Формирование читательской культуры учащихся современной школы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Читаем вместе в школе и семье Рыбкина Елена Анатольевна учитель начальных классов МОУ «Гатчинская гимназия им. К.Д.Ушинского» 2010.
Advertisements

Роль книги в развитии личностных качеств ребёнка. ( 7-10 лет)
Научный руководитель: Носова Н.В., зав. кафедрой ЕН и МО ИРО Кировской области, к.п.н.
Изучение инструктивно- методических материалов как одно из важнейших направлений деятельности ШМО.
Система работы по учебному комплексу Г.С.Меркина Из опыты работы заслуженного учителя РФ Ворониной О.Г.
Анализ метапредметных и предметных результатов по обучению чтению научно- популярных текстов Секция 2 Бондаренко Т.М., учитель начальных классов IКК, Солдаткина.
Авторы проекта : Волкова Наталья Анатольевна МОУ СОШ 1 г. Мичуринск Семенова Ольга Владимировна МОУ СОШ 1 г. Мичуринск.
Формирование читательских компетенций младших слабовидящих школьников.
Новыепоступления в библиотеку. В книге содержатся готовые разработки (сценарии) библиотечных уроков по чтению для учащихся 1-9 классов, направленных на.
Работа с текстом в начальной школе Новикова С.А., учитель начальных классов, Гимназия 1786.
Проект «Наш книжный уголок» Автор: Носагина Наталья Александровна Ученики четвёртого класса ГБОУ СОШ 2045 (кор. 1440) г. Москва.
Заведующая библиотекой МОУ «СОШ 31» Кузнецова Любовь Михайловна Основы информационной культуры учащихся.
Год семьи стартует с книгой «Если у ребенка слезы и капризы, Не берите, мамы, в помощь телевизор. Сын не разберется, что там, на экране, И добрей и лучше.
Как Как сделать сделать проект? проект?. ПУСТЬ ВСЕГДА БУДЕТ КНИГА! Название проекта.
КАК РАБОТАТЬ С УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ МЕТОДЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ЧТЕНИЯ.
Классическая начальная школа Джежелей О. В. «Чтение и литература» 1-4 классы.
Планируемые результаты по литературному чтению Стандарты и преемственность Жанна Александровна Шалашова, учитель высшей категории, руководитель ГТГ учителей.
Проект программы для младшего школьного возраста.
Цель: Выявить,описать и доказать целесообразность использования нетрадиционных подходов работы над сказкой на уроках литературного чтения в начальных классах.
1 Реализация национально- регионального компонента на уроках в начальной школе ДалееДалее Методические рекомендации к ЦОРам.
Транксрипт:

Формирование читательской культуры учащихся современной школы.

Эти добрые люди и не подозревают, каких трудов и времени стоит научиться читать.Я сам на это употребил 80 лет и все не могу сказать, что вполне достиг цели. И.В. Гете.

