Всероссийский конкурс «Учитель года – 2015» Бабунь Анастасия Анатольевна Групповая работа как одна из форм учебного сотрудничества.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Публичная защита проектов школьных команд педагогов «Технология формирования метапредметных компетенций обучающихся»
Advertisements

ВЫСТУПЛЕНИЕ ЗА. ДИРЕКТОРА ПО УВР ОРЛОВОЙ Т.Ю. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ.
Проектная деятельность на уроках информатики Учитель информатики Сморчкова Н.Я.
Подходы к реализации междисциплинарных программ: условия достижения личностных и метапредметных результатов Индивидуальный образовательный проект как результат.
СОБРАНИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым.
Методическая система учителя биологии высшей квалификационной категории Полетаевой Елены Александровны 2010г МКОУ ОСОШ 2 МКОУ ОСОШ 2.
В основе Стандарта лежит системно- деятельностный подход, который предполагает (текст ФГОС п.7 «общие положения»): воспитание и развитие качеств личности,
Содоклад подготовлен: Соловьевой Е.Ю.. Почему дети не хотят работать совместно????
Технологии развития универсальных учебных действий.
«Научно- исследовательская работа и проектная деятельность обучающихся как метод обучения» Педагогический совет Перегребинская СОШ 2.
Проектная деятельность, как дидактическое средство предметного обучения Проектная деятельность, как дидактическое средство предметного обучения Каракулова.
. Понятие «универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика.
Федотова А.В., методист ГИМЦ г.Комсомольск-на-Амуре Роль универсальных учебных действий в системе современного общего среднего образования.
Выступление на ММО учителей биологии и и химии Подготовила : Полякова Е. В. учитель биологии и химии МОУ « Графовская СОШ »
Сегодня как никогда для педагога особенно важно пробудить интерес к звучащему, научить детей почувствовать его истинный вкус и назначение. Процесс этот.
Системно- деятельностный подход в обучении. Ни одно действие педагога не должно стоять в стороне от поставленных целей А.С. Макаренко.
Семинар по теме: «Формирование УУД в основной школе». Методист МКОУ «МИМЦ» Панюкова О.Н
Метод проектов на уроке обществознания Государственное областное образовательное учреждение Начального профессионального образования Профессиональное училище.
Московский центр качества образования Деятельностный подход как главное условие реализации ФГОС и модернизации образования.
Исследовательская работа в начальной школе Куренгина С.Ю., учитель начальных классов МБОУ «Мезенская СОШ»
Транксрипт:

Всероссийский конкурс «Учитель года – 2015» Бабунь Анастасия Анатольевна Групповая работа как одна из форм учебного сотрудничества

Бабунь Анастасия Анатольевна Учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ с УИОП села Шурмы Уржумского района Педагогический стаж – 7 лет Коми государственный педагогический институт г. Сыктывкара, 2008 г. 2 «Многие дети в школах выбиваются из сил не потому что они неспособные, а потому, что способ, которым их учат, несовместим со способом, которым они учатся...» Из книги «Школы, которые учатся » 2

Чтение – фундамент всех обозначенных в Стандарте компетенций 3

Достигнутые уровни читательской грамотности (PISA): о чем они говорят? Минимальное, пороговое условие успешного функционирования современного взрослого человека в обыденной жизни. Способны с помощью текстов ориентироваться в житейских ситуациях. II III 480 IV 553 Способны с помощью текстов изучать новый предмет. 625 Потенциал нации. V

НОВЫЙ ФГОС КАК ОТВЕТ НА ВЫЗОВ ВРЕМЕНИ 5

Тема опыта Групповая работа как одна из форм учебного сотрудничества Умеющий учиться – это тот, кто умеет вступать в учебное отношение с любым источником знаний, умений, навыков книга СМИфильм Интернет 6 Умеющий учиться – это тот, кто умеет вступать в учебное отношение с любым источником знаний, умений, навыков

