Границы современного расселения Эвенков: на Западном.левобережье Енисея, на Севере Заполярная тундра между Енисеем и Леной, на Востоке южная часть Охотского.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
5 класс Среди различных коренных малочисленных народов Сибири, Дальнего Востока и Забайкалья наиболее представительной этнической общностью являются эвенки.
Advertisements

Долганская сказка Урок литературного чтения 2 класс.
Коренные малочисленные народы, проживающие на севере Западной Сибири. Ханты и манси традиционно занимаются охотой, рыболовством и оленеводством. Суровость.
Наш Красноярский край на карте России Образован 7 декабря 1934 года.
Н АРОДЫ СЕВЕРА Работу выполнила ученица 8«А» класса Маслова Елизавета.
Ханты в XXIвеке. Живут по Оби, Иртышу и их притокам в Ханты-Мансийском (11,9 тыс. человек), Ямало-Ненецком (7,2 тыс. человек) автономных округах, Александровском.
Ханты в XVIII веке. Живут по Оби, Иртышу и их притокам в Ханты-Мансийском (11,9 тыс. человек), Ямало-Ненецком (7,2 тыс. человек) автономных округах, Александровском.
Манси Презентация приготовлена 9 «Б» классом. Происхождение этнонима Манси - самоназвание, означает "человек". Внешнее название «вогулы» происходит от.
Работу выполнила: ученица 10 МОУ Средне-Муйская СОШ кл. Мохорова Ксения.
СААМЫ Саамы (устаревшее название – лопари) – самый западный из коренных малочисленных народов Крайнего Севера России. Численность около 1,9 тыс. человек.
СААМЫ Саамы (устаревшее название – лопари) – самый западный из коренных малочисленных народов Крайнего Севера России. Численность около 1,9 тыс. человек.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Трубачевская СОШ » Быт и обычаи народов Сибири Автор: Горковенко Ирина Дмитриевна Учитель истории,
Ненцы. Не́нцы (устаревшее самоеды) народ, населяющий евразийское побережье Северного Ледовитого океана от Кольского полуострова до Таймыра. Не́нцы (устаревшее.
9 класс Тема « Дальний Восток ». Эвэнк ( самоназвание ), народ в Российской Федерации (29,9 тыс. чел.). Живут от побережья Охотского моря на востоке до.
Народы дальнего севера Подготовлено Кривошеиной Екатериной.
СКАЗКИ НАРОДОВ СЕВЕРА КАК ИСТОЧНИК О ЖИЗНИ МАЛЫХ НАРОДОВ РОССИИ.
Оленеводческо – промысловое хозяйство ( охота, рыболовство) в зоне тундры и лесотундры Работу выполнили: Насонова Анна Несина Екатерина 8 «В» класс.
* ЭВЕНКИ, народ в Российской Федерации, коренное население Эвенкийского округа (3,8 тыс. чел.) Красноярского края; живут на обширной территории Сибири.
Проект «Традиционная ненецкая одежда» Артём Захаров 1 б класс.
Автор: Нифталыев Фарид ученик 8 «Б» класса. Содержание: Ханты и манси Образ жизни Типы хозяйства Образ жизни Предметы домашнего обихода и пища Календарь.
Транксрипт:

Границы современного расселения Эвенков: на Западном.левобережье Енисея, на Севере Заполярная тундра между Енисеем и Леной, на Востоке южная часть Охотского побережья, на Юге Амур и северные районы Бурятской АССР. Общая численность эвенков в СССР 25 тыс. чел. (1970, перепись). Некоторое число Эвенков живёт на С.-З. КНР. Говорят на эвенкийском языке. Происхождение Эвенков связано с районами Прибайкалья и Забайкалья, откуда они, по- видимому, в начале 2-го тыс. н. э. расселились по территории современного обитания.

По религии с начала 17 в. считались православными, но сохраняли различные формы дохристианских верований (Шаманство и др.).Шаманство

Эвенки относятся к малым народам Сибири и Дальнего Востока. Всего 27 тыс. человек. В основном проживают в Эвенкийском автономном округе. Проживают: Русские свыше 61% Эвенки 25,2% якуты 6,6%

Средняя плотность населения 0,02 чел. на 1 км 2. Доля городского населения 35% (посёлок городского типа Тура). Основой хозяйства эвенков было сочетание трех видов деятельности, а именно: охоты, оленеводства, рыболовства. Охота имела двойное значение: а) давала пищу, материал для одежды и жилища б) приносила продукт, обладающий высокой стоимостью при обмене. Вплоть до 19 в. некоторые группы эвенков охотились при помощи лука и стрел. В 19 в. кремневое ружье стало важнейшим охотничьим оружием.

