Практический семинар Учимся общаться Сюзева Н.А. педагог-психолог высшей квалификационной категории МАДОУ ДСКВ 77 «Эрудит»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Презентация к уроку по психологии (11 класс) на тему: Умение слушать. Виды слушания. Техника активного слушания.
Advertisements

От конфликта к культуре педагогического общения. Конфликт столкновение, серьезное разногласие, спор (словарь С. И. Ожегова); столкновение, серьезное разногласие,
Как «слушать» и «слышать» подростка Практическое руководство для заинтересованных родителей.
Конфликты и продуктивные методы их разрешения Гулькевичский район Трикоз Алёна.
1. Доверительный стиль общения. 2. Правило «здесь и теперь». 3. Отказ от обезличенной речи. 4. Искренность общения. 5. Конфиденциальность происходящего.
Цели: Виды конфликтов. Формула конфликта. Какие существуют модели поведения в конфликте? Из-за чего возникают конфликты? Роль эмоций в конфликтах. Что.
Работа по устранению негативных ДРО Ильинова Н.А. - педагог-психолог МКУ «Информационно-методический отдел»
«Школа взаимоотношения с родителями» Психотехническая игра с педагогами.
Вербальное общение - правила: не быть предвзятым к собеседнику; преодолевать эгоцентризм; быть спокойным; уверенным; свободным; выражать неподдельный.
Презентация к уроку (9 класс) по теме: Общение. Виды общения.
Презентация Кавериной Евгении Викторовны «Технология совместного творчества»
ЛИЧНОСТНО- ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ «Образовать человека – значит помочь ему стать субъектом культуры, научить жизнетворчеству, что предполагает.
ПАРФЕНОВА ЛЮБОВЬ АЛЕКСЕЕВНА УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ 2012 Тренинг «Эффективное общение» для учащихся.
Начальная школа – начало начал Смирнова Гульсина Алексеевна – учитель начальных классов МБОУ «Полазненская СОШ 3»
г. в МКОУ «С(К)ОШ VIII вида прошло родительское собрание на тему: «Роль семейного психологического климата в воспитании детей »
Моя семья Семья - древнейший институт человеческого взаимодействия, уникальное явление.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ИНТЕРЕСАХ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА.
Диалог на уроке в начальной школе. О.А.Коромыслова Преподаватель МОУ «НОШ 90»
Вербальная культура. Основные каналы общения Речевой (вербальный) Неречевой (невербальный)
БОУ ДПО (ПК)С ЧРИО Минобразования Чувашии кафедра дошкольного образования Зачет ная работа по образовательной области «Познание» Тема «Метод Активного.
Транксрипт:

Практический семинар Учимся общаться Сюзева Н.А. педагог-психолог высшей квалификационной категории МАДОУ ДСКВ 77 «Эрудит»

Формы партнерства образовательного учреждения и родителей: индивидуальные и групповые консультации специалистов; коммуникативные тренинги для педагогов и родителей; семинары для педагогов и родителей; деловые игры для педагогов и родителей; написание брошюр для родителей; специальные мероприятия, в которых семья выступает как источник социокультурного опыта для педагогов и детей; создание и организация работы семейных клубов, которые объединяют людей разных поколений; создание детско-родительских театров; творческие группы педагогов и родителей по проведению праздников; совместные творческие группы педагогов – родителей по темам: «Семья – о воспитании», «Семья – источник знаний», «Семья – хранитель традиций», которые собирают информацию об эффективных народных методах воспитания и пропагандируют их; домашние задания развивающего или творческого характера для совместного выполнения детьми и их родителями; драмкружки родителей и детей; спортивные соревнования семей;

Принципы : Принцип диалогизации взаимодействия. Другими словами соблюдение равноправного, полноценного межличностного общения, основанного на уважении к чужому мнению, на доверии. Принцип субъект - субъективного подхода, предполагающий равноправие позиций педагогов ОУ и родителей. Принцип самодиагностики. Развитие своего "Я", рефлексивных способностей, понимания "Я - в ситуации." Принцип психологического события, основанный на влиянии эмоций на мышление человека. Предполагается использование эмоционально насыщенных средств. Принцип акцентирования языка чувств, где предполагается уделять особое внимание развитию мимики, жестов и остальной невербальной стороне человеческого общения. Принцип соблюдения доброжелательной атмосферы, когда формируется позитивное отношение к другому человеку, понимание его состояния и эмоциональное сопереживание (эмпатия); Принцип ненавязчивости. В процессе взаимодействия педагоги не дают однозначных ответов или готовых рецептов счастливой семейной жизни, не занимаются обучением тем или иным методам, а показывают модели, варианты поведения, общения, разрешения конфликтов, их плюсы и минусы с учетом принятых в обществе непреложных морально-нравственных, духовных норм и ценностей.

Условия для взаимодействия: Педагог испытывает и демонстрирует принятие своего собеседника; Педагог испытывает и демонстрирует эмпатическое понимание собеседника; Педагог предоставляет искреннюю обратную связь.

