ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГОВ Или как её подтвердить через опыт?

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Изучение, обобщение и распространение актуального педагогического опыта Кузьмина Светлана Евгеньевна Методист МУДО ЦРТДЮ.
Advertisements

Лаб. НМСДММС КРИПКиПРО. новизна (ее уровень может быть различным: от научных открытий до применения достижений науки в практике и рационализации отдельных.
Квалификационные характеристики работников образования.
МОУ « Информационно - методический центр » Ноябрь 2009.
Локализация педагогического опыта: проблемы выявления, изучения и обобщения.
Важнейшие источники развития системы образования Достижения современной педагогической, психологической и управленческой науки; Синтез научных знаний,
Технология обобщения и описания педагогического опыта.
«Выявление, изучение и обобщение передового педагогического опыта»
«Развитие исследовательской культуры учителя». Исследовательская культура учителя: Определенный способ и результат творческой самореализации учителя в.
Работа выполнена Ткач Еленой Николаевной, заместителем директора по научно-методической работе МОУ СОШ 2 Карасукского района НСО.
Представление опыта работы Структура целостного описания опыта работы Методист отдела инновационной работы Антоневич А.Ю.
Обобщение педагогического опыта.. Передовой педагогический опыт – это практика, содержащая в себе элементы творческого поиска, новизны, оригинальности;
Подготовила: Габидулина И.Р. Методист МКУ «Ресурсный центр г.Бодайбо и района», октябрь 2012 г Школа методистов.
Педагогический опыт как объект исследования профессиональных преобразований.
Костромской областной институт развития образования Кафедра педагогических инноваций Взаимосвязь базовых компетенций с успешностью педагогической деятельности.
Проблемы преемственности начального и основного (общего) образования Родительское собрание учащихся 4-х классов.
Технология описания педагогического опыта Подготовила: учитель начальных классов МОУ гимназии 44 имени В.Н.Деева Сенницкая Надежда Александровна.
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка - детский сад 12 Методические рекомендации для педагогов ДОУ по обобщению.
Конкурс «Учитель года-2012» Презентация инновационного педагогического опыта Установочный семинар.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Собинского района районный Дом детского творчества и учащейся молодежи.
Транксрипт:

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГОВ Или как её подтвердить через опыт?

С ОВРЕМЕННЫЙ ПЕДАГОГ СЕГОДНЯ Основные компетентности Информаци- онная профессиональная правовая коммуникативная

П РОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ качество действий, обеспечивающих своевременное и оптимальное решение типичных профессиональных задач; видение проблем и их преодоление; нахождение нестандартных решений задач; гибкость и готовность принимать происходящие изменения; владение современными технологиями обучения и воспитания.

К ОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ качество действий, обеспечивающих эффективное взаимодействие с различными людьми; владение деловой перепиской; умение вести переговоры; способность разрешения напряженных и конфликтных ситуаций; владение навыками ораторского искусства, активного слушания (умение слышать и понимать партнера), аргументации и убеждения, мотивации учащихся.

И НФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ качество действий, обеспечивающих эффективное восприятие и оценку информации, отбор и синтез информации в соответствии с приоритетами; использование информационных технологий, работа с различными информационными источниками и ресурсами, позволяющими проектировать решение педагогических проблем и практических задач, ведение школьной документации на электронных носителях.

П РАВОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ качество действий, обеспечивающих эффективное использование в педагогической деятельности законодательных и иных нормативных правовых документов; принятие педагогических решений в рамках существующей законодательной базы.

«О ПЫТ » КАК ПОНЯТИЕ (из словаря русского языка СИ. Ожегова) совокупность практически усвоенных знаний, умений и навыков; полученное в результате активного практического взаимодействия с объективным миром отражение в сознании людей законов этого мира и общественной практики; воспроизведение какого-нибудь явления, создание чего-нибудь нового с целью исследования, испытания; попытка осуществить что-нибудь, пробное осуществление чего-нибудь.

