Басня как эпический жанр - краткий рассказ, чаще всего в стихах, главным образом сатирического характера.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Басня как эпический жанр - краткий рассказ, чаще всего в стихах, главным образом сатирического характера.
Advertisements

Басня как эпический жанр - краткий рассказ, чаще всего в стихах, главным образом сатирического характера.
В.М. Васнецов «Бой Ивана –царевича с трёхглавым змеем»
Басня как эпический жанр. Краткий рассказ, чаще всего в стихах, главным образом сатирического характера.
Басня как литературный жанр Филинова Елена Святославовна Учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ 2» Г. Сосновый Бор ФиФФИли.
Эзоп Голодная лисица увидела виноградную лозу со свисающими гроздьями и хотела до них добраться, да не смогла; и, уходя прочь, сказала сама себе : «Они.
Басня Что такое БАСНЯ? Басня стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного, сатирического характера.
Басня как эпический жанр - краткий рассказ, чаще всего в стихах, главным образом сатирического характера.
Иван Андреевич Крылов( ) «Люблю, где случай есть, пороки пощипать» И.А. Крылов.
Басня как эпический жанр. 1.Дать определение жанра «басня». 2.Познакомить с историей жанра и особенностью басен Крылова.
Устаревшие слова. Слова, которые употребляли на Руси рассказывая: - об одежде - о частях тела - о названии жилища - о снаряжении воинов Диаграмма.
Презентация к уроку литературы в 5 классе «Басня как жанр. Русский баснописец И.А. Крылов»
Во всякой ли басне есть мораль? (Исследовательский проект) Авторский коллектив: учащиеся 5 класса 2008 – 2009 учебного года Руководитель: Волошко И. А.
Тема : Роды и жанры литературы. Басня. Истоки басенного жанра.
Басни Ивана Андреевича Крылова и их исторические корни Урок литературы учителя 1 КК школы 981 Ребровой Т.В. Идентификатор :
Презентация к уроку литературы в 5 классе «Басня как жанр. Русский баснописец И.А. Крылов» Подготовлено учителем литературы ГБОУ СОШ 402 Лушпаевой Н.В.
Обобщающий урок в 3 классе по теме «Басни» программа «Начальная школаXXI века» Составила: учитель первой категории МОУ Заплавнинская ООШ Долгих Дарья Николаевна.
«Басня как жанр. Русский баснописец И.А. Крылов».
Басня как вид устного народного творчества Проект по литературе в 5 классе МОУ СОШ с.Кобылкино Выполнила: Дасаева Лия.
Эзоп ВОРОН И ЛИСИЦА Ворон унес кусок мяса и уселся на дереве. Лисица увидела, и захотелось ей заполучить это мясо. Стала она перед вороном и принялась.
Транксрипт:

Басня как эпический жанр - краткий рассказ, чаще всего в стихах, главным образом сатирического характера

Назначение басен «Когда первобытный человек почувствовал себя человеком, он оглянулся вокруг себя и впервые задумался о мире и о себе. По существу, это были два вопроса: как устроен мир? «Когда первобытный человек почувствовал себя человеком, он оглянулся вокруг себя и впервые задумался о мире и о себе. По существу, это были два вопроса: как устроен мир? и как должен вести себя в этом мире человек? На первый вопрос он ответил мифом. и как должен вести себя в этом мире человек? На первый вопрос он ответил мифом. На второй вопрос – басней» На второй вопрос – басней» (М.Л.Гаспаров «Басни Эзопа») (М.Л.Гаспаров «Басни Эзопа»)

Эзоп часто родители и взрослые, окружающие вас, читают вам нравоучения. Нравится ли это вам? Помогают ли исправить ситуацию эти нравоучения? часто родители и взрослые, окружающие вас, читают вам нравоучения. Нравится ли это вам? Помогают ли исправить ситуацию эти нравоучения? Легендарный баснописец Эзоп, живший в Древней Греции еще в 440 году до н.э. предложил делать это в другой форме. По его словам, вовсе не нужно в скучной тираде описывать человеческие пороки и поступки, а достаточно изобразить их в коротком живом рассказе – прозаическом или стихотворном - басне. Легендарный баснописец Эзоп, живший в Древней Греции еще в 440 году до н.э. предложил делать это в другой форме. По его словам, вовсе не нужно в скучной тираде описывать человеческие пороки и поступки, а достаточно изобразить их в коротком живом рассказе – прозаическом или стихотворном - басне.