ПАСПОРТ ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ. ПАСПОРТ ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ. Название: Название: «Формирование читательской культуры учащихся современной школы». «Формирование читательской культуры учащихся современной школы». Руководитель проекта: Руководитель проекта: Жданова Нина Павловна – учитель русского языка и литературы высшей категории. Жданова Нина Павловна – учитель русского языка и литературы высшей категории. Консультант: Консультант: Фёдоровых Мария Андреевна – заместитель директора школы по воспитательной работе, руководитель высшей категории. Фёдоровых Мария Андреевна – заместитель директора школы по воспитательной работе, руководитель высшей категории. Проект проводится в рамках учебного предмета литературы. Проект проводится в рамках учебного предмета литературы. Учебная дисциплина, близкая к теме проекта – русский язык, наука – библиография. Учебная дисциплина, близкая к теме проекта – русский язык, наука – библиография. Возраст учащихся, на который рассчитан проект – лет, 5-11 классы. Возраст учащихся, на который рассчитан проект – лет, 5-11 классы. Тип проекта: Тип проекта: ознакомительно- ориентационный (информационный); ознакомительно- ориентационный (информационный); межпредметный; межпредметный; со скрытой координацией; со скрытой координацией; внутренний (школьный); внутренний (школьный); личностный; личностный; долгосрочный. долгосрочный. Проект выполняется в рамках прохождения курсов повышения квалификации. Проект выполняется в рамках прохождения курсов повышения квалификации. Цель: Создание сборника рекомендаций для начинающего учителя. Цель: Создание сборника рекомендаций для начинающего учителя. Задачи: Задачи: Изучить методическую литературу по обозначенной теме. Изучить методическую литературу по обозначенной теме. Отобрать приёмы и методы формирования читательской культуры. Отобрать приёмы и методы формирования читательской культуры. Апробировать и систематически использовать приёмы и методы в разных возрастных группах. Апробировать и систематически использовать приёмы и методы в разных возрастных группах. Проанализировать результаты деятельности в рамках проекта. Проанализировать результаты деятельности в рамках проекта. Выпустить сборник рекомендаций для начинающего учителя. Выпустить сборник рекомендаций для начинающего учителя. Предполагаемые продукты проекта: Предполагаемые продукты проекта: Высокая читательская активность учащихся, на которых направлен проект. Высокая читательская активность учащихся, на которых направлен проект. Сборник рекомендаций для начинающего учителя Сборник рекомендаций для начинающего учителя Этапы работы над проектом: Этапы работы над проектом: Подготовительный - июль 2006 года: Выявление проблемы, обдумывание темы, определение целей, постановка задач. Подготовительный - июль 2006 года: Выявление проблемы, обдумывание темы, определение целей, постановка задач. Практический - июнь- октябрь: Изучение методической литературы, выбор приёмов и методов формирования читательской активности, их апробация и систематическое применение. Практический - июнь- октябрь: Изучение методической литературы, выбор приёмов и методов формирования читательской активности, их апробация и систематическое применение. Рефлексивно – оценочный этап - октябрь-ноябрь: Анализ деятельности и издание сборника рекомендаций. Рефлексивно – оценочный этап - октябрь-ноябрь: Анализ деятельности и издание сборника рекомендаций.

Актуальность. В обращении Российского книжного Союза к читателям России и в проекте обращения к Президенту РФ говорится: 50% населения сегодня не читают книг, газет и журналов; Более 10 млн взрослых россиян неграмотны; Сегодня на душу населения выпускается менее 3-х книг в год, в то время как в развитых странах книг; Согласно данным Фонда образования РФ за последние 7-8 лет школьники стали читать на % меньше. Сложилась парадоксальная ситуация: информационный мир усложняется а читательская культура снижается.

Умение читать - обязательная составная часть умения учиться. Разновидность чтения Колич.-во слов в минуту. Скорочтение. Более 300 В темпе скороговорки Оптимальное.120 Нормальное слов.

Методика формирования умения работать с книгой. Первый этап : Формирование умения работать с книгой : умение членить текст на смысловые части; Озаглавливать части; Составлять план прочитанного. Второй этап: Умение выделять главные мысли; Третий этап: Умение работать с более сложными текстами, включающими материал о нескольких структурных компонентах системы знаний.

Последовательность формирования умения работать с книгой. Читать бегло сознательно выразительно. Читать бегло сознательно выразительно. Самостоятельно текст делить на части, выявлять главные мысли,озаглавливать. Самостоятельно текст делить на части, выявлять главные мысли,озаглавливать. Составлять план. Составлять план. Находить в тексте ответы на вопросы,сформулированные учителем. Находить в тексте ответы на вопросы,сформулированные учителем. Составлять простой и сложный план изложения отрывков или текстов. Составлять простой и сложный план изложения отрывков или текстов. Конспектировать дополнительную литературу. Конспектировать дополнительную литературу. Составлять тезисные планы. Составлять тезисные планы. Работать с каталогом. Работать с каталогом. Составлять библиографию. Составлять библиографию. Сравнивать и сопоставлять изложение одних и тех же вопросов в различных источниках,высказывать свою точку зрения. Сравнивать и сопоставлять изложение одних и тех же вопросов в различных источниках,высказывать свою точку зрения.

Умный, талантливый читатель нам не менее нужен, чем талантливый писатель. С Я Маршак

Компоненты литературного образования : 1) Освоение круга чтения русской зарубежной литературы. 2) Система специфических знаний по литературе. 3)Система читательской деятельности: Б Базовые читательские умения при работе с текстом художественного произведения; Формирование читательской культуры; Способность адекватно воспринимать и глубоко понимать произведение художественной литературы. 4) Формирование эмоционально- ценностного отношения к миру и человеку, духовно-нравственное развитие школьника. 5) Совершенствование речевой деятельности. 6) Свободное общение с искусством слова.

