В настоящее время много говорят о возвращении духовности в общество, однако понятие духовности хотя и весьма емкое, но при этом достаточно конкретное,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Православная семья» Выполнили: ученики 5- «Б» класса Хохлов Денис и Юрочко Павел.
Advertisements

Венчание Брак есть Таинство, в котором при свободном пред священником и Церковью обещании женихом и невестой взаимной супружеской верности, благословляется.
Второе рождение. Рождение человека – всегда радостное событие. Это начало новой жизни с её праздниками и буднями, победами и неудачами. Это выбор жизненного.
Таинство Миропомазания. "Миропомазание есть Таинство, в котором верующему, при помазании Освященным Миром частей тела, во имя Святого Духа, подаются дары.
Выбор избранника производится чаще всего (но не обязательно) родителями, особенно если речь идет о девушке.
{ Бог Отец подарил нам рай, еще не успев сотворить его } Да будет благословен Бог, Отец нашего Господа Иисуса Христа. Он одарил нас, благодаря Христу.
Счастье в браке – возможно ли оно? Взгляд на брак с православной точки зрения.
Дорога к храму Все дороги ведут в храм….. Цель работы Исследовать необходимость появления храма в селе Кистендей.
Тема : « Взгляды на семью и воспитание ».. В семейном кругу мы с вами растем ! Основа основ – родительский дом ! В семейном кругу все корни твои ! И в.
Рождественское благословение Патриарха Фрагмент иконы Андрея Рублёва «Рождество Христово»
Как быть мудрым родителем в безумном мире Занятие 3 Как полностью развитьпотенциал вашего ребенка.
Вопросы для повторения: Почему верующие люди называют природу Божиим творением? Есть ли какая связь понятий «Творец мира» и «Божья тварь»? Как вы считаете,
Ценности – всё, что имеет значение для человека: страна, её традиции, дом, произведения культуры, материальные ценности – одежда, книги, велосипеды и.
Что противопоставить алкоголизму и наркомании Что происходит с душой и телом больных тяжкими недугами пьянства и наркомании?
«Расскажу вам тайну...» Серия бесед о различных аспектах семейной жизни.
Уже около 780 лет православные почитают 8 июля память святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских. Символом Всероссийского Дня семьи, любви и.
«СЕМЬЯ – малая социальная группа, члены которой связаны брачными или родственными узами, общностью быта, взаимной моральной и материальной ответственностью»
Благовещение Празднуется 7 апреля. Бог послал в этот греховный мир Своего Сына, Иисуса Христа, чтобы спасти человечество от грехов и вечной гибели. С.
«Горжусь профессией за то, что детство проживаю многократно»
«Вот наследие от Господа: дети; награда от Него - плод чрева. Что стрелы в руке сильного, то сыновья молодые. Блажен человек, который наполнил ими колчан.
Транксрипт:

В настоящее время много говорят о возвращении духовности в общество, однако понятие духовности хотя и весьма емкое, но при этом достаточно конкретное, и возрождать духовность нужно прежде всего в каждом человеке. Важную роль в этом отношении должна играть семья. До тех пор пока у нас не будет возрождена здоровая христианская семья, общество будет болеть. 2

Семья в православном понимании – это домашняя церковь. В ней начинается воспитание будущего поколения, закладываются основы мироощущения подрастающих детей. То, что они получат в семье, они пронесут затем через всю свою последующую жизнь. Семья – это целый организм, в котором одно поколение наследует другому. Таким образом, семья – это модель нашего общества. 3

ТАИНСТВО БРАКА Библейское повествование о сотворении мира завершается установлением брачного союза. И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника подобного ему (Быт. 2, 18). «Закон брака» заключается в следующих словах: сего ради оставит человек отца своего и свою мать и прилепится к жене своей; и будут два плоть одна (Быт. 2, 24). Мужчину и женщину соединяет Сам Бог, дающий их совместному выбору Божии освящение и благословение. Семья это христианская тайна, и недаром она начинается Таинством Брака, благодатию этого Таинства существует и в нем черпает силы. 4

В Таинстве Брака Церковь благословляет жениха и невесту на совместную жизнь, на рождение и воспитание детей. Жених и невеста должны при этом обещать Богу, что они будут верны друг другу всю жизнь. Поскольку церковное бракосочетание является Таинством, в котором действует сила Божественной благодати, а не только красивым обрядом, вступающие в брак должны относиться к нему осознанно и ответственно. 5

