«Аудиальное развитие младших школьников на уроках музыки»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «МУЗЫКА» Развитие музыкального восприятия Музыкальный руководитель: Карпова И.А.
Advertisements

ДОКЛАД. Музыкальное воспитание, как средство раскрытия творческого потенциала детей с ограниченными возможностями. Вихрова О.А.
Интеллект – это способность планировать, организовывать и контролировать свои действия по достижению цели с учетом совпадения истины и блага. Под современным.
Подготовил Голобородько Евгений.
Развивающие возможности регионального курса Предметные результаты 1 года обучения I. Ценностные ориентации. II. Понимание содержания нравственных поступков.
Тема: «Совместная работа дошкольного учреждения и семьи по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста на современном этапе»
Познавательная активность учащихся В основе познавательной активности человека – его положительное отношение к содержанию и процессу Учения. Самоопределение.
Художественно-эстетическое развитие детей в условиях реализации ФГОС_Доклад
Дошкольное учебное учреждение 11 «Подснежник» Автор : Бартенева Татьяна Владимировна Музыкальный руководитель Музыкальный руководитель высшей категории.
У дошкольников личностный компонент универсальных учебных действий определяется, прежде всего, личностной готовностью ребенка к школьному обучению - степенью.
РАЗВИТИЕ ПЕСЕННОГО ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ (художественно- эстетическое развитие ) Ивакина А. Н. музыкальный.
Воспитатель : Бараова Р. М.. Дошкольное детство – это главный и самый ответственный этап, когда закладываются основы личностного развития : физического,
Линия чувств направлена на развитие у детей эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской.
Имитация, интерпретация и импровизация как этапы творческого развития школьников на уроках музыки.
Эстетическое развитие ребенка как одно из направлений целостного развития младшего школьника.
все формы организации музыкальной деятель- ности детей (занятия, музыка в повседневной жизни детского сада и семьи) взаимодополняют друг друга.
Цель: Выявить,описать и доказать целесообразность использования нетрадиционных подходов работы над сказкой на уроках литературного чтения в начальных классах.
Муниципальное образовательное учреждение «Информационно- методический центр» Чистоозерное 2009.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования Презентация «ООШ д. Михайловка»
Транксрипт:

«Аудиальное развитие младших школьников на уроках музыки»

Ребёнок – не средство, а цель воспитания.

Музыка – это не цель, а средство воспитания.

Если ребёнок научится слушать и слышать мир, самого себя, тогда он будет способен понять и принять музыку.

1. Фундаментальные понятия. Фундаментом любого теоретического исследования является понятийный аппарат. Характеристика этого понятийного аппарата относится лишь к этой работе по самообразованию и не претендует на общезначимость.

Развитие в онтогенезе понимается в классической литературе как формирование психических структур в течение всей жизни одного человека, т.е. усовершенствование психических процессов. Возникновение новообразований у ребёнка может привести и к обратному эффекту: развиваются, наряду с позитивными процессами, комплексы, фобии, страхи и т.д.

Развитие – это восстановление психических процессов, которое способствует сохранению соматического здоровья, развитию ментальной активности, явности. К сожалению, в реальной жизни нередко развивают у ребёнка одну какую-либо способность во вред другим. И эта развитая способность мешает ребёнку жить полноценной, разнообразной, здоровой жизнью. Развитие означает восстановление и сохранение того, что дано ребёнку природой, а также защиту дарованного ему миллиардного резерва от неосторожного вмешательства взрослого, отягощённого не только положительным, но и отрицательным опытом. Но даже развитые способности – значит сформировать ценностно-значимое качество личности.

Формирование – это, прежде всего, придание и поддержание социальной формы, которая учитывает индивидуальные особенности ребёнка, не подавляет, а направляет его действия. Процесс придания социальной формы любой развитой способности может помочь направить ребёнка в социально значимое русло: показать культурно-историческую значимость способности, реальный способ владения ею и то социальное пространство, где эта развитая способность может реализоваться.

Воспитание – это питание детей физическое, умственное, нравственное 6, эстетическое и, шире, духовное. Воспитание позволяет выбрать оптимальные, полезные способы общения, взаимодействия со средой обитания, окружающими, где взрослый помогает выбрать ребёнку полезные для него способы существования, создать образы мыслей, поступков, действий. Это позволит ребёнку стремиться достигать зрелости, которая в каждой возрастной группе имеет свои особенности и зависит от здоровья, т.е. телесного, психического и социального благополучия..