Охотились в специальной промысловой одежде, передвигались на лыжах (обычно без палок). Обязательно присутствовала собака. Оленеводство в хозяйственном комплексе эвенков играло подсобную роль. Олени, в основном, использовались как транспортное средство. На них эвенки совершали перекочевку внутри тайги к месту зимнего промысла и обратно, к месту летней стоянки.

Рыболовство было в основном летним промыслом, хотя эвенки знали также и зимний подледный лов. Охота и рыболовство определяли рацион питания. Мясо и рыбу ели в свежем, вареном или жареном виде и заготавливали впрок (вялили, сушили), летом пили оленье молоко. От русских, эвенки научились готовить мучные изделия (лепешки и т. п.) заменявшие хлеб. Все необходимое для жизни в тайге делали сами. Из оленьих шкур изготавливали тонкую замшу "ровдугу". Кузнечное дело было известно каждому эвенку, но существовали и кузнецы - профессионалы.

Охотники-эвенки, ведущие подвижный образ жизни, жили в легких переносных жилищах - чумах (дю). Летним постоянным жилищем охотникам и рыболовам служило корьевое четырехугольное жилище из жердей или бревен с двускатной крышей.

Южные эвенки, скотоводы-кочевники Забайкалья жили в переносных юртах бурятского и монгольского типа. В прошлом внутри шалашей устраивали очаг. В конце XIX и начале XX вв. устанавливали железную печь, для дымоходной трубы с левой стороны стойки переднего фасада оставляли отверстие. Использовались также и срубы с двухскатной крышей, покрытые корой. В настоящее время большинство эвенков живет в современных типовых срубных домах.

В дореволюционные годы эвенки (тунгусы) не имели письменности. У них широко бытовали лишь различные жанры фольклора. Первые литературные опыты авторов-эвенков из числа студентов института народов Севера в Ленинграде появились к концу 20-х началу 30-х гг.

Культурное развитие началось в 1975/76 г. в 30 общеобразовательных школах (обучалось 3,6 тыс. учащихся) (медицинское училище) 115 учащихся. Вузов нет. В 1976 в 27 дошкольных учреждениях воспитывалось 1,5 тыс. детей; работало 27 массовых библиотек (169 тыс. экз. книг и журналов). Окружной краеведческий музей в поселке Тура 3 самодеятельных театра 26 клубных учреждений 28 киноустановок Выходит окружная газета «Советская Эвенкия» (с 1933). Транслируются программы Всесоюзного радио. Краевые и местные радиопрограммы ведутся на эвенкийском и русском яз. Ретранслируются программы Центр. телевидения по системе «Орбита».

Верхняя одежда эвенков отличалась большим многообразием. Основным материалом для эвенкийской одежды служит шкура северного оленя – серо-коричневого цвета, белого с темным, реже - белого цвета. Применяли также кожу лося. Для отделки использовали также белую шкуру оленя.

Определенное место жительства, разные климатические условия, а также различные виды их хозяйственной деятельности наложили свой отпечаток на своеобразие традиционного костюма. Для народов севера была характерна двойная меховая одежда глухого покроя. Красотой отличается женский нагрудник. Он широкий /вверху шире, чем внизу/, закрывает по ширине всю грудь и имеет резко выраженный вырез горловины.. Он служит для защиты груди и горла от мороза и ветра, надевается под кафтан, на шею и свисает до самого живота.

Обувью служили олочи из кожи,сукна или ровдуги летом и оленьего меха зимой.Самой же распространённой обувью являлись и являются унты (от эвенкийского " унта" обувь, или иное название "торбасы"), меховая обувь у народов Севера и Сибири.

В суровых условиях севера наряд эвенков обязательно включал варежки, украшенные по желанию мастерицы. Головным убором эвенкийских женщин является капор. Капор - детский, а также женский головной убор с лентами, завязывающимися под подбородком. Зима в Забайкалье, длящаяся более 6 месяцев, причём с большим числом солнечных дней, повлекла за собой внедрение в национальный костюм эвенков новой, оправданной с точки зрения здоровья детали, назначение которой известно любому человеку - это солнцезащитные очки. У эвенков они изготавливались из подручных природных материалов.