Православная Церковь считает брак, заключенный в Церкви, принципиально нерасторжимым. Расторжение церковного брака является прерогативой церковного суда, который возглавляется епархиальным архиереем. Только после этого Церковь благословляет невиновному супругу вступить во второй брак. 6 Брак, совершенный посредством государственной регистрации, Русская Православная Церковь считает действительным (хотя и недостаточным для супругов, исповедующих православную веру) и относится к нему с уважением. Если же речь идет о связи, которая не закреплена никаким государственным актом, то эти вполне безответственные отношения Церковь считает греховными.

Благочестивый русский обычай предполагает бережное хранение венчальных свечей как воспоминания о Таинстве Бракосочетания. Иногда их ставят в киот иконы, которую получили как благословение родителей на брак. Венчальные свечи принято ненадолго зажигать во время разлуки с супругом или семейного разлада. 7 Пламя венчальной свечи напомнит забывшему о любви супругу о том, каким счастливым он был в день своей свадьбы, напомнит ему о необходимости всеми силами сохранять семью. По древнему русскому обычаю венчальные свечи кладутся в гроб супруга, умершего последним.

ОБЯЗАННОСТИ СУПРУГОВ От супругов требуется, чтобы они хранили "брак честен и непорочен", жили целомудренно. «Девство и брак не для всех, но целомудрие для всех» – говорили старцы. С одной стороны, как говорит апостол Петр: «…мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни…»(1 Пет. 3, 7). С другой, как говорит апостол Павел: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви…» (Еф. 5, 22–23). Поэтому в христианской семье значительно больше обязанностей возлагается на мужа. Именно обязанностей, а не прав. 8

СЕМЕЙНАЯ МОЛИТВА ХРАНИТ ЛЮБОВЬ В ДОМЕ Молитва, усиленная и постоянная, является связующей основой каждой православной семьи. Когда в семье будет единство в молитве, тогда будет единство во всем остальном. Молитва – это духовная пища для души. Вся жизнь и быт членов православной семьи строятся на молитве. Все вместе молятся, вместе трудятся, ходят в храм, соблюдают посты и другие церковные традиции. Жизнь в семье созидается на вере в Бога, любви к Церкви и почтении к духовенству и старшим. Вспоминая слова Христа Спасителя: «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди их» (Мф. 18, 20), семья должна по крайней мере раз в день собираться для совершения совместной молитвы – например, вечерней. При этом один читает молитву по православному Молитвослову, а остальные молятся. Молитва – это общение с Богом, молитва помогает отогнать злые силы. Семейная молитва сильна. Но как же объяснить это детям? Может быть, всё дело в воспитании? 9

ОСНОВЫ ЗАКЛАДЫВАЮТСЯ С ДЕТСТВА Какое же в идеале должно быть православное воспитание? Все очень просто на первый взгляд: воспитание должно быть построено на Евангельских истинах. Но этот идеал непростым бывает в исполнении. Детей нужно воспитывать с рождения, а по большому счету с момента зачатия. Образ жизни супругов, их мировоззрение, поведение влияют на ребенка еще в утробе матери. В первую очередь родители должны приложить все усилия для того, чтобы неотъемлемой частью детского сознания стали представления о вере, Боге, вечной жизни, нравственности. 10

Стоит труда поиск в Библии учения о воспитании. Древнейшее учение об этом можно найти в слове Господа к Аврааму: от Авраама точно произойдет народ великий и сильный, и благословятся о нем все народы земли, ибо Я избрал его для того, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя, ходить путем Господним, творя правду и суд (Быт. 18, 18-19). 11 Здесь преподается главное правило воспитания: заповедай сынам твоим ходить путем Господним, творя правду и суд или давай детям воспитание благочестивое и нравственное, сообразно с законом Божиим: «Благочестивое должно быть основанием и душою воспитания».

