Компетентностный подход в образовании. Мы не говорим педагогам - поступайте так или иначе, но мы говорим им: изучайте законы тех психологических явлений,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
« С урока начинается учебно - воспитательный процесс, уроком он и заканчивается. Все остальное в школе играет хотя и важную, но вспомогательную роль,
Advertisements

Компетентностный подход в образовании – путь повышения его качества Расширенное заседание методического совета 29 ноября 2010 года.
Структура поурочного планирования в рамках ФГОС Составил ГМИ.
Системно-деятельностный подход в образовательном процессе как методологическая основа реализации ФГОС основного общего образования.
Конструирование урока информатики в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Компетентностный подход на уроках биологии. Учитель биологии Барон О.А.
«Формирование ключевых компетенций на уроках географии как условие повышения качества образования обучающихся» Яковлева М.Г. МБОУ «Зиминский лицей», учитель.
Анализ современного урока В помощь учителю
Формирование универсальных учебных действий как фактор реализации требований ФГОС Заместитель директора по УВР Васильева З.А.
Управление формированием общеучебных умений и навыков.
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной.
Социальное проектирование как эффективное средство формирования ключевых компетентностей школьников Областное государственное учреждение «Региональный.
Компетентностный подход в образовательном процессе.
Требования ФГОС в отношении «Универсальных учебных действий» На примере учебной деятельности.
9 ноября 2011 г. Координационный совет Якутск Преемственность начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС.
Семинар «Реализация компетентностного подхода в преподавании учебных дисциплин и внеурочной деятельности»
Системно – деятельностный подход – основа ФГОС нового поколения Селезнева В.И., руководитель ШМО учителей русского языка и литературы МБОУ СОШ 3 г. Рассказово.
Презентация к уроку по теме: Технологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС
Проектирование компонентов учебных модулей на основе компетентностного подхода Крылова Ольга Николаевна проректор по научно-методической работе; Богатенкова.
Технология проектирования ключевых и предметных компетенций на уроках химии. Из опыта работы учителя химии МОУ СОШ 7 Кобловой Елены Владимировны.
Транксрипт:

Компетентностный подход в образовании

Мы не говорим педагогам - поступайте так или иначе, но мы говорим им: изучайте законы тех психологических явлений, которыми вы хотите управлять, и поступайте, соображаясь с этими законами и теми обстоятельствами, в которых вы хотите их приложить. К.Д. Ушинский.

Пять ключевых компетенций (Совет Европы; «должны быть оснащены молодые европейцы») – политические и социальные компетенции; – компетенции, связанные с жизнью в много культурном обществе; – компетенции, относящиеся к владению устной и письменной коммуникацией; – компетенции, связанные с возрастанием информатизации общества; – способность учиться на протяжении жизни

Ключевые компетенции (II) Компетенции в сфере познавательной деятельности, основанные на усвоении способов самостоятельного приобретения знаний из различных источников информации, в том числе внешкольных; Компетенции в сфере общественной деятельности (выполнение ролей гражданина, избирателя, члена социальной группы, коллектива); Компетенции в сфере трудовой деятельности (в том числе умение анализировать и использовать ситуацию на рынке труда, оценивать и совершенствовать свои профессиональные возможности и т. д.); Компетенции в бытовой сфере (включая аспекты семейной жизни, сохранения и укрепления здоровья и т.д.); Компетенции в сфере культурной деятельности (включая набор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность).

Компетенция (требование) Опредмеченные в деятельности компетентности Результат Обученность

Компетентность Способность. Знаю.Умею.Могу Уровень реализации компетенции Обучаемость

ФГОС-II ЗУН УУД (ОУУН)УУД (ОУУН) Ключевые компетентности Компетенции

Компетентности Рефлексивная Технологическая Коммуникативно – информационная Учебно – исследовательская(проектная) Социальная Способность человека действовать в современном мире

Обучение компетентностям – обучение способам деятельности Урок Региональный компонент (проектная деятельность) Дополнительное образование Воспитательная работа

ОУУНКомпетенции Учебно- организационные Рефлексивная, Технологическая Учебно - интеллектуальные Исследовательская (проектная) Учебно- информационные Информационная Коммуникативная Учебно - коммуникативные Социальная 1-8 класс 9-11 класс

Основные дидактические понятия Умения Общеучебные Специальные (предметные) Общеучебные умения- универсальные для школьных предметов способы получения и применения знаний (умение учиться).