«Опыт» как понятие (из философского словаря) чувственно-эмпирическое отражение внешнего мира научный эксперимент наблюдение важнейшее средство обогащения науки и развития теории

« ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ » (из педагогической энциклопедии) система приобретенных педагогом приемов обучения и воспитания, практическое их освоение и совершенствование в процессе работы; совокупность знаний, умений, навыков, приобретаемых педагогом в процессе учебно-воспитательной работы; основа педагогического мастерства педагога.

ПЕРЕДОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ опыт, который отличается, во-первых, высокой результативностью, во-вторых, в нем присутствуют элементы новизны, оригинальности, новаторства и в-третьих, оптимальности.

К ТО СЧИТАЕТСЯ НОСИТЕЛЕМ ППО? отдельный педагог или группа педагогов; предметное методическое объединение или методическое объединение классных руководителей; весь педагогический коллектив или региональная система образования в целом.

О ПЫТ ИМЕЕТ ХАРАКТЕР Репродуктивный характер ( уже известные методические рекомендации и опыт других педагогов- мастеров труда) Исследовательский характер (новые пути решения учебно -воспитательных задач, экспериментально доказывая их) Поисковый характер ( элементы нового в известном опыте)

В ИДЫ ППО Опыт, ценный новыми оригинальными идеями в решении актуальных педагогических проблем. Опыт, ценный новыми формами, методами, приемами. Опыт, который широко применяется в педагогической практике, но объединенный в систему становится инновационным. Передовой опыт – мастерство.

К РИТЕРИИ ОПЫТА Актуальность Значимость Научная обоснованность Эффективность Новизна Стабильность и высокая результативность Оптимальность Рациональность Воспроизводимость Креативность.

В ОПРОСЫ : Как изучить и обобщить опыт? Как представить его передовым?

М ЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ОПЫТА анализ собственной деятельности, анкетирование, опрос, наблюдение, собеседование; посещение уроков, занятий, мероприятий, их анализ; изучение УМК педагога; изучение его рабочей документации (планов); проведение контрольных и творческих работ.

О Т ИЗУЧЕНИЯ К ОБОБЩЕНИЮ 1 этап. Выявление проблемы 2 этап. Непосредственное изучение опыта первичные умозаключения и выводы 3 этап. Анализ и обобщение материала 4 этап. Распространение опыта

О Т ИЗУЧЕНИЯ К ОБОБЩЕНИЮ 1 этап. Выявление проблемы формулировка темы и её обоснование (актуальность, что интересно другим педагогам); определение цели и задач педагогической деятельности по решению проблемы ; форма подачи ( статья, презентация, доклад, ИПМ, методические рекомендации) выявленной проблемы.

НАПРИМЕР Тема: Развитие социальной компетентности подростков …. Цель: создание условий эффективного развития социальной компетентности подростков …. Задачи: 1) разработать систему занятий по развитию социальной компетентности подростков; 2)разработать программу психолого-педагогического сопровождения развития социальной компетентности подростков; 3) определить систему критериев развития социальной компетентности.

О Т ИЗУЧЕНИЯ К ОБОБЩЕНИЮ 2 этап. Непосредственное изучение опыта, первичные умозаключения и выводы Цель этапа выявление положительных результатов, соотношение их с данными учебно- воспитательного процесса. Задачи этапа: зафиксировать известный конечный результат опыта, выяснить причины успеха, новшество в содержании образования и в процессе его усвоения,… Осознание ступеней изучения и обобщения опыта: 1 это накопление и обобщение опыта «для себя»; 2 это анализ, обобщение и описание опыта целью передать его другим.