ИМЕНА СВЯТЫХ НАШИХ ПОКРОВИТЕЛЕЙ Рождение детей надо встречать не только с радостными чувствами, но и с помышлениями благочестивыми, давать имена детям не без разбора, но с мыслью о благочестивых предках, души которых способны дать благословение потомкам, а еще лучше с верою к святым, молитвы и благословения которых, без сомнения, благотворны. 12

Вот уже в течение нескольких лет управление по делам ЗАГС Правительства Саратовской области составляет рейтинг самых популярных имен, которые выбирают для своих детей жители Саратова. И этот рейтинг отражает и все возрастающее стремление называть детей редкими русскими именами, практически вышедшими из употребления. Так, за последнее время в нашем городе появились маленькие Анфисы, Анисьи, Варвары, Василисы, 13 Марфы, Серафимы и Ульяны. Из старинных мужских имен вернулись из забвения Арсений, Гордей, Захар, Макар, Матвей, Тимофей и Тихон. Возможно, мы становимся свидетелями возрождения еще одной православной традиции, согласно которой к выбору имени человека нужно относиться весьма серьезно.

Действительно, наши предки поступали мудро, давая своим детям имена по церковному календарю и нарекая их в честь определенного святого, почитаемого Православной Церковью. Как правило, это был святой, на день памяти которого выпадало рождение ребенка, или тот, чья память совершается в один из последующих дней. Но это не какое-то непреложное церковное правило, поэтому если есть желание назвать ребенка в честь другого почитаемого в семье святого, то к этому нет никаких препятствий. Выбранное имя 14 закреплялось за ребенком во время совершения над ним Таинства Крещения. Так маленький человек сразу приобщался к своей вере и получал небесного покровителя, к которому затем в течение всей жизни обращался за молитвенной помощью.

РОДИТЕЛИ – ВСЕГДА ПРИМЕР ДЛЯ СВОИХ ДЕТЕЙ Процесс воспитания не ограничен временем, он длится всю жизнь. Образ жизни в семье имеет огромное значение. Он складывается из убеждений людей. Если в семье все знают, что друг друга надо терпеть, смиряться, строить отношения на уважении и любви, не жадничать, то это определяет и образ жизни. Приобрести смирение, терпение, уступчивость, мягкость помогают чтение Священного Писания, участие в богослужении, церковных таинствах. Ко всему этому ребенка в православной семье приучают с детства. 15

16

В православной семье взрослые молятся вместе с детьми даже тогда, когда те еще совсем маленькие. Пусть им не все понятно, но они видят, что и как делают родители, и в их сознании это откладывается. Папа с мамой крестятся, делают поклоны, и малыш с детства уже знает, что нужно поклоняться Богу. И он так же, как папа с мамой, идет и целует икону. А когда он вырастает, он уже и не предполагает, что можно по-другому. Взрослым только остается объяснить, как молиться, рассказать, почему мы кланяемся и прикладываемся к иконе. 17

ЧЕМУ В ПРАВОСЛАВНОЙ СЕМЬЕ УДЕЛЯЕТСЯ ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ? С детства в православной семье приучают к следующему порядку: старшие дети должны уступать младшим, прислужить им, если нужно, младшие пусть привыкают слушаться и смиряться перед старшими. Детей приучают помогать друг другу. Когда дети маленькие, они очень легко соглашаются с таким порядком. 18

С семи лет дети начинают исповедоваться. Конечно, если в этом возрасте что-то греховное сделано, то чаще не со зла. Но родители уже приучают детей к исповеди, и ответственность разделяется между родителями и детьми. Если взрослый ребенок совершает преступление, нельзя сказать, что в этом полностью виноваты родители. Мать и отец ответственны за то, как они воспитали, но за каждый содеянный проступок ребенок, выйдя из малолетнего возраста, отвечает уже сам. 19

РОДИТЕЛЬСКОЕ БЛАГОСЛОВЕНИЕ Слово «благословение» происходит от «благого слова». Если человек сотворен по образу Божию, то из этого можно сделать вывод, что и в дар слова он получил нечто по образу творческого Слова Божия. Итак, благословлять, в сильнейшем значении этого слова, – значит простирать действие Божия Слова на Божии творения. 20

Родители – естественные посредники между Богом и своими детьми, так как именно им Господь вверил рождение детей, их воспитание и заботу о них. Вот почему важно и сильно благословение родительское, особенно же, если родители благословляют от всего сердца. Родители должны благословлять детей своих любящим сердцем и стараться возвысить силу родительского благословения. Дети должны дорожить родительским благословением: Делом и словом чти отца твоего и матерь, да найдет ти благословение от них. (Сир. 3, 8. 9). 21