Обучение должно представлять собой совместное выполнение дел: учебных, общественных, но всегда личностно значимых. В обучении осуществляется отработка действий, элементов, единиц умственных, психических и физических. Возможно намеренное и непреднамеренное создание ситуаций демонстрации взрослым образцов деятельности в процессе реальной жизни, реальных событий.

Образование – это создание у ребёнка целостной картины мира, проектирование образа жизни, образа действий, образа поступков, образа чувств. Образование представляет собой проекцию, выбор образа будущей жизни, набор картин, типов бытовой жизни, способов общения (даже тем для разговоров), набор разнохарактерных поступков, действий, реакций в различных ситуациях, набор способов обучения, самообразования.

Развитие психических процессов: 1) Внимание – способность к сосредоточению на ограниченном круге объектов, процесс и состояние настройки на восприятие определенной информации и выполнение приоритетных задач, что повышает эффективность деятельности. Внимание – это сосредоточенность деятельности субъекта на каком-либо реальном или идеальном объекте. Внимание – это концентрация энергии на предмете восприятия. Внимание заключается в умении управлять внутренними энергетическими энергетическими потоками, чувствовать изменение и движение энергии.

В г. Екатеринбурге проводились исследования при помощи прибора «РОФЭС» в обычных и компенсирующих классах. Рофограммы показали, что у детей с проблемами энергетические поля «пробиты» и очень малы. А что такое внимание? Внимание это, прежде всего, умение сконцентрировать свою энергию на чём-либо. А если энергии нет? Отсюда и появляются невнимательные, неспособные, необучаемые дети. Восстановление энергии опять происходит с помощью неагрессивных музыкальных произведений + рисование, пение, чтение, физический труд + смех, поддержка, положительные внушения, а так же расслабление. Зажимы, особенно сопровождаемые страхом, могут привести не только к болезням, но и просто парализуют умственную деятельность, лишают способности концентрировать на чём-то внимание. А умение расслабиться улучшает и энергетическое поле, и психическое поле.

2) Мышление – психический, познавательный процесс, заключающийся в установлении связей и отношений между объектами. Музыкальное мышление детей – это процесс наглядно-образного осмысления интонационно-образного строя музыки и моделирования возникающих образов в соответствии с действительностью.

Особенности музыкального мышления детей: Способ общении я с духовным и материальным миром; Процесс постижения музыкального образа в соотношении с действительностью; Одну из форм проявления наглядно-образного мышления по реальному освоению муз. образов; Способ освоения невидимых и неосязаемых звуков, возникающих в информационно-энергетической форме; Основу проявления творческой активности на ментальном уровне; Одно из проявлений креативной личности.

Процесс мышления и процесс развёртывания музыкального произведения накладываются друг на друга и образуют сложную «двойную динамику», которая значительно усиливает вхождение ребёнка в творческий процесс и развивает разум ребёнка.

3) Восприятие – одна из психических функций, сложный процесс приёма и преобразования сенсорной информации, формирующий субъективный целостный образ объекта, воздействующего на анализаторы через совокупность ощущений, инициируемых данным объектом. Как форма чувственного отражения предмета, восприятие включает обнаружение объекта как целого, различение отдельных признаков в объекте, выделение в нём информативного содержания, адекватного цели действия, формирование чувственного образа.

Сенсорное развитие - это развитие систем ощущений (чувств). Каждый человек обладает ведущей системой ощущений. Выделяют три ведущей системы: визуальная (зрительная), через которую «поступает» около 87% информации, аудиальная (слуховая) -10% и кинестетическая (осязание, движение, динамика) – около 3%. Вкус и обоняние дают информацию о мире лишь около 0,1% поэтому их не учитывают при определении значения сенсорных систем в развитии человека. Ещё в утробе матери плод ощущает материнские импульсы. Непосредственное общение с внешним миром у него осуществляется лишь благодаря аудиальной системе.

Лучший способ для запоминания и понимания, когда дети увидят, услышат и потрогают то новое, что им необходимо освоить. Неспецифические фразы для развития сенсорных систем: «О чём ты думаешь?»; «Что ты понял?»; «Ты осознал это?»; «Что ты узнал?» Специальные вопросы: «Что ты увидел?»; «Что ты услышал?»; «Что ты почувствовал?».

4)Память – это психический, познавательный процесс запоминания, хранения и воспроизведения информации (образов, действий, переживаний).

