Учет общих и специфических закономерностей обучения детей с особыми образовательными потребностями. Зорина Татьяна Анатольевна, тифлопедагог.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Учет общих и специфических закономерностей обучения детей с особыми образовательными потребностями. Романенко Г.И., учитель начальных классов МОУ «СОШ.
Advertisements

Современный урок в коррекционной школе КГКСКОУ СКШИ 8 вида 11 Шишканова Снежана Егоровна.
Учитель живет до тех пор, пока учится; как только он перестает учиться, в нем умирает учитель. К.Д. Ушинский К.Д. Ушинский.
Социально - психологическое сопровождение учащихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении. Тема:
ВИДЫ ТРУДНОСТЕЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ЧТЕНИЮ,ПИСЬМУ, МАТЕМАТИКЕ И ИХ ВОЗМОЖНЫЕ ПРИЧИНЫ Учитель-логопед Набатникова Е.В.
Причины трудностей письма и чтения у младших школьников И их преодоление.
Трудности при обучении младших школьников. Учитель начальных классов Елена Леонидовна Иванова.
Речь детей нарушена как система.. Дети с ЗПР имеют все нарушения речи наблюдающиеся у детей с нормальным интеллектом.
Русский язык как учебный предмет в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида.
Нарушено формирование всех компонентов речевой системы: - нарушено звукопроизношение - нарушен лексико-грамматический строй - отмечается бедность словаря.
Русский язык как учебный предмет в специальной (коррекционной) школе.
Коррекционная работа с умственно отсталыми детьми.
Цели работы: Основные направления работы: Диагностика Тренинги Развивающие занятия Психологические игры Консультации.
Задержка психического развития – понятие, которое говорит о замедленном темпе психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание,
Особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
Теоретические основы изучения дизорфографии у младших школьников. МО учителей-логопедов г.Ковров 2010 ( Руководитель: Бессмертных Н.Р.)
Муниципальная общеобразовательная школа – интернат «Общеобразовательная школа – интернат среднего (полного) общего образования 17 «Юные спасатели МЧС»
Псковский областной институт повышения квалификации работников образования Центр специального образования и охраны здоровья Урок как основная форма учебно-воспитательного.
1. Письмо Министерства образования РФ от /90-6 «О психолого-медико- педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения» 2. Положение.
ПРОГРАММА Мониторинг психофизиологического развития учащихся 1 класса Автор: О.А. Оксимец.
Транксрипт:

Учет общих и специфических закономерностей обучения детей с особыми образовательными потребностями. Зорина Татьяна Анатольевна, тифлопедагог

Учитель живет до тех пор, пока учится; как только он перестает учиться, в нем умирает учитель. К. Ушинский

I. Категории детей с особыми образовательными потребностями.

Категории детей с особыми образовательными потребностями неслышащие и слабослышащие; незрячие и слабовидящие; с тяжелыми нарушениями речи; с нарушениями функций опорно- двигательного аппарата; умственно отсталые; с выраженными (глубокими) нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения; имеющие трудности в обучении, обусловленные задержкой психического развития; со сложной структурой дефекта.

II. Причины трудностей учения школьников и их устранение.

Недостатки развития, характерные для всех категорий лиц с особыми образовательными потребностями относятся : замедленное и ограниченное восприятие; недостатки развития моторики; недостатки речевого развития; недостатки развития мыслительной деятельности; недостаточная познавательная активность; пробелы в знаниях и представлениях об окружающем мире, межличностных отношениях; недостатки в развитии личности.

Задача педагога: Помочь ребенку преодолеть возникшие трудности. Сохранить и развить положительную учебную мотивацию и позитивное отношение к школе. Научить ребенка учиться самостоятельно, т.е. помочь овладеть учебными средствами: учебными действиями контроля и оценки, - и тем самым сформировать полноценную учебную деятельность.

1 группа: недостатки формирования психомоторной сферы (организация двигательных навыков письма и чтения). - несформированность зрительно-двигательной координации; -недостаточный уровень дифференцированности мышечных усилий рук; - недостатки в развитии микро моторики.

