Проектная деятельность на уроках истории и обществознания как фактор формирования социальной компетентности старшеклассников Выпускная аттестационная работа.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЕ-КОМПЛЕКСЕ В РАМКАХ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПЛОЩАДКИ Сергей Николаевич Трошков, канд.пед.
Advertisements

Опытно-экспериментальная работа Учитель истории и обществознания Новичкова Т.В. Г.Саратов, МОУ «МБЛ»
Профессиональная готовность будущих педагогов к работе в интегрированных учебных заведениях Магистрант Центра проблем развития образования Галах Екатерина.
Развитие коммуникативных способностей детей младшего школьного возраста средствами дидактических игр.
1 Выпускная квалификационная работа Становление коммуникативной компетентности студентов.
Программа научно - экспериментальной работы на базе ГБОУ СОШ 1151 г. Зеленограда « Гендерный подход в адаптивной начальной школе»
Этапы повышения профессиональной компетентности учителей в рамках педагогического эксперимента в билингвальной школе.
КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ВОЛГОГРАДСКИЙ.
Научно-исследовательский проект Создание организационно-педагогических условий реализации непрерывного естественно- математического профильного обучения.
Содержание и методика проведения аттестации профессиональной деятельности учителя общеобразовательного учебного заведения Содержание и методика проведения.
Актуальность выбранной темы определяется тем, что согласно данным отечественных и зарубежных исследователей, в современном мире наметилась устойчивая.
Динамика развития коммуникативной компетентности студентов- филологов в классическом университете Работа магистрантки специальности «Общая педагогика,
Активизация самостоятельной работы студентов при изучении специациальных и факультативных дисциплин. Исполнитель: Щербаков И.А. Научный руководитель: д.п.н.
Управление процессом нравственного воспитания учащихся на этнокультурной основе Автор презентации: Смольякова Валентина Ивановна.
Концепция выявления, развития и профессионального становления интеллектуально одарённой молодежи в Республике Беларусь на этапах «школа – высшее образование.
(в помощь классному руководителю) Автор работы: преподаватель математики, классный руководитель группы по профессии «Оператор ЭВМ» Алякина Ирина Геннадьевна.
Управление образования администрации Прокопьевского муниципального района муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Котинский детский.
ПУБЛИЧНЫЙ ОТЧЁТ о работе МБОУ лицея 9 г. Сальска как базовой площадки по реализации направления Распространение на всей территории РФ моделей образовательных.
МОУ «Шумерлинская СОШ» Проектная и исследовательская деятельность учащихся.
Научно – методическое портфолио педагога как условие его профессионального становления Выпускная квалификационная работа Куниной Лидии Васильевны Слушателя.
Транксрипт:

Проектная деятельность на уроках истории и обществознания как фактор формирования социальной компетентности старшеклассников Выпускная аттестационная работа по дополнительной профессиональной образовательной программе «Теория и технологии преподавания общественных дисциплин» Халитовой Зили Закиевны Научный руководитель: кандидат педагогических наук Смирнова Юлия Викторовна

Актуальность темы определяется содержанием нормативно-правовых документов, сформированных на уровне государства и региональных органов управления в сфере общего образования. Анализ работ по данной теме, показал, что в определенных условиях возможна интеграция социального и индивидуально-личностного в единой модели « социально созревшей личности » (Б.П. Никонов, В.Ф. Сафин), которая способна к социальному взаимодействию и саморазвитию. Характеристика педагогической практики, ее состояния и потребностей по использованию проектной деятельности на уроках истории и обществознания как фактора формирования социальной компетентности старшеклассников подтверждает значимость темы для областной образовательной системы.

Цель исследования выявить условия эффективного влияния метода проектов на уроках истории и обществознания как фактора формирования социальной компетенции старших школьников.

Объект исследования исследования является процесс формирования социальной компетенции старших школьников. Предмет исследования влияние метода проектов на процесс формирования социальной компетенции.

Гипотеза исследования: метод проектов как способ формирования социальной компетенции старших школьников является наиболее эффективным при следующих условиях: построение педагогического общения с учетом особенностей конкретного коллектива школьников; возможность самостоятельного выбора темы проекта учеником; использование различных способов создания групп в работе над проектом.

Задачи исследования раскрыть сущность понятия « социальная компетентность и определить структуру и компоненты социальной компетентности; проанализировать подходы к развитию социальной компетентности; конкретизировать понятие метода проектов в современной педагогике; проанализировать практический опыт по использованию метода проектов в педагогической деятельности и выявить условия эффективного применения метода проектов в процессе развития социальной компетентности.

Теоретические методы исследования теоретический анализ психолого-педагогической и тематической литературы по исследуемой проблеме Эмпирические методы исследования 1)педагогической диагностики: наблюдение и беседа, интервьюирование, анализ продуктов деятельности 2)методы анализа, синтеза и сравнения результатов опытной работы по формированию социальной компетентности старшеклассников на уроках истории и обществознания в ходе проектной деятельности 3)количественный метод статистической обработки полученной информации.

