Это двух соловьёв поединок…. История отношений двух поэтов – Марины Цветаевой и Бориса Пастернака – это более 100 писем на протяжении 13 лет и всего несколько.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Подготовка к ЕГЭ Анализ поэтического текста Стихотворение Бориса Пастернака «Определение поэзии» Составитель Светлана Валерьевна Боровлёва, учитель МБОУ.
Advertisements

( 1892 – 1941 ). Моим стихам, написанным так рано,... Настанет свой черед. М. Цветаева Возьмите стихи – это и есть моя жизнь. М. Цветаева.
МАРИНА ЦВЕТАЕВА ( ). МАРИНА ЦВЕТАЕВА АННА АХМАТОВА ВЛАДИМИР МАЯКОВСКИЙ.
В мире поэта: Марина Ивановна Цветаева ( )
Борис Пастернак. Борис Леонидович Пастернак родился 29 января 1890 года в семье академика живописи Леонида Осиповича Пастернака.
Борис Пастернак «Зимняя ночь». Мело, мело по всей земле Во все пределы. Свеча горела на столе, Свеча горела. Как летом роем мошкара Летит на пламя, Слетались.
Борис Пастернак Зимняя ночь. Мело, мело по всей земле Во все пределы. Свеча горела на столе, Свеча горела.
Посвящается жизни творчеству Марины Цветаевой
Марина Ивановна Цветаева. Биография
Мое восприятие творчества Марины Цветаевой. Моим стихам, написанным так рано, Что и не знала я, что я – поэт, Сорвавшимся, как брызги из фонтана, Как.
Литературный вечер по творчеству Марины Цветаевой.
Гаснут свечи Гаснут свечи Гаснут свечи. За окном, в небе тёмно-синем Ярко звёздочка блестит, Манит и как-будто даже бы кричит. Я хочу её понять, Я хочу.
Привет, мой милый! Вот очередное письмо для тебя. Только бы ты знал, как я с нетерпением ждала твоего письма. Мы с тобой редко говорим по телефону, но.
Марина Цветаева
Основные темы творчества Философская лирика Любовь Разлука Героическая тема Поэт и поэзия Портреты Родина Москва.
Марина Ивановна Цветаева ( ) Красною кистью Рябина зажглась. Падали листья, Я родилась. Спорили сотни Колоколов. День был субботний: Иоанн Богослов.
Образ России в творчестве С. Есенина Ой ты, Русь, моя родина кроткая, Лишь к тебе я любовь берегу. Весела твоя радость короткая С громкой песней весной.
СУДЬБА И СТИХИ М. ЦВЕТАЕВОЙ Учитель русского языка и литературы Кокурина Н.А. МОУ «СОШ р.п.Духовницкое» МОУ «СОШ р.п.Духовницкое»
К*** Прости что я пишу стихами. А говорю я лишь слезами. За то прости, что речь моя В любви не связна и больна. Лишь чувства правят в эти дни; Идут снега,
1 У зеркала. 2 Марина Ивановна Цветаева родилась в Москве 26 сентября 1892 года, в уютном особняке.
Транксрипт:

Это двух соловьёв поединок…

История отношений двух поэтов – Марины Цветаевой и Бориса Пастернака – это более 100 писем на протяжении 13 лет и всего несколько коротких встреч.

Много общего было в их воспитании. Оба из профессорских семей. У обоих матери – пианистки. В их домах царила атмосфера творчества и культуры.

Юношеские годы.

Марина Цветаева слышала чтение стихов Б.Пастернака в Политехническом музее, и поэт показался ей чужим и непонятным.

Стихи М.Цветаевой Борис Пастернак тоже не сразу понял. Он открыл для себя их силу лишь в 1922 году, когда купил и прочитал ее небольшой сборник «Версты» (издан в 1921 г.)

Марина Цветаева в это время уже уехала за границу к Сергею Эфрону, своему мужу, с которым ее разлучила война.

Потрясенный стихами Цветаевой, лирическим могуществом ее строк, «бездной чистоты и силы», Пастернак написал письмо в Прагу, полное восторгов и сожалений, что так долго «прозевывал ее и поздно узнал». Так началась переписка.

