1 Latvijas biznesa kolеdža Лекция «Налоги и пошлины» 1 тема Общие понятия о налогах и пошлинах 2 тема Налоговая система в Латвийской Республике 7 февраля.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Права и обязанности налогоплательщика в РФ. Учитель истории и обществознания Михнева Н.В. МОУ «Гимназия 1» г. Новоалександровска Ставропольского края.
Advertisements

Налоговая система совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке с плательщиков - юридических и физических лиц.
Налог - это обязательный взнос плательщика в бюджет и внебюджетные фонды в определенных законом размерах и в установленные сроки. Он выражает денежные.
Налоговая система РФ
ПОНЯТИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВА ПЗ 28. ВОПРОС 2.
Тема. НАЛОГИ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА. 1.Понятие налогов и сборов и их экономическое содержание 2.Функции налогов 3.Элементы налога и их характеристика.
Налоговая система Узбекистана.
Выполнила : Комек Алуа Приняла : к. ю. н. Кусаинова А. О.
Нало́г обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, принудительно взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических.
Общий объем доходов бюджета Лебяжьевского района Объем доходов в расчете на одного жителя 336,7 30,9 306,7 36,8.
Права и обязанности налогоплательщиков Работу выполнил студент 111 группы Михайлов Михаил.
Налог - это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности,
Лекция 10. Предмет и система налогового права ВОПРОСЫ: 1.Понятие налога и его признаки 2.Элементы налога 3.Функций налога 4.Виды налогов.
Бюджет Лебяжьевского района на 2016 год. Общий объем доходов бюджета Лебяжьевского района Объем доходов в расчете на одного жителя ,3 292,5 40,3.
Косвенные налоги в Налоговом кодексе в новой редакции Шмакова Наталья, Заместитель начальника Главного юридического управления Государственного налогового.
Исполнение государственного бюджета по доходам. Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных.
Защита прав субъектов коммерческих отношений Тема 10.
Источник и и виды государственных и муниципальных доходов.
Органы финансового контроля, их задачи и полномочия.
Налоги и сборы в Российской Федерации. Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц.
Транксрипт:

1 Latvijas biznesa kolеdža Лекция «Налоги и пошлины» 1 тема Общие понятия о налогах и пошлинах 2 тема Налоговая система в Латвийской Республике 7 февраля 2010 года

2 Литература 1.О. Лукашина Налоговая система и ее нюансы – Рига, А. Звейниекс Nodokļi un nodevas – Rīga, Д. Черник, А. Починок., В. Морозов. Основы налоговой системы - Москва, LR likums Par nodokļiem un nodevām

3 1 тема Общие понятия о налогах и пошлинах 1. История налогов и пошлин 2. Сущность и принципы налогообложения 3. Понятие налоговой системы 4. Функции налогов и пошлин 5. Виды налогов и налоговых систем 6. Элементы налога 7. Способы взимания налогов Содержание

4 История налогов В глубокой древности существовала система, при которой часть имущества, продуктов питания изымалась у ремесленников и крестьян, другого трудового люда в виде оброка. Оброк передавался владельцам земель. Таким образом, поддерживалась власть имущих, которая не занималась производством, а только потребляла результаты труда других, выполняя только функции распределения и управления, поддерживания внутригосударственного порядка, охраны территории государства, конечно же, сбора налогов и податей.

5 В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей государству требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. История налогов

6 Минимальный размер налогового бремени Минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона; суд; охрана порядка, - чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

7 В современном законодательстве Налоги представляют собой обязательные платежи в бюджет, взимаемые государством или местными органами власти на основе закона с юридических и физических лиц для удовлетворения общественных потребностей. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях. В Латвии в законе «О налогах и пошлинах» (1.статья) Налог – это установленный законом обязательный платеж в государственный бюджет или в бюджет самоуправления (основной бюджет или специальный бюджет), который не является платежом за приобретение определенного товара или получения определенной услуги и не является платежом штрафа и пени.

8 Пошлины Пошлина денежный сбор, взимаемый соответствующими государственными органами при выполнении ими определенных функций, суммах, предусмотренных законодательством данной страны. Наиболее распространены регистрационные и гербовые сборы, почтовые, судебные и наследственные пошлины. С провозимых через границу государства товаров взыскиваются пошлины таможенные.

