Проект профессионального стандарта педагога. Профессиональный стандарт педагога Содержание 1. Область применения. 2. Цель применения. 3. Термины и определения.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Профессиональный стандарт педагога. Стандарт – инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире. Стандарт – инструмент повышения качества.
Advertisements

Профессиональный стандарт педагога Концепция и содержание.
«В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя» (К.Д. Ушинский)
Структура и основные положения документа «Профессиональный стандарт педагога» Подготовила: Красношапка Мария Олеговна Музыкальный руководитель первой квалификационной.
Профессиональный стандарт педагога Подготовила: Старший воспитатель: Смоленская Н.С.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА Е.А. Глацких Старший воспитатель МБДОУ детский сад «Берёзка»
Профессиональный стандарт педагога: документ, включающий перечень профессиональных и личностных требований к учителю, действующий на всей территории Российской.
Профессиональный стандарт педагога. Стандарт – инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире. Стандарт – инструмент повышения качества.
Профессиональный стандарт педагога. Полное название документа: Профессиональный стандарт Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном.
Профессиональный стандарт педагога Методист Проскурина Н.В. Елец, 2013.
Личностные качества и профессиональные компетенции, необходимые педагогу для осуществления развивающей деятельности Денисова Л.В. педагог-психолог МОУ.
Проект концепции и содержания профессионального стандарта учителя Проект концепции и содержания профессионального стандарта учителя.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА. Содержание профессионального стандарта педагога Педагог должен: 1. Иметь высшее образование. Педагогам, имеющим среднее.
Сообщение подготовила: Соловова И.А. заместитель директора по ВР МОУ СОШ 15 г. Балашова Профессиональный стандарт педагога.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА. В соответствии Федеральный закон 273-ФЗ от «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ) относит.
Профессиональный стандарт педагога. Психолого-педагогические требования к квалификации учителя точных наук.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА Овечкина Н.В. Воспитатель ДОУ д/с 103 с.Возжаевка.
Профессиональный стандарт педагога В мире обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя» К. Д. Ушинский.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА (проект) Голушко Т.В. Воспитатель ГПД МОУ «РтищевскаяСОШ Ртищевского района Саратовской области» декабрь 2013 г.
ФГОС ДО Стандарт – инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире. Стандарт – инструмент повышения качества образования и выхода отечественного.
Транксрипт:

Проект профессионального стандарта педагога

Профессиональный стандарт педагога Содержание 1. Область применения. 2. Цель применения. 3. Термины и определения применительно к педагогу. 4. Содержание профессионального стандарта педагога Часть первая: обучение Часть вторая: воспитательная работа Часть третья: развитие Часть четвертая: педагог начальной школы Часть пятая: педагог дошкольного образования (воспитателя). 5. Методы оценки выполнения требований профессионального стандарта педагога. 6. Заключительные положения.

Профессиональный стандарт педагога Приложения: Приложение 1. Перечень ИКТ-компетенций педагога. Приложение 2. Психолого-педагогические требования к квалификации учителя. Приложение 3. Часть А. Профессиональный стандарт учителя математики и информатики. Часть Б. Профессиональный стандарт учителя русского языка. Приложение 4. Рекомендации по внедрению профессионального стандарта педагога.

Педагог – ключевая фигура реформирования образования. «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя» (К.Д. Ушинский). В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться

Зачем нужен профессиональный стандарт педагога инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире. инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень. объективный измеритель квалификации педагога. средство отбора педагогических кадров в учреждения образования. основа для формирования трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем. Стандарт это -

Необходимость наполнения профессионального стандарта учителя новыми компетенциями: Работа с одаренными учащимися. Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования. Преподавание русского языка учащимся, для которых он не является родным. Работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии. Работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении

Характеристика стандарта Рамочный документ, в котором определяются основные требования к квалификации. Общенациональная рамка стандарта может быть дополнена региональными требованиями. Профессиональный стандарт педагога может быть также дополнен внутренним стандартом образовательного учреждения. Профессиональный стандарт педагога является уровневым, учитывающим специфику работы педагогов в дошкольных учреждениях, начальной, основной и старшей школе.

Характеристика стандарта Учитывая особое место таких предметов, как математика и русский язык, отдельно выделяются профессиональные стандарты педагога по этим специальностям. Профессиональный стандарт педагога отражает структуру его профессиональной деятельности: обучение, воспитание и развитие ребенка. Стандарт выдвигает требования к личностным качествам учителя, неотделимым от его профессиональных компетенций, таких как: готовность учить всех без исключения детей, вне зависимости от их склонностей, способностей, особенностей развития, ограниченных возможностей.