Условия возникновения и становления педагогического опыта 7 а ) изучение и апробирование новых педагогических технологий б) изучение статей коллег по применению технологии учебного сотрудничества в) систематический анализ проверки знаний по литературе г) личные наблюдения за обучающимися, общение с детьми и их родителями д) повышение квалификации на курсах 7

Актуальность опыта 8 - «включить» обучающихся в активный процесс познания и достижения истинных знаний - формировать универсальные виды учебной деятельности, необходимые для развития личности, обеспечивать развитие и самореализацию личности ученика, исходя из выявления его индивидуальных особенностей - учить школьника самостоятельно мыслить, осмысливать, структурировать и передавать информацию - контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности Применение технологии учебного сотрудничества позволяет педагогу, используя эффективные приёмы и способы: 8

9 Проблема опыта Создание с помощью групповой работы как одной из форм технологии учебного сотрудничества обучающей среды, связанной с характером взаимодействия педагога и учащихся, с их позициями в ходе обучения (педагог партнер по учебному исследованию), когда для учащихся создаются определенные условия для активной и инициативной позиции в учебном процессе: не просто усваивать программный материал, а познавать истину, вступая в активный диалог с участниками образовательного процесса, самостоятельно выходить за пределы собственных знаний для поиска общих способов действия в новых ситуациях. 9

10 Цель педагогического опыта: представить систему работы по формированию метапредметных умений с помощью групповой работы как одной из форм технологии учебного сотрудничества у обучающихся средних классов при изучении литературы, опираясь на научные труды и разработки Задачи педагогического опыта: - активное включение технологии учебного сотрудничества в процесс обучения литературе, в систему формируемых знаний и умений; - достижение формирования у учащихся умений ориентироваться в источниках информации, находить, перерабатывать, передавать и принимать требуемую информацию, отделять главное от несущественного в тексте - активное включение технологии учебного сотрудничества в процесс обучения литературе, в систему формируемых знаний и умений; - достижение формирования у учащихся умений ориентироваться в источниках информации, находить, перерабатывать, передавать и принимать требуемую информацию, отделять главное от несущественного в тексте 10

11 Теоретическое обоснование педагогического опыта Теоретическая основа: учебное сотрудничество обеспечивает развитие и самореализацию личности ученика, исходя из выявления его индивидуальных особенностей; учебное сотрудничество предоставляет возможность каждому ученику, опираясь на его способности, склонности, интересы, ценностные ориентации и субъективный опыт, реализовать себя в познании, учебной деятельности, поведении; содержание образования, его средства и методы подбираются и организуются так, чтобы ученик мог проявить изобретательность к предметному материалу, его виду и форме. Теоретическая база опыта 1. Личностно-ориентированное развивающее обучение Якиманской И. С., методики Ривина А.Г. 2. Коллективный способ обучения Архиповой В. и Соколова А. 3. Сотрудничество в обучении Дьяченко В. 4. Технология развивающего обучения Эльконина Д.Б. - Давыдова В.В. : проблемное, модульное обучение. 5. Опыт педагогов- новаторов, основные положения статей Выготского Л.С., Соловейчика С., Амонашвили Ш.А. Теоретическая база опыта 1. Личностно-ориентированное развивающее обучение Якиманской И. С., методики Ривина А.Г. 2. Коллективный способ обучения Архиповой В. и Соколова А. 3. Сотрудничество в обучении Дьяченко В. 4. Технология развивающего обучения Эльконина Д.Б. - Давыдова В.В. : проблемное, модульное обучение. 5. Опыт педагогов- новаторов, основные положения статей Выготского Л.С., Соловейчика С., Амонашвили Ш.А. 11

12 Технология педагогического опыта Идея педагогического опыта Формирование у обучающихся метапредметных умений через использование групповой работы при изучении литературы Варианты комплектования групп По желанию По выбору педагога По выбору «лидера» Случайным образом По определенному принципу 12

