛАДИМИРСКАЯ. По преданию, эта икона написана апостолом и евангелистом Лукой. Когда апостол показал Богоматери этот образ,
Вениаминова О.П. Основные типы икон Пресвятой Богородицы К уроку «Современная духовная литература» 9 класс по программе А.Г.Кутузова.
ОСНОВНЫЕ ПОСТОЯННЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ИКОНОГРАФИИ БОЖИЕЙ МАТЕРИ НИМБ – символ святости, наполненности светом Божественной славы МАФОРИЙ пурпурного цвета – одежда.
Работу выполнила : Судьева Настя. 8 Б кл.. Православная иконография Богоматери совокупность типов изображения Богородицы в иконописи и система их изучения.Богородицыиконописи.
ИКОНЫ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ Подготовили: Бороздняк Ксения и Енчук Роман.
Иконы Богоматери.. Иконографический тип Елеуса (Умиление). Владимирская икона Божией Матери. Византия, XII век.
Типы и самые известные работы. Внешний вид Богородцы кроме древнейших изображений известен по описаниям церковных историков. Она традиционно изображается.
Спаситель и Богородица Выделяют три основных иконографических типа икон с изображением Пресвятой Девы: Оранта (Охраняющая), Одигитрия (Путеводительница)
Всекубанский классный час «Земная жизнь Пресвятой Богородицы»
«Орантами» называли изображения человеческих фигур в молитвенной позе. Богоматерь Оранта представляется с воздетыми вверх руками.
1.Тезис. «Святая икона, особенно икона Пресвятой Богородицы, всегда была любима русским народом, и, насколько мы себя как народ помним, с нами всегда.
Подготовила Оникова Мария 10 «б» класс. Внешний вид Богородицы кроме древнейших изображений известен по описаниям церковных историков, например, Никифора.
«Священный лик Богоматери». Мать Пресвятой Богородицы. Праведная Анна с младенцем Марией.
Тема урока: Древнерусское искусство X - XIII веков. Иконопись, фресковая живопись, мозаика.
Тема урока: Образ Богородицы в русской иконописи. Иконографический тип изображения Богородицы «Одигитрия».
В Византии икона Богородицы Никопеи считалась защитницей императорского дома. Греция Грузия.
Вся иконография Спасителя строится на основополагающем понятии Боговоплощения : Бог - Творец вселенной, создатель всего материального и духовного мира,-
«Удивительная, загадочная, чудотворная…» Рапоту выполнили учащиеся 6 «В» класса МОУ СОШ 1 г. Новоузенска Казарина Анна и Лаур Анна 2012 г.
Транксрипт:

ОБРАЗ БОГОРОДИЦЫ В ИКОНОГРАФИИ

Во все времена иконописцы пытались передать лику Богородицы всю красоту, нежность, достоинство и величие, на какие только было способно их воображение. Богоматерь на русских иконах всегда в печали, но печаль эта бывает разной: то скорбной, то светлой, однако всегда исполнена душевной ясности, мудрости и большой духовной силы, Богородица может торжественно "являть" Младенца миру, может нежно, прижимать Сына к Себе или легко поддерживать Его Она всегда полна благоговения, поклоняется своему Божественному Младенцу и кротко смиряется с неизбежностью жертвы. Лиричность, просветленность и отрешенность вот главные черты, характерные для изображения Богородицы на русских иконах. Как замужняя женщина. Пречистая имеет на голове покрывало, ниспадающее на плечи, по обычаю иудейских женщин того времени. Это покрывало, или накидка, по-гречески называется мафорий. Мафорий обыкновенно пишется красным (символ страданий и воспоминание о царском происхождении). Нижние одежды обыкновенно пишутся голубыми (знак небесной чистоты совершеннейшей из людей).

пять основных типов Существует пять основных типов изображений Божией Матери: это "Молящаяся", "Путеводительница", "Умиление", "Всемилостивая" и "Заступница".