4.1. Часть первая: обучение Педагог должен: 1. Иметь высшее образование. 2. Демонстрировать знание предмета и программы обучения. 3. Уметь планировать, проводить уроки, анализировать их эффективность (самоанализ урока). 4. Владеть формами и методами обучения, выходящими за рамки уроков: лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п. 5. Включить в образовательный процесс всех учеников: со специальными потребностями в образовании; одаренных; с ограниченными возможностями и т.д. 6. Уметь объективно оценивать знания учеников, используя разные формы и методы контроля. 7. Владеть ИКТ-компетенциями

4.2. Часть вторая: воспитательная работа Педагог должен: 1. Владеть разными формами и методами воспитательной работы, в том числе методами организации экскурсий, походов и экспедиций, музейной педагогики 4. Обеспечивать безопасную образовательную среду 5. Эффективно управлять классами 6. Устанавливать четкие правила поведения в классе 7. Оказывать всестороннюю помощь и поддержку в организации ученических органов самоуправления.

4.2. Часть вторая: воспитательная работа Педагог должен: 8. Уметь общаться с детьми 9. Уметь находить ценностный аспект учебного знания 10. Уметь проектировать и создавать ситуации развивающие эмоционально-ценностную сферу 11. Уметь обнаруживать и реализовывать (воплощать)воспитательные возможности различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.). 12. Учитывать культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей.

4.2. Часть вторая: воспитательная работа 12. Учитывать культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей. 13. Уметь создавать детско-взрослые общности 14. Привлекать семью к решению вопросов воспитания ребенка. 15. Уметь сотрудничать с другими педагогами 16. Уметь анализировать реальное состояние дел в классе 17. Помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях. 18. Поддерживать уклад, атмосферу и традиции жизни школы, внося в них свой положительный вклад.

4.2. Часть третья: развитие 1. Профессиональная установка на оказание помощи любому ребенку. 2. Способность выявлять разнообразные проблемы детей. 3. Способность оказать адресную помощь ребенку. 4. Готовность к взаимодействию с другими специалистами консилиума. 5. Умение читать документацию специалистов и составлять совместно программу индивидуального развития ребенка. 7. Умение проводить коррекционно-развивающую работу.

4.2. Часть третья: развитие 8. Умение отслеживать динамику развития ребенка. 9. Умение защитить тех, кого в детском коллективе не принимают. 10. Знание общих закономерностей развития личности и проявления личностных свойств, кризисов развития, возрастных особенностей учащихся. 11. Умение использовать в практике своей работы психологические подходы. 12. Проводить профилактику различных форм насилия в школе. 13. Умение (совместно с психологом и другими специалистами) осуществлять психолого-педагогическое сопровождение образовательных программ, в том числе программ дополнительного образования.

4.2. Часть третья: развитие 14. Владение приемами психодиагностики личностных характеристик. 15. Умение составить психолого-педагогическую характеристику учащегося. 16. Умение разрабатывать и реализовывать индивидуальные программы развития. 17. Умение формировать ценности социального поведения. 18. Владение технологиями (в том числе инклюзивными для работы с различными учащимися 19. Умение формировать детско-взрослые сообщества. 20. Знание основных закономерностей семейных отношений.

Методы оценки выполнения требований профессионального стандарта педагога Итоговая оценка профессиональной деятельности педагога производится по результатам обучения, воспитания и развития учащихся. Производя такую комплексную оценку, необходимо учитывать уровни образования, склонности и способности детей, особенности их развития и реальные учебные возможности. Так, в оценке работы педагога с сохранными, способными учащимися в качестве критериев могут рассматриваться высокие учебные достижения и победы в олимпиадах разного уровня. По отношению к учащимся, имеющим особенности и ограниченные возможности, в качестве критериев успешной работы педагогами совместно с психологами могут рассматриваться интегративные показатели, свидетельствующие о положительной динамике развития

Методы оценки выполнения требований профессионального стандарта педагога Оценивая профессиональные качества педагога, необходимо обеспечить обратную связь с потребителями его деятельности. В качестве таких потребителей выступают сами учащиеся и их родители. Отсюда следует, что оценка деятельности учителя выходит за узкие ведомственные рамки и требует закрепления организационных форм и соответствующего им порядка проведения, обеспечивающего общественное участие в этой процедуре.