Должности в отношении к родителям предписывает пятая заповедь: чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да долголетен будеши на земли. Итак, пятая заповедь предписывает следующие особенные должности в отношении к родителям: 1) почтительно обходиться с ними; 2) повиноваться им; 3) питать и покоить родителей во время болезни и старости; 4) после смерти родителей так же, как и при жизни молиться о спасении душ их и верно исполнять их завещания, не противные закону Божию и гражданскому. 22

В ДОМЕ ПРАВОСЛАВНОЙ СЕМЬИ Люди, воспитанные по православным традициям, отличаются от других людей не только по своему мировоззрению, но и по своему внешнему виду (православным женщинам не следует носить брюки, делать яркий макияж, а мужчинам – брить бороду), и по внешнему виду своего дома. Отражение внутреннего мира человека можно увидеть на всех предметах мира материального. Православный человек должен помнить, что он всегда перед Богом ходит, пребывая с Господом и в храме, и на работе, и дома. Важно понимать, что дом это малая Церковь. Что же является фундаментом православного дома? Христос. Поэтому даже в самом обыденном поведении и повседневных занятиях и во многих чертах домашней обстановки должно четко проступать состояние веры, память о Боге и обращение к Нему. 23

Главной заботой благочестивых людей является создание домашнего иконостаса. Он должен быть устроен с особой заботой и благоговейным вниманием. Какие иконы лучше иметь дома? Здесь так же нет правила, а есть лишь благочестивая традиция. Большинство наших молитв обращено к Спасителю и Божией Матери. Разумно иметь дома образ Господа Иисуса Христа и Его Пречистой Матери. Благочестивые люди обычно имеют образ своего небесного покровителя, чье имя они носят, или особо почитаемого святого. Праздники Господские и Божией Матери также изображаются на иконах. Можно иметь дома икону Сретения, Благовещения, Крещения, Покрова Божией Матери. 24

Обычно для икон отводится лучшее место в комнате прежде это был "красный угол", обращенный на восток. Необходимо выбрать особое место, где удобно будет закрепить специально изготовленную полочку для икон, святого масла, святой воды, укрепить лампаду. Пламя горящей лампады, стремящееся вверх, символ нашей молитвы, нашего горения к Богу. Неблагоговейно хранить духовные книги на одной полке с мирскими им надо отвести особое место, а Евангелие, молитвослов держать вблизи икон. Конечно, в комнате, где есть иконы, не стоит устраивать пышных застолий и шумных развлечений, курить. 25

Иконы не предмет интерьера, они нужны нам, в первую очередь, для молитвы. Молимся мы чаще в той комнате, в которой спим. К тому же молитва требует некоторого уединения. Значит, в спальне разумно иметь иконы, перед которыми будут читаться утренние и вечерние молитвы. Но образа должны быть и в детской, и в кухне, где совершается трапеза, и в гостиной, где собирается для общения вся семья, и в прихожей. Святые иконы, пребывая перед нашим взором, подвигают нас к молитве и богомыслию, вознося над мирской суетой, утишая страсти. 26

Православная семья старается освятить своё жилище. Освящая дом, мы получаем по милости благодать Божию. Благодать Божия в Православии это та сила, которая дает человеку духовное и телесное здоровье, но без желания воспринимать и усваивать эту силу она минует человека, лишь в какой-то степени сообщая ему отблеск Божией милости. 27

Православная семья живёт, соблюдая все православные традиции образа жизни, воспитания, устройства быта, соблюдения постов и празднования церковных праздников. Идёт четвёртая неделя Великого поста. Скоро весь православный мир соберётся в храмах на Пасхальное богослужение. Немало и других долгожданных праздников, таких как Рождество Христово, Крещение, Введение во храм Пресвятой Богородицы… 28

Рождество Христово 29

Крещение Господне 30

Введение во храм Пресвятой Богородицы 31

А 8 июля 2008 года в России впервые прошло празднование Всероссийского Дня семьи, любви и верности. Он отмечался в день памяти святых благоверных князя Петра и княгини Февронии. Они прожили целомудренно и благочестиво свою жизнь, горячо любили друг друга и умерли в один день. Эти святые – покровители всех прибегающих к ним с молитвами супругов. 32 Провозглашение Дня семьи государственным праздником – знак того, что наше государство идёт навстречу нравственности, а значит, и религии, что не может не радовать. Значит, мы можем надеяться на светлую жизнь для православных семей и для России в целом