О Т ИЗУЧЕНИЯ К ОБОБЩЕНИЮ 3 этап. Анализ и обобщение материала Значение слова «обобщение»: соединять вместе, объединять в нечто общее, целое; придать общее значение чему-либо частному, единичному; вскрыть общее в отдельных явлениях, вещах, их свойствах и отношениях, сделать выводы из наблюдения отдельных фактов, явлений, выразив их в форме общего положения…

О Т ИЗУЧЕНИЯ К ОБОБЩЕНИЮ 3 этап. Анализ и обобщение материала вычленение «идеи» (главная педагогическая мысль); определение новизны; изучение результатов (их успешность; каким путем достигнута динамика, какие методы, приемы, средства, формы работы использовались, позитивные стороны образовательно-воспитательного процесса и т.д.)

О Т ИЗУЧЕНИЯ К ОБОБЩЕНИЮ 4 этап. Распространение опыта педагогический совет; заседание методического объединения; творческий отчет; различные конкурсы педагогического мастерства (учитель года, урок года, конкурсы методических разработок и др.); научно-практические конференции; наставничество; публикации в методических журналах; мастер -класс; семинары; окна опыта.

В ВИДЕ КАКИХ ИДЕЙ МОЖЕТ БЫТЬ ПРЕДСТАВЛЕН ОПЫТ ?

- АЛГОРИТМЫ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПО ПРЕДМЕТУ ; - ТЕХНОЛОГИЯ УРОКА ИЛИ ЭЛЕМЕНТЫ ТЕХНОЛОГИИ ; - АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ( УЧЕБНОГО КУРСА, ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ); - СИСТЕМА МЕТОДИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ ( НАПРИМЕР, НАБОР УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ УСИЛЕНИЯ - МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ И ДР.); - ЭФФЕКТИВНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ( ПОСОБИЯ, КАРТОЧКИ, ТРЕНАЖЕРЫ ); - РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПОВ ОБУЧЕНИЯ ( КРЕАТИВНОСТИ, КОМФОРТНОСТИ, ВАРИАТИВНОСТИ И ДР.); - ЭФФЕКТИВНАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ И ДР.

О ШИБКИ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ИЗУЧЕНИЯ И ОБОБЩЕНИЯ ППО 1. Стремление взять за основу описания литературные источники, а о своем опыте сказать мимоходом. 2. Выбор темы слишком большой по объему. (Например, «Патриотическое воспитание детей школьного возраста».) 3. Поверхностное описание без отбора существенных фактов, т.е. без анализа всей работы. 4. Отсутствие описания педагогических исканий, трудностей и нерешенных проблем. 5. Односторонний показ деятельности педагога. 6. Эмпирический характер содержания.

И НФОРМАЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОДУЛЬ (ИПМ) " КРАТКОЕ, КОНСТРУКТИВНОЕ ОПИСАНИЕ ИНФОРМАЦИИ Основные характеристики ИПМ: логическая завершенность; информативность; точность; научность.

С ХЕМА ОПИСАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ПО МОДУЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ Модуль 1. Наименование опыта Модуль 2. Условия возникновения и становления опыта Модуль 3. Актуальность и перспективность опыта Модуль 4. Ведущая педагогическая идея Модуль 5. Теоретическая база опыта Модуль 6. Новизна опыта Модуль 7. Технология опыта Модуль 8. Результативность Модуль 9. Адресная направленность

М ОДУЛЬ 1. Н АИМЕНОВАНИЕ ОПЫТА Чётко определяется наименование темы, в которой должен быть отражён характер решаемой управленческой или воспитательно- образовательной проблемы. Тема опыта должна быть конкретна, корректна (корректное использование терминов) и актуальна.

М ОДУЛЬ 2. У СЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ ОПЫТА Указать условия становления опыта: что натолкнуло на идею формирования опыта. Например, на формирование опыта работы педагога оказали влияние следующие факторы: - изучение методической литературы; - изучение опыта коллег; - курсовая подготовка; - активное участие в муниципальной методической работе; - инновационная деятельность и т.д.

М ОДУЛЬ 3. А КТУАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВНОСТЬ ОПЫТА отражает решение актуальных задач педагогической деятельности, обеспечивающих не только эффективное обучение и воспитание, но и развитие ученика.