Приемы и методы формирования читательской культуры. Письменные работы малой формы: 1. Письменный пересказ; 2 письменный ответ на вопрос, требующий осмысления; 3. Анализ отрывка художественного произведения; 4. Анаиз лирического произведения. Библиотечные уроки с привлечением библиотекарей и учителя изо. Специальные уроки «Искусство быть читателем» Организация воспитательной системы класса: 1. Формирование читательской культуры в системе воспитательной работы. 2Сотудничество со школьной районной библиотеками. 3Семейное чтение и приобщение родителей к воспитанию грамотного ребенка.

Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого – селу или городу, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к своей стране, к ее истории, к ее прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, к человеческой культуре. с любви к своей семье, к своему жилищу, постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к своей стране, к ее истории, к ее прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, к человеческой культуре. К. Паустовский К. Паустовский

Формирование читательской культуры в системе воспитательной работы *Роль учебного кабинета (краеведческий каталог, стендовый материал, материалы исследовательских работ учащихся, справочные материалы). *Экскурсии в областные библиотеки. *Сотрудничество с библиотеками (Краеведческие часы, выставки-просмотры, информационно-познавательные часы…). *Работа клубов.

Семейное чтение Разумное воспитание Разумное воспитание требует, чтобы уже в самом раннем возрасте, еще прежде, чем дети станут хорошо сознавать себя, внушалось им стремление ко всему доброму, истинному, прекрасному и благородному. требует, чтобы уже в самом раннем возрасте, еще прежде, чем дети станут хорошо сознавать себя, внушалось им стремление ко всему доброму, истинному, прекрасному и благородному. Н А Добролюбов Н А Добролюбов

Подсказка для родителей ДА ДА НЕТ НЕТ Читайте детям как можно чаще. Не заставляйте читать насильно. Читайте вместе со своим ребенком. Не выбирайте книги для ребенка, пока он вас об этом не попросит. Читайте сами, показывая пример ребенку. Не заставляйте ребенка сражаться с книгой, если она трудная. Позаботьтесь о том, чтобы дома у ребенка было много книг, востребованных им. Не соревнуйтесь с телевидением в выборе времени для чтения. Посещайте с ребенком библиотеку. Не проявляйте излишней озабоченности, если у ребенка не слишком быстрые успехи. Дарите ребенку книги. Не сравнивайте уровень чтения ребенка с братьями, сестрами. Поощряйте ребенка в чтении другим членам семьи, друзьям. Никогда не отговаривайте ребенка от чтения. Сделайте чтение приятным и полезным времяпровождением.

Неотъемлемые права читателя 1)Право не читать. 1)Право не читать. 2)Право перескакивать. 2)Право перескакивать. 3)Право не дочитывать. 3)Право не дочитывать. 4)Право перечитывать. 4)Право перечитывать. 5)Право читать что попало. 5)Право читать что попало. 6)Право на боваризм. 6)Право на боваризм. 7)Право читать где попало. 7)Право читать где попало. 8)Право читать вслух. 8)Право читать вслух. 9)Право втыкаться. 9)Право втыкаться. 10)Право молчать о прочитанном. 10)Право молчать о прочитанном. Даниэль Пеннак Даниэль Пеннак

Литература. 1. Русова П. Ю. Тайны лирического стихотворения. –М.: Русова П. Ю. Тайны лирического стихотворения. –М.: Курдюмова Т.Ф. Историзмы школьного курса литературы.-М. :Просвещение, Курдюмова Т.Ф. Историзмы школьного курса литературы.-М. :Просвещение, Маранцман В.Г.Изучение литературы в 9 классе. –М. :Просвещение,1990. Маранцман В.Г.Изучение литературы в 9 классе. –М. :Просвещение,1990. Даманский В. А.Литература и культура.Культурологический подход в изучении словесности в школе.-М.:Просвещение,1992. Даманский В. А.Литература и культура.Культурологический подход в изучении словесности в школе.-М.:Просвещение,1992. Рылова А. С.,Старикова М. Н.Материалы лекций курсовой подготовки 2000,2006 г.г. Рылова А. С.,Старикова М. Н.Материалы лекций курсовой подготовки 2000,2006 г.г. Материалы методического кабинета МОУ СОШ 1 с УИОП пгт. Юрья. Материалы методического кабинета МОУ СОШ 1 с УИОП пгт. Юрья. Пеннак Д. Как роман.: эссе /Даниэль Пеннак; пер. с французск.Н.Шаховской.-М..:Самокат, Пеннак Д. Как роман.: эссе /Даниэль Пеннак; пер. с французск.Н.Шаховской.-М..:Самокат, 2005.