9 Налогообложение Налогообложение – это система распределения доходов между юридическими или физическими лицами и государством. Главные принципы налогообложения – это равномерность и определенность.

10 Понятие налоговой системы Налоговая система – совокупность предусмотренных налогов и обязательных платежей, взимаемых в государстве, а также принципов, форм и методов установления, изменения, отмены, уплаты, взимания, контроля.

11 Функции налогов Регулирующая; стимулирующая; распределительная; фискальная.

12 Регулирующая функция налогов Государственное регулирование осуществляется в двух направлениях: 1. регулирование рыночных, товарно-денежных отношений; 2. регулирование развития народного хозяйства, общественного производства в условиях, когда основным объективным экономическим законом, действующим в обществе, является закон стоимости.

13 Стимулирующая функция налогов С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический процесс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения и расширение производства и др.

14 Распределительная функция налогов Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ – научно-технических, экономических и др.

15 Фискальная функция налогов Фискальная - изъятие части доходов предприятий и у физических лиц для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры, архивы и др.), либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития – фундаментальная наука, театры, музеи и др.

16 Элементы налога Объект налога. Субъект налога. Источник налога. Ставка налога. Налоговая льгота. Срок уплаты налога. Правила исчисления и порядок уплаты налога, штрафы и другие санкции за неуплату налога.

17 Способы взимания налогов 1. Kодастровый (от слова кадастр – таблица, справочник) Например, налог на владельца транспортных средств. 2. На основе декларации. Декларация – документ, в котором плательщик налога приводит расчет дохода и налога с него. Например, подоходный налог с предприятий. 3. У источника. Этот налог вносится лицом выплачивающим доход. Например, подоходный налог с физических лиц.

18 Основные принципы налоговой системы (налоговая политика) Равнонапряженность налогового изъятия; однократность налогообложения, недопущение двойного обложения; стабильность, гибкость, простота, доступность, определенность; заблаговременность установления ставок и правил исчисления налога и его уплаты.

19 Направления усовершенствования налоговой системы В Латвии основная нагрузка возложена на добавленную стоимость товаров и услуг, на доходы населения и предприятий. Поэтому население чувствует большое «давление» налогов.

20 2 тема Налоговая система в Латвийской Республике Содержание 1. Сфера действия закона « О налогах и пошлинах» 2. Система налогов и пошлин в Латвийской Республике 3. Уплата налогов и пошлин 4. Виды налогов и пошлин 5. Налогоплательщики (классификация, обязанности, права) 6. Налоговая администрация ( права, обязанности, ответственность)

21 Система налогов и пошлин в Латвии Систему налогов и пошлин образуют: 1) государственные налоги, облагаемые которыми объекты и ставку устанавливает Саэйм; 2) государственные пошлины, которые налагаются в соответствии с законами и правилами Кабинета министров; 3) пошлины самоуправлений, которые налагаются в соответствии с законом «О налогах и пошлинах» и в соответствии с обязательными правилами изданными думой (советом) самоуправления.

22 Налог В Латвии в законе «О налогах и пошлинах» (1.статья) Это установленный законом обязательный платеж в государственный бюджет или в бюджет самоуправления (основной бюджет или специальный бюджет), который не является платежом за приобретение определенного товара или получения определенной услуги и не является платежом штрафа и пени.

23 Государственная пошлина Государственная пошлина – обязательный платеж в государственный бюджет (в основной бюджет или специальные бюджеты) Государственная пошлина – обязательный платеж в государственный бюджет (в основной бюджет или специальные бюджеты) или в определенных законом « О налогах и пошлинах» случаях в бюджеты самоуправлений в качестве вознаграждения за предоставленной государственными структурами обеспечение предпринимательской деятельности или за оказанные услуги, или в определенных законом « О налогах и пошлинах» случаях в бюджеты самоуправлений в качестве вознаграждения за предоставленной государственными структурами обеспечение предпринимательской деятельности или за оказанные услуги, а также на предусмотренные законами специальные цели (содержание и развитие дорог, портов и связи, экологическая защита населения и природы, благоустройство территории и другие цели). а также на предусмотренные законами специальные цели (содержание и развитие дорог, портов и связи, экологическая защита населения и природы, благоустройство территории и другие цели).

