« Стратегия развития высшей школы в современных социально-экономических условиях » Докладчик: Молчанов Игорь Николаевич, д.э.н., доцент кафедры экономики.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Министерство образования Калининградской области, форум "Модернизация образования", Москва, ноябрь 2008 Переход бюджетного учреждения дополнительного образования.
Advertisements

Об автономных учреждениях в сферах науки и образования А.Ю.Савин – и.о. директора Департамента комплексной координации программ в сфере образования и науки.
0 1 МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ 8 мая 2010 года был принят Федеральный закон 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные.
Автономные учреждения: Вопросы нормативно- правового регулирование.
Реализация в Красноярском крае Федерального закона от ФЗ 9,3.
Семинар для глав муниципальных районов, городских округов Республики Бурятия О РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ г 83-ФЗ «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ.
Автономные учреждения: правовое регулирование, сравнительный анализ бюджетного и автономного учреждения Фонд «Институт экономики города»
( утверждено постановлением Правительства области от п )
Реализация в Красноярском крае Федерального закона от ФЗ 9,3.
Цель и задачи повышения качества государственных (муниципальных) услуг путем реформирования бюджетной сети Задача 1. Создание условий и стимулов для более.
Минфин России Совершенствование правового регулирования в сфере систематизации информации о государственных и муниципальных услугах и работах Межведомственная.
«Стандарт качества муниципальных образовательных услуг »
Новая модель финансового обеспечения выполнения государственного задания на учебный год 31 июля 2013 г.
Институт финансово-экономического мониторингаИнститут Экономики переходного периодаГУ – высшая школа экономикиИнститут финансово-экономического мониторингаИнститут.
О реализации Федерального закона 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового.
Н ОРМАТИВНАЯ БАЗА ИСПОЛНЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ БИБЛИОТЕЧНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Л.С. Ведерникова, заведующая.
1 Нормативное правовое регулирование деятельности автономных учреждений Министерство экономического развития Российской Федерации Г.Ч. Махакова - заместитель.
ИЗМЕНЕНИЕ ПОРЯДКА ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) УЧРЕЖДЕНИЙ В СВЯЗИ С СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕМ ИХ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ Калугина Наталья.
Об организационно-методическом сопровождении перехода бюджетных образовательных учреждений профессионального образования в федеральные автономные учреждения.
Институциональные механизмы минимизации рисков перехода на НПФ и НСОТ Иркутск,2011.
Транксрипт:

« Стратегия развития высшей школы в современных социально-экономических условиях » Докладчик: Молчанов Игорь Николаевич, д.э.н., доцент кафедры экономики социальной сферы экономического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова,

2 Молчанов И.Н Стратегия развития высшей школы в современных социально- экономических условиях Вопросы к обсуждению: Образовательное кредитование в период кризиса. Переход федеральных бюджетных образовательных учреждений в автономные учреждения. Федеральные и национальные исследовательские университеты.

3 Молчанов И.Н Образовательное кредитование в период кризиса Продолжительный временной период имели место проблемы, связанные с необходимостью упорядочения правовых и организационных аспектов получения гражданами России образования на условиях полной или частичной компенсации затрат на обучение; отсутствовали единые финансово-экономические подходы к определению стоимости обучения и единый регистр тарифов стоимости обучения по различным специальностям; не были созданы возможности для централизованного и заблаговременного информирования абитуриентов и их родителей об условиях получения высшего профессионального образования на условиях кредитования.

4 Молчанов И.Н Образовательное кредитование в период кризиса

5 Молчанов И.Н Образовательное кредитование в период кризиса В рамках сложившейся в России многоканальной системы финансирования высшего образования целесообразно применение модели финансирования, базирующейся на сочетании государственного целевого субсидирования с образовательным кредитом, которая позволяет решить двуединую задачу: с одной стороны, способствовать повышению доступности высшего образования (путем предоставления государственных целевых субсидий и государственных образовательных кредитов, посредством которых создается адресная финансовая помощь в период обучения студентов из малообеспеченных семей);

6 Молчанов И.Н Образовательное кредитование в период кризиса с другой стороны, стимулировать подготовку профессиональных кадров по приоритетным направлениям и специальностям, имеющим важное социальное и экономическое значение для страны и регионов, их распределение и закрепление на рабочих местах, а также повышение заинтересованности студентов в достижении высоких результатов в учебе. Практическое решение рассматриваемых вопросов, влияющих на развитие финансово-экономического механизма функционирования высшей школы, возможно при соблюдении определенных условий.