Методы оценки выполнения требований профессионального стандарта педагога Оценка соответствия требованиям может быть проведена посредством внутреннего аудита, (анализ планов и отчетов, посещение уроков). Сбор данных может быть осуществлен посредством результативного опроса, выслушивания, наблюдений и анализа документов, записей и данных.внутреннего аудита Внутренние аудиторы должны назначаться из числа наиболее авторитетных учителей данного учреждения и быть обучены принципам, процедурам и методам проведения аудитов. Объем и частота проведения внутреннего аудита в отношении конкретного учителя устанавливаются самой образовательной организацией, исходя из ее политики в области повышения качества образовательных услуг. Результаты внутренних аудитов должны учитываться при проведении государственной аттестации учителя и присвоении ему соответствующей категории

Компоненты ИКТ-компетентности учителя Приложение 1 к Проекту. Общепользовательский компонент Использование приемов и соблюдение правил начала, приостановки, продолжения и завершения работы со средствами ИКТ, устранения неполадок, обеспечения расходуемых материалов, эргономики, техники безопасности Соблюдение этических и правовых норм использования ИКТ Видеоаудиофиксация процессов в окружающем мире и в образовательном процессе. Клавиатурный ввод. Аудиовидиотекстовая коммуникация. Навыки поиска в Интернете и базах данных. Систематическое использование имеющихся навыков в повседневном и профессиональном контексте.

Общепедагогический компонент Педагогическая деятельность в информационной среде (ИС) и постоянное ее отображение в ИС Планирования и объективного анализа образовательного процесса Прозрачности и понятности образовательного процесса окружающему миру Организации образовательного процесса: Выдача заданий учащимся, Проверка заданий перед следующим занятием, рецензирование и фиксация промежуточных и итоговых результатов, в том числе в соответствии с заданной системой критериев

Общепедагогический компонент составление и аннотирование портфолио учащихся и своего собственного, дистанционное консультирование учащихся при выполнении задания, поддержка взаимодействия учащегося с тьютором. Организация образовательного процесса, при которой учащиеся систематически в соответствии с целями образования: ведут деятельность и достигают результатов в открытом контролируемом информационном пространстве, следуют нормам цитирования и ссылок (при умении учителя использовать системы антиплагиата), используют предоставленные им инструменты информационной деятельности.

Общепедагогический компонент Подготовка и проведение выступлений, обсуждений, консультаций с компьютерной поддержкой, в том числе в телекоммуникационной среде. Организация и проведение групповой (в том числе межшкольной) деятельности в телекоммуникационной среде. Использование инструментов проектирования деятельности (в том числе коллективной), визуализации ролей и событий. Визуальная коммуникация – использование средств наглядных объектов в процессе коммуникации, в том числе диаграмм, видеомонтажа. Предсказание, проектирование и относительное оценивание индивидуального прогресса учащегося, исходя из текущего состояния, характеристик личности, предшествующей истории, накопленной ранее статистической информации

Общепедагогический компонент Оценивание качества цифровых образовательных ресурсов (источников, инструментов) по отношению к заданным образовательным задачам их использования. Учет общественного информационного пространства, в частности молодежного. Поддержка формирования и использования общепользовательского компонента в работе учащихся. Организация мониторинга учащимися своего состояния здоровья. Предметно-педагогический компонент Постановка и проведение эксперимента в виртуальных лабораториях своего предмета

Приложение 2 к Проекту. Психолого-педагогические требования к квалификации учителя Для эффективного выполнения указанной трудовой функции учителю необходимо усвоить ряд фундаментальных понятий из психологии личности, возрастной и педагогической психологии, определяющих результаты образовательного процесса, степень развития метапредметных компетенций, уровень и показатели социализации личности, ее развития, в т.ч. следующие:

Психолого-педагогические требования к квалификации учителя Приложение 2 к Проекту. Гражданская и социальная идентичность. Уважение прав и свобод личности. Система ценностей личности. Образцы и нормы просоциального поведения, в том числе в виртуальной и поликультурной среде. Показатели стадий и параметры кризисов возрастного и личностного развития. Развитие коммуникативной компетентности обучающихся. Формирование системы регуляции поведения. Формирование и становление учебной мотивации и системы универсальных учебных действий. Особенности освоения и смены видов ведущей деятельности. Формирование детско-взрослых сообществ. Становление картины мира.