1-й шаг : Принятие Принятие – это: уважение права собеседника на его собственные чувства, мысли, поведение; положительное отношение к чувствам, желаниям и поступкам человека как естественным в данной ситуации. ИЛИ - это особая установка педагога по отношению к словам и действиям своего собеседника.

1-й шаг : Принятие. Когда мы принимаем слова или поступки другого, то говорим: «Я согласен с тобой»; «Я считаю, что ты правильно делаешь»; «На твоем месте я поступил бы так же».

Словесные шаблоны собеседника: Высказывание одобрения «Хорошо», «Замечательно» и проч. Высказывание согласия «Да», «Конечно», «Безусловно», «Разумеется», «Несомненно» и проч. Демонстрация понимания Я понимаю..., Я представляю, как это было трудно. Мне понятно ваше состояние. Мне близко то, что вы испытываете. Демонстрация естественности и нормальности происходящего То, что с вами происходит - это нормально. То, что вы испытываете - естественно. В этих обстоятельствах - это вполне понятная реакция. В такой ситуации - это вполне естественно. Предоставление права. Вы имеете право так думать, поступать, чувствовать и проч. Вы можете так поступить. Подтверждающи е высказывания Действительно, это неприятно. Безусловно, вы правы

2-й шаг: Эмпатическое понимание собеседника. Эмпатия - «сочувствие», «сопереживание». буквальный перевод этого слова «вчувствование».

2-й шаг: Эмпатическое понимание собеседника. Эмпатировать это: «встать на место другого человека»; «посмотреть его глазами»; «вжиться в его роль»; «войти в кожу»; «влезть в ботинки».

Состояние педагога. Как настроиться педагогу ? Задайте мысленно себе вопросы: Какой передо мной человек? Какой передо мной человек? В каком он состоянии? В каком он состоянии? Как он ко мне относится? Как он ко мне относится? КАК НАСТРОИТЬ СОБЕСЕДНИКА К СЕБЕ? сохраняйте серьезный тон (даже вопреки попыткам собеседника «отшутиться»); сохраняйте серьезный тон (даже вопреки попыткам собеседника «отшутиться»); не торопитесь отвечать на вопросы собеседника «Что мне делать?», а говорите о том, как важно исследовать и понять его ситуацию. не торопитесь отвечать на вопросы собеседника «Что мне делать?», а говорите о том, как важно исследовать и понять его ситуацию.

Техники общения. техника активного слушания; техника вопросов; техника эмпатического слушания; техника воздействия (интерпретация, конфронтация, высказывание рефлективной обратной связи, предоставление информации, рекомендации (советы).

ЗАДАНИЯ СЛУШАТЕЛЯМ (тренинг): Техника активного слушания. 1. Разделитесь на пары; 2. Повернитесь друг к другу (чуть боком); 3. Подбородком опирайтесь на руку и внимательно слушайте своего напарника, демонстрируя заинтересованность..

ЗАДАНИЯ СЛУШАТЕЛЯМ (тренинг): Техники вопросов. Задавайте вопросы: 1. Вам, наверное, было неприятно? 2. Вы, наверное, злились?», 3. Что вам хотелось бы?», 4. Действительно ли это то, что вам нужно? 5. Что вас привлекает в этом? 6. Что вы чувствует важным именно для себя?

ЗАДАНИЯ СЛУШАТЕЛЯМ (тренинг): Техники эмпатического слушания. Цель данных техник – установление раппорта – эмпатического контакта, подсознательного доверия. Именно оно и является основой общения.

ЗАДАНИЯ СЛУШАТЕЛЯМ (тренинг): Техники эмпатического слушания. Прием 1. Подстройка к позе собеседника. Отражение позы собеседника. Разделитесь на пары. Партнер А - устанавливающий раппорт. Партнер Б – собеседник. Каждый участник должен побывать в каждой роли хотя бы один раз.

ЗАДАНИЯ СЛУШАТЕЛЯМ (тренинг): Техники эмпатического слушания. Прием 2. Разделитесь на пары. Каждая пара подбирает две темы для разговора: 1-я тема - когда вы оба согласны с позицией друг друга. 2-я тема - когда вы не согласны с позицией друг друга. При разговоре все время следите, чтобы сохранялась ваша подстройка друг к другу

Рекомендация педагогам: При индивидуальном общении с родителями, учениками, воспитанниками обращайте внимание на то, как они подстраиваются к Вам. Если идет подстройка с его стороны, то все нормально - собеседник согласен с Вами. Если же нет, и он просто слушает Вас, а поза совсем другая, не как у Вас, то внутреннего согласия у него с вами нет.

Побуждение собеседника к высказыванию обратной связи: Побуждение собеседника к высказыванию обратной связи: Как вы относитесь к тому, что я сказал, к моим словам, мыслям и проч.?; Что вы думаете по этому поводу?; Что вы думаете по этому поводу?; Поправьте меня, если это не соответствует вашим ощущениям. Поправьте меня, если это не соответствует вашим ощущениям.