1. «УМИЛЕНИЕ»

Этот образ Богоматери с Младенцем носил в Византии название "Елеуса" (милующая), что точно передает содержание этого типа икон. На них Богоматерь с умилением смотрит на Сына, и Младенец с нежностью прижимается к Матери. Спаситель может быть и на правой, и на левой стороне.

Часто иконы типа "Умиление" имеют второе название - по месту, где они находились. Многочисленные списки с этих почитаемых и большей частью чудотворных икон легко определяются по иконографическим признакам, присущим каждому варианту. Одна из самых древних икон типа "Умиление" находится в Успенском соборе Московского Кремля - это памятник XII века. Прекрасно передающая нежность и трогательность общения Матери с Сыном, эта икона сочетает в себе черты Одигитрии и Умиления: с одной стороны, Иисус прижался щекой к щеке Матери, а с другой - держит правой рукой свиток, который поставил на колено.

По преданию, эта икона написана апостолом и евангелистом Лукой. Когда апостол показал Богоматери этот образ, Она произнесла: "Благодать Рождшегося от Меня и Моя с сею иконой да будет".

На иконе Богоматерь держит младенца на правой руке. Левая рука на уровне груди чуть касается одеяния Спасителя. Богомладенец тесно прижался щекой к лицу Пресвятой Богородицы и обнимает ее за шею. Из-под покрова на голове Богородицы (мафория) видна Его ручка. Левая ножка Спасителя чуть согнута и видна ступня (говорят "пяточка" - по которой узнают Владимирскую).

От этой иконы, по преданию, совершалось множество чудотворений. Не раз Москва была избавлена от нашествия татар заступничеством Пресвятой Богородицы, получая неизменную помощь по молитвам пред чудотворной Владимирской иконой.

На этой иконе Спаситель не сидит на руке Богородицы, а стоит слева от Нее. Правая рука Его поднята в благословении. Голова Божией Матери чуть склонена к Богомладенцу.

Она пребывала в ополчении, созванном Мининым и руководимым князем Пожарским. Многие молитвы были услышаны Царицей Небесной и 22 октября 1612 года Москва была освобождена от польских захватчиков. Тогда же было установлено празднование Пресвятой Богородицы в честь Ее Казанской иконы в благодарность за избавление Москвы и России от поляков, а на Красной площади князем Пожарским был воздвигнут собор, куда и помещена была чудотворная икона.

Оранта (от лат. orans молящийся) один из основных типов изображения Богоматери, представляющий Её с поднятыми и раскинутыми в стороны руками раскрытыми ладонями наружу, то есть в традиционном жесте заступнической молитвы.лат. Богоматеримолитвы Подобная молитвенная поза известна с библейских (ветхозаветных) времён. Первые изображение Богородицы-Оранты (без Младенца) встречаются уже в римских катакомбах.ветхозаветных

В византийском и древнерусском церковном искусстве был популярен образ Богородицы Оранты с Младенцем Христом в иконографии Эммануила (евр. с нами Бог одно из пророческих имен Бога-Сына, употребленное в пророчестве Исайи (Ис VII, 14), представляет Христа-отрока). Обычно Христос изображается в круглом медальоне, либо чуть видимо (полупрозрачно) на уровне груди Матери. В русской традиции данный тип иконографии получил особое именование «Знамение».Эммануила Христамедальоне

На иконе "Знамение" Пресвятая Богородица изображена с молитвенно воздетыми руками, а на фоне круга (так называемой сферы, символизирующей Божественную славу) помещен благословляющий Богомладенец. Такое изображение Богородицы относится к одному из самых ранних иконописных образов.

3. «Одигитрия» «Путеводительница»)

Тип Богоматери Одигитрии (Одигитрия означает путеводительница, наставница) зародился в Византии. На Руси изображение было всегда поясным с Богомладенцем на левой руке. У икон Богоматери Одигитрии много различных названий: Смоленская, Тихвинская, Грузинская, Иерусалимская, Иверская, Семиезерская и другие, которые они получили по местам создания или явления. Сохраняя основной иконографический тип Одигитрии, они отличаются в деталях.

