Семинар-практикум Организация безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста
ЦЕЛЬ: повышение профессиональной компетентности педагогов по организации безопасности жизнедеятельности воспитанников, используя разнообразные формы и методы работы. ЗАДАЧИ: ознакомление педагогов с инновационными технологиями и методами, применяемыми в организации безопасности жизнедеятельности воспитанников; активизация знаний педагогов по проблеме; обучение педагогов общению, выработке единого мнения в педагогическом коллективе. ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: 1. Определение спектра вопросов по проблеме. 2. Знакомство с материалами по проблеме, представленными в Интернете. 3. Опрос педагогов и детей по проблеме. 4. Изучение литературы по теме и составление аннотаций. 5. Выполнение педагогами домашнего задания.
Ход семинара – практикума п/п Формы и методы деятельности Содержание деятельности Пример ное время Предполагаемый результат 1 Сообщение Актуализация проблемы 3 мин.Создана мотивация деятельности 2 Презентация Проект «Формирование основ жизнедеятельности дошкольников» 15 мин.Усвоены научные понятия «социальное развитие»,«безопасность жизнедеятельности», сформированы умения выдвигать гипотезу 3 Коллектив- ный анализ Анализ опросников педагогов и детей: - «А вы готовы к неожиданностям?» - Проективная методика «Понимание сюжетных картинок по безопасности» - «Дорожное движение» - «Безопасность» 10 мин.Сопоставление собранной информации для планирования коррекционной работы. Сформированы умения проводить опрос.
п/п Формы и методы деятельности Содержание деятельности Приме рное время Предполагаемый результат 4Работа с перфокартой Проверка знаний педагогов по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения 7 мин. Систематизиро- ваны знания педагогов по ознакомлению с правилами дорожного движения. Ход семинара – практикума
4. Работа с перфокартой Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения Вопросы Варианты ответа Как должен входить в автобус взрослый с ребенком? 1. Входить одновременно с ребенком 2. Ребенок входит первым, взрослый за ним 3. Взрослый входит первым, ребенок за ним Как должен взрослый с ребенком выходить из автобуса? 1. Выходить одновременно с ребенком 2. Ребенок идет первым, взрослый за ним 3. Взрослый выходит первым, ребенок за ним Как следует переходить улицу при выходе из транспорта? 1. Дождаться, когда транспорт отойдет 2. Автобус обойти спереди 3. Обойти автобус сзади С какого возраста рекомендуется знакомить детей с назначением желтого сигнала светофора? 1. С 3-х лет 2. С 4-х лет 3. С 5-ти лет 4. В зависимости от уровня развития и знаний детей Программе какой возрастной группы соответствует знание детьми таких правил пешехода: идти можно только по тротуару, придерживаясь правой стороны, переходить улицу по пешеходному переходу на зеленый сигнал светофора, держась за руку взрослого 1. 2-я младшая 2. Средняя 3. Старшая Какому сигналу светофора соответствует положение милиционера-регулировщика боком к пешеходу? 1. Зеленый 2. Красный 3. Желтый
4. Работа с перфокартой Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения Вопросы Варианты ответа Как должен входить в автобус взрослый с ребенком? 1. Входить одновременно с ребенком 2. Ребенок входит первым, взрослый за ним 3. Взрослый входит первым, ребенок за ним Как должен взрослый с ребенком выходить из автобуса? 1. Выходить одновременно с ребенком 2. Ребенок идет первым, взрослый за ним 3. Взрослый выходит первым, ребенок за ним Как следует переходить улицу при выходе из транспорта? 1. Дождаться, когда транспорт отойдет 2. Автобус обойти спереди 3. Обойти автобус сзади С какого возраста рекомендуется знакомить детей с назначением желтого сигнала светофора? 1. С 3-х лет 2. С 4-х лет 3. С 5-ти лет 4. В зависимости от уровня развития и знаний детей Программе какой возрастной группы соответствует знание детьми таких правил пешехода: идти можно только по тротуару, придерживаясь правой стороны, переходить улицу по пешеходному переходу на зеленый сигнал светофора, держась за руку взрослого 1. 2-я младшая 2. Средняя 3. Старшая Какому сигналу светофора соответствует положение милиционера-регулировщика боком к пешеходу? 1. Зеленый 2. Красный 3. Желтый
Ход семинара – практикума п/п Формы и методы деятельности Содержание деятельности Пример- ное время Предполагаемый результат 5 Бланковая игра Методы ознакомления детей с основами безопасности 10 мин Использование разнообразных методов организации безопасности жизнедеятельности
5. Бланковая игра Метод повторения Метод экспериментирования Метод модулирования ситуации Метод сравнения
5. Бланковая игра Метод повторения Метод экспериментирования Метод моделирования ситуации Метод сравнения
Ход семинара – практикума п/п Формы и методы деятельности Содержание деятельности Пример ное время Предполагаемый результат 6Работа в группах I группа Разработать мероприятия с родителями по проблеме II группа Составить памятку «Как вести себя с незнакомцем» III группа Составить памятку «Правила пожарной безопасности» 7 мин. Овладение практическими навыками по проблеме. Приобретение навыков публичного Выступления.
