Презентация выполнила Пирожкова Анастасия Творчество Дионисия в Кирилло-Белозерском монастыре в Ферапонтове.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Искусство Средневековой Руси (иконопись). Богоматерь Оранта. Фрагмент мозаики из собора Св. Софии в Киеве. Около гг.
Advertisements

Русское искусство до XVIII века Памятники архитектуры Древней Руси. Русская икона.
Презентация: Плугатаренко О.В.. Творчество Андрея Рублёва Произведения Андрея Рублёва принадлежат к высшим достижениям русского и мирового духовного искусства,
ЖИВОПИСЦЫ ДРЕВНЕЙ РУСИ, или о том, как жили и работали мастера иконных дел. И он, пишучи святую икону, только по субботам и по воскресеньям причащается.
Собор
«ЗОЛОТОЙ ВЕК» РУССКОЙ ИКОНОПИСИ. познакомиться с историей развития древнерусской иконописи, с изготовлением древнерусских икон;
Сергиев Посад Переславль-Залесский Ростов Великий Ярославль Кострома Иваново Суздаль Владимир.
РОССИЯ: ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР МОЗАИК И ФРЕСОК XI-XVII ВЕКОВ.
Древнерусская живопись Урок МХК в 10 классе Учитель М.В. Хлебникова.
1.Архитектура. -Отличия архитектуры XII – начала XIII в. от архитектуры Киевской Руси. -Храмы Юга Руси. -Храмы Новгорода. -Зодчество Владимиро-Суздальской.
Мозаики и фрески Киевской Софии Окулов Александр МОУ «СОШ 30»10а класс 2007г. Окулов Александр МОУ «СОШ 30»10а класс 2007г.
Феофан Грек Приготовила: Ученица 10 класса Каленюк Оксана Преподаватель: Магомедова Т.В год.
РУБЛЕВ Андрей (ок ок. 1430) крупнейший мастер московской школы живописи.
РУССКАЯ КУЛЬТУРА XIV - XV ВЕКОВ Урок истории в 10 классе Учитель : Е. Н. Усанова.
Благовещенский собор Московского кремля.
Культура Киевской Руси Выполнила: Ю.Ю.Алехина учитель ИЗО и МХК МОУ СОШ51 Магнитогорск 2007г.
1. Мозаики и фрески Киевской Софии. 2. Новгородская живопись. Творчества Феофана Грека. 3. ИЗО Владимиро-Суздальского княжества. 4. Творчество Андрея.
Искусство единого Российского государства Часть 1.
Выполнила: Сулейманова А.И Группа:М Подгруппа 2 Проверила: Евдокимова А.Н Изобразительное искусство Древней Руси.
Транксрипт:

Презентация выполнила Пирожкова Анастасия

Творчество Дионисия в Кирилло-Белозерском монастыре в Ферапонтове

Дионисий (около ) русский художник, ознаменовавший своим творчеством последний взлет древнерусского искусства после Андрея Рублева, совпавший с общим подъемом Московской Руси в царствование Ивана III. Дионисий известен не меньше, чем его гениальный предшественник. автор многочисленных икон, фресок и миниатюр.