Этапность формирования общеучебных умений и навыков. Вид ОУУННачальная школа Основная школа Средняя школа Учебно- управленческие умения. Выполнять советы учителя по соблюдению основных правил гигиены учебного труда Адаптировать основные правила гигиены учебного труда под собственные индивидуальные особенности Умения активно используются и развивают -ся. Учебно- информационные умения Использовать виды чтения: сплошное, выборочное, комментированное, по ролям… Использовать виды чтения: беглое, сканированное, аналитическое, предварительное… Учебно- информационные умения Умение составлять простой план Умение составлять сложный план Учебно- логические умения Осуществляются по одному алгоритму на всех ступенях обучения, но на возрастающем по сложности материале

Методика формирования общеучебных умений и навыков (в соответствии со структурой деятельности) 1. Формирование мотива выработки умения, навыка. 2. Определение цели деятельности. 3. Определение научных основ действия. Создание ориентировочной основы формирования ОУУН - показ образца действия учителем, создание алгоритма. 4. Система операций по формированию ОУУН: а) выполнение действия по алгоритму в стандартных условиях; б) многократное повторение действия в стандартных условиях, формирование навыка; (а, б - репродуктивный уровень формирования ОУУН) в) выполнения действия в новых условиях (уровень преобразования, частично-поисковые действия); г)творческий уровень применения ОУУН, уровень обобщения способов действия. 5. Контроль учителя и самоконтроль ученика успешности формирования ОУУН. 6. Коррекция выполнения способа деятельности.

Урок в компетентностном подходе 1 этап. Целеполагание 1. Определение места учебного занятия в системе содержания в уровне сформированности компетенции 2. Определение цели как образа результата по формированию ЗУН по формированию УУД (способов деятельности, компетентностей) 3. Определение задач как средств достижения цели воспитательных (т.е.аксиологическая компонента компетенции учебных (изучение, закрепление, обобщение, т.е. когнитивная компонента компетенции) развивающих (ОУУН, мышление, память…, т.е. операциональная компонента компетенции)

Урок в компетентностном подходе 2 этап. Проектирование содержания и его компетентностной интерпретации (по ФГОС) разделение содержания учебного занятия на составляющие компетенции или составные компоненты компетенции (когнитивный, операциональный, аксиологический): теория - понятия, процессы, формулы, личности, факты и т. п.; практика-умения и навыки, отрабатываемые при изучении данной темы, практическое и оперативное применение знаний к конкретным ситуациям; воспитание - нравственные ценности, категории, оценки, формирование которых возможно на основе материала данной темы; установление связей внутри содержания (этапы формирования компетенции, определение логики изучения нового содержания образования); прогнозирование форм предъявления этапов, при которых формируются компетенции, и результатов их прохождения.

Урок в компетентностном подходе 3-й этап - выбор типа учебного занятия Основные характеристики творческого урока: исследовательский метод и вид деятельности; отсутствие строгого плана, допущение ситуативности в структуре урока; многообразие подходов и точек зрения; самопрезентация и защита творческого продукта, а не внешний контроль; предоставление возможности выбора пути, траектории освоения нового знания. Любая форма компетентностного урока Деятельность учителя - Деятельность ученика- консультирование самостоятельная работа

Урок в компетентностном подходе 4-й этап - подбор методов и форм обучения – определение условий перевода (интериоризации) знания в способ деятельности Методы (по Лернеру – Скаткину) Объяснительно – иллюстративный Репродуктивный Проблемный (?!) Частично – поисковый Исследовательский Формы организации учебно-познавательной деятельности: фронтальная групповая парная индивидуальная ОУУН Ключевые компетентности

Урок в компетентностном подходе Технологии компетентностного образования Обще- педагогические Частно - предметные Специальные Уровневая дифференциация Обучение грамоте (Зайцев Н.А.) Метод проектов ГСО Решение задач (Хазанкин Р.Г.) Диалоговые Модульная Консультирование Проблемного обучения Поэтапное обучение физике(Палтышев Н.Н. Открытый класс Педсовет МОИндивидуальный выбор

Урок в компетентностном подходе 5 этап - заключительный Определение результатов П о ЗУН По компетентностям Дидактические Диагностический материалы инструментарий

Моделирование урока в компетентностном подходе 1. Сформировать группу для выполнения учебного задания (принцип группировки определяют слушатели) 2. Выбрать тему урока, занятия (одну на группу) 3. Распределить индивидуальные задания (роли) в группе 4. Составить план выполнения работы 5. Реализовать план 6. Представить модель урока (занятия) учебной группе 7. Обсудить результативность своей работы

Компетентностный подход в образовании

Требования к уровню подготовки выпускников основной школы в результате изучения физики: Уметь: описывать и объяснять физические явления: использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин; представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков, и выявлять на этой основе эмпирические зависимости;… осуществлять самостоятельный поиск информации…; приводить примеры практического использования физических знаний; решать задачи на применение физических законов…