6. Работа в группах I группа Мероприятия с родителями по формированию у детей навыков безопасного поведения: Лекции и консультации Оформление стендов Выставки и презентации плакатов Эстафеты безопасности Театрализованные постановки Конкурсы Проекты
II группа « Как вести себя с незнакомцем » ПАМЯТКА 1. Не ходи с незнакомцем (тетей, дядей, бабушкой, дедушкой), что бы он тебе ни говорил! 2. Не садись к незнакомым людям в машину ни под каким предлогом! 3. Не заходи в подъезд дома или в лифт с незнакомцем, даже если он на вид совершенно безопасен! 4. Ничего не бери у незнакомца, что бы он тебе ни предлагал! 5. Ты не обязан отвечать на вопросы незнакомых людей и чем бы то ни было помогать им (даже если тебя попросили проводить до квартиры, которую не могут найти) 6. Не бойся отказывать! (Научите ребенка вежливо отказывать старшим. Есть скромные, деликатные, воспитанные дети, которые не в состоянии отказать незнакомцу в просьбе, хотя внутренне испытывают протест.) 7. Не бойся кричать! (Необходимо объяснить ребенку, что, если к нему пристанет незнакомец, ему следует громко и пронзительно кричать, звать на помощь прохожих, царапать и щипать самые ранимые места.)
III группа « Правила пожарной безопасности» ПАМЯТКА Не играй со спичками и зажигалками. Это может стать причиной пожара. Уходя из дома или из комнаты, не забывай выключить электроприборы. Не суши белье (и волосы) над плитой. Ни в коем случае не зажигай фейерверки, свечи или бенгальские огни дома (это можно делать только со взрослыми и на улице В деревне или на даче без взрослых не подходи к печке и не открывай печную дверцу. От выпавшего уголька может загореться дом
Мастер-класс
Организация игр-занятий по основам безопасности Задачи: Идентификация опасностей, т.е. распознавание опасностей и их источников; Разработка предупредительных мер; Ликвидация возможных последствий. Формула безопасности Безопасности формула есть: Надо видеть, предвидеть, учесть. По возможности – все избежать, А где надо - на помощь позвать.
Цель: Научить воспитанников выполнять главные правила безопасного поведения. Принципы: сезонность; местные особенности; бытовые условия проживания детей.
Формирование у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности
Интеграция изобразительная; театральная; экологическая; трудовая; физкультурный досуг и развлечение. Тематика игр-занятий: - «Мы – пешеходы» - «К тебе подходит незнакомец» - «Безопасность на воде» - «Не бойся огня» - «Первая помощь при ушибах и порезах» - «Осторожно, лекарства» - «Опасности в быту» - «В гости к Айболиту» - «Осторожно с ягодами, грибами»
Алгоритм игр-занятий oвхождение в ситуацию; oпостановка задач; oсоздание проблемной ситуации; o«Мозговой штурм» - выход из ситуации. Прогнозируемые результаты: Имеют представления о безопасности поведения; Умеют планировать свою деятельность; Умеют прогнозировать развитие тех или иных процессов; Умеют анализировать, моделировать ситуацию; Умеют предвидеть последствия своих поступков для других людей. Умеют самостоятельно классифицировать источники опасности
Ход семинара – практикума п/п Формы и методы деятельности Содержание деятельности Приме р- ное время Предполагаемый результат 8 Бюро творческих находок (домашнее задание) Игры с «Острова Безопасности» (работа на выставке) 10 мин.Распространение опыта работы на уровне дошкольного учреждения. Внедрение в практику работы игр и игровых пособий. 9 Игралочки для взрослых «Классификация источников опасности» «Подбери действие и рифму к наказам» 5-7 мин. Сопоставление прогнозируемого и полученного результата 10 Интерактивная игра «Альпинисты» Рефлексия, получение обратной связи 3 мин. Оценка эффективности семинара
Литература 1. Формирование культуры безопасного поведения у детей Ф лет : «Азбука безопасности», конспекты занятий, игры / авт.-сост. Н. В. Коломеец. - Волгоград : Учитель, Как обеспечить безопасность дошкольников; Конспекты занятий по основам безопасности детей дошк. возраста воспитателей дет. сада/К. Ю. Белая, В. на, Л. А. Кондрыкинская и др. 4-е изд. М.: Просвещение, Психологическое здоровье ребёнка и педагога: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / К. М. Семёнова, М. II. Чеснокова; под ред. проф. Е. А. Панько. Мозырь: Белый Ветер, Содержание и технологии проведения семинарских занятий с педагогами; Пособие для руководителей дошк. учреждений в 3-х частях: Ч. 1: Семинар-дискуссия. Семинар педагогический анализ. Семинар-викторина / А. Н. Котко. Мозырь: ООО ИД "Белый Ветер", Технологии методической деятельности в дошкольном учреждении :пособие для педагогов, обеспечивающих получение дошк. образования / А. Н. Котко. - Минск : Зорны верасень, Интерактивные методы в организации педагогических советов в ДОУ / Давыдова О. И., Майер А. А., Богославец Л. Г. – Санкт-Петербург «ДЕТСТВО- ПРЕСС» 2010