Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы МОУ лицея «Серпухов» г.Серпухов Московской области Можаева Татьяна Петровна Стихи и проза.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Стихи и проза. Ритм, рифма, смысл. Поэзия - это... ощущение собственного совершенства на фоне общего несовершенства мира. Поэзия - это... ощущение собственного.
Advertisements

Поэзия и проза. Ритм, рифма.. Последний день июля месяца. На тысячи верст кругом Россия, родной край. Безветрие, теплынь. Воздух - молоко парное! И. С.
У лукоморья дуб зелёный; Златая цепь на дубе том: И днём и ночью кот учёный Всё ходит по цепи кругом; Идёт направо - песнь заводит, Налево - сказку говорит.
РИФМА- созвучие окончаний стихотворных строк По - гречески слово «РИФМОС»означает «СТРОЙНОСТЬ», «СОРАЗМЕРНОСТЬ».
Стихи и проза. Ритм и рифма. Каждый пишет, как он слышит, Каждый слышит, как он дышит, дышит, Как он дышит, так и пишет,- Не стараясь угодить. Маклак Л.В.
«У лукоморья…» А.С.Пушкин. А.С.Пушкин Арина Родионовна.
Чем отличается проза от поэзии? Рифмы. История стихосложения.
Ритм и рифма. Ритм – повторение каких-либо однозначных явлений через равные промежутки времени. Царь простился с царицею. Царь с царицею простился.
Пушкин Александр Сергеевич (1799 – 1837) А.С. Пушкин У лукоморья дуб зелёный (Из поэмы "Руслан и Людмила) У лукоморья дуб зелёный; Златая цепь на дубе.
Выполнил: учитель русского языка и литературы МОУ «Ново-Выселская средняя общеобразовательная школа» Демидова Мария Алексеевна.
У лукоморья дуб зелёный; Златая цепь на дубе том: И днём и ночью кот учёный Всё ходит по цепи кругом; Идёт на право - песнь заводит, Налево – сказку говорит.
У лукоморья дуб зелёный; Златая цепь на дубе том: И днём и ночью кот учёный Всё ходит по цепи кругом; Идёт направо - песнь заводит, Налево - сказку говорит.
РИФМА – это созвучие окончаний стихотворных строк опоясывающая перекрестная парная.
« У лукоморья дуб зелёный …» Подготовила Спиридонова Н. Л., учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ 17 р. п. Юрты.
СТОПА - это последовательность безударных и одного ударного слога, чередующихся в определённом порядке. Мчатся тучи, вьются тучи 1234.
Стихотворение А. С. Пушкина « У лукоморья дуб зелёный …» ( Отрывок из поэмы « Руслан и Людмила »)
Презентация к уроку 8 класса Подготовила презентацию Мальцева Ольга Васильевна.
Презентация к уроку (литература, 5 класс) на тему: Презентация к уроку литературы 5 класс Иллюстрации к поэме А.Пушкина "Руслан и Людмила"
Александр Сергеевич Пушкин. Создателем современного литературного языка считается Александр Пушкин, произведения которого считаются вершиной русской литературы.
А.С. Пушкин Пролог к поэме «Руслан и Людмила». У лукоморья дуб зелёный, златая цепь на дубе том.
Транксрипт:

Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы МОУ лицея «Серпухов» г.Серпухов Московской области Можаева Татьяна Петровна Стихи и проза. Ритм, рифма, смысл. Урок литературы в 5 классе.

познакомиться с понятием рифма, ритм, видами рифмовок; узнать, чем отличается стихотворная речь от прозаической. - Тема урока: Цели:

Где стихи, а где проза? Царь с царицею простился, В путь дорогу снарядился, И царица у окна Села ждать его одна. А.С. Пушкин

Стихи и проза. Стихотворение – речь, подчинённая рифме, ритму, смыслу. Проза ( в переводе с латинского означает) «речь, которая ведется прямо вперед», «вольный, освобожденный, прямой».

Николай Носов

Я – поэт! Зовусь Незнайка! От меня вам – балалайка! А помните, как поэт Цветик объяснял Незнайке, что такое рифма?