- нестабильность графических форм (по высоте, ширине, наклону букв и цифр); - отсутствие связных движений при письме, «печатание» букв; - плохой, небрежный почерк; - очень медленный темп письма; - сильный тремор (дрожание руки), проявляющийся в дополнительных штрихах, дрожащих линиях; - слишком большое напряжение руки при письме либо слишком слабый нажим.

2 группа: особенности формирования когнитивного компонента, навыков письма, чтения и вычислительных умений.

замена букв, близких по акустическим или артикуляционным признакам, пропуски букв при письме и чтении, не дописывание слов и предложений, количественные ошибки при написании слов; -неправильное чтение похожих по начертанию букв; -затруднение при слиянии букв в слоги, слогов в слова; -отсутствие устойчивых навыков счета; -незнание отношений между смежными числами; -трудности перехода из конкретного плана в абстрактный план; -неумение решать задачи; -тугодумость.

Учащиеся с низким уровнем развития анализа пространственных представлений: - с тру пространственному сходству (с - е, б – д); - при списывании (чтении) буквы располагаются (считываются) в обратной последовательности; - затрудняются при счете, допускают ошибки при выполнении счетных операций с переходом через десяток; - не соблюдают рабочую строку; - не сформировано понятие числового ряда, с трудом определяют место числа в натуральном ряду; - затрудняются со счетом в обратном порядке.

3 группа: недостатки в формировании регуляторного компонента навыков письма, чтения и вычислительных умений.

- неумение обнаруживать свои ошибки; -возрастание количества ошибок в конце работы; -выполнение требований учителя не в полном объеме; -трудности с формированием двигательного навыка письма; -медленный темп письма.

Причины неуспеваемости школьников : - большой объем программного материала и быст­ рые темпы его прохождения; - недостатки методов обучения и отсутствие учета своеобразия развития школьников; - перегрузка учащихся учебными занятиями, что приводит к повышению утомляемости, снижению работоспособности; - отсутствие должных эргономических условий для работы; - недостатки и трудности познавательной деятельности.

III. Диагностическая деятельность

IV. Коррекционная направленность процесса обучения.

Специфика обучения и воспитания проявляется в следующем: учет общих закономерностей и специфических особенностей развития, формировании приемов и способов учебной, игровой и трудовой деятельности на суженной сенсорной основе, дифференцированный подход к детям.

Речь Словарь (активный и пассивный) Синтаксическая структура (предложение) Диалогическая и монологическая речь Правильность произношения

Речь Устная и письменная Регулирующая, планирующая, анализирующая функция Фонетическая сторона Грамматическая сторона Лексическая сторона Интонационно-выразительная сторона

Внимание Произвольное и непроизвольное Объем внимания Устойчивость внимания Распределение внимания Переключение внимания

Эмоционально-волевая сфера Умение выражать свои чувства Адекватная оценка своих и чужих действий Навык самоконтроля Усидчивость и выдержка

Мышление Виды: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно- логическое Операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение Формы: понятие, суждение, умозаключение

Память Запоминание, сохранение, воспроизведение Вербальная (словесная) Образная, зрительная (представление) Моторная (двигательная)

Моторика Крупная и мелкая Координация движений (произвольность и целенаправленность) Пространственная ориентировка Удерживание равновесия Быстрота двигательных реакций

Восприятие Зрительное Слуховое Осязательное Узнавание и называние предметов (положение в пространстве, величина, цвет, размер, форма и т.п.)

Тренажер для развития прослеживающей функции глаза с объемными и плоскостными фигурами.

Тренажер для развития прослеживающей функции глаза с буквами

Тренажер В.Ф. Базарного

Использование гимнастического катка «Антей» на занятиях

Игра «Найди контурное и теневое изображение предмета».

Игра «Найди силуэт»

Создание условий и учет специфических особенностей детей с особыми образовательными потребностями, способствуют достижению ими адекватного уровня: -физического, психического и социального развития; -определенного уровня образования; -формирования положительных качеств личности; -подготовки к самостоятельной жизни; -успешности в производственных, деловых и человеческих отношениях.

Благодарю за внимание!