7 Молчанов И.Н Образовательное кредитование в период кризиса К их числу относятся: совершенствование нормативно-правовой документации по обеспечению финансово-хозяйственной деятельности вузов; сохранение и развитие системы налогообложения, стимулирующей инвестиции в систему высшего профессионального образования; обеспечение целевого использования средств, выделяемых субъектам Российской Федерации из федерального бюджета и других централизованных источников (например, фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации) для финансирования региональных бюджетов высшей школы; установление, с учетом особенностей регионов и специализаций вузов, порядка определения размеров субвенций и доведения их до отдельных национально- и административно-территориальных образований и конкретных высших учебных заведений.

8 Молчанов И.Н Переход федеральных бюджетных образовательных учреждений в автономные учреждения Результатом осуществления государственной программы реструктуризации бюджетного сектора является принятие в начале ноября 2006 года Федерального закона 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (в редакции федеральных законов от 3 ноября 2006 г. 175-ФЗ, от 24 июля 2007 г. 215-ФЗ и от 18 октября 2007 г. 230-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий»).

9 Молчанов И.Н Переход федеральных бюджетных образовательных учреждений в автономные учреждения В целом под автономным учреждением понимается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерацией или муниципальным образованием для оказания услуг, выполнения работ в целях осуществления, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерацией, полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта.

10 Молчанов И.Н Переход федеральных бюджетных образовательных учреждений в автономные учреждения Основной целью создания автономных учреждений как еще одного типа (государственных и муниципальных) учреждений является создание механизмов, позволяющих повысить эффективность их функционирования: создания условий для их финансово-хозяйственной самостоятельности и экономической мобильности, повышения эффективности использования кадровых, материальных ресурсов, стимулирования инновационной деятельности, привлечения инвестиций и расширения источников финансирования, усиления ответственности за конечные результаты деятельности, повышения прозрачности финансирования.

11 Молчанов И.Н Переход федеральных бюджетных образовательных учреждений в автономные учреждения Правительством Российской Федерации принято шесть подзаконных акта (в хронологическом порядке): Постановление от 28 мая 2007 г. 325 «Об утверждении формы предложения о создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения»; Постановление от 31 мая 2007 г. 337 «О порядке определения видов особо ценного движимого имущества автономного учреждения»; Постановление от 10 октября 2007 г. 662 «Об утверждении Положения об осуществлении федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального автономного учреждения»; Постановление от 18 октября 2007 г. 684 «Об утверждении Правил опубликования отчетов о деятельности автономного учреждения и об использовании закрепленного за ним имущества»; Постановление от 24 декабря 2007 г. 924 «Об утверждении Правил подготовки предложений о создании федеральных автономных учреждений путем изменения типа существующих федеральных государственных учреждений»; Постановление от 18 марта 2008 г. 182 «Об условиях и порядке формирования задания учредителя в отношении автономного учреждения, созданного на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, и порядке финансового обеспечения выполнения задания».

12 Молчанов И.Н Переход федеральных бюджетных образовательных учреждений в автономные учреждения Наибольшие трудности у субъектов Российской Федерации при разработке нормативных правовых актов связаны с разработкой: форм отчетов о деятельности государственного (муниципального) автономного учреждения и об использовании закрепленного за ним имущества; условий и порядка формирования задания учредителя государственному (муниципальному) автономному учреждению и порядка финансового обеспечения выполнения задания; перечня государственных (муниципальных) учреждений, тип которых не подлежит изменению.

13 Молчанов И.Н Переход федеральных бюджетных образовательных учреждений в автономные учреждения В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2007 г. 325 приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2007 г. 261 (в редакции от 22 октября 2007 г. 354) утверждены «Методические рекомендации по заполнению формы предложения о создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения», которая является общей для учреждений всей социальной сферы.

14 Молчанов И.Н Переход федеральных бюджетных образовательных учреждений в автономные учреждения Определено, что предложение должно содержать следующие наиболее значимые позиции: обоснование и риски создания автономных учреждений; общие сведения о существующем государственном учреждении (собственнике имущества, учредителе); сведения о целях и видах деятельности существующего государственного учреждения; сведения об имуществе; сведения об ином имуществе, подлежащем передаче в оперативное управление; сведения о финансировании и доходах; сведения о задолженности; сведения об услугах (работах), оказываемых государственным учреждением; сведения о работниках учреждения и уровне оплаты их труда.

15 Молчанов И.Н Переход федеральных бюджетных образовательных учреждений в автономные учреждения Без установления единых правил формирования задания учредителя невозможно создать конкурентную среду между государственными и негосударственными, бюджетными и автономными учреждениями по предоставлению государственных образовательных услуг. Для формирования конкурентной среды необходимо обеспечить равенство подходов финансового обеспечения как бюджетных, так и автономных учреждений на основе единой методологии.

