28.07.2015 Т.В. Панченко кандидат педагогических наук, доцент Психические познавательные процессы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Т.В. Панченко кандидат педагогических наук, доцент Психические познавательные процессы.
Advertisements

- это психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание личностью воздействий окружающей действительности. К психическим процессам относятся.
- это психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание личностью воздействий окружающей действительности. К психическим процессам относятся.
Учебные вопросы: 1. Понятие и структура психики. 2. Психические процессы как основа функционирования личности.
Лекция 2 Психология познавательных процессов. Структура приема информации Раздражитель (Р) Органы чувств (ОЧ) Нервные импульсы (НИ) Головной мозг (ГМ)
Психические процессы.. Психические процессы – это одна из групп психических явлений, условно выделяемых в целостной структуре психики.
ТЕМА 10. ВНИМАНИЕ, МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ, ВООБРАЖЕНИЕ. ВНИМАНИЕ – это направленность и сосредоточенность сознания, предполагающие повышение уровня сенсорной,
БИОЛОГИЧЕСКАЯ И ПСИХОЛОКИЧЕСКАЯ ПОДСТРУКТУРЫ ЛИЧНОСТИ.
Психические процессы – это отдельные целостные акты отражательно-регуляционной деятельности, подчеркивающие динамические моменты психики.
Познавательная сфера личности Плугина Мария Ивановна, д. психологических наук, профессор кафедры ППСД.
Подготовил Голобородько Евгений.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ. Картина мира у человека складывается благодаря функционированию познавательных процессов ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ: ОЩУЩЕНИЕ.
1.Психологическая характеристика внимания. Механизмы внимания. 2.Современные теории внимания. 3.Виды внимания и особенности их проявления.
Доктора педагогических наук профессора кафедры «Профессиональная педагогика и психология» КАЛЮЖНОГО Анатолия Степановича.
ВНИМАНИЕ Выполнил: Вартумян С.Г. Проверил: Шишкина И.В.
Особенности ВНД Особенности ВНД Речь, сознание Память, мышление.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ И СПОСОБНОСТИ ЛИЧНОСТИ. ПАМЯТЬ Память – это способность запоминать то, что мы видим, слышим, говорим и делаем, сохранять все это.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ. Картина мира у человека складывается благодаря функционированию познавательных процессов Картина мира у человека складывается.
Психические процессы: внимание и память 1. Характеристика и функции внимания 2. Виды и свойства внимания 3. Память и представления. Основные мнемические.
Мышление и Воображение. План: 1.Понятие мышления 1.1 Особенности мышления 1.1 Особенности мышления 1.2 Классификация явлений мышления 1.2 Классификация.
Транксрипт:

Т.В. Панченко кандидат педагогических наук, доцент Психические познавательные процессы

Ощущение 2. Восприятие 3. Память 4. Внимание 5. Мышление 6. Воображение 7. Речь План

это простейший, элементарный психический познавательный процесс, в ходе которого происходит отражение отдельных свойств, качеств, сторон действительности, ее предметов и явлений, связей между ними, а также внутренних состояний организма. Психофизика – наука об измерении ощущений. 1. Ощущение

§Анализатор – это нервно-физиологический аппарат, инструмент ощущений, с помощью которых отражается действительность. Совокупность всех анализаторов – сенсорная сфера. Структура анализатора: Физиологическая основа ощущений Периферический отдел воспринимает раздражитель с помощью рецептора (нервного окончания) Соответствующие участки мозга Центростремительные (афферентные) нервы проводят возбуждение с периферии в головной мозг

§Минимальный порог (абсолютный нижний) – это минимальная сила раздражителя, при которой человек начинает его ощущать. §За пределами максимального порога ощущения абсолютного верхнего) человек перестает его воспринимать. §Дифференциальный порог ощущений – это минимальное различие между двумя раздражителями, вызывающее едва заметное различие ощущений. §Оперативный порог ощущений – это наименьшая величина различия между сигналами, при которых точность и скорость различения достигают max. §Разностный (порог различения) - относительная величина, на которую должна измениться сила раздражителя, чтобы человек почувствовал изменение ощущения. Основные характеристики анализаторов – это пороги ощущений

Экстероцептивные (вне) – контактные (осязание, вкус) - дистантные (зрение, слух) Интероцептивные (внутри) Состояния голода, жажды, усталости Проприоцептивные (в мышцах, связках +вестибулярный аппарат) 3

Общие психофизиологические закономерности анализаторов Минимальный и максимальный пороги ощущения Последовательны е образы Синестезия Явление контраста Адаптация Сенсибилизаци я Время реакции