24 Пошлина самоуправления Пошлина самоуправления – обязательный платеж в основной бюджет самоуправления на предусмотренные законом «О налогах и пошлинах» цели, оказанные учреждениями думы (совета) самоуправления. Пошлина самоуправления – обязательный платеж в основной бюджет самоуправления на предусмотренные законом «О налогах и пошлинах» цели, оказанные учреждениями думы (совета) самоуправления.

25 Закон «О налогах и пошлинах» В Латвийской Республике систему налогов и пошлин регулирует закон «О налогах и пошлинах». Закон определяет общие принципы применения налогов и пошлин, а также: 1) виды налогов и пошлин; 2) порядок установления налогов и пошлин; 3) права, обязанности и ответственность по уплате налогов и пошлин; 4) порядок регистрации налогоплательщиков; 5) права, обязанности и ответственность налоговой администрации по уплате налогов и пошлин; 6) уплата и взимание налогов и пошлин; 7) ответственность за нарушение налоговых законов; 8) порядок обжалования принятых решений по налогам и пошлинам.

26 Уплата налогов и пошлин Налоги и пошлины уплачиваются в латах и сантимах. Государственные налоги вносятся в государственный бюджет или согласно установленному их распределению в госбюджет и бюджеты самоуправлений.

27 Система подоходных налогов Подоходный налог с населения и подоходный налог с предприятий образуют единую систему подоходных налогов. Любое лицо, получающее доходы в Латвийской республике, является плательщиком подоходного налога с населения или подоходного налога с предприятия, если законом о конкретном налоге не установлено другое.

28 Налоги Прямые Подоходный налог с предприятий Подоходный налог с населения Обязательные взносы социального страхования Налог на недвижимость Косвенные Налог на добавленную стоимость Акцизный налог Таможенный налог Налог на электроэнергию Налог на легковые автомобили и мотоциклы Налог на природные ресурсы Налог на азартные игры и лотерею Виды налогов

29 Налоги в Латвийской Республике Виды налогов Ставка 1. Подоходный налог с предприятий 15% 2. Подоходный налог c физических лиц 26% 3. Обязательные взносы социального страхования 33,09% (24,09%+9%) 4. Налог на природные ресурсы * 5. Налог на недвижимость 1% 6. Таможенные пошлины и сборы * 7. Налог на добавленную стоимость (21% 10%; 0%) 8. Акцизный налог * 9. Налог на азартные игры и лотерею * 10. Налог на легковые автомашины и мотоциклы * 11. Налог на электроэнергию 0.65 за мегават/в ч

30 Пошлины в Латвийской Республике Государственные пошлины: Ежегодная пошлина на транспортные средства; Пошлина на изменение записи имени и фамилии; Пошлина за рассмотрение дел в Хозяйственном суде Латвии; Пошлины за отдельные юридические и прочие услуги и др. Пошлины самоуправлений: Услуги, оказанные думой; Прием отдыхающих и туристов; Торговлю в общественных местах; Въезд транспортных средств в зоны особого режима; Содержание лодок, моторных лодок и яхт и др.

31 Объекты государственных пошлин Государственные пошлины, которые налагаются только в соответствии с законами: ежегодная пошлина на транспортные средства – Закон «О ежегодной пошлине на транспортные средства»; пошлина на лотeрею и азартные игры – Закон «О пошлине и налоге на лотeреи и азартные игры»; пошлина на рассмотрение дел в судебных заведениях – Civillikums (Гражданский закон) u APK; пошлина за изменение записи имени, фамилии и национальности в удостоверяющих личность документах – Закон «Об изменении записи имени, фамилии и национальности»; пошлина об резервирование земли в сельской местности ЛР – О земельной реформе в сельской местности в ЛР; пошлина об удостоверении и выполнении других функций по правам сирот;