13 Технология педагогического опыта Способы работы в группе 1 этап - подготовительный: 1. Распределение ролей. 2. Выяснение понимания условий задачи. 3. Определение способа работы над заданием. 2 этап – основной: 1. Сбор мнений, предложений. 2. Обсуждение. 3. Выбор решения. 4. Проверка способа решения. 3 этап - заключительный: 1. Оформление итогов работы. 2. Подготовка к защите. 3. Рефлексия. Распределение ролей 1. Человек, который выдвигает гипотезы. 2. Критик (подвергает сомнению выдвинутые гипотезы). 3. Контролер (соотносит решение с поставленной задачей). 4. Исполнитель (фиксирует наработки группы). 13

14 Технология педагогического опыта Принципы выбора заданий для групповой работы Принципы Задания для всей группы Интересные задания Доступные задания Проблемные задания Большие по объему Требующие разных знаний и умений Требующие разных знаний и умений На развитие творческого мышления Важные для всех членов группы 14

15 Технология педагогического опыта Функции учителя контролирует ход работы в группе отвечает на вопросы регулирует споры помогает отдельным учащимся следит за адекватностью поведения в группе Принципы эффективного участия в групповой работе мы все здесь, чтобы помогать друг другу чтобы чему-то научиться, надо пойти на риск если у тебя возникают вопросы - ставь их готовимся к тому, чтобы передать другим полученные знания будь учеником и экспертом

Внеурочная деятельность по литературе 16 Кружок «Серебряное перышко»

17 Результативность опыта Результаты диагностики (в %)Показатели коммуникативности (в %) 17

18 Адресная направленность и область применения опыта Данный опыт предлагается учителям, работающим в основной школе. Опыт доступен любому учителю и рассчитан на применение в классах с разным уровнем подготовки учащихся по предмету. Использование эффективных приёмов и способов групповой работы в различных сочетаниях и вариантах на уроках литературы помогает формированию метапредметных умений учащихся. Учитель приобретает новую для учебного процесса роль – организатора самостоятельной познавательной, исследовательской, творческой деятельности учащихся. При оценивании усилий, которые затрачивают ученики в группе для достижения общего результата, мотивация у учащихся гораздо выше, чем при традиционном подходе в обучении. Самостоятельная работа над проблемой становится приоритетным видом деятельности. Использование эффективных приёмов и способов групповой работы в различных сочетаниях и вариантах на уроках литературы помогает формированию метапредметных умений учащихся. Учитель приобретает новую для учебного процесса роль – организатора самостоятельной познавательной, исследовательской, творческой деятельности учащихся. При оценивании усилий, которые затрачивают ученики в группе для достижения общего результата, мотивация у учащихся гораздо выше, чем при традиционном подходе в обучении. Самостоятельная работа над проблемой становится приоритетным видом деятельности. Новизна опыта 18

19 Источники информации – шаблон презентации - Романичева Елена Станиславовна «Смысловое чтение на уроках разных предметов: подходы к разработке междисциплинарной программы» Гиниятуллина А.А. Опыт организации групповой работы на уроках //Начальная школа - Ежемесячный научно-методический журнал. – 2004, 1. Гюламирян Дж. Формирование навыков сотрудничества как средство обеспечения гуманистического образовательного процесса //Начальная школа - Ежемесячный научно-методический журнал. – 2005, 7. Ермакова С.Д. Организация сотрудничества учителей, учащихся и родителей образовательном процессе. - //Завуч начальной школы – научно-практический журнал, 2006, 1. Курятов В.М. Как организовать обучение в малых группах. СПб.: Педагогика, 2000 Никитина Л.В. Повышение эффективности уроков чтения путём организации групповой работы. - //Начальная школа - Ежемесячный научно-методический журнал, 2001, 5,). Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М., Станкин М.И. Если мы хотим сотрудничать. - М.,