Восприятие -это целостное отражение предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств. Физиологическая основа - перцептивные действия (перцептивная сфера) (структурные единицы процесса восприятия, включающие обнаружение объекта восприятия и его соотнесение с образами памяти)

Виды восприятия - Простое - Сложное - Преднамеренное - Непреднамеренное - Аналитическое - Синтетическое - Аналитико- синтетическое

§Осмысленность и обобщенность §Предметный характер §Целостность §Константность §Избирательная направленность §Апперцепция Особенности восприятия

Традиционные технологии Галлюцинации – восприятие объектов, которые в данный момент не воздействуют на органы чувств (видения, мнимые звуки, голоса, запахи и т.п.). Иллюзии – ошибочные восприятия реальных вещей или явлений. Бывают: Аффективными (обусловлены страхом, тревожностью), вербальными (ложное восприятие реальных разговоров), парейдолическими (вызваны снижением тонуса психической деятельности, общей пассивностью). Патологические нарушения восприятия

Внимание – это динамическая сторона сознания, психики. Выражает степень направленности и сосредоточенности сознания на том или ином объекте, на его отдельных сторонах. Факторы: §характер раздражителя (сила, новизна, контраст и др.); §структурная организация деятельности (объединенные объекты воспринимаются легче, чем беспорядочные, разбросанные); §отношение раздражителя к потребностям Физиологическая основа внимания 1. Доминанта (А.А. Ухтомский). 2. Индукция – положительная (торможение индуцирует возбуждение) и отрицательная индукции (возбуждение индуцирует торможение).

Виды внимания Внешнее (сенсорно-перцептивное): зрительное, слуховое, обонятельное, тактильное, осязательное и др. Внутреннее (объекты - мнемонические, мыслительные образы) § Непроизвольное. Физиологическая основа – ориентировочный рефлекс. § Произвольное (волевое) - Физиологическая основа – 2 сигнальная система. § Послепроизвольное. Физиологическая основа – доминанта.

Свойства (качества) внимания §Объем – максимальное количество объектов (5-9), которое человек может воспринимать одновременно. §Распределение – способность одновременно держать в поле внимания несколько объектов, видов деятельности, при этом воспринимать и осуществлять их в равной степени эффективно. §Переключаемость – осознанный, намеренный перенос внимания с одного объекта на другой. §Концентрация – степень сосредоточенности на объекте, на главном с одновременным отвлечением от второстепенного. §Устойчивость – умение длительное время задерживать внимание на избранном объекте.

это одна из форм психического отражения, состоящая в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении в сознании прошлого опыта и его отдельных элементов. Образы ранее воспринятых предметов и явлений называются представлениями. 4. Память Г. Эббингауз (XIX век)

Физиологическая основа памяти - ассоциации, или временные нервные связи Простые ассоциации 1. Ассоциации по смежности (объединяют два явления, связанных во времени или пространстве). 2. Ассоциации по сходству (связывают два явления, имеющих сходные черты: при упоминании об одном из них вспоминается другое). 3. Ассоциации по контрасту (связывают два противоположных явления). Сложные (смысловые) ассоциации Связываются явления, которые и в действительности постоянно связаны: часть и целое, род и вид, причина и следствие. Эти ассоциации – основа знаний.

основных процесса памяти 1. Запоминание – ввод информации в память. Виды: 1. В соответствии с целями деятельности преднамеренное (произвольное) и непреднамеренное (непроизвольное). 2. По степени осознанности - механическое и смысловое (логическое). 2. Сохранение – это процесс удержания информации (антипод - забывание). Мнемоника – совокупность приемов, облегчающих запоминание (ритмизация, метод Цицерона и др.). §Фактор края 3. Воспроизведение - процесс извлечения из памяти сохраненного материала. Виды: -Непроизвольное -Произвольное Формы: 1.узнавание, 2.воспоминание, 3.припоминание. Реминисценция

Краткосрочная (7 +-2) 2. Долговременная 3. Оперативная 1. Когнитивная 2. Эмоциональная 1. Механическая 2. Смысловая 1. Словесно-логическая 2. Образная (наглядно-образная): зрительная (эйдетическая), слуховая, двигательная, иконическая (сенсорная) Виды памяти

Мышление -опосредованное и обобщенное отражение действительности в ее существенных и сложных связях и отношениях. Отражение осуществляется с помощью мыслительных операций: §Анализ §Синтез §Сравнение, §Абстрагирование §Обобщение §Систематизация §Классификация Относительно устойчивая система мыслительных действий и способностей, определяющая когнитивный стиль – интеллект.