32 Государственные пошлины (продолжение) Государственные пошлины Государственные пошлины, которые уплачиваются за следующие юридические и прочие услуги: за выполнение нотариальных действий; за выполнение нотариальных действий; за регистрацию деятельности и достоверности подписи в Регистре предприятий; за регистрацию деятельности и достоверности подписи в Регистре предприятий; за предоставление информации из Регистра предприятий ЛР; за предоставление информации из Регистра предприятий ЛР; за предоставления информации из Регистра жителей; за предоставления информации из Регистра жителей; за регистрацию общественных организаций и их объединений; за регистрацию общественных организаций и их объединений; за выдачу специальных разрешений (лицензий) на отдельные виды предпринимательской деятельности; за выдачу специальных разрешений (лицензий) на отдельные виды предпринимательской деятельности; за выдачу паспортов; за выдачу паспортов; за выдачу виз на въезд в ЛР; за выдачу виз на въезд в ЛР; подачу документов на натурализацию; подачу документов на натурализацию; за услуги таможенных учреждений за услуги таможенных учреждений за операции с сертификатами за операции с сертификатами за вылет пассажиров и др. (всего 56) за вылет пассажиров и др. (всего 56)

33 Пошлины самоуправлений Услуги, оказанные думой самоуправления за копии и достоверности документов, разработанные думой; организацию мероприятий развлекательного характера в общественных местах; прием отдыхающих и туристов; торговлю в общественных местах; въезд транспортных средств в зоны особого режима; содержание лодок, моторных лодок и яхт; содержание всех видов животных; на получение разрешения на строительство и другие, всего 10

34 Налогоплательщики Налогоплательщики - физические и юридические лица Латвийской Республики или иностранные физические и юридические лица и образованные на основе договора или соглашения группы таких лиц или их представители, осуществляющие облагаемые налогом действия или которым гарантируется доход в будущем. Объект и круг плательщиков конкретного налога определяется в законе о каждом конкретном налоге. В понимании закона «О налогах и пошлинах» налогоплательщиками считаются также лица, облагаемые налогом на добавленную стоимость.

35 Классификация налогоплательщиков В налоговых законах физическое лицо считается резидентом, если: 1) местом постоянного жительства данного лица является Латвийская Республика; 2) данное лицо находится в Латвийской Республике 183 дня или более, в течение любого 12-месячногo периода, который начинается или завершается в году таксации; 3) или данное лицо является гражданином Латвии, выполняющим за рубежом работу по поручению правительства Латвийской Республики. В налоговых законах налогоплательщик, не являющийся физическим лицом считается резидентом, если он создал и зарегистрировал или ему следовало образовать и зарегистрировать коммерческую деятельность в Латвии в соответствии с законами ЛР.

36 Обязанности налогоплательщика Общими обязанностями налогоплательщиков являются: - рассчитывать суммы подлежащих уплате налогов; - в установленный срок и в полном объеме уплачивать налоги и пошлины; - предоставлять налоговой администрации в установленный конкретными налоговыми законами декларации, отчеты или налоговые расчеты письменно или по электронной почте; - налоговые расчеты и документы, удостоверяющие доходы и расходы от финансовой деятельности хранить не менее 5 лет; - позволять чиновникам (работникам) налоговой администрации осматривать используемые для предпринимательской деятельности помещения и др.

37 Обязанности физических лиц как налогоплательщиков Физические лица как налогоплательщики имеют следующие дополнительные обязанности: - получить книжку налога на заработную плату согласно Закону «О подоходном налоге с населения»; - представлять книжку налога на заработную плату по основному месту работы; - сохранять выданную по месту получения своих доходов письменную справку о том, какие налоги уплатил работодатель; - предъявлять удостоверяющие личность документы, если этого требует чиновник (работник) налоговой администрации при исполнении служебных обязанностей; - регистрировать в самоуправлении вид своей индивидуальной деятельности и сообщать СГД о начале получения доходов; - вести учет доходов и расходов от индивидуальной деятельности, рассчитывать налоги.

38 Права налогоплательщика Пользоваться установленными законами льготами по налогам и пошлинам; в налоговой администрации бесплатно знакомиться с нормативными документами, регламентирующими порядок расчета и уплаты налогов и пошлин; знакомиться с актами и отчетами о проверках расчетов налогов и пошлин, которые относятся к конкретному налогоплательщику; подать заявку налоговой администрации на исправление декларации и отчеты в течение 3 лет до начала проверки (аудита); обжаловать решения налоговой администрации; получать переплаченные суммы налогов в соответствии с законами о конкретных налогах; получать неправильно взысканные налоговой администрацией суммы платежей и др.

39 (пошлинная) Налоговая (пошлинная) администрация – Служба государственных доходов, – назначенные думой (советом) самоуправления должностные лица или сформированные ею учреждения, а также другие государственные структуры, если они предусмотрены конкретными законодательными актами.