Собор, возведенный ростовскими мастерами к 1490 году, представляет первоклассный образец ростовской архитектуры, сохранивший черты раннемосковских каменных построек. Крестово-купольный трехапсидный храм поставлен на высоком подклете. Его стройные пропорции подчеркнуты вертикалями лопаток и тремя ярусами закомар и кокошников, завершенных изящным барабаном (малый барабан над южным приделом с конца XVIII в. скрыт под кровлей). Вверху стены собора украшают пояса из узорной кирпичной кладки с балясинами и керамическими плитками с растительным орнаментом, внизу – пояс с тератологическим и растительным орнаментом, восходящий к формам белокаменной резьбы владимиро-суздальских храмов. Три перспективных портала с килевидными завершениями вытесаны из белого известняка. Внутри собор разделен на три нефа четырьмя квадратными столбами, на которые опираются повышенные подпружные арки под барабаном. Росписи, насчитывающие почти 300 сюжетов и отдельных персонажей, занимают почти все поверхности стен, сводов, столбов (кроме восточных – за иконостасом и алтарной перегородкой), оконных и дверных откосов, а снаружи – центральную часть западной стены над дверным проемом и нижнюю часть южной стены над захоронением преподобного Мартиниана. Собор, возведенный ростовскими мастерами к 1490 году, представляет первоклассный образец ростовской архитектуры, сохранивший черты раннемосковских каменных построек. Крестово-купольный трехапсидный храм поставлен на высоком подклете. Его стройные пропорции подчеркнуты вертикалями лопаток и тремя ярусами закомар и кокошников, завершенных изящным барабаном (малый барабан над южным приделом с конца XVIII в. скрыт под кровлей). Вверху стены собора украшают пояса из узорной кирпичной кладки с балясинами и керамическими плитками с растительным орнаментом, внизу – пояс с тератологическим и растительным орнаментом, восходящий к формам белокаменной резьбы владимиро-суздальских храмов. Три перспективных портала с килевидными завершениями вытесаны из белого известняка. Внутри собор разделен на три нефа четырьмя квадратными столбами, на которые опираются повышенные подпружные арки под барабаном. Росписи, насчитывающие почти 300 сюжетов и отдельных персонажей, занимают почти все поверхности стен, сводов, столбов (кроме восточных – за иконостасом и алтарной перегородкой), оконных и дверных откосов, а снаружи – центральную часть западной стены над дверным проемом и нижнюю часть южной стены над захоронением преподобного Мартиниана. Кирилло-Белозерский монастырь

Размеры и пропорции композиций Дионисия подчинены архитектурным членениям, органично соединены с интерьером храма и поверхностями стен. Изящество и легкость рисунка, удлиненные силуэты, подчеркивающие невесомость как бы «парящих» фигур, а также изысканные, излучающие неземной свет краски и неповторимое тональное богатство цветов и оттенков определяют уникальность ферапонтовской росписи.После разрушения немецкими фашистами в годы второй мировой войны прославленных новгородских храмов XII–XV веков (Спаса на Нередице, Успения на Волотовом поле, Спаса на Ковалеве, Архангела Михаила на Сковородке) росписи Дионисия остались одним из немногих уцелевших фресковых ансамблей Древней Руси. Площадь стенописи собора около 600 кв. м. Среди древнерусских памятников эти фрески выделяет и полная сохранность никогда не поновлявшейся авторской живописи. Стенопись Рождественского собора, как показали научно-исследовательские работы, имеет прочный грунт и отличается хорошим состоянием красочных слоев. Размеры и пропорции композиций Дионисия подчинены архитектурным членениям, органично соединены с интерьером храма и поверхностями стен. Изящество и легкость рисунка, удлиненные силуэты, подчеркивающие невесомость как бы «парящих» фигур, а также изысканные, излучающие неземной свет краски и неповторимое тональное богатство цветов и оттенков определяют уникальность ферапонтовской росписи.После разрушения немецкими фашистами в годы второй мировой войны прославленных новгородских храмов XII–XV веков (Спаса на Нередице, Успения на Волотовом поле, Спаса на Ковалеве, Архангела Михаила на Сковородке) росписи Дионисия остались одним из немногих уцелевших фресковых ансамблей Древней Руси. Площадь стенописи собора около 600 кв. м. Среди древнерусских памятников эти фрески выделяет и полная сохранность никогда не поновлявшейся авторской живописи. Стенопись Рождественского собора, как показали научно-исследовательские работы, имеет прочный грунт и отличается хорошим состоянием красочных слоев.

Музей фресок Дионисия

В главном храме бывшего Ферапонтова мужского монастыря, соборе Рождества Богородицы, находятся росписи, созданные в 1502 году знаменитым московским художником Дионисием и сохранившиеся без обновлений до нашего времени. Чудом сохранившаяся, стенопись Дионисия была неизвестна до 1898 года.