Рифма Рифма - это когда слова в концах стихотворных строчек заканчиваются одинаково,- объяснил Цветик.- Например: утка – шутка, коржик – моржик.

Рифма. Рифма – созвучие окончании стихотворных строк.

Перекрёстная рифма А) У лукоморья дуб зелёный; Б) Златая цепь на дубе том: А) И днём и ночью кот учёный Б) Всё ходит по цепи кругом. А Б

Парная рифма А) Там ступа с Бабою Ягой А) Идёт, бредёт сама собой; Б) Там царь Кащей над златом чахнет; Б) Там русский дух... Там Русью пахнет! А А Б Б

Опоясывающая рифма А) И там я был, и мёд я пил; Б) У моря видел дуб зелёный; Б) Под ним сидел, и кот учёный А) Свои мне сказки говорил. А Б Б А

. ? Незнайка придумал свою рифму: палка – селёдка. Но Цветик с такой рифмой не согласился. Почему?

Ритм Ритм – это повторение каких-лггибо однозначных явлении через равные промежутки времени (чередование ударных и безударных слогов в строке). Например: У Лукоморья дуб зелёный; Златая цепь на дубе том: И днём и ночью кот учёный Всё ходит по цепи кругом…

Поиграем -постучим Например: Люблю /грозу /в нача/ле ма/я, Когда/ весен/нии пер/вый гром/, Как бы /резвая/ся и /игра/я, Грохо/чет в не/бе го/лубом/.

Или так… Например: Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крута. То как зверь она завоет, То заплачет, как дита. А.С. Пушкин

Буря/ мглою/ небо /кроет/, Вихри/ снежны/е кру/та. То как/ зверь о/на за/воет, То за/плачет/, как дита/. А.С. Пушкин

Ритм Ритм создаёт определённое настроение, окрашивает стихотворение единым тоном.

Ритм подчёркивает характер героинь. Но царевна молодая, Тихомолком расцветая, Между тем росла, росла, Поднялась – и расцвела, Белолица, черноброва, Нраву кроткого такого...

Ритм подчёркивает характер героинь. И царица хохотать, И плечами пожимать, И подмигивать глазами. И прищёлкивать перстами, И вертеться, подбочась, Гордо в зеркальце глядясь...

Рифмовки-чистоговорки. Можно прямо на ходу придумывать рифмовки-чистоговорки. Они помогают почувствовать ритм стиха. - Ча-ча-ча, мы были у… - Жа-жа-жа, нашли в лесу … - От-от-от, мурлычет рыжий… - Иб-ггиб-ггиб, в лесочке вырос…

Шедевры Незнайки Знайка шёл гулять на речку, Перепрыгнул через овечку. Торопыжка был голодный, Проглотил утюг холодный. В чём их недостаток?

Проверьте свой слух, объедините слова парами, в которых они рифмуются: Водой, огонь, носки, тронь, близки, от пыли, молодой, не вы ли. Перчатка, игла, сладко, стержень, была, язык, те же, привык. Беседа, позови, припев, победа, доев, Китай, о любви, покатай.

Поэт Никифор Ляпис Прггиблизительно так сочинял стихи поэт Никифор Ляпис, герой книги И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев». Служил Гаврила почтальоном, Гаврила письма разносил. Гаврила ждал в засаде зайца, Гаврила зайца подстрелил. Пешком ходил он по деревне, Сидеть на лавочке любил.

А теперь поиграем. Я называю первую строчку, а вы сочиняете вторую. (Репортер, дворник, инженер, учитель, депутат, акробат). Какие слова не подходят и почему? Служил Гаврила педагогом...

Продолжи фразы: Урок привлёк меня тем, что… Мне больше всего удалось… Это необходимо мне… Мне было интересно познакомиться с…

Домашнее задание 1) Прочитать текст на стр.94 – 95, подготовиться к беседе по вопросам. 2) Творческое задание: дано буриме (рифмованные концы): небес, лес, дожди, подожди, сочинить по ним «стишки». 3) Рифма посложнее: в зоопарке-делом- жарко-мелом.

АБАБ

Найди рифмующееся слово.

Подбери рифму к слову.