Информация стареет быстрее товара. Главное для человека – научиться быстро находить и усваивать полезную и «забывать» использованную и устаревшую информацию. Проблемы с памятью у детей не существует, пока их не начинают систематически обучать. Границы памяти необозримы. Лишь исторически сложившаяся система обучения сформировала представления об ограниченных возможностях нашей памяти. Установление причинно-следственных связей улучшает память. Ребёнок легче запоминает, если понимает услышанное, прочитанное. Надо также искать логические связи, опираясь на различные виды образной памяти.

РАЗВИТИЕ предполагает бесконечный процесс (т.е. содержание) самосовершенствования ребёнка, образование – это цель каждого этапа развития, формирование – это форма проявления качеств ребёнка, что является ступенями становления человека, степенью его зрелости, способом движения от бессознательного к сознанию и в противоположном направлении, но на более высоком интеллектуальном уровне.

Аудио – (лат. audio «слышу») - общий термин, относящийся к звуковым технологиям. Зачастую под термином аудио понимают звук, записанный на звуковом носителе; реже под аудио подразумевается запись и воспроизведение звука, звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура.

Аудиальное развитие – это пред музыкальное развитие детей, которое основано на умении слушать, слышать и понимать самого себя, окружающих людей, окружающий шумовой, звуковой и музыкальный мир. Культура восприятия шумовой, звуковой, речевой и музыкальной информации является основой аудиальной культуры школьников.

Аудиальная культура личности – это высокая степень дифференциации окружающей аудиальной информации, умением определять её качество, способностью адекватно реагировать на неё и высокой степенью защищённости от негативного воздействия источников отрицательных шумов, звуков и даже музыки.

Основные средства аудиального развития: Шум Звук Музыка

Синестезия – (от греческого – совместное чувство, одновременное ощущение) - это наука о соощущении; о развитии всех органов чувств: слуховых, зрительных, тактильных, осязательных, обонятельных, вкусовых. Синестетическое воздействие аудиальной информации – это целостное восприятие и соощущение всеми органами чувств шумов, звуков и музыки.

Эмпатия – в переводе с греческого – сопереживание. Обладая эмпатией учитель способен распознавать мышечные и тонические переживания, их изменения и научить этому детей.

Музыкальное творчество – это направление музыкального фантазирования, характеризующегося у детей широтой интересов, но отсутствием глубины; интенсивностью, подвижностью творческой активности, но отсутствием устойчивости; действенностью творческих актов, которые не всегда завершаются результативностью и не всегда продуктивны.

Аудиальное творчество – это импровизация и интерпретация, которая позволяет имитировать естественность и непредсказуемость самой жизни; которая применяется в различных видах фантазирования: ритмическом, графическом, пластическом, вербальном, мелодическом; имитация, для которой важно создавать необходимые условия при проведении работы по фантазированию.

ЯФАЛЬЯН АЛЛА ФЕДОРОВНА (Лобова) доктор педагогических наук, профессор Действительный член (академик) Академии педагогических и социальных наук, Почетный работник высшего профессионального образования РФ, Ветеран Труда, член Ученого совета по проблемам формирования мировоззрения учащихся и студентов при Президиуме Российской академии образования, член Экспертного совета по защите прав ребенка при Правительстве Свердловской области.

Разрабатывает такие новые направления практической эстетики, как аудиальное развитие детей, арттерапия в развитии детей, школа самовыражения. Ею разработана концепция эстетического развития дошкольников и младших школьников на основе личностного самовыражения. Ее занимательные книжки для детей опубликованы массовым тиражом («Кто преобразует мир», «Мир звуков»). Большой интерес у педагогов вызывают такие ее книги, как «Аудиальное развитие детей», «Как стать гением, или Детство великих людей», «Школа самовыражения» и «Теория и методика музыкального воспитания в начальной школе» Всего ею публиковано более 160 работ, более 200 п.л.

В начальной школе: визуалистов – 13%; кинестетиков – 60%; аудиалисты – 27%. В средней школе: визуалистов – 25%; кинестетиков – 40%; аудиалисты – 27%. В старшей школе: визуалистов – 50%; кинестетиков – 35%; аудиалисты – 27%.

Ценность проанализированных методик заключается в новых идеях, подходах, принципах, методах и приёмах развития детей, которые позволяют сформировать у них следующие умения:

аудиальное развитие детей, которое предполагает постепенное постижение ребёнком звуков окружающего мира: от шума до музыки жизни; умение ребёнка слушать и слышать себя, музыку, окружающий мир; овладение мелодическим, пластическим, графическим, вербальным, ритмическим, тембровым фантазированием; умение накапливать энергию и концентрировать своё внимание (энергию) на внутренних и внешних процессах и явлениях; умение переключать внимание с внутренних процессов на внешние и наоборот; умение самостоятельно тренировать память и отбирать нужную информацию; умение управлять своими мыслями, переключаться с одной мысли на другую; умение прислушиваться к себе и бережно относиться к любым внутренним сигналам организна; умение «переводить» музыкальные образы в знаково- символическую систему; умение переносить освоенные способы творчества и фантазирования в новые условия.