На этой иконе мы видим Божию Матерь, правая рука которой указывает на Богомладенца Христа, восседающего на левой руке. Изображения строгие, прямо личные, головы Христа и Пречистой Девы не касаются друг друга. Богородица как бы говорит всему человеческому роду что путь истинный это путь ко Христу. На этой иконе она предстает путеводительницей к Богу и вечному спасению.

Панагия - (греч. - пресвятая; церковный эпитет Богородицы): Один из эпитетов Богородицы, особенно часто используемый в христианстве восточного обряда.Богородицы Тип икон Пресвятой Богородицы, называемый также Platytera (греч. Πλατυτέρα). Панагия в православии небольшая икона с изображением Богоматери, является знаком архиерейского достоинства, носится епископами на груди. Есть панагии с изображениями Троицы, распятия, вознесения. Панагии бывают различные по форме - круглые, овальные, ромбовидные, квадратные.православии икона Богоматери архиерейскогоепископами Троицы распятия вознесения

4 «Заступница»

На иконах этого типа Богородица изображается в полный рост, без Младенца, обращенной вправо иногда со свитком в руке. В православных храмах этот образ находится на видном месте слева от иконы "Спас в силах", главного изображения в иконостасе.

5. «Всемилостивая» («Державная»)

Иконы этого типа объединяет один общий признак: Божия Матерь изображена сидящей на престоле. На коленях она держит Младенца Христа. Престол символизирует царственную славу Богородицы, совершеннейшей из всех рожденных на земле людей. Из икон этого типа в России наиболее известны "Державная" и "Всецарица".

Дионисий и мастерская. Богоматерь Одигитрия. Ок. 1502–1503 Икона «Богоматерь Одигитрия», происходящая из иконостаса Рождественского собора Ферапонтова монастыря, была создана иконописцем Дионисием с сыновьями. Одигитрия по-гречески означает Путеводительница. Богоматерь в этой композиции указует на Христа как на истинный путь спасения. В левой руке Христос держит свиток со своим учением, а правой благословляет мир. Особым идейным замыслом были обусловлены монументальность иконы и ее необычное иконографическое решение. В облике младенца, в его нарочито укрупненной, не по детски вытянутой фигуре, в широком жесте отведенной в сторону благословляющей десницы переданы черты Царя Небесного – Владыки. Необычны обильно затканные золотом одежды Богоматери и характерный жест ее руки с вертикально поднятой кистью, развернутой ладонью на зрителя. Богоматерь предстает в сиянии золотистого света. Сияют и золотое шитье, и прозрачные самоцветы, украшающие ее пурпурный плащ-мафорий. Словно исполнен света написанный прозрачными плавями чуть удлиненный, с тонкими чертами лик.

17. Икона "Богоматерь"Икона "Богоматерь" Икона "Богоматерь", исполненная в конце ХV - начале ХVI в., входила в деисусный ряд. Традиционно Богоматерь изображена в полный рост, склонившейся в позе моления. Она облачена в вишнево-коричневый мафорий (покрывало) и синий хитон.Иконография и стилистические особенности в изображении Богородицы - тонкие черты спокойного лика, маленькие изящные руки, удлиненная фигура - близки к классическим образцам московского искусства ХV в. и связаны еще с эпохой Андрея Рублева.

17. Икона "Богоматерь"Икона "Богоматерь" Икона "Богоматерь", исполненная в конце ХV - начале ХVI в., входила в деисусный ряд. Традиционно Богоматерь изображена в полный рост, склонившейся в позе моления. Она облачена в вишнево-коричневый мафорий (покрывало) и синий хитон.Иконография и стилистические особенности в изображении Богородицы - тонкие черты спокойного лика, маленькие изящные руки, удлиненная фигура - близки к классическим образцам московского искусства ХV в. и связаны еще с эпохой Андрея Рублева.

Источники: nicolos.ru/publish/article_45. html nicolos.ru/publish/article_45. html _no=&ob_no=15152&rt=&print=1 _no=&ob_no=15152&rt=&print=1