ЗАРОЖДЕНИЕ НАУКИ О ЯЗЫКЕ. СТАНОВЛЕНИЕ ЯЗЫКОЗНАНИЯ КАК НАУКИ 1.Зарождение науки о языке. 2.Становление и развитие основных лингвистических традиций: китайской, индийской, греко-латинской. 3.Влияние античных традиций на развитие языкознания.
Правильность литературной речи определяется «божественным происхождением» сакрального языка санскрита. Санскрит Порождающая грамматика Панини. Выделение основных составляющих слова - корня, суффикса, окончания и внутренней флексии. Классификация фонем по дифференциальным признакам. Пракриты (неправильные, испорченные языки)
«Эръя» - правильность речи как правильность картины мира, данной в рубрикациях этого словаря. Зная рубрикацию, можно правильно мыслить и, следовательно строить речь. Правильность речи есть правильность мировоззрения. «Фанъянь». Внутренняя цель словаря «Фанъянь» состоит в том, чтобы указать на то, что канонические тексты имеют обиходный источник. Следовательно, правильность мировоззрения - основа грамматической правильности имеет народно- разговорный источник. Словарь Сю Шэня «Шовэнь цзецзы» - система категорий иероглифов из сложившегося фонда иероглифов, функционирующих как государственный стандарт, данный государственным законом. Правильность состоит в верном систематическом представлении наличного материала знаков. «Шимин», рассматривающий этимологии, дает объяснения происхождению слов.
Теория именования - слово, именуя вещь, является орудием, с помощью которого в деятельности людей возникает именованная словом вещь. Отражение спора «об аналогии и аномалии» в диалоге Платона «Кратил». Трактат Аристотеля «Поэтика». Основные единицы речи, являющиеся представителями фонемного, слогового, морфологического и синтаксического уровней.
1.Грамматическая правильность отделяет литературную правильную речь от неправильной. Под правильной речью фактически понимается общезначимая письменная речь, не зависящая от диалектов и просторечий. 2.Источник правильности общезначимой письменной речи понимается двояко: а) как общие принципы построения системы языка, данные грамматическому искусству извне (то ли в виде канона, как в Китае, то ли в виде сакрального характера речи, как в Индии, то ли в виде эстетического совершенства речи, как в греко-латинском мире); б) как наблюдение над текстами, освященными авторитетом, причем последнее требование либо не обязательно (Панини), либо соединено с понятием общего принципа развития мысли («Эръя»), либо применяется как серия компромиссов, подчиненных общему принципу. 3.Создание грамматически правильной литературной речи либо исходит из мировоззренческого содержания образцового текста, взятого для наблюдения то ли в сакральной практике (как в Индии), то ли в государственной идеологии (как в Китае), либо исходит из нужд познания и общения (как в греко-латинском мире). Эти общие черты в понимании грамматической правильности формируют общие принципы грамматического искусства античности.