М ОДУЛЬ 4. В ЕДУЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ Идея - центральная, основная мысль опыта. Идея опыта формулируется предложением, которое состоит из двух частей: цель - конечный результат и сред­ства её достижения. Идея должна следовать теме, а опыт - раскрывать идею.

М ОДУЛЬ 5. Т ЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ОПЫТА Указать какие теории, положения, законы, закономерности творчески реализуются педагогом.

М ОДУЛЬ 6. Н ОВИЗНА ОПЫТА показывает соответствие его современным достижениям образования

М ОДУЛЬ 7. Т ЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА Технология опыта раскрывается в системе конкретных педагогических действий, обеспечивающих положительный результат.

М ОДУЛЬ 8. Р ЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА результаты педагогической деятельности должны быть выше, чем у других в районе.

М ОДУЛЬ 9. А ДРЕСНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ Указать адресную направленность: каким педагогам рекомендовано использовать этот опыт (исследователям, начинающим или др.) определить область применения опыта в ведущих видах педагогической деятельности.

П РИЛОЖЕНИЕ К ОПЫТУ РАБОТЫ практические материалы, раскрывающие технологию опыта: авторские программы, модифицированные программы, проекты, тематическое планирование, поурочные планы (система занятий), видеоматериалы, компьютерное обеспечение занятий, сценарии вечеров, праздников и т. п., тексты лекций, выступлений, докладов и т. п., работы учащихся, данные об успеваемости учащихся, данные о выпускниках и бывших учениках.

С ТРУКТУРА ЦЕЛОСТНОГО ОПИСАНИЯ ОПЫТА РАБОТЫ 1. Тема опыта (отражает главное направление и содержание работы). Требования к теме: конкретность формулировки корректное использование педагогических и психологических терминов Наличие актуальности проблемы

Д АВАЙТЕ ПОПРОБУЕМ Придумайте вариант темы своего опыта. Какое направление вашей деятельности эта тема отражает? Какое содержание деятельности заложено в теме?

С ТРУКТУРА ЦЕЛОСТНОГО ОПИСАНИЯ ОПЫТА РАБОТЫ 2. Что считается результатом опыта? уровень воспитанности учащихся; уровень обученности учащихся; развитие личности учащихся (использовать известные в теории и практике методики); качество образования.

С ТРУКТУРА ЦЕЛОСТНОГО ОПИСАНИЯ ОПЫТА РАБОТЫ 3. При оценке результативности важно учитывать : мнение тех, кто уже использует данный опыт; какие преимущества имеет опыт по сравнению с другими методами обучения; за счет чего достигается в опыте высокий результат; насколько стабильны эти результаты; степень оптимальности получаемых результатов.

М ЕТОДИКА ОЦЕНКИ ОПЫТА По каждому критерию определяются три уровня: оптимальный, достаточный, неудовлетворительный. Например. Формулирование темы опыта Оптимальный - сформулирована грамотно, четко, конкретно, с отражением основной характеристики опыта и характера решаемой проблемы. Достаточный - сформулирована не компактно, большая по объему. Неудовлетворительный - сформулирована неверно, так как не отражает основную идею опыта.

К РИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ ОПЫТА Оценка материалов опыта проводится по трехбалльной шкале: 0 баллов - неудовлетворительный уровень; 1 балл - достаточный уровень; 2 балла - оптимальный уровень.

К РИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ ОПЫТА Соответствие темы опыта содержанию опыта Актуальность предлагаемого опыта Грамотность формулировки ведущей идеи Наличие и достаточная полнота теоретической базы опыта Новизна в решение заявленной проблемы Технологичность опыта Результативность Присутствие и широта адресной направленности Оригинальность и значимость приложений Качество оформления материалов

«Самый опасный враг творчества страх. Боязнь неудачи сковывает воображение и инициативу. Второй враг творчества чересчур высокая самокритичность... третий враг творческого мышления лень...» (психологи)

Пусть Вам сопутствует удача!