Учитель искусства МБОУ СОШ 31 города Ростова-на-Дону Опыт проведения уроков искусства.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Творческий проект на уроках Мировой художественной культуры Генералова М.Л. Сатка 2010 Муниципальное Общеобразовательное Учреждение Средняя Общеобразовательная.
Advertisements

Анализ программы « Искусство.8-9 классы » авторов : Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской. Шаховец И. В., учитель МБОУ « Лицей 3» 2012 г.
Художественное образование в условиях реализации стандартов второго поколения Составитель: С.И. Линник-Ботова.
интеллектуальное развитие учащихся : развитие логического мышления и речи, алгоритмической культуры, формирование качеств мышления, свойственных математической.
Роль информационных технологий в реализации концепции профильного образования Материалы к педсовету Кемерово, 2004 МОУ «Средняя общеобразовательная.
Стандарты второго поколения Начальное общее образование. (Изобразительное искусство)
Роль элективных курсов в повышении качества образовательного процесса по математике.
Рассказать о работе объединения «Копилочка» Познакомить с современными педагогическими технологиями, формами и методами организации деятельности.
МБОУ ЖЕРЕБЦОВСКАЯ ООШ 39 Организационная модель введения ФГОС.
ОСОБЕННОСТИ УРОКА ТЕХНОЛОГИИ В АВТОРСКОЙ ПРОГРАММЕ КОНЫШЕВОЙ Н.М. Автор: Кутлахметова Т.П., учитель начальных классов МБОУ сош г.
Обеспечивает овладение методами научного познания в процессе поиска; Обеспечивает овладение методами научного познания в процессе поиска; Формирует мотивацию,
Учитель музыки Харькова Р.А.. Уроки музыки – уроки жизни!
Проектная деятельность на уроках Разработала учитель черчения и изобразительного искусства Поликарпова Любовь Валентиновна.
Развивающие приемы на уроках ИЗО М.А. Чеснокова МОУ СОШ 1 г.п.п. Ч. Боры.
Дудник Светлана Евгеньевна Учитель химии МБОУ СОШ 158 Педагогический стаж – 8 лет В данном ОУ – 1 год Педагогический девиз: Относись к ученикам так, как.
Курс мировой художественной культуры : систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные в образовательных учреждениях, реализующих программы.
Цели информатизации начального обучения Формирование ИКТ грамотности детей и функциональной готовности включиться в информационную деятельность в учебной.
Кузнецова М.Н. Внеурочная деятельность: «Юный художник»
Учитель начальных классов МБОУ СОШ 16 г. Королёва М.О. Бычкова Ольга Владимировна.
Подготовили: учителя МСОШ 2. Создать условия для развития ключевых компетенций учащихся начальных классов посредством применения в образовательном процессе.
Транксрипт:

Учитель искусства МБОУ СОШ 31 города Ростова-на-Дону Опыт проведения уроков искусства.

Должность: учитель искусства. Образование: высшее. Специальность по диплому ( документа, дата выдачи): учитель математики, РГПИ, математический факультет, КВ , 1984 год. Педагогический стаж: 31 лет. Стаж работы в МБОУ СОШ 31: 21 лет. Преподаваемые предметы: математика, алгебра, геометрия, искусство. Разряд, категория: 14 разряд, высшая категория. Дата, документа: пр. 61 от года. Дата прохождения курсов: Институт управления, бизнеса и права, 2009 год; ИПК и ПРО, 2015 год. Награды: Благодарственное письмо МУОО Советского района, грамота администрации Советского района города Ростова-на-Дону; грамота МБОУ СОШ 31 за долголетнюю наставническую работу, 2014 год. Тема самообразования: «Духовно-нравственное воспитание на основе традиций русской культуры».

Специфика любой школьной дисциплины определяется её целевыми и ценностными установками. На первый взгляд «Искусство» может быть отнесено к тем курсам, предметом которых в той или иной степени являются произведения искусства. Однако его своеобразие заключается в том, что перед педагогом стоит не только задача изучения искусства, так сказать трансляция готовых знаний: предоставление информации о жизни и творчестве великих мастеров, рассказы об истории создания и бытовании художественных произведений, погружения в технологии творчества. В фокусе педагогического внимания, в первую очередь, оказывается личность школьника, претерпевающая глубинные изменения под воздействием общения с искусством. Считаю, что основные усилия педагога должны быть направлены на создание комфортной для ребёнка развивающей среды, организационно-педагогических условий, обеспечивающих развитие и личностный рост обучающегося.