База исследования МОУ Межозерная СОШ Верхнеуральского муниципального района

Теоретический анализ проблемы исследования позволяет сделать следующие выводы: ­В рамках компетентностного подхода социальная компетентность может быть рассмотрена как одна из ключевых компетентностей выпускника учебного заведения. ­Как интегративная характеристика личности социальная компетентность имеет в определенной степени четкую структуру, в которой выделяются такие компоненты как: система индивидуальных психологических качеств и нравственно-этических установок, комплекс социальных компетенций, спектр социальных ролей. ­Метод проектов на данном этапе развития образования становится максимально эффективным способом развития социальной компетентности позволяющим учитывать индивидуальные особенности школьников и делать акцент на их активную деятельность в обучении. Теоретическая значимость исследования

Метод проектов, являясь активным методом обучения и воспитания, предоставляет широкие возможности для развития социальной компетентности, обусловленные опорой на самостоятельность и личный жизненный опыт школьников. ­Для более эффективного применения метода проектов с целью развития социальной компетентности учеников должны быть соблюдены следующие условия: 1. Анализ и учет особенностей ученического коллектива в организации педагогом работы над проектом и координации проектной деятельности. 2. Предоставление широкого выбора тем для будущего проекта, отвечающих потребностям и интересам школьников. 3. Чередование различных способов формирования проектных групп для корректировки развития социальной компетентности каждого ученика. 4. Наличие социальной направленности в темах учебных и социальных проектах общественно-значимого результата. Практическая значимость исследования

Организационно- педагогические условия Для более эффективного применения метода проектов с целью развития социальной компетентности учеников должны быть соблюдены следующие условия: 1. анализ и учет особенностей ученического коллектива в организации педагогом работы над проектом и координации проектной деятельности; 2. предоставление широкого выбора тем для будущего проекта, отвечающих потребностям и интересам школьников; 3. чередование различных способов формирования проектных групп для корректировки развития социальной компетентности каждого ученика; 4. наличие социальной направленности в темах учебных и социальных проектах общественно-значимого результата;

За три последних года было подготовлено 15 победителей и призёров районных муниципальных олимпиад по истории, обществознанию, праву и экономике. Показатели областных конкурсов: Седурин Алексей - победитель областной олимпиады по философии для школьников в возрасте от 8 до 18 лет по теме «Мудрость Древнего Китая» (2009 г). Социальный проект «Ландшафтное озеленение» занял 3 место на региональном конкурсе «Цветущая планета», 2009 г. Социальные проекты «Превратим посёлок в цветущий сад» и «Просто скажи – НЕТ!» отмечены областными грамотами в 2010 и 2011 гг. Исследовательские работы: «Рецепт военных чернил», VIII конкурса «Человек в истории. Россия ХХ век» (2009 г),"Иван Францевич Лихтенберг: военнопленный Первой мировой в России" (2011 г) Макарова Таня награждена областными грамотами за участие в очном этапе областного конкурса лидеров и руководителей детских и молодежных общественных объединений «Лидер XXI века»; 2010 г и 2011 г. Резяпова Оксана и Кукченко Диана, ученицы 10 класса, вышли во второй тур олимпиады по обществознанию от ЮУрГУ, награждены дипломами III степени. Показатели результативности

Методика А.Н. Лутошкина Рис.1 Уровень развития коллектива в 2011 году. Рис.2 Уровень развития коллектива в 2009 году

Уровень психологической развитости коллектива наглядно показывает динамику развития социальной компетентности, её характеристиками являются(1) коллективизм (2), организованность (4), открытость (6), информированность (7), сплоченность (3) и контактность (5).

Диагностики - аналитический компонент: «В какой роли был чаще всего?» 96 % процентов старшеклассника были задействованы в различных мероприятиях и только 4 %, т.е. 2 человека не были активны.

Сведения о поступивших в вузы: ­Геляжева Регина поступила в ЮУрГУ, факультет международных отношений; (бюджет). ­Лентишев Сергей - ЧЮИ МВД России, следователь; (бюджет). ­Бочаров Владислав – ЮурГУ, факультет журналистики; (бюджет). ­Меженина Мария – ЮУрГУ, факультет коммерции; (бюджет). ­Мешечкина Мария - МаГУ, исторический факультет; (бюджет). ­Быков Сергей - ЮУрГУ, юридический факультет; (бюджет). ­Кемаева Антонина – МаГУ, социальный факультет, (бюджет). ­Шеманина Анастасия - МП СИУ (Московский Психолого- Социальный Институт Управления. ­Хисматуллина Луиза – УЮИ МВД РФ ­Бахарев Савелий – ВИ МВД РФ ­Червонный Антон - Саратовское военное училище.

Динамика показателей социальной компетенции старшеклассников п/п Показатели Результаты Поведенческая и эмоциональная мобильность (%) 76,787,5 2 Уровень субъективного контроля (макс. 4 балла) 2,52,93 3. Уровень толерантности 64,994,3 4. Уровень социализированности (макс. 20 баллов) 16,319,43 5. Уровень воспитанности (макс. балл 5) 4,374,9

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!