Формы мышления Суждение – отражение связей между предметами и явлениями, или между их свойствами и признаками (общие, частные и единичные) Понятие - мысль, в которой отражаются общие и специфические признаки предметов и явлений. Умозаключение – вывод о предметах, явлениях, процессах (индуктивные и дедуктивные).

Виды мышления Наглядно- действенное («ручной интеллект», «метод проб и ошибок»). Наглядно-образное (на основе сенсорного анализа ситуации, интериоризации) Понятийное (отвлеченное, словесно-логическое) – наивысший уровень развития мышления, при котором в качестве элементов, над которыми производятся операции, выступают понятия, выраженные словами.

– форма психического отражения, состоящего в создании образов на основе ранее сформированных представлений (опережающее отражение). Физиологическая основа – процесс образования новых систем временных связей, которые распадаются и объединяются в новые комплексы. Виды воображения: §активное: репродуктивное (воссоздающее) и творческое; §пассивное (сновидения, мечты, грёзы); §непроизвольное (на основе неудовлетворенной материальной или духовной потребности); §произвольное 6. Воображение

Процессы воображения §Агглютинация – создание новых образов на основе «склеивания» частей, имеющихся образов и представлений. §Акцентирование – создание новых образов путем подчеркивания тех или иных черт (уменьшение, увеличение, изменение пропорций отдельных сторон, или многократное их повторение). §Гиперболизация – мысленное увеличение или уменьшение предмета, а также его отдельных частей. §Схематизация – отдельные представления сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают четко. §Типизация – выделение существенного, повторяющегося в однородных образах. §Заострение – подчеркивание каких-либо отдельных признаков.

Речь Язык – это система знаков любой природы (звуковые, мимика, язык цветов, язык танца и др.), служащая средством общения и мышления. Язык – более широкое понятие, чем речь. Речь - это психический процесс использования языка с целью обмена информацией, общения и решения других задач.

Физиологическая основа речи -это работа больших полушарий головного мозга: §Левое полушарие - ведущее (центр Брока связан с громкостью произношения речи; центр Вернике - с пониманием смысла слова). §Правое полушарие влияет в основном на модуляцию голоса, тембр и др. §Речь носит рефлекторный характер (2 сигнальная система, И.А.Павлов)

Содержательность – характеризуется объемом выраженных мыслей, обеспечивается подготовленностью говорящего. Понятность – обусловлена в основном объемом знаний слушателей, обеспечивается избирательным отбором материала. Выразительность – связана с эмоциональной насыщенностью, обеспечивается интонацией, акцентом. Действенность – определяется влиянием на мысли, чувства, поведение. Обеспечивается учетом индивидуальных особенностей слушателей. Свойства речи

Речевая деятельность Виды Слушание Чтение Письмо Говорение Внутренняя Внешняя Письменная Монологическая Диалогическая Эгоцентрическая Устная Формы

Итак, §Создание образов окружающей среды осуществляется посредством психических познавательных процессов. §Элементарным психическим процессом является … ощущение. Совокупность ощущений, создающая образ – это … восприятие. Психическая деятельность на уровне восприятия не может обеспечить вычленение связей, для этого необходимо … мышление. Благодаря использованию систем знаков расширяются возможности мышления, которое неразрывно связано с … речью, сензитивный период развития которой… возраст до 3 лет. Осуществление познавательной деятельности невозможно без процессов памяти, которая скрепляет все познавательные процессы в целостную деятельность.

Проверь себя… 1. Апперцепция 2. Реминисценция 3. Интериоризация / экстериоризация 4. Агглютинация 5. Анализатор 6. Ощущение 7. Проприоцептивные анализаторы 8. Интероцептивные анализаторы 9. Переключение внимания 10. Сенсибилизация 11. Синестезия – это …

О каких свойствах ощущений идет речь? 1) при виде лимона у многих людей выделяется слюна и ощущается вкус кислого; 2) музыкант слышит разницу между звуками в 1/8 тона, тогда как обычный человек может уловить разницу в ½ тона; 3) когда человек начинает носить жесткие контактные линзы, они ему мешают, но со временем он перестает их ощущать; 4) если люди обычно видят в радуге лишь 7 цветов, то китайские школьники, благодаря специальным упражнениям, видят в ней свыше 30 оттенков цветов; 5) человек не ощущает пылинок, попадающих на лицо; 6) существует определенный порядок подачи спиртных напитков: сначала подаются легкие, с более тонким букетом, а потом уже более крепкие вина; 7) когда человек прислушивается, он прикрывает глаза. 8) когда человек пьет горячий чай, он кладет много сахара. После остывания чай кажется намного слаще горячего.?

Спасибо за внимание… Желаю вам успеха в учебе!