По моему мнению, «Искусство» рассматривается как уникальный педагогический инструмент целостного и гармоничного развития личности; пространство, в котором школьник не только получает возможность культурной Самоидентификации, но и обретает полноценный опыт существования в культуре, максимально полно реализует свой природный потенциал, вырабатывает разнообразные модели жизненного поведения. Изучение «Искусства» направлено на достижения следующих целей: Овладение системой знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования; Интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность и логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, способность к преодолению трудностей.

«Искусство» формирует представления об идеях и методах художественной культуры как универсального языка науки и техники, средствах моделирования явлений и процессов; осуществляет воспитание культуры личности, формирует отношение к художественной культуре как к части общечеловеческой культуры. При изучении «Искусства» соблюдается преемственность в преподавании с 8 по 9 класс. Сохраняются интегративные линии с предметами: музыка, изобразительное искусство, литература, история, обществознание. Предмет реализует программу развития общеобразовательного учреждения – МБОУ СОШ 31 – «Школа гражданской культуры»: воспитание патриотизма, активной гражданской позиции, воспитание культуры личности, отношение к мировой художественной культуре как к части общечеловеческой культуры.

По моему мнению, неоспоримым является тот факт, что, во первых, предмет раскрывает родство различных видов искусства, объединённых ключевым понятием художественного образа; во вторых, в нём особо подчёркнута практическая направленность и прослеживается связь с реальной жизнью. Соблюдается принцип дифференциации индивидуализации. Процесс постижения искусства – процесс глубоко личностный и индивидуальный. Он позволяет не протяжении всего учебного времени направлять и развивать творческие способности обучающегося в соответствии с общим и художественным уровнем его развития, личными интересами и вкусами. В условиях многонациональной российской системы образования мне предоставлена возможность более широко использовать национальный компонент за счёт вариативной части Базисного учебного плана. Поэтому, неслучайно мной выбрана тема самообразования: «Духовно-нравственное воспитание на основе традиций русской культуры».

Считаю необходимым в рамках работы по теме самообразования изучение не только теоретического материала, но и творческую его реализацию при проведении уроков. Так при проведении открытых уроков в 9-х классах ( г.) по теме «Декоративно-прикладное искусство» были рассмотрены и обсуждены следующие вопросы: Декоративно-прикладное искусство – составная часть народного творчества; Сохранение и развитие национальных традиций; Практическая и эстетическая направленность произведений декоративно-прикладного искусства;

Классификация декоративно- прикладного искусства по функциональному признаку, материалу и технике выполнения; Крупнейшие народные промыслы России. При подготовке к открытым урокам школьники организовали выставку предметов декоративно-прикладного искусства, которая наглядно продемонстрировала практическую направленность изучаемой темы – в каждом доме обучающихся нашлись предметы, относящиеся к данному виду искусства. На уроках детьми были продемонстрированы презентации и видеоролики по следующим темам:

«Ковроделие» (Иноземцев, 9 в); «Художественная керамика» (Тихонова, 9 в); «Гжель» (Никитина, 9 в); «Прикладное искусство стран Востока» (Щетинина, 9 а); «Декоративно-прикладное искусство в Эрмитаже» (Чернобровина, 9 а). За подготовкой к открытым урокам с интересом наблюдали обучающиеся 7 классов, которые попросили разрешения принять участие в подготовке презентаций по данной теме. Лучшие их проекты были продемонстрированы девятиклассникам на открытых уроках: «История развития декоративно-прикладного искусства» (Кривякина, 7 а); «Виды декоративно-прикладной росписи» (Кривошапка 7 а). В конце урока было проведено тестирование, закрепляющее знания обучающихся по теме «Декоративно-прикладное искусство». Школьникам необходимо было ответить на следующие вопросы: 1. Когда возникло декоративно-прикладное искусство? a)В современном обществе; b)В первобытном обществе; c)В средневековье; d)Во времена крепостного права. 2. «Декоративный» - значит: a)Украшенный; b)Разноцветный;