Методы музыкального развития детей младшего школьного возраста Яркого контраста, сравнения и сопоставления, опосредованного воздействия музыки; Перспективы и ретроспективы; Моделирования творческого процесса; Семиотического освоения шумовой, звуковой, музыкальной реальности; Пластического, графического, мелодического, ритмического, тембрового, вербального фантазирования.

Задания, которые помогут ребёнку научиться слушать самого себя: дети закрыли глаза и собрались в комочек, при этом напрягая всё тело. Затем напряжение сменить расслаблением, представив что они превращаются в мягкую тряпочку. Затем педагог заменяет образные выражения словами «напряжение» и «расслабление». Затем эти ощущения пререводятся на энергетический уровень. Детям предлагается испытать чувство силы и слабости, лёгкости и тяжести, радости и грусти. Упр.-я делаются с закрытыми глазами. Педагог спокойным мягким голосом может комментировать эти состояния. Важно научить детей физически ощущать, эмоционально переживать и осмысливать контрасты, для того чтобы затем развить в себе глубинное чувствование нюансов. Детям предлагается с закрытыми глазами повторить несколько раз слова: «Я слушаю самого себя», затем прислушаться к себе и посидеть с закрытыми глазами 30 секунд. Педагог засекает время. Затем обсуждаются те ощущения, которые дети испытали в этот момент. Детям предлагается напеть про себя одну фразу знакомой мелодии. Затем все закрывают глаза и каждый произвольно пропевает 3-4 раза эту фразу, мысленно представляя, что эта мелодия разливается по всему телу. Детям предлагается пропеть по одной фразе из двух знакомых, контрастных по характеру песен, например «Во поле берёза стояла..» и «Уж как по мосту, мосточку». Сначала дети поют вслух все вместе, затем про себя, по руке педагога, артикулируя мелодию губами. Лишь после этого детям предлагается закрыть глаза и пропеть в произвольном темпе про себя эти мелодии по одной фразе несколько раз. Каждая фраза исполняется в разнм характере. Предыдущее задание усложняется. Детям предлагается пропеть про себя по 2-4 фразы каждой из двух песен, замещая или, точнее, «вымещая» одну мелодию другой, в любой момент по своему желанию. Задание выполняется также с закрытыми глазами в произвольном темпе сначала с артикуляцией, затем без неё. Задание ещё можно усложнить. Детям предлагается с закрытыми глазами пропеть про себя две мелодии одновременно. Это развивает полифонический слух и может послужить полезным упражнением для развития навыков многоголосия..

Упражнения в кругу: «Прикосновения ладонью» «Музыкальные шаги» «Передай палочку другому» «Пожелания с соответсвующим прикосновением»

Виды музыкального фантазирования. Вербальное фантазирование (опиши музыку, сочини сказку); Пластическое фантазирование (придумай движения к песне, вырази в движении, в жесте характер музыки); Ритмическое фантазирование (продолжи предложенный ритм, исполни характер мелодии на барабане или столе, ответь и исполни характер мелодии на барабане или столе, ответь и исполни какой ритм подойдёт к характеру Алёши, Тани); Мелодическое фантазирование (придумай конец мелодии, спой своё имя, ответь на музыкальный вопрос, фразу, спетую педагогом, с соответствующей интонацией); Графическое фантазирование. Игра «Линия-волшебница»: строгая линия может принять невероятные формы. _______________________

В аудиальном развитии импровизация позволяет имитировать естественность и непредсказуемость самой жизни. Импровизация применяется в различных видах фантазирования, но для её успешного проведения важно учитывать основные условия:

Необходимо дать минимальный объём знаний, кратко и образно объяснить суть процесса фантазирования. Можно привести интересные примеры по возникновению этого музыкального явления (см. тексты бесед в приложении). После объяснения сразу же перейти к выработке слухового навыка. Проводить такую работу необходимо в виде тренинга, закрепляя знания с помощью выполнения различных вариантов упражнений и от урока к уроку усложнения задания. Навык появится лишь при условии многократного (не менее раз) воспроизведения и закрепления в разных вариантах мелодического хода. Постепенно по мере закрепления навыка педагог передаёт право решения поставленной задачи (создать образ, передать настроение, сочинить мелодию на тему и т.д.) самим детям. Постепенно от строгорегламентированного выполнения задания дети переходят к фантазированию. Заданный алгоритм выполняется как обязательный квадрат в джазе, за которым следует импровизация. Алгоритм в данном случае – навык, например, пения по нотному стану-руке, а импровизация – это разнообразные варианты исполнения с привлечением мелодических, вербальных, пластических, ритмических ассоциаций. Допустимы самые невероятные версии, ассоциации, формы проявления фантазии детей. Постепенно от групповых форм работы можно переходить к индивидуальным. Все предложенные детьми варианты принимаются учителем серьёзно и отбираются уже самими детьми. Главное требование к исполнению: исполнять красиво, выразительно, четко, мягко, то есть музыкально. Работа проводится постоянно, на любом уроке, по 3-5 минут. Навык отрабатывается на трёх-пяти уроках. Фантазирование ведётся по различным направлениям, отдельно каждый вид фантазирования или одновременно несколько, в зависимости от поставленной задачи. В соответствии с целью можно дать различные названия этому этапу урока: минутки фантазирования, музыкальная разминка, мелодическая минутка или пластическая разминка.

Выводы: При аудиальном контакте важно не только то, что я говорю, но и то, как я это делаю. Музыка, как высшая звуковая гармония в земном измерении будет понятна и принята только тем людям, которые умеют слушать и слышать прежде всего самого себя и естественный окружающий мир. Аудиальное развитие детей способствует развитию всего человеческого потенциала в целом: всех его сенсорных и сензитивных систем, активизации умственной и физической деятельности, а также способствует воспитанию нравственной культурной личности.

Литература. 1. Лобова А.Ф. (Яфальян) Аудиальное развитие детей: Учебное пособие для педагогов. Екатеринбург, Звуки – это чудо, которое давно стало привычным. Звуки нельзя взять в руки, положить на стол, рассмотреть даже под микроскопом. Но они везде и всегда. Есть звуки, которые для нас очевидны, то есть мы видим источник их возникновения, слышим их. Но есть звуки невидимые и, как это ни парадоксально, неслышимые. Целенаправленная работа по сохранению и развитию высокой чувствительности ребенка к шумовому, звуковому и музыкальному миру позволяет ребенку тонко и дифференцированно воспринимать окружающую аудиальную информацию. В книге впервые вводятся термины аудиальное развитие, звуковысотное внимание, полно рассматриваются различные виды фантазирования, обосновывается новый взгляд на тембровое развитие, дается представление об энергетической природе шумов, звуков, музыки, представлено новое видение проблемы слушания и слышания самого себя, окружающего мира, предлагается система сенсорного развития детей дошкольного и школьного возраста. Пособие предназначено для педагогов дошкольных учреждений, музыкальных работников, учителей начальных классов, музыки и может использоваться как методическое приложение к музыкальному дневнику для школьников «Мир звуков».

2. Лобова А.Ф. (Яфальян) Школа самовыражения: Учебное пособие. - Екатеринбург, (Гриф Министерства образования РФ) Почему школа? В учебном заведении Я. Коменского висел лозуг, аббревиатура которого представляет собой слово "школа". В современном образовании школа - это прежде всего учебное заведение. Под школой понимают выучку, достигнутый опыт. Но есть и негативное отношение к школе, особенно у плохоуспевающих детей. "Школить"- значит придерживаться строгих правил поведения, муштровать. В школе самовыражения слову "школа" придается иное значение - "мудро мыслить, благородно действовать, тонко чувствовать... Книга предназначена педагогам, родителям в качестве пособия по развитию, оздоровлению и взрослению детей.

3. Лобова А.Ф. (Яфальян) Теория и методика музыкального воспитания в начальной школе: Учебное пособие для студентов. - Екатеринбург, Создание учебного пособия по дисциплине «Теория и методика музыкального воспитания в начальной школе» связано с тем, что обычно на факультетах начальных классов пользуются методиками для музыкальных факультетов. Музыка для будущего учителя начальных классов зачастую рассматривается как второстепенный предмет, и глубокая подготовка к ведению уроков музыки не предусматривается. Но мы забываем о том, что музыка – это то средство воспитания, которое способно заполнить вакуум чувственного познания мира, сформировать высокую эмоциональную культуру, создать комфортную атмосферу в коллективе.