Эзоп «Лисица и виноград» Голодная лисица увидела виноградную лозу со свисающими гроздьями и хотела до них добраться, да не смогла; и, уходя прочь, сказала сама себе: «Они ещё зелёные!» Голодная лисица увидела виноградную лозу со свисающими гроздьями и хотела до них добраться, да не смогла; и, уходя прочь, сказала сама себе: «Они ещё зелёные!» Так и у людей иные не могут добиться успеха по причине того, что силы нет, а винят в этом обстоятельства. Так и у людей иные не могут добиться успеха по причине того, что силы нет, а винят в этом обстоятельства.

Жан де Лафонтен ( ) Лисица и виноград Лисица и виноград Лис-гасконец, а быть может, лис-нормандец (Разное говорят), Умирая с голоду, вдруг увидел над беседкой Виноград, такой зримо зрелый, В румяной кожице! Наш любезник был бы рад им полакомиться, Да не мог до него дотянуться И сказал: «Он зелен – Пусть им кормится всякий сброд!» Что ж, не лучше ли так, чем праздно сетовать?

И.А. Крылов Лисица и виноград Голодная кума Лиса залезла в сад; В нём кисти винограду рделись. У кумушки глаза и зубы загорелись, А кисти сочные, как яхонты горят; Лишь то беда, висят они высоко: Отколь и как она к ним не зайдёт, Хоть видит око, Да зуб неймёт. Пробившись попусту час целой, Пошла и говорит с досадою: «Ну, что ж! На взгляд-то он хорош, Да зелен - ягодки нет зрелой: Тотчас оскомину набьёшь».

Общие особенности жанра басни Общая тема, общий герой, Лисица Общая тема, общий герой, Лисица Басня кратко изображает событие, которое имеет поучительный смысл, а поступки животных напоминают поступки людей Басня кратко изображает событие, которое имеет поучительный смысл, а поступки животных напоминают поступки людей В басне высмеиваются людские пороки В басне высмеиваются людские пороки Басня имеет поучение, мораль Басня имеет поучение, мораль

Различия Басня Эзопа написана в виде небольшого поучительного рассказа, притчи. Она содержит мораль. Басня Эзопа написана в виде небольшого поучительного рассказа, притчи. Она содержит мораль.

Басня Лафонтена более развернутая: действие переносится во Францию (лис-гасконец, лис- нормандец); желание Лиса достать виноград усилено тем, что он умирал с голоду; виноград описан заманчивым, притягательным для Лиса. Лафонтен расширяет объ­ яснение отказа Лиса дотянуться до винограда: «Пусть им кормится всякий сброд». Мораль у французского баснописца другая: он оп­равдывает слова Лиса. Басня Лафонтена более развернутая: действие переносится во Францию (лис-гасконец, лис- нормандец); желание Лиса достать виноград усилено тем, что он умирал с голоду; виноград описан заманчивым, притягательным для Лиса. Лафонтен расширяет объ­ яснение отказа Лиса дотянуться до винограда: «Пусть им кормится всякий сброд». Мораль у французского баснописца другая: он оп­равдывает слова Лиса.

Басня Крылова еще более развернута. Басня напоминает русскую сказку, в ней действует «кума Лиса», употреблены простонародные и устаревшие слова: «кумушка», «яхонты» (рубины), «отколь», «око», «неймет», «попусту». Действия Лисы даны подробно. Прямой морали не выведено, она содержится в русской пословице «Хоть видит око, да зуб неймет», которую Крылов иллюстрирует своей басней.

(Басня - краткий рассказ, чаще всего в стихах, главным образом сатирического характера. Басня состоит из вступления, описания событий и морали.) «Словарь литературоведческих терминов». «Словарь литературоведческих терминов». С жанром басни связаны некоторые слова и словосочетания: аллегория, аллегория, эзопов язык, эзопов язык, мораль. мораль.

Аллегория (греч.) один из видов тропов - иносказательное изображение понятия или явления действительности при помощи конкретного образа. Черты и признаки этого образа вызывают то представление о нём, которое хочет создать писатель. один из видов тропов - иносказательное изображение понятия или явления действительности при помощи конкретного образа. Черты и признаки этого образа вызывают то представление о нём, которое хочет создать писатель. Аллегория часто применяется в баснях, где хитрость иносказательно изображают в образе лисы, жадность - в обличий волка, коварство - в виде змеи и т. д.

Эзопов язык - Речь, которая изобилует иносказаниями, недомолвками и другими приёмами для сокрытия прямого смысла Речь, которая изобилует иносказаниями, недомолвками и другими приёмами для сокрытия прямого смысла

Мораль (лат.) - логический, поучительный вывод из чего-нибудь - логический, поучительный вывод из чего-нибудь