…Февраль. Кривые дороги. В полях метель. Метёт большие дороги Ветров артель. То вскачь по хребтам наклонным, То снова крути. За красным, за красным конным Bсё тот же путь…

Мело, мело по всей земле Во все пределы. Свеча горела на столе, Свеча горела. Как летом роем мошкара Летит на пламя, Слетались хлопья со двора К оконной раме…

Стихотворения поэтов необыкновенно созвучны. С зимой связан холод, одиночество, неприкаянность и творческое вдохновение обоих поэтов. А образ свечи – своеобразный знак, при свече рождаются стихи.

Оторванной от родины Марине Цветаевой, не нашедшей общего языка с эмиграцией, письма Бориса Пастернака были нитью живых человеческих отношений, связывающих ее с Россией.

Рас-стояние: версты, мили... Нас рас-ставили, рас-садили, Чтобы тихо себя вели По двум разным концам земли. Рас-стояние: версты, дали... Нас расклеили, распаяли, В две руки развели, распяв, И не знали, что это - сплав Вдохновений и сухожилий... Не рассорили - рассорили, Расслоили... Стена да ров. Расселили нас, как орлов- Заговорщиков: версты, дали... Не расстроили - растеряли. По трущобам земных широт Рассовали нас, как сирот. Который уж, ну который - март?! Разбили нас - как колоду карт!

Темами писем были литературные новинки, жизнь в Москве и Берлине, комплименты по поводу удивительного поэтического дара каждого. Они оба увлеклись игрой слов, шаг за шагом выстраивая своё чувство. Расстояние в тысячу километров с каждым днём усиливало тоску, а духовная близость переродилась в любовь. В их семьях ежедневно начали возникать скандалы.

Нет сил никаких у вечерних стрижей Сдержать голубую прохладу. Она прорвалась из горластых грудей И льется, и нет с нею сладу. И нет у вечерних стрижей ничего, Что б там, наверху, задержало Витийственный возглас их: о, торжество, Смотрите, земля убежала! Как белым ключом закипая в котле, Уходит бранчливая влага, - Смотрите, смотрите - нет места земле От края небес до оврага.

Пожирающий огонь мой конь! Он копытами не бьёт, не ржёт. Где мой конь дохнул родник не бьёт, Где мой конь махнул трава не растёт. Ох, огонь мой конь несытый едок! Ох, огонь на нём несытый ездок! С красной гривою свились волоса… Огневая полоса в небеса!

Чувство полёта, беспредельной открытости роднит двух поэтов. Стриж неуклюж на земле, и конь стремится в небеса.

Из письма Цветаевой Пастернаку: «Дорогой Пастернак. Это письмо будет о Ваших писаниях. Ваша книга – ожог. Та – ливень, а эта – ожог: мне было больно, но я не дула. Ну вот, обожглась и загорелась,- и сна нет, и дня нет! Только Вы. Вы один…» «Лирика – это линия пунктиром, издалека – целая, черная, а вглядись…»

Пастернак о поэзии: Это - круто налившийся свист, Это - щелканье сдавленных льдинок. Это - ночь, леденящая лист, Это - двух соловьев поединок. Это - сладкий заглохший горох, Это - слезы вселенной в лопатках, Это - с пультов и с флейт - Figaro Низвергается градом на грядку…

Так писем не ждут, Так ждут письма́. Тряпичный лоскут, Вокруг тесьма Из клея. Внутри словцо. И счастье. И это всё.

Не волнуйся, не плачь, не труди Сил иссякших и сердца не мучай. Ты жива, ты во мне, ты в груди, Как опора, как друг и как случай.

О смерти Марины Цветаевой Пастернак узнал в Москве. «Город в снежной пелене» – «…огромное надгробье» – это Москва.

«…Вчера вечером Федин сказал мне, будто с собой покончила Марина. Я не хочу верить этому. Она где-нибудь поблизости от нас, в Чистополе или Елабуге. Узнай, пожалуйста, и напиши мне, телеграммы идут дольше писем. Если это правда, то какой же это ужас! … это никогда не простится мне. Последний год я перестал интересоваться ею. По многим причинам я отошел от нее и не навязывался ей, а в последний год как бы и совсем забыл»

Мне так же трудно до сих пор Вообразить тебя умершей, Как скопидомкой- мильонершей Среди голодающих сестёр. Что сделать мне тебе в угоду? Дай как-нибудь об этом весть. В молчанье твоего ухода Упрёк невысказанный есть. Всегда загадочны утраты. В бесплодных розысках в ответ Я мучаюсь без результата: У смерти очертаний нет