с) Нарядный; d) Ажурный, изящный. 3. Зачем люди украшают свои жилища? a)Отгораживаются от внешнего мира; b)Укрываются от неблагоприятных природных явлений; c)Хотят привлечь к нему силы добра и света; d) Наполнить жизнь эстетическим содержанием. 4. Чем отличался народный праздничный костюм от современного? a)Богатством используемых материалов; b)Удобством при ношении; c)Ручным изготовлением; d)Передачей по наследству. 5. Назови знаменитый российский центр изготовления игрушек. a)Гжель; b)Жостово; c)Филимоново; d)Дымково. 6. Назови центр изготовления посуды и декоративных предметов с характерным сочетанием белого и синего цветов.

a)Филимоново; b)Гжель; c)Городец; d)Хохлома. 7. В чём своеобразие городецкой росписи? a)В работе по дереву; b)В работе по глиняным предметам; c)В использовании одного цвета; d)В использовании только цветочных композиций. 8. Какие бытовые предметы расписывают в селе Жостово Московской области? a)Игрушки; b)Чайные сервизы; c)Подносы; d)Шкатулки. 9. В чём состоит отличие произведений декоративно-прикладного искусства современности от произведений народных мастеров? a)Народные мастера используют

передаваемые из поколения в поколение правила и навыки; b) Практически нет отличий; c) Современные мастера более смело экспериментируют с формой, цветом и материалом; d) Предметы современного декоративно-прикладного искусства более выставочный и не являются необходимыми в быту. 10. Важнейший критерий значимости предметов декоративно-прикладного искусства: a)Польза в использовании; b)Прочность; c)Необходимость в быту; d)Красота.

Критерии оценивания: Каждый правильный ответ +1 балл; Максимальное количество баллов +17; 16 баллов–14 баллов – «5»; 13 баллов-11 баллов – «4»; 10 баллов-8 баллов – «3»; 7 баллов и меньше – «2». Приведённый выше текст теста является моей авторской разработкой. При подготовке и проведении уроков по «Искусству» использую большое количество дополнительной литературы. Кроме того, информационно- методическое обеспечение курса «Искусства» состоит из: комплекта портретов великих художников, скульпторов и композиторов; комплектов шедевров изобразительного искусства «Жанровая живопись», «Портрет», «Рисунок», «Пейзаж».

Продолжается работа с привлечением материалов образовательных порталов и сайтов: Значительный вклад в информационно-методическое обеспечение образовательного процесса вносят сами обучающиеся. Собрана большая библиотека литературы, аудио- и видеоматериалов.

Это всего лишь небольшая часть собранной обучающимися библиотеки печатных изданий по предмету «Искусство». Считаю, что в результате изучения курса «Искусство» выпускники 9-х классов должны знать: Основные виды и жанры искусства; Изученные направления и стили мировой художественной культуры; Шедевры мировой художественной культуры; Особенности языка различных видов искусства. Выпускники должны уметь: Узнавать изученные произведения и соотносить их с определённой эпохой, стилем, направлением; Устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусств; Пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре.

Обучающимся предстоит использовать приобретённые по предмету «Искусство» знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: Выбора путей своего культурного развития; Организации личного и коллективного досуга; Выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства; Самостоятельного художественного творчества. Для достижения перечисленных целей по каждой теме курса дети выполняют учебные и творческие задания в разнообразных видах: создание рефератов, презентаций, художественных фотографий, написание эссе.

Предмет «Искусство» в школе преподаю шестой год. За этот период обучающиеся 8 – 9-х классов имеют следующие результаты: уч. г.% успеваем%качестваСОК 9 а б Рефераты, выполненные обучающимися 8 – 9 классов.

уч. г. % успев.% качестваСОК 8 а б в а б в

уч.г. (3-я четв.) % успев.% качества СОКср. балл 9 а ,8 9 б ,4 9 в ,8

Курс «Искусство», по моему мнению, призван способствовать становлению личности ребёнка, формированию его мировоззрения, характера, быть может, в чём-то даже внешнего облика, так как соприкосновение и знакомство с шедеврами мировой культуры помогает выработать критерии красоты и нравственных приоритетов, формирует понимание цели жизни и предназначения каждого из людей, приходящих в этот мир для добра и созидания.