На данный момент, учитывая особое место и роль в общем среднем образовании таких предметов, как математика и русский язык, обязательность их сдачи в форме ЕГЭ для всех без исключения выпускников школ разработаны проекты профессиональных стандартов учителя математики и информатики, учителя русского языка. Профессиональные требования к учителям- предметникам Общие положения (задачи, образовательный результат, роль учителя и др.) Требования к учителю (Учитель должен) Профессиональные компетенции, повышающие мотивацию к обучению и формирующие математическую (лингвистическую) культуру Структура

· способности к логическому рассуждению и коммуникации, · способности к постижению основ математических моделей реального объекта или процесса, готовности к применению моделирования для построения объектов и процессов, определения или предсказания их свойств. Главным образовательным результатом освоения математики и информатики учащимся является формирование:

Профессиональный стандарт учителя математики и информатики в математической деятельности приобретаются и используются конкретные знания, умения и навыки в области математики и информатики, в том числе умения: формировать внутреннюю (мысленную) модель математической ситуации (включая пространственный образ), проверять математическое доказательство, приводить опровергающий пример, выделять подзадачи в задаче, перебирать возможные варианты объектов и действий,

Учитель должен: пользоваться заданной математической моделью, в частности формулой, геометрической конфигурацией, алгоритмом, прикидывать возможный результат моделирования (например – вычисления), применять средства ИКТ в решении задачи там, где это эффективно; способность преодолевать интеллектуальные трудности, решать принципиально новые задачи, проявлять уважение к интеллектуальному труду и его результатам.

Учитель должен: Уметь решать задачи элементарной математики соответствующей ступени образования, задачи олимпиад (включая новые задачи регионального этапа Всероссийской олимпиады). Устойчиво выполнять задания открытых банков на уровне, в зависимости от аттестационной категории (для высшей категории – решение случайно выбираемых заданий из открытого банка 9 класса на уровне не хуже 90% выпускников, из открытого банка 11 класса – на уровне не хуже 80% выпускников). Использовать информационные источники, периодику, следить за последними открытиями в области математики и знакомить с ними учащихся. Иметь канал консультирования по сложным математическим вопросам.

Учитель должен: Владеть основными математическими компьютерными инструментами: визуализации данных, зависимостей, отношений, процессов, геометрических объектов, вычислений – численных и символьных, обработки данных (статистики), экспериментальных лабораторий (вероятность, информатика). Квалифицированно набирать математический текст. Иметь представление о широком спектре приложений математики и знать доступные учащимся математические элементы этих приложений.

Принципиальная особенность математики наличие целостной линии содержания, выраженной более рельефно и последовательно, нежели в других предметах. Пропуск любого значительного фрагмента в этой линии приводит к существенному снижению возможности дальнейшего учебного продвижения. Следовательно, выявляемые пробелы в освоенном материале должны быть ликвидированы в степени, достаточной для освоения последующего материала и формирования у учащегося чувства уверенности в знаниях на соответствующую тему.

Введение стандарта Шаг первый Обсуждение всеми заинтересованными сторонами: педагогами, администраторами, профсоюзами, родителями и самими учениками. Цель обсуждения: Анализ и учет общественного мнения, сбор и систематизация замечаний и предложений по усовершенствованию, достижение широкого консенсуса, на базе которого будет принят окончательный вариант документа. Уже на стадии обсуждения запущен государственно- общественный механизм управления внедрением профессионального стандарта учителя. С этой целью создана общественная ассоциация «Профессиональный стандарт учителя – 2013».

Общественная ассоциация «Профессиональный стандарт учителя – 2013». Введение стандарта Задачи ассоциации: Общественный контроль на всех этапах обсуждения, апробации и внедрения Мониторинг ситуации на местах. Оказание информационной, правовой, методической и иной поддержки пилотным школам. Оказание аналогичной поддержки педагогическим вузам и центрам повышения квалификации учителей, которые готовы менять образовательные стандарты подготовки и переподготовки.

Общественная ассоциация «Профессиональный стандарт учителя – 2013». Введение стандарта Задачи ассоциации: Обеспечение сетевого взаимодействия педагогов, образовательных организаций, органов управления образованием. Своевременное информирование органов власти и управления о нарушениях прав педагогов и образовательных организаций вследствие ошибочных трактовок положений профессионального стандарта педагога. Разработка перечня должностей (профессий) работников образования, для которых необходимы профессиональные стандарты национального уровня

Введение стандарта Шаг второй Запуск пилотных проектов, в которые добровольно входят территории, образовательные организации, педагогические вузы и центры переподготовки учителей, заявляющие о готовности в своей деятельности руководствоваться профессиональным стандартом педагога. Цель пилотных проектов: Отработка содержания регионального дополнения профессионального стандарта педагога и внутренних стандартов образовательных организаций, подготовка соответствующей документации. Изменение стандартов подготовки и переподготовки учителя.

Введение стандарта Шаг третий Полномасштабное введение профессионального стандарта педагога к сентябрю 2014 года.