Схема расположения росписей 1. Христос Вседержитель 2. Архангелы 3. Праотцы 4. Евангелисты и Спас Нерукотворный 5. Богоматерь. Воплощение с архангелами 6. Покров Богоматери 7. Серафимы 8. Преподобные Фома Малеин и Евфимий Великий 9. Преподобные Варлаам и царевич Иоасаф 10. Преподобные Иоанн Кущник и Алексий, человек Божий 11. Преподобные Феодосий Великий и Антоний Великий 12. Неизвестные мученики 13. Мученики Сергий и Вакх 14. Святой князь Владимир и мученик Евстафий Плакида 15. Святые князья Борис и Глеб 16. Пир в доме Симона прокаженного 17. Беседа с самарянкой; Исцеление слепорожденного 18. Брак в Кане Галилейской 19. Воскрешение дочери Иаира; Исцеление кровоточивой жены 20. «Ангел предстатель с небес послан бысть...» 21. «Сила Вышняго осени...»

Основные черты Многочисленные исторические источники, в которых упоминается Дионисий, полны восхищения его мудростью и талантом. К нему, очевидно, обращены трактаты крупнейшего публициста, писателя и общественного деятеля того времени Иосифа Волоцкого. Тематику творчества Дионисия определяют религиозно-философские идеи общественного служения и долга, особое понимание роли Руси в ходе истории. Работам Дионисия присущ уверенный, изящный рисунок, легкий, прозрачный колорит, особая согласованность и пластичность композиций. Образы, созданные Дионисием, наполнены совершенной духовной гармонией, представлением о грядущем мире Царствия Небесного. Многочисленные исторические источники, в которых упоминается Дионисий, полны восхищения его мудростью и талантом. К нему, очевидно, обращены трактаты крупнейшего публициста, писателя и общественного деятеля того времени Иосифа Волоцкого. Тематику творчества Дионисия определяют религиозно-философские идеи общественного служения и долга, особое понимание роли Руси в ходе истории. Работам Дионисия присущ уверенный, изящный рисунок, легкий, прозрачный колорит, особая согласованность и пластичность композиций. Образы, созданные Дионисием, наполнены совершенной духовной гармонией, представлением о грядущем мире Царствия Небесного.

Христос Вседержитель

Архангелы Архангелы Михаилы Архангелы Гавриилы

Праотцы Праотец Мелхиседек Праотец Енох Праотец Ной Праотец Аред

Евангелисты и Спас Нерукотворный Евангелист Матвей Евангелист Лука Спас Нерукотворный Евангелист Марк

Богоматерь. Воплощение с архангелами

Покров Богоматери

Преподобный Фома Малеин

Преподобный Варлаам

Преподобный Алексий, человек Божий

Преподобный Феодосий Великий

Неизвестный мученик

Мученик Сергий

Святой князь Владимир

Святой князь Борис

Пир в доме Симона прокаженного

Беседа с самарянкой; Исцеление слепорожденного

Брак в Кане Галилейской

Воскрешение дочери Иаира; Исцеление кровоточивой жены

«Ангел предстатель с небес послан бысть...»

«Сила Вышняго осени...»

Композиция «О Тебе радуется» Икона иллюстрирует прежде всего начальные строки песнопения «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь…» и представляет Богоматерь с младенцем на престоле, в окружении божественной славы. За нею – собор архангелов и храм, расположенный на фоне райского сада. У подножия престола Иоанн Дамаскин, протягивающий текст своей молитвы Богородице. Под ним изображены все чины святости: праотцы, пророки, апостолы, святители, мученики, мученицы… венчает композицию полукруг неба, как правило, с изображением небесных ангельских сил. Икона иллюстрирует прежде всего начальные строки песнопения «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь…» и представляет Богоматерь с младенцем на престоле, в окружении божественной славы. За нею – собор архангелов и храм, расположенный на фоне райского сада. У подножия престола Иоанн Дамаскин, протягивающий текст своей молитвы Богородице. Под ним изображены все чины святости: праотцы, пророки, апостолы, святители, мученики, мученицы… венчает композицию полукруг неба, как правило, с изображением небесных ангельских сил. 150 х 119 см

КОНЕЦ спасибо за внимание