16 Молчанов И.Н Переход федеральных бюджетных образовательных учреждений в автономные учреждения Рособразование, как наиболее крупный в Российской Федерации учредитель образовательных учреждений, вовлечено в работу по переходу подведомственных бюджетных образовательных учреждений в автономные самым непосредственным образом: создана Рабочая группа для подготовки предложений о механизмах и порядке создания автономных учреждений, в состав которой включены представители профсоюза, образовательных и научных учреждений; на Экономическом совете Рособразования и на организационных совещаниях с представителями пилотных образовательных учреждений состоялись обсуждения по проблеме предотвращения рисков и обоснованности принимаемых решений о переводе бюджетных образовательных учреждений в автономные;

17 Молчанов И.Н Переход федеральных бюджетных образовательных учреждений в автономные учреждения в целях оперативного обмена информацией, включая информацию о действующих нормативных правовых актах, регламентирующих создание автономных учреждений, открыты специальные сайты: Московским государственным университетом экономики, статистики и информатики «МЭСИ» в рамках проекта ФЦПРО специалистами МЦФЭР-консалтинг сформирован перечень пилотных образовательных учреждений, выразивших готовность к переходу в автономные образовательные учреждения, состоящий из 34 учреждений высшего, среднего и дополнительного профессионального образования, в их числе: Санкт- Петербургский государственный инженерно-экономический университет «ИНЖЕКОН», Санкт- Петербургский государственный электротехнический университет, Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики «ЛИТМО», Государственный технологический университет «МИСИС», Московский государственный университет экономики, статистики и информатики «МЭСИ», Всероссийский заочный финансово-экономический институт (ВЗФЭИ), Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина, Казанский государственный финансово-экономический институт, Кубанский государственный университет, Тюменский государственный нефтегазовый университет, Российский государственный профессионально-педагогический университет (г. Екатеринбург), Владивостокский государственный университет экономики и сервиса и др.; разработан График мероприятий по созданию подведомственных федеральных автономных образовательных учреждений, являющийся составной частью Графика Минобрнауки России.

18 Молчанов И.Н Переход федеральных бюджетных образовательных учреждений в автономные учреждения В рамках мероприятий Графика Рособразованию предстоит разработать и утвердить: нормативы затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за федеральным образовательным автономным учреждением или приобретенного федеральным автономным образовательным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем, а также на уплату налогов, в том числе земельные участки (кроме, как уже отмечалось, того имущества (земли), которое сдается учреждением в аренду, а также арендуемого учреждением имущества у других юридических лиц – замечание авт.); методические рекомендации подведомственным бюджетным учреждениям для перехода их в автономные образовательные учреждения (после полного формирования нормативных правовых и подзаконных актов – замечание авт.); формы отчетов о деятельности федерального автономного образовательного учреждения и об использовании закрепленного за ним имущества и т.д.

19 Молчанов И.Н Переход федеральных бюджетных образовательных учреждений в автономные учреждения В целом все мероприятия Рособразования по сопровождению создания и функционирования федеральных автономных образовательных учреждений можно условно разделить на два этапа: подготовка проекта правительственного решения и формирование проекта предложения о создании федерального автономного образовательного учреждения путем изменения типа существующего федерального бюджетного образовательного учреждения по установленной Правительством Российской Федерации форме предложения и правилам ее заполнения; сопровождение функционирования созданного федерального автономного образовательного учреждения, в том числе путем формирования нормативного и методического обеспечения.

20 Молчанов И.Н Федеральные и национальные исследовательские университеты 1. Первый уровень связан с глобальными факторами и тенденциями, оказывающим влияние на деятельность общенациональных университетов и системообразующих вузов. Оценка данного фактора должна основываться на учете формирующейся в настоящее время новой экономической и социально-политической структуры современного мира в зависимости от степени вовлеченности нашей страны в процессы глобального функционирования. В настоящее время расширяются международный рынок образовательных услуг, межгосударственное научное сотрудничество, изменяются перспективы глобальных направлений в развитии науки и техники.

21 Молчанов И.Н Федеральные и национальные исследовательские университеты 2. Второй уровень отражает общегосударственные факторы и тенденции, складывающиеся в российских условиях функционирования общенациональных университетов и системообразующих вузов. На протяжении последних пятнадцати лет нарастала массовизация профессионального образования. Увеличение доступности услуг высшей школы привело к формированию потребностей населения в массовых образовательных услугах с одновременным формированием новых форматов элитарного образования в приоритетных областях.

22 Молчанов И.Н Федеральные и национальные исследовательские университеты 3. Третий уровень воспроизводит региональные факторы и тенденции, оказывающие заметное влияние на деятельность общенациональных университетов и системообразующих вузов. 4. Четвертый уровень связан с факторами и тенденциями внутренней среды общенациональных университетов и системообразующих вузов. Основное поле деятельности высшего образовательного учреждения - это деятельность в области образования.

23 Молчанов И.Н Образовательное кредитование в период кризиса

24 Молчанов И.Н Стратегия развития высшей школы в современных социально- экономических условиях Благодарю за внимание!