Прием: переориентация собеседника («позитивное переформулированные»). Суть: переориентировать ученика на иное отношение к проблемной ситуации, переосмысление своего отношения к ней. Способ: используя информацию, полученную от собеседника, интерпретируйте ее таким образом, чтобы негативное, бывшее основанием для беспокойства и переживаний, стало бы причиной положительных эмоций, способных если не полностью снять негативные переживания, то, по крайней мере, существенно уменьшили бы их значимость и интенсивность.

Прием: переориентация собеседника («позитивное переформулированные»). Пример позитивного переформулирования ситуации: Здесь, педагог предлагает взглянуть на ситуацию в ином свете: Ученик: Мне очень неприятно, что учительница часто говорит, что этот предмет мне не дается, что я лентяй. Откуда она может знать, что мне надо и какой Я ? Ученик: Мне очень неприятно, что учительница часто говорит, что этот предмет мне не дается, что я лентяй. Откуда она может знать, что мне надо и какой Я ? Педагог: Педагог: Не означает ли это, что учительница в чем то и права по своему? Насколько ты смог доказать ей обратное? Не означает ли это, что учительница в чем то и права по своему? Насколько ты смог доказать ей обратное? Ты пытался? Ты пытался? Как? Как? Т.е. найти положительный аспект в отрицательной ситуации.

Техника «Я-сообщение». Варианты выражения педагогом своего отношения к собеседнику: «Ты-высказывание» утверждение, в которых педагог говорит о собеседнике, указывает на его поведение, интерпретирует его мысли, чувства, мотивы и проч. Например, в ситуации так называемого «сопротивления» педагог может сказать: «Мне кажется, вы не хотите решать свою проблему. Или я неправ ?». «Ты-высказывание» утверждение, в которых педагог говорит о собеседнике, указывает на его поведение, интерпретирует его мысли, чувства, мотивы и проч. Например, в ситуации так называемого «сопротивления» педагог может сказать: «Мне кажется, вы не хотите решать свою проблему. Или я неправ ?». «Я-высказывание» утверждение, в которых педагог говорит только о своем опыте. Например, в той же ситуации педагог говорит: «Я чувствую, как мне трудно выполнять свою задачу». «Я-высказывание» утверждение, в которых педагог говорит только о своем опыте. Например, в той же ситуации педагог говорит: «Я чувствую, как мне трудно выполнять свою задачу». «Я – высказывание» наиболее предпочтительно в ситуации общения. Причина: оно менее директивно и конфронтационной, потому что цель «Я-высказывания» донести свои ощущения и предоставить собеседнику возможность решить изменять что-то в своем поведении или нет.

Компоненты:«Я-высказывания» Содержание Комментарии Вербальные ключи Ситуация (краткое описание ситуации) Необходимо обратить внимание на переживания Когда я... После того, как я... В то время как... Выражение(вербализация переживаний по поводу ситуации) чувства - перечисление собственных чувств (эмоций, переживаний, телесных ощущений), возникших в связи с данной ситуацией, чувств по отношению к партнеру, к себе; Я почувствовал.,. У меня возникло чувство... У меня появилось чувство... Я ощутил... Я испытал... Я начинаю чувствовать...

Компоненты:«Я-высказывания» Содержание Комментарии Вербальные ключи Предложения(конструктивное воздействие на собеседника) Перечисление Перечислениеконструктивных предложений по разрешению данной ситуации; по устранению по устранению последствий данной ситуации; пожелания своему пожелания своему партнеру на будущее, а иногда даже требования, с целью профилактики подобных ситуаций А поэтому я А поэтому я предлагаю нам (вам)... В связи с этим у В связи с этим у меня есть предложение... Поэтому я вас Поэтому я васпрошу... Давайте... Давайте...

Рекомендации (советы). Рекомендации (советы) это предложения и пожелания собеседнику о том, как действовать в той или иной ситуации, как относиться к тому или иному событию и проч. Формы рекомендаций (советов). Традиционная форма домашнее задание собеседнику. например: Попробуйте провести один день без слов критики или упрека в адрес вашего ребенка. Замените их фразами одобрения по любому подходящему поводу или без повода. Посмотрите на реакцию ребенка.

Четвертый этап. Завершение беседы. Цель этапа - подведение итогов беседы. Она включает в себя следующие мероприятия: 1. Прием «воздействующее резюме» Г.С. Абрамова суммирование и краткое обобщение того, что педагог и собеседник добились в ходе беседы, оно призвано помочь собеседнику перенести эти обобщения из интервью в реальную жизнь; 2. обратная связь от педагога - высказывание педагогом своих впечатлений о беседе, об ее эффективности, о собеседнике;

Четвертый этап. Завершение беседы. 3. активизация обратной связи побуждение собеседника к высказыванию своих впечатлений по поводу беседы: «Мне хотелось бы услышать ваше мнение о нашем разговоре», «Чем для вас была эта беседа?». 4) обсуждается перспектива дальнейших отношений собеседника с педагогом или другими необходимыми специалистами; 5) решаются организационные вопросы; 6) прощание с собеседником.