40 Обязанности налоговой администрации Обеспечить, чтобы закон О налогах и пошлинах и прочие налоговые законы соблюдались как налогоплательщиком, так и налоговой администрацией; контролировать правильность расчета и уплаты налогов(пошлин); применять санкции к нарушителям налоговых (пошлинных ) законов; рассматривать и решать вопросы о продлении сроков платежа налога в бюджет; письменно доводить до налогоплательщика разницу между декларированными и рассчитанным платежом.

41 Уклонение от уплаты налогов и пошлин Не предоставление декларации, отчета или налогового расчета, сознательно недостоверная информация в налоговой декларации, незаконное применение освобождения и льгот, любое другое сознательное действие, в результате которого не обеспечена в соответствии с нормативными актами расчет и уплата соответствующего налога или пошлины.

42 Виды налогового контроля СГД Налоговый аудит Тематическая проверка Обследование помещений налогоплательщика, где ведётся хозяйственная деятельность Наблюдение за деятельностью налогоплательщика

43 Налоговая ревизия (аудит) Тематическая проверка Налоговая ревизия(аудит) – проверка налогов налоговой администрацией, когда контролируется один или более налогов, правильность расчета и уплаты налогов согласно налоговой декларации, а также расчета и уплаты пошлин и других обязательных платежей в бюджет в соответствии с нормативными актами в соответствующий таксационный период. Тематическая проверка - проверка налогов налоговой администрацией, когда контролируется соблюдение отдельных нормативных документов, проверяют отдельные бухгалтерские документы, сравнивают их с информацией участников сделки, а также осуществляют другие проверки, в результате которых не установлены налоговые платежи в бюджет.

44 Администрирование конкретных налогов Налоги администрируют следующие структуры: Подоходный налог с населения – Служба государственных доходов (СГД) и самоуправления в соответствии с Законом «О подоходном налоге с населения». Налог на недвижимую собственность - СГД и самоуправления в соответствии с законом « О налоге на недвижимую собственность». Налог на природные ресурсы –СГД и Министерство окружающей среды в соответствии с Законом «О налоге на природные ресурсы». Остальные налоги – Служба государственных доходов.

45 Уточнение величины налога Налоговая администрация имеет право после проведения ревизии (аудита) уточнять величину налога и применять штраф в течении трех лет в законе установленном сроке платежа, если нарушены нормы налоговых законов, правила Кабинета министров и самоуправлений.

46 Принципы установления цены на товар, работу и услуги для нужд налогового расчета Если нет противоречия с конкретным налоговым законом, налоговая администрация, производя ревизию (аудит), имеет право проверить установление цены(стоимости) сделки и конкретизировать цену(стоимость) в следующих случаях: - в сделках между взаимодействующими лицами; - в бартерных(обменных), взаимозачетных сделках; - экспортных -импортных сделках.

47 Уплата налогов в бюджет Плательщик налогов уплачивает налоги в бюджет на указанный налоговой администрацией счет бюджета (budžeta konts). День уплаты налогов является день, когда в государственный бюджет или бюджет самоуправления получена соответствующая сумма налога.

48 Продление сроков уплаты налогов Налоговая администрация имеет право на основании мотивированного письменного заявления налогоплательщика продлить сроки уплаты основных платежей просроченных налогов и других платежей до трех месяцев, не начисляя установленную настоящим законом пеню. Служба государственных доходов (СГД) имеет право разделить сроки уплаты налогов до одного года предприятиям, у которых налоговые задолжности образовались в силу не зависящих от предприятия обстоятельств СГД имеет право отложить до одного года уплату за рассчитанный в результате ревизии (аудита) или проверки налога и штрафных санкций.

49 Взыскание не уплаченных в срок налогов В соответствии с решениями Службы государственных доходов (СГД), при не уплате налогоплательщиком налогов в бюджет в срок или в результате проверки или ревизии(аудита) установлены нарушения СГД взимает сумму налога в бюджет, используя следующие средства: 1) путем списания по инкассационному поручению налоговой администрации средств со счета налогоплательщика в банке; 2) путем изъятия наличных денег из кассы юридических лиц